<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава 3.
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.

 

► Почему государство вмешивается в экономику?
► Экономические функции государства.
► Значение государственного сектора.
► Суть теоретических споров об участии государства в экономике.




§ 8. Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства*

В период Великой депрессии 30-х гг. ХХ в., а затем в годы Второй мировой войны в США был сформирован довольно значительный государственный сектор экономики. Были национализированы обанкротившиеся промышленные и энергетические предприятия, государство интенсивно занималось строительством производственной инфраструктуры, военно-промышленных предприятий, развитием новых отраслей экономики, т.е. всем, что было не под силу частным корпорациям. В результате появились и начали функционировать многочисленные государственные предприятия. Такое развитие событий было вызвано суровой необходимостью, так как, с одной стороны, выявилась неспособность традиционными (частнокапиталистическими) средствами преодолеть кризис, а с другой – возможность частных предприятий форсировать производство военной продукции была ограничена. Кроме того, усложнение производства объективно требовало вмешательства государства в экономические дела.

Таким образом, в 30-х гг. ХХ в., а также в военные и послевоенные годы, вплоть до конца 70-х гг., экономическая роль государства в США и во всех экономически развитых странах была необычайно велика. При этом вмешательство государства осуществлялось по двум направлениям. Прямые формы вмешательства позволили сформировать мощный государственный сектор экономики практически во всех отраслях и сферах производства и обращения. Косвенные формы вмешательства реализовывались через законодательство, налоги, кредитно-денежную политику, инвестиции, заработную плату, социальные трансферты и т.д.

Экономические функции государства. Государство обеспечивает основные условия, необходимые для бесперебойного, устойчивого развития капиталистической системы. Оно охраняет частную собственность, экономические свободы граждан, разрабатывает законы для действия рыночных (конкурентных) механизмов. Однако помимо этого нужны контрольные механизмы, предотвращающие нечестное поведение рыночных игроков и принуждающие их к должному поведению, разрешающие споры и конфликты и т.д.

Государство осуществляет «коррекцию» свободных рыночных сил через налоговую и кредитно-денежную политику, проводит политику в области труда и занятости, создавая определённые льготы и стимулы, воздействует на предпринимателей с целью активной инвестиционной деятельности в областях и регионах. Оно же, осуществляя перераспределение доходов, до некоторой степени «смягчает» социальное неравенство в обществе.

Государство самостоятельно производит общественные блага, которые частные предприниматели не могут производить в силу больших затрат, долгой окупаемости и малой прибыльности. Это крупные предприятия энергетики, железные и автомобильные дороги, мосты, многие отрасли оборонной промышленности, системы ЖКХ и др.

Рыночный механизм, каким бы совершенным он ни был (с точки зрения конкуренции), не в состоянии препятствовать монополизации и росту цен. Поэтому задача государства предотвращать такого рода монополистические процессы с помощью действующего законодательства. В России соответствующие органы неохотно пресекают монополистическую деятельность крупных торговых компаний. Это иллюстрирует пример с ценами на бензин. И в периоды развития экономики, и в период кризиса 2008–2009 гг. цены на бензин в России на заправках всегда были высокими, превышая цены в США, Канаде и Австралии. В итоге основные нефтяные компании страны были обвинены Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в нечестной ценовой практике и оштрафованы на крупные суммы. Тем не менее и в начале 2010 г. с ценами на бензин мало что изменилось. В данном случае можно говорить о том, что ФАС плохо выполняет свои задачи антимонопольного государственного органа.

В конце XIX в. немецкий экономист Адольф Вагнер установил, что промышленное развитие сопровождается ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Эта гипотеза получила название «закон Вагнера». Он формулирует три основные причины этого явления:

1) относительный рост затрат на государственное управление, законность и порядок, а также на регулирование экономической деятельности по мере развития общества;

2) возрастающий спрос на культурную и благотворительную деятельность государства, превышающий рост доходов;

3) экономическое развитие сопровождается ростом промышленных монополий, что требует государственного контроля.

Развивая положения закона Вагнера, можно сделать следующие выводы.

Более активная роль государства необходима для стран со слабым развитием факторов производства (для развивающихся стран и стран с переходной экономикой), а также для стран, характеризующихся крупными территориальными пространствами, с низкой плотностью населения, плохим состоянием инфраструктуры, «зонами застоя», «депрессией» и социально-экономическими контрастами.

По мере выравнивания уровня экономического развития в стране в целом (в региональном измерении), а также развития факторов производства степень присутствия государства в прямых формах постепенно сокращается. Государство переносит основную тяжесть государственного регулирования на косвенные формы: государственный бюджет, налоги, законодательное регулирование отношений собственности, труда, заработной платы, инвестиционной деятельности, стимулирование компаний через систему льгот и т.д.

Таким образом, государство:

• разрабатывает и утверждает правовые основы нормативного развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, организаций и физических лиц на рынке;

• способствует поддержанию здоровой конкуренции и предпринимательства, помогает в борьбе с монополизмом, осуществляет меры по регулированию экономического цикла, препятствует кризисным спадам экономики, появлению массовой безработицы и высокой инфляции;

• содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может предотвратить значительную социальную дифференциацию, осуществляет меры по социальному выравниванию (поддержание платёжеспособного спроса бедных слоёв населения, предоставление возможностей в сфере образования и медицинского обслуживания и др.);

• осуществляет меры, которые не могут выполнить (или эффективно выполнить) рынок и частный капитал;

• производит общественные блага и предоставляет общественные услуги, например, в сфере образования и медицины;

• стимулирует потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает производство и потребление вредных для здоровья товаров, например сигарет и алкоголя.

Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность не является «изобретением» ни социализма, ни капитализма. Она существовала ещё в древних цивилизациях (Египте, Китае и др.). Это было связано с тем, что создание крупных объектов, в том числе ирригационных сооружений, строительство городов и дорог, было возможно только с использованием государственной власти, которая могла мобилизовать огромные людские ресурсы и организовать работы. Уже в Древнем Риме в отношении граждан, которых император считал своими противниками, применялась национализация. Их имена заносились в проскрипционный список, который утверждался сенатом и становился законом. Человек, занесённый в список, как правило, обрекался на смерть, а его имущество передавалось в государственную казну. Знаменитый оратор Цицерон вынужден был бежать из Рима из-за того, что осмелился выступить в качестве адвоката одного из таких обвинённых в «измене» Риму. Национализированное имущество использовалось в разных целях. Из него награждали воинов-ветеранов римских легионов и даже освобождённых от рабства гладиаторов.

Типы государственной собственности. В современных развитых странах государственная собственность однотипна вертикальной организации власти:

• собственность государства, которую регулирует федеральная или центральная власть;

• собственность штатов, провинций, земель, автономных республик или областей и краёв, которую регулируют региональные власти;

• природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В настоящее время соотношение масштабов государственной собственности на этих уровнях власти в разных странах складывается по-разному. Например, во Франции, Канаде и Швеции достаточно равномерно развиты и действуют государственные предприятия на всех уровнях власти. В Великобритании, Италии, Германии, Бельгии развиты региональные секторы экономики, в то время как общегосударственная собственность сильно сократилась по сравнению с 50–70-ми гг. XX в. В США и Японии сокращены и федеральный, и региональный типы государственной собственности. Однако во всех западных странах без исключения большое развитие получила муниципальная (коммунальная) собственность.

Муниципальная (коммунальная) собственность существует в Западной Европе около 15 веков. Она сильно укрепилась в эпоху городов-государств Италии (Генуя, Флоренция, Рим, Венеция и др.) и стала необходимым звеном в системе политической и экономической организации современных западных обществ.

Муниципальные предприятия, как правило, действуют в производстве и сфере распределения общественных благ: электроэнергии, водоснабжении, здравоохранении, образовании, общественном транспорте, системах ЖКХ, в том числе строительстве муниципального жилья. Общественные блага, производимые муниципальными предприятиями, обходятся населению значительно дешевле, чем у частных компаний. Поэтому население выступает, как правило, против попыток приватизации таких предприятий.

Муниципальная собственность в Российской Федерации – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и районным (в составе города) органам власти, а также другим муниципальным образованиям. Сосредоточение различного рода предприятий и служб в ведении городских властей даёт немало преимуществ как самим городам, так и населению. Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету.



НОВЫЕ СЛОВА

• государственное регулирование экономики

• государственный сектор

• прямые и косвенные методы регулирования экономики

• общественные блага

• муниципальная собственность

• приватизация

• национализация



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ *

1. В каких ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства в экономику?

2. Каковы экономические функции государства?

3. Что такое общественные блага? Приведите примеры общественных благ.

4. Что включает в себя государственный сектор экономики?

5. Почему приватизация муниципальной собственности невыгодна простым гражданам?


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2018, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика