<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава I.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 11. Институт семьи и брака

Вспомните:

 

 

каково значение социальных институтов в жизни общества? Как влияют социальные ценности и нормы на поведение людей? Какие функции выполняет семья как малая группа?

В прошлом году вы изучали семью как психологическую общность, малую социальную группу. В центре внимания были семейные отношения, примеры из жизни конкретных семей, уникальность существующих в них порядков и правил.

Теперь нам предстоит рассмотреть семью как социальный институт. Это означает, что предметом внимания будет не какая-то отдельная человеческая общность, а семья как комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. Именно такое определение семьи как социального института дает социология. В отличие от психологии, изучающей семью как малую группу, социологическую науку интересует выполнение семьей функций, жизненно важных для всего общества, и в этой связи рассмотрение воздействий со стороны общества и государства на семейные отношения.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социальных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.

Семейные роли – один из видов социальных ролей человека в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т.д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т.д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения – способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, – наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.

Ученые выделяют два основных источника возникновения функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно определить, какие из этих функций направлены на удовлетворение потребностей и группы, и общества, а какие – прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их изменениями, т.е. носят исторический характер. Однако на любой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства: без этого невозможно обеспечение жизни социума, самосохранение общества.

Институт семьи существует во всех обществах, хотя природа семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художественных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т.е. их вступление в брак.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА

Знакомство с институтом брака начнем с нескольких определений.

Брак – это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.

Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

(Сравните приведенные определения. Подумайте, какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них. Какое из определений наиболее широкое?)

В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos – один) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly – много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).

Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти.

Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с обществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом.

Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Желание семейной пары быть вместе, принимать совместные решения, нести ответственность друг за друга уважается и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государственных органах. В некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

В России признается законным брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). (До 1944 г. к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический – незарегистрированный – брак.) Только заключенный на законных основаниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).

Об этом спорят

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Их сторонники утверждают, что институт брака постоянно эволюционировал, поэтому запрет брака мужчины с мужчиной и женщины с женщиной – это попытка остановить развитие цивилизации. Противники таких браков уверены, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака.

Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские союзы для однополых партнеров, предоставив им те же права, что и обычным семьям, кроме права усыновлять и удочерять детей. Однополые браки стали регистрировать в некоторых штатах США. В то же время в большинстве штатов приняты законы, запрещающие создание подобных брачных союзов.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на интегрирующие, т.е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведения в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студентам. Как вы думаете, какими будут их ответы?)

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности. Более ценными для молодых людей представляются независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для взаимоотношений между поколениями ситуацию: в связи с резкими социально-экономическими изменениями родители нередко обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с глобальными социальными и экономическими процессами (индустриализацией, урбанизацией и др.)

Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделенная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в общей деятельности (например, обработке земельных участков).

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сменяются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ведущее участие в семейных решениях.

В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше – от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «свободных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.

В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от детей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в семье – злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдаются и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией – в США, в странах Европы и др.

Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.

Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом прогрессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблемных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.

Представители другой группы те же самые семейные изменения рассматривают как исторически конкретные выражения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а коренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семейного образа жизни, сторонники этого подхода считают глобальной проблемой современности.

Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с развитыми странами уровне.

Особо остро стоят проблемы неполной семьи. В такой семье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990–2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиротами, т.е. имеют живых кровных родителей. Значительная их часть – дети из неполных семей.

Важнейшая причина социального сиротства – рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 г., коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными – неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» – полные семьи с работающими родителями и 1–2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.

Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со стороны государства и общества.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока явно недостаточны.

Традиционная для нашей страны экономическая поддержка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное – меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.

Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, медицинскими, психологическими, юридическими, образовательными и т.д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситуации. Скажем, для молодой семьи типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профессиональным ростом.

Другие проблемы семьи порождаются случайными семейными событиями (болезнь, преждевременная смерть, длительная разлука, развод, потеря работы и т.п.) или событиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т.д.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или мачехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете продолжить этот перечень.)

Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи.

Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна – защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.

 Основные понятия: семья и брак как социальные институты.

 Термины: семейная роль, неполная семья.

Проверьте себя

1) Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно отнести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие изменения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие важнейшие социальные потребности удовлетворяет институт семьи?

2. Социальные институты называют «фабриками воспроизводства общественных отношений». Какие ролевые отношения воспроизводят институты семьи и брака? Каким образом это воспроизводство происходит?

3. Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и тех, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

4. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обязанностям будущих супругов непременным условием благо получной семьи?

5. Существует мнение: «Брак – это не контракт между двумя людьми, брак – это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суждению.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.

Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, – внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <…> Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени. <…>

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентации в современной российской семье/Вестник РУДН. Серия Социология. – 2004. – № 6–7. – С. 158–159.

 Вопросы и задания к источнику:

1) Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче ценностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика