<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава I.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 8. Этнос и нация

Вспомните:

 

 

что означают слова «многонациональный народ России»?

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей – род, племя, народность, нация. Это говорит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения – род и племя – характерны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода – первобытнообщинных).

С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей – народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ – многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX–X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

С возникновением индустриальных общественных систем с преимущественно рыночными, государственными и идеологическими социальными регуляторами (в формационных терминах – с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации – нации. Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граждан единого государства.

НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным – 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидации людей, т.е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает согражданство в другой – этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.

Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т.п., т.е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности – неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Н. В. Гоголь  

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.

Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет – своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

Национальный менталитет – явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.

Традиции – это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой – явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура – черный, а в Китае – белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин – раб традиции, американец – раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать – это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т.д.). В то же время их нельзя игнорироватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать, их исключительными».
Академик Д. С. Лихачев  

Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благороднейшие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в ментальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд заслуживает уважения, и ни одно полезное занятие не кажется мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не существует.

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат национальные ценности – то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством.

Разобраться в традиционных русских ценностях, как всегда, лучше всего помогает обращение к отечественной философской мысли. Например, И. А. Ильин (1882–1954) выделяет 10 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их «сокровищами»). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, история народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т.е. трудовое воспитание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здоровья и свободы»; армию – «оплот Родины»; территорию – национально-государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», – их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «и к каждому здоровому народу». Создается впечатление, что автор – наш современник и обращается к нам, гражданам многонациональной, многоконфессиональной страны, потому что каждому народу дороги его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его святые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория – земля Отечества».

ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

История народов – непрерывный этногенез, т.е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно – 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века – уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья – одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.

Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообразия людей. Различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы – европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).

Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Не случайно в наши дни в составе больших рас принято выделять 25 малых.

У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин – это наше все!») – потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» – Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка – Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.

Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос – русский (около 120 млн из 140-миллионного населения России), а самая малая этническая общность – керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас – европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII–XIV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы – в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами – людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, – это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.

 Основные понятия: этнос, нация.

 Термины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке? 2) Чем различаются определения понятия «этнос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утверждают, что национальный менталитет – это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными? 7) Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210—1292) писал:

Все племя Адамово – тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, –
Так скажут ли люди, что ты человек?

Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясните свою позицию.

2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции, национальная кухня, национальный доход, валовой национальный продукт, национальные особенности, Национальный филармонический оркестр России, многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

3. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убедительности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной национальной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

усский историк В. О. Ключевский (1841–1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал следующее обстоятельство.

Условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. – М., 1987. – Т. 1. – С. 315.

 Вопросы и задания к источнику:

1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика