<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава 1.
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ. БАНКРОТСТВО ФИРМЫ.




§ 4. Банкротство фирмы*

Фирмы, банки и другие хозяйствующие агенты рынка время от времени претерпевают трудности или разоряются в силу разных причин, т.е. происходит их банкротство. Банкротство (от итал. banco – скамья и rotto – сломанный) – это долговая несостоятельность, отказ гражданина или компании платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств, финансовый крах, разорение фирмы.

Формально банкротство наступает после вынесения судебного решения о неспособности должника выполнить свои финансовые обязательства. Судебное решение выносится либо по просьбе самой компании (добровольная ликвидация), либо по требованию её кредиторов (принудительное банкротство). Таким образом, под банкротством понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Несостоятельность предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные или мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры предусматривают внешнее управление имуществом должника. К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Дела о несостоятельности предприятия рассматриваются Высшим арбитражным судом, арбитражным судом субъекта РФ по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законом. Основанием для возбуждения производства по делу является заявление должника или кредитора, а также прокурора. Юридическое или физическое лицо объявляется банкротом тогда, когда сумма задолженности, затребованной к оплате и не погашенной в срок, превысила документированную стоимость движимого или недвижимого имущества. Иногда владельцы фирм ведут дело к преднамеренному или умышленному банкротству для того, чтобы избежать уголовного наказания за мошеннические операции – «увод» финансовых ресурсов за пределы фирмы и др.

В рамках процедуры банкротства мировое соглашение – это соглашение между имеющими друг к другу притязания субъектами сделки, договаривающимися посредством мирового соглашения урегулировать спор между собой без судебного разбирательства.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Сторонами мирового соглашения являются должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Мировое соглашение подписывается от имени конкурсных кредиторов лицом, избранным собранием кредиторов, от имени должника – индивидуальным предпринимателем, руководителем организации должника, во внешнем управлении и в конкурсном производстве – арбитражным управляющим.

После заключения мирового соглашения у должника возникает обязанность исполнить соглашение в форме, им предусмотренной, у кредитора право на новых условиях получить причитающийся ему долг.



НОВЫЕ СЛОВА

• банкротство

• реорганизация

• ликвидация

• внешнее управление

• мировое соглашение



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое банкротство?

2. В каких случаях по законодательству РФ фирма может быть признана банкротом?

3. Как происходит процедура банкротства?

4. Что происходит с фирмой после признания её банкротом?

5. Найдите в СМИ или Интернете материалы о банкротстве фирм в разных странах мира. Какие причины привели их к краху? Какие меры предпринимали правительства этих стран, чтобы спасти эти фирмы или уменьшить негативные последствия их банкротства?



ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Управление фирмами (или менеджмент) – это сложная отрасль деятельности, своего рода соединение науки и искусства. И отношение к этому виду человеческой деятельности должно быть серьёзное. Особое значение имеет этика менеджера. Не всякая прибыль должна устраивать менеджеров и собственников компаний, а только та, которая достаётся упорным трудом. Многие крупные банки и корпорации своей страстью к сверхприбылям и высокому вознаграждению приблизили глобальный кризис и обусловили мощный спад в мировом промышленном производстве в 2004–2010 гг.

2. Теоретики корпоративного управления утверждают, что сложность и многообразие ситуаций и проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике, оправдывают множественность структур управления. Это многообразие играет позитивную роль, поскольку позволяет принимать оптимальные решения, вовлекая в этот процесс различные группы специалистов и экспертов.

3. Современные концепции управления исходят из предпосылки, что компании ХХI в. заинтересованы в такой подготовке специалистов управления, которые сводили бы риски к минимуму. При этом ИКТ рассматривается как фактор, способный уходить от рисков. Этим занимаются и научно-аналитические подразделения фирм, которые изучают общую экономическую ситуацию, прогнозируя конъюнктуру рынка.

4. Современные бизнесмены и менеджеры должны обладать способностями и знаниями, позволяющими им объективно оценивать ситуации и всегда принимать правильные решения.

5. Структура корпораций, согласно теории и практике управления, должна соответствовать следующим основным принципам:

• чёткость, логичность и ясность построения, соответствующая основным задачам фирмы;

• правильное управление персоналом, экономия сил и ресурсов на непроизводительные расходы, в том числе расходы, связанные с контролем и смягчением разногласий в менеджерской среде;

• акцент на конечный продукт, результат деятельности работника, а не на сам технологический процесс и пути достижения такого результата, особенно в сфере интеллектуального труда;

• понимание каждым работником фирмы не только своей собственной задачи, но и общих задач фирмы, вхождение всего персонала в задачи (проблемы) фирмы как в свои собственные;

• высокая квалификация менеджмента, развитие принципа человеческих отношений, делегирование прав «сверху вниз», достижение и сохранение постоянной стабильности; использование концепции «публичные отношения» (PR).

6. Маркетинг, как рыночная концепция менеджмента, усиливает связи производства с распределением и конечной реализацией продукции, выявляет новые потребности общества в товарах или услугах и формирует их. Основная задача маркетинговых служб – ориентация на потребителя.

7. В силу разных причин может произойти разорение фирмы – банкротство. Существует специальная процедура банкротства, предусмотренная законом страны.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика