<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 14*. Право и другие сферы общества

Из курса «Обществознание» мы помним, что право, являясь частью духовной сферы общества, самым теснейшим образом связано:

во-первых, со всеми областями духовной жизни общества – моралью, религией, культурой, наукой и образованием;

во-вторых, с другими сферами жизни общества – политической, экономической и социальной.

Связь права с другими сферами жизни общества

Рассмотрим некоторые из этих связей.

Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности, понятий. Право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.

«Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».
Цицерон, древнеримский философ, оратор, писатель  

«Стыд порою запрещает то, что не запрещают законы».
Сенека, древнеримский философ  

«Совесть есть закон законов».
А. Ламартин, французский поэт  

«Высший суд – суд совести».
В. Гюго, французский писатель  

«Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников».
Вольтер, французский философ  

Кроме отношений, регулируемых нормами и морали и права, есть те, что регулируются только нормами права (таких отношений сравнительно немного) или только нормами морали.

Например, непреднамеренное неправильное оформление завещания, являющееся нарушением правовой нормы, не может получить отрицательную нравственную оценку. Ложь, жадность, недоброе отношение к людям, зависть и другие аморальные проявления, если они не выражаются в деяниях, осуждаемых законом, не являются объектом действия правовых норм. Закон обязывает защищать Родину в случае агрессии, но он не может потребовать от граждан героических поступков. Это уже требование морального долга. Моральными соображениями, бесспорно, объясняется норма права, освобождающая граждан от необходимости давать показания против близких родственников.

Имея немало общего, мораль и право вместе с тем существенно отличаются друг от друга. По сферам регулирования: мораль регулирует большинство общественных и личных отношений, а право – лишь наиболее важные, затрагивающие коренные интересы людей и общества. По форме: нормы морали существуют в общественном и индивидуальном сознании, а правовые нормы четко закреплены в писаных законах. По санкциям: нарушение моральных норм наказывается нравственным осуждением со стороны общества, коллектива, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного принуждения.

Мораль и право

Право и религия. Отношения права и религии похожи на отношения права и морали. Отличие заключается в том, что религия более активно влияет на право, особенно если то или иное религиозное течение претендует на главенствующую роль в обществе. В этом случае говорят о проявлениях религиозного фундаментализма. Порою догмы религии и нормы права образуют единую систему права, как, например, в ряде мусульманских государств.

Право и культура. Связи права и культуры не так очевидны, как связи права с политикой и моралью. Право является существенной частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление культуры, общества, его членов.

Ученые изучают такое важное явление, как правовая культура, без которой государство правовым не может быть по определению.

Право и политика. Связи права и политики естественны и крепки, поскольку государство является основным институтом политической системы, а право, в свою очередь, производно от государства, так как формулируется и осуществляется государством.

Связь и соотношение политики и права яснее всего можно увидеть, анализируя понятие «власть». Власть является основой политики, ее главным инструментом. Государство, по справедливому определению Б.П. Вышеславцева, есть сочетание права и власти. Оно порождает право и воспроизводит своими действиями политику. Таким образом, политика, являясь делом государственного управления, неизбежно оказывается соединенной с правом в том случае, если деятельность государства отвечает хотя бы элементарным требованиям цивилизованности. Политика, как важнейшая сфера общества, неотрывна от права, от правового регулирования. В противном случае следует говорить не о политике, а о произволе. Отрыв политики от права, обеспечивающего основные права и свободы человека, наблюдался и наблюдается в тоталитарных обществах. Возможность граждан влиять на ход политических событий сводится в них к минимуму, а курс политического корабля определяют или диктатор, или правящая камарилья, узкая группа политических сообщников, использующих преступные средства и методы политической деятельности.

Право тесно, но неоднозначно связано с политикой. Порой оно вступает в конфликт с политическими действиями, например с антиконституционными актами органов законодательной или исполнительной власти. Еще раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократической является лишь та политика, которая опирается на право, законы, следует им, не противоречит их велениям.

Право и экономика. Право оказывает значительное влияние на экономику. Оно создаёт условия, необходимые для нормального развития страны в целом, а также для формирования и развития разных форм собственности, обеспечивает их охрану и равную защиту. Исходя из интересов общества государственное законодательство устанавливает пределы свободы экономической деятельности физических и юридических лиц. Право регулирует владение, пользование и распоряжение объектами собственности.

В свою очередь экономика также влияет на развитие права. Появляются новые законы, новые нормы права, закрепляющие вновь сложившиеся экономические отношения, что стабилизирует экономическое развитие. Законодательство создаёт правовое поле для эффективного развития как экономики всей страны, так и индивидуальной предпринимательской деятельности. Например, законы о предпринимательстве, о собственности, принятые в России в 1990-е гг., содействовали развитию рыночных отношений в сфере экономики.

Правовое регулирование экономики осуществляется нормами гражданского, административного, уголовного, финансового, бюджетного, земельного и других областей российского права.

Вопросы для самоконтроля

1. Вспомните курс «Обществознание» и охарактеризуйте сферы жизни общества. Какое место занимает право? Обоснуйте свой ответ.

2. Покажите, как связаны право и мораль. Проанализируйте в таблице, в чём их сходство и различия.

3. Объясните, как соотносятся право и религия. Приведите исторические примеры.

4. Проанализируйте связь права и культуры, их взаимовлияние и проявление в жизни.

5. Исследуйте отношение права и политики.

6. Охарактеризуйте влияние права на экономику и экономики на право, сделайте собственные выводы.

7*. Проиллюстрируйте статьями из Конституции РФ и других нормативно-правовых актов, как законодательство регулирует экономическую сферу жизни общества.

8*. Покажите на примерах из жизни связь права с социальной сферой общества.

Это интересно

В обширную регулирующую систему общества входят такие нормативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы общественных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент. Всякое общество требует строго определённого уровня нормативного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возникнуть отрицательные последствия – неорганизованность либо, напротив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пределах нормальной системы в каждом классовом обществе есть какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права. Причём, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права может в определённой степени компенсироваться более интенсивным разви­ тием других компонентов регулирования, в частности нравственного. Но всё же «нехватка» права таким путём полностью не устраняется; и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного регулирования. В последующем такая однобокая система внутренне сопротивляется введению в неё правовых форм. Пример тому – развитие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская цивилизация, её политическая структура сформировались так, что неограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетёнными. Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования проходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве доминирующего компонента системы социального регулирования. К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Особый район Китая» пишет, например: «…я вынес впечатление о примитивности китайского судопроизводства и широком распространении пыток, которым свойственно изуверство и изощрённость».

(С. Алексеев).

Информация к размышлению

«Существует настороженное, а то и отчужденное отношение к лицам, пользующимся своими правами в полной мере. К тем, например, кто требует книгу жалоб и предложений при нарушении правил обслуживания в кафе, или затевает судебное дело по поводу испорченного в мастерской заказа, или настаивает на возвращении в срок одолженных денег. Подобное отношение к тем, кого, скажем прямо, с ноткой презрения именуют «сутягами», как раз на руку людям, которым уютнее жить в атмосфере неуважительного отношения к закону, людям, хотевшим бы выполнение своих прямых обязанностей превратить в «любезность» и «одолжение». Конечно, вовсе не трудно при желании найти аргументы для безапелляционного утверждения того, что требовать книгу жалоб, обращаться в суд и т.д., то есть пользоваться вполне законным правом, дескать, «безнравственно и беспринципно».».

(С. Алексеев).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 34.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещённой законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

<…>

Статья 71.

В ведении Российской Федерации находятся:

<…>

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития <…>

Обсуждаем, спорим

Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты? Аргументируйте своё мнение и приведите примеры из жизни.

Темы для проектов и рефератов

1. Право, наука и образование.

2. Право и религия: история и современность.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика