<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава 1.
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ. БАНКРОТСТВО ФИРМЫ.

 

► Что такое управление? Современный менеджер – какими качествами он должен обладать?
► Основное содержание теории менеджмента.
► Какие тенденции характерны для современного менеджмента?
► Основные понятия и содержание маркетинга. Как действует маркетинг в практике фирм?
► Банкротство фирмы.




§ 1. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента*

Термин «менеджмент» («управление») в современном понимании появился в XVIII в. в связи с необходимостью организации и управления в появившихся в большом количестве торговых и промышленных фирмах и банках. Однако необходимость в организации и управлении государственными делами, финансами, армией и полицией, строительством была актуальна уже на ранних стадиях развития цивилизации. Это нашло отражение в трудах античных авторов, в частности Платона и Аристотеля.

Менеджмент (от англ. mаnаgеment – управление, заведование, организация) – это система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Менеджмент как соединение науки и искусства формировался постепенно, обобщая лучшие результаты управленческой деятельности разных фирм и опыт разных стран мира.

Каждому этапу крупных изменений в организации и управлении фирмами соответствовали свои школы. Первая, школа научного управления (1885–1920), основывалась на конкретных данных инженерных, экономических, математических и других наук. Родоначальник школы американский инженер и экономист Ф. Тэйлор и его последователи вели исследования в низовом звене управления фирмами. Они стремились найти наиболее рациональные трудовые приёмы и исключить лишние, проводили серии наблюдений за технологическими операциями и замеры времени на каждую из них, анализируя способы повышения производительности труда рабочих. Этот подход включал точный учёт рабочего времени с применением инструментов и методов, необходимых для надлежащего учёта, стандартизацию всех орудий труда и элементарных операций и движений, установление норм выработки и т.д.

Вторая, административная школа управления (1920–1950), перешла от изучения низового звена управления производством (рабочих мест) к исследованию управления всей организацией в целом. Основатель школы – французский учёный и практик А. Файоль, имевший опыт руководства компанией по добыче угля, сформулировал 14 универсальных принципов управления, которые сохранили определённую значимость и сегодня:

1) разделение труда и специализация в области управления;

2) полномочия и ответственность;

3) дисциплина;

4) единоначалие (работник получает приказы только от одного начальника);

5) каждая управленческая группа действует по единому плану и имеет одного руководителя;

6) подчинённость личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация труда;

9) иерархия, или ступенчатое построение управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему;

10) общий порядок;

11) справедливость;

12) предотвращение текучести кадров;

13) инициативность;

14) корпоративный дух.

Третья школа – школа человеческих отношений (1930–1950) и разработки поведенческих наук (1960-е гг. – по настоящее время). Основатели этой школы американские учёные М. Фоллет и Э. Мэйони установили, что чётко разработанные операции и хорошие заработки не всегда ведут к повышению производительности труда и росту общей эффективности. Чаще всего люди работают лучше, если руководство заботится о них, удовлетворяет их социальные нужды. Поэтому они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями: проводить консультации с работниками, предоставлять им более широкие возможности общения на производстве и применять другие методы налаживания межличностных отношений и т.д. В результате были выработаны рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, улучшению условий трудовой деятельности, более полному использованию возможностей каждого человека в соответствии с его потенциалом.

В последующие десятилетия менеджмент творчески обогатился за счёт других научных направлений и идей, в частности, использования теории системного анализа, когда все составляющие целого рассматриваются в единстве, выявляются зависимости между частью и целым. При этом изучаются конкретные производственные ситуации и конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное конкретное время. Не остался без внимания и опыт планирования и прогнозирования, отчасти заимствованный из социалистической теории и практики.

В 50–60-х гг. XX в. появилась концепция социальной ответственности бизнеса, в соответствии с которой крупные корпорации должны участвовать в решении единых социальных проблем общества наравне с государством. Эта была эпоха строительства «государства всеобщего процветания» (на базе кейнсианской модели).

В последние десятилетия усилился международный характер менеджмента, что обусловлено новым этапом интернационализации производства, усилением международной конкуренции на мировых рынках, возрастанием масштабов международной торговой и финансовой деятельности крупных фирм разных стран. В связи с этим исследуются новые проблемы: общее и особенное в хозяйственном управлении всех стран; универсальные закономерности, формы и методы деятельности менеджеров; особенности управления внешнеэкономической деятельностью фирмы и др.

В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности руководителя фирмы и пути обеспечения эффективной деятельности организации, опираясь на знания экономики, организации и управления производством на фирме, права коллектива, его психологию и др. (табл. 1).

Таблица 1

ЭТАПЫ ИЗМЕНЕНИй СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЯМИ (МЕНЕДЖМЕНТА)

Показатели I этап – школа научного управления II этап – административная школа управления III этап – школа человеческих отношении IV этап – школа человеческих отношений на базе поведенческих наук V этап – информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и публичные отношения
Цель управления Производство и продажа Эффективность операции Расширение рынка Формализация организации Решение проблем и новаторство
Организационная структура Неформальные структуры менеджмента со строгой внутренней организацией; научная организация трудовых операции Централизованная и функциональная – формулирование принципов управления Децентрализованная система менеджмента – коллегиальность; управление с позиций «общности интересов» (humanite Relations – HR) Реорганизация на базе ЭВМ и первого поколения компьютеров; развитие концепций человеческих отношений (HR) Матричная форма (компьютерные технологии управления); перерастание концепции человеческих отношений в концепцию публичных отношений (PR)
Стиль высшей администрации Индивидуализм и предпринимательство Единоначалие Делегирование обязанностей и прав Строгий контроль менеджеров материнской компании Коллегиальность в деятельности менеджмента
Система контроля Рыночные результаты Стандарты и центры издержек Контроль над центрами прибыли Планы и центры инвестиций всё более централизуются Установление общности целей компаний; децентрализация при централизации финансовых потоков и прибыли
Главный метод вознаграждения Собственность Жалованье и оценка заслуг Индивидуальная премия Участие в прибыли и премирование акциями Групповая премия, индивидуальные бонусы

Самый передовой опыт менеджмента сформировался в США в ХХ в. В 20-е гг. XX в. в корпорациях США были упорядочены функции финансов, учёта, контроля, получило развитие внутри-фирменное управление и т.д. По тем временам это была новая ступень капиталистической системы управления, отражающая её новый уровень в соответствии с требованиями времени. На первый план вышла проблема эффективной организации управления предприятиями компании, тесная увязка производства с изменениями условий на рынке. Решением этих сложных проблем занимались как практики – руководители корпораций «Дженерал моторс», «Форд», «Дюпон де Немур», в том числе известный менеджер Слоун, так и теоретики управления, развивающие концепции Тэйлора, Файоля. Фрэнсис Тэйлор буквально осуществил революцию в организации производства и трудовых процессов на предприятии. Он разработал предельно чёткую организацию функциональных обязанностей и «измерители» фактического труда рабочих и инженеров: каждый должен был выполнять точно предназначенный для него круг обязанностей (трудовые операции).

На основе концепции Файоля–Фоллета начали развиваться различные управленческие теории, учитывающие уровень развития производительных сил, задачи бизнеса в новых условиях. В эти годы управленческий аппарат компании строился как многоступенчатая пирамида, имевшая в своём основании непосредственное управление производством. Соответственно, чем больше росли масштабы производства, тем более громоздким делался аппарат управления. Постепенно такая линейная организация по мере роста приводила к снижению его эффективности и значительному удорожанию систем управления. Фирмы начали искать выход из создавшейся ситуации путём децентрализации управленческих структур. Низшим звеньям управления передавался довольно значительный объём функций, росла их оперативная самостоятельность. Это способствовало росту эффективности и прибыльности фирм за счёт оптимизации организации и управления. Однако со временем стали проявляться негативные аспекты децентрализованных систем управления. Прежде всего, слишком большая самостоятельность низших звеньев по мере роста масштабов корпораций ослабляла эффективность управления, создавала трудности в координации многочисленных подразделений со стороны главного менеджмента. Нужны были новые подходы к управлению. И они не замедлили появиться вместе с новыми технологиями. Одновременно концепция человеческих отношений стала перерастать в более широкую концепцию публичных отношений.



НОВЫЕ СЛОВА

• менеджмент

• школы управления

• социальная ответственность бизнеса

• человеческие отношения (HR)

• публичные отношения (PR)



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ *

1. Что такое менеджмент?

2. В чём сущность системы Ф. Тэйлора?

3. Какие принципы провозглашала школа административного управления А. Файоля?

4. Какие приёмы в управлении предлагала использовать школа человеческих отношений Э. Мэйо?

5. В чём сущность концепции социальной ответственности бизнеса?


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2018, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика