<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ

§ 16. Механизм правового регулирования

 

Любые ли жизненные ситуации регулируются правом? Каким образом право влияет на поведение человека? Как общество может стимулировать правомерное поведение?

Почему человек соблюдает право? Учёные полагают, что люди подчиняются нормам права либо потому, что опыт жизни, образование делают это правило частью их внутренней сущности, либо потому, что они считают это правило разумным, либо просто опасаются санкции за его неисполнение. Далеко не все правовые нормы исполнялись всегда и всеми. Как происходит движение права от абстрактного правового предписания до правомерного поведения (ради которого и существует правовая норма), раскрывается при помощи понятия «механизм правового регулирования».

ВИДЫ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассмотрим сначала само понятие «правовое регулирование». Термин «регулирование» произошёл от латинского regulo – правило и означает «упорядочивание», «налаживание», «приведение в соответствие». Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения при помощи правовой нормы.

В отношениях между независимыми друг от друга частными лицами правовое регулирование осуществляется по принципу «всё, что не запрещено, разрешено». Ещё его называют разрешительным типом правового регулирования. Он означает, что в отношениях, в которых стороны равны, они вправе делать всё то, что не запрещено законом. Иными словами, равные субъекты права могут делать только то, что не нарушает права других субъектов. Противоправное поведение должно быть запрещено, поскольку нарушает права других лиц. Таков смысл требования Конституции Российской Федерации (ч. 3, ст. 17): «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» лежит в основе частного права. Он допускает свободу договора и означает, что предметом договорённости частных лиц может быть любое действие, не входящее в число запрещённых. Например, в Гражданском кодексе РФ установлено, кто, какие лица по закону могут наследовать имущество умершего. Однако любой человек может распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, в установленном порядке завещая его другим лицам или организациям, не входящим в этот перечень. Тем не менее если распоряжение, сделанное наследодателем, не будет учитывать права лиц, финансово зависимых от него при жизни, то они призываются к наследованию независимо от того, указаны ли они в качестве наследников по завещанию. Так, обязательно входят в число наследников несовершеннолетние или нетрудоспособные дети.

Но данный принцип не применяется к государственно-властным субъектам (государственным органам, должностным лицам), которые, совершая те или иные должностные действия, должны оставаться в пределах своей компетенции. Установление компетенции как раз и означает, что возможные действия и решения властных субъектов должны быть заблаговременно очерчены в законе.

Таким образом, в отношениях, в которых один субъект наделён властными полномочиями и нет равенства сторон, действует противоположный принцип правового регулирования «всё, что не разрешено, запрещено». Это запрещающий тип регуляции, который действует в административных и других публичных правоотношениях. Так правом ограничивается произвольное, неправомерное осуществление власти. Для государственных органов и должностных лиц запрещено всё, что прямо не предусмотрено законом.

Но за пределами отношений власти и подчинения любые государственно-властные субъекты остаются рядовыми гражданами, частными лицами, поскольку властные полномочия принадлежат государственной должности, а не человеку, который её занимает. Выступая как частное лицо, например делая покупки в магазине, формально равны и президент страны, и любой школьник.

Итак, правовое регулирование означает применение нормы права ко всем индивидам, даже к тем, которые выступают носителями государственно-властных полномочий. Всё то, что запрещено правом, запрещено всем без исключения.

При правовом регулировании происходит воздействие права на общественные отношения по установленному типу правовой регуляции. Это воздействие происходит при помощи специальных правовых средств, объединённых в систему и взаимодействующих друг с другом как части единого механизма. В качестве правовых средств могут выступать нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, обязанности, запреты, льготы и т. д. При их помощи удовлетворяются интересы субъектов права, достигаются социально полезные цели. Каждое из перечисленных правовых средств, включаясь в систему, влияет на достижение необходимых результатов и образует механизм правового регулирования.

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм правового регулирования является одной из важных категорий в системе правоведения, позволяющей в одном понятии охватить различные – почти все! – правовые средства, изучить их в совокупности и в процессе работы. Данная категория отражает всю картину действия права с динамической стороны, что необходимо при комплексном решении многих актуальных проблем правовой жизни общества.

Механизм правового регулирования недаром назван механизмом. Когда движется, к примеру, велосипед, нам не придёт в голову рассматривать его как совокупность отдельных деталей: руля, педалей, колёс – и выяснять, какая из них имеет первостепенное значение. Понятно, что для движения важны не сами по себе детали, а их «сцепка», совместная работа. Так же и механизм правового регулирования: роль деталей в нём выполняют различные правовые средства, взятые в комплексе, в движении, без которых невозможно представить правовую деятельность. Иными словами, этот механизм показывает, как право достигает своей цели, как работает то или иное звено.

Механизм правового регулирования – динамическая система последовательно организованных правовых средств, обеспечивающих достижение задач правового регулирования, движение от записанной в законе абстрактной правовой нормы к правомерному поведению субъектов права.

Набор входящих в данный механизм средств не случаен. Каждый элемент здесь занимает своё место, выполняет свои специфические задачи и функции и в то же время, включаясь в общую систему, способствует достижению целей всего механизма в целом. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой единую и непротиворечивую систему различных по своей природе и функциям правовых средств, определённый комплекс регулятивных элементов правовой сферы.

Практически каждый элемент, входящий в механизм правового регулирования, уже рассматривался нами отдельно в темах, посвящённых правовой норме, правоотношению, реализации права. Взятые по отдельности, эти элементы изучались в статике практически как самостоятельные понятия, характеризующие ту или иную сторону права. Механизм правового регулирования охватывает эти понятия в динамике, в единстве как регулятивные элементы права, каждый из которых помогает достичь целей правового регулирования. Своим функционированием они обеспечивают справедливое и законное удовлетворение интересов субъектов права, «включают» юридические методы решения возникающих конфликтов.

ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Критерием для выделения основных элементов механизма правового регулирования служит структура самого процесса правового регулирования, его стадии. Напомним, что категория механизма правового регулирования нужна для того, чтобы показать, как происходит воздействие права на общественные отношения, какие этапы оно проходит с целью реализации предписаний права в поведении, действиях людей. Этот процесс является поэтапным «развёртыванием» самого права в область реальной жизни, а его элементы как раз и отражают разные этапы воздействия права на соответствующие общественные отношения. Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

• Норма права, устанавливающая модель (образец) правомерного поведения.

• Юридический факт – условие, порождающее необходимость правового воздействия.

• Правоотношение – конкретизация нормативных требований применительно к определённым субъектам.

• Акты реализации прав и обязанностей – действия субъектов в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права.

Каждый элемент механизма правового регулирования соответствует определённому этапу правового регулирования. Соответственно выделяют четыре этапа (стадии) механизма правового регулирования.

Процесс правового регулирования начинается непосредственно с момента регламентации социальных связей при помощи права, с момента создания нормы права органом правотворчества. Это первая стадия механизма правового регулирования.

Сущность правовой нормы, как известно, состоит в обобщении множества широко распространённых, типовых ситуаций, сформулированном в едином общеобязательном правиле поведения. Норма есть абстрактная модель, эталон, стандарт, в соответствии с которым единообразно регулируются схожие общественные отношения. Поэтому весь процесс правового воздействия уже изначально программируется в норме права, она является основой для всего механизма правового регулирования.

Вторая стадия правового регулирования состоит в определении тех условий, при наступлении которых начинают действовать нормы права. Эту стадию характеризует юридический факт или система юридических фактов (фактический состав). Так, в примере с открытием наследства роль юридического факта играет смерть наследодателя.

Юридический факт всегда выступает конкретным жизненным явлением, реальным обстоятельством. Могут быть факты-события (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, истечение сроков, рождение или наступление естественной смерти и т. д.) и факты-действия (волевые акты правомерного и противоправного поведения людей, например выполнение обусловленной договором работы, уклонение от уплаты налогов).

В ряде случаев для возникновения, прекращения либо изменения конкретных правоотношений необходимо возникновение сложной ситуации, наступление не одного, а целой группы обстоятельств, наличие комплекса юридических фактов (для назначения пенсии необходимы достижение определённого возраста, трудовой стаж, оформление пенсионных документов и т. д.). Такая система обозначается понятием «фактический состав».

Но юридическими фактами могут быть не любые жизненные обстоятельства, а лишь те из них, которые в силу своей значимости предусмотрены юридическими нормами и являются как бы связующим звеном между нормативной программой регулирования и конкретными общественными отношениями. Так, юридическим фактом не является коллекционирование марок каким-либо лицом, а вступление в брак является.

Юридические факты являются компонентами нормы права (гипотезой). Их цель – гарантировать начало процесса правового регулирования в необходимых ситуациях. Юридические факты выступают рычагом, который запускает действие механизма правового регулирования.

Третья стадия правового регулирования – стадия возникновения прав и обязанностей. Она связана с таким элементом механизма правового регулирования, как правоотношение. Напомним, что правоотношение – это урегулированные правом общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей. Приобретаемые таким образом права и обязанности гарантируются государством. Основная цель правоотношения как элемента механизма правовой регуляции заключается в конкретизации юридических норм, индивидуализации субъектов, на которых нормы распространяют своё действие. В правоотношениях определяется, как и кто будет выполнять требования нормы права.

Именно в правоотношениях вся нормативно-правовая система оформляется в два блока мер поведения – юридические обязанности и субъективные права. При этом всегда праву одного субъекта корреспондирует обязанность другого, т. е. одна из сторон является управомоченной на использование соответствующих правовых средств, а другая – обязанной не препятствовать этому процессу или активно содействовать ему. Например, на основе Закона РФ «Об образовании» у лиц, имеющих среднее образование, имеется возможность получить высшее образование в вузе (стадия 1: наличие правовой нормы). На основании поступления в вуз по конкурсу и зачисления студента на курс (стадия 2: юридический факт) возникает правоотношение между студентом и учебным заведением (стадия 3): Вуз обязан предоставить зачисленному студенту место в студенческой группе и полный объём учебных программ в соответствии с выбранной специальностью и квалификацией (юридическая обязанность), а студент получает право посещать лекции и семинарские занятия и т. д. (субъективное право).

Права и обязанности субъектов выступают в единстве, и таким образом достигается справедливость и сбалансированность процесса првового регулирования, гарантируется практическое достижение запланированных законодателем целей.

Если норма – основа правового регулирования, юридический факт – его рычаг, то правоотношение – средство, благодаря ему юридические нормы получают возможность практической реализации. Вне конкретного правоотношения немыслимо реальное функционирование правовых средств и достижение ими необходимого результата.

Четвёртая стадия правового регулирования связана с практической реализацией субъектами своих прав и обязанностей. Здесь действие механизма правового регулирования завершается: общие модели поведения, закреплённые в нормах права и конкретизированные в правоотношениях, переходят в реальное поведение субъектов, трансформируются в конкретные результаты. Эта стадия выражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.

Например, собственник вещи в правоотношении, вытекающем из договора купли-продажи, достигает своей цели только тогда, когда реально исполнит свою обязанность по передаче вещи покупателю и одновременно реально использует своё право на получение вознаграждения.

Средства правореализации относятся к юридической практике, но они тем не менее прямо или косвенно всегда предусмотрены нормами права. При наступлении соответствующих юридических фактов и формировании конкретных правоотношений эти средства переходят из своего нормативного состояния в сферу практической деятельности. Это выглядит так: обязанность исполняется, право используется, запрет соблюдается, санкция применяется.

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Итак, конечной точкой, итогом действия механизма правовой регуляции является правомерное поведение. Правомерным поведением называют поведение людей или организаций, которое согласуется со всеми предписаниями и требованиями норм права. Таким образом, правомерно действует тот, кто преднамеренно, т. е. сознательно, по собственной воле, следует требованиям норм права.

Правомерное поведение должно быть для общества либо желательно (как участие в выборах), либо совершенно необходимо (как соблюдение правил дорожного движения, несовершение преступлений) и поэтому охраняется государством. В целом всё не запрещённое правом поведение является правомерным, даже то, которое явно не направлено на пользу обществу: расторжение брака, неучастие в трудовой и общественно полезной деятельности. Правомерным такое поведение будет до того момента, пока оно не нанесёт вред другим лицам. Так, лицо может безнаказанно не работать и бродяжничать, но за попрошайничество или воровство оно должно быть привлечено к юридической ответственности.

В зависимости от характера внешнего проявления правомерное поведение может выражаться в виде активного или пассивного действия или же, наоборот, предусмотренного законом пассивного поведения – бездействия.

Мотивы правомерного поведения могут быть самыми разнообразными: от сознательного следования требованиям права, добровольной и инициативной деятельности по реализации правовых предписаний до вынужденного следования правовым велениям в силу существующей угрозы наказания. Развитое гражданское общество поощряет правомерное поведение, считает его высшей общественной ценностью.

Само содержание понятия «правомерное поведение» исторически меняется вместе с содержанием норм права. Так, Домострой, действовавший на протяжении столетий в России как свод общепринятых правил поведения, разрешал бить жену, враждовать с соседями. Такое поведение, если не наносило серьёзного ущерба и не требовало вмешательства властей, считалось вполне допустимым. Во времена массовых политических репрессий в годы советской власти государство считало правомерным доносительство, в том числе на своих близких. Противоположное поведение (недоносительство, укрывательство) каралось нормами уголовного права. Теперь в Конституции России закреплён принцип, действующий в каждом правовом государстве: «никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких».

Задача общества сегодня – добиться такого положения, чтобы правомерное поведение стало внутренней потребностью как можно большего числа людей, чтобы нормы права соблюдались не из-за угрозы наказания или личного расчёта, а добровольно, сознательно, в силу укоренившейся потребности соблюдать общий порядок и уважать права других лиц.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА

Эффективностью права называют характеристику его действия, показывающую, насколько успешно законодательный акт решает те социально-экономические, политические и иные проблемы, ради которых он принимался, т. е. соотношение между целями правовой нормы и результатами её действия. Эффективный правовой акт наилучшим образом достигает поставленных перед ним целей, существенно улучшает состояние нормативного регулирования в конкретной области правовых отношений, способствует реализации общепризнанных прав и свобод человека.

Эффективностью измеряется мера позитивного воздействия права на общественные отношения, на деятельность и поведение людей. Она выражается в ожидаемых, желаемых социальных изменениях, которые происходят в результате действия механизма правового регулирования и отражаются в реальном поведении индивидов и социальных групп. Мы говорим, что закон эффективен, когда сформулированные в нём нормы легко и без дополнительных усилий реализуются на практике, люди могут воспользоваться предоставляемыми правомочиями, государственные органы могут обеспечить соблюдение нового правопорядка и т. д.

От чего зависит эффективность закона? Она определяется большим комплексом социально-экономических, правовых, политических, нравственных факторов. Одним из основных условий эффективности закона является степень согласованности в нормативно-правовом акте различных (зачастую противоречивых) социальных интересов, при которой реализация правовой свободы одной группы субъектов права не ущемляет свободу других участников правовых отношений.

Если в законе удаётся согласовать потребности основных социальных сил общества, учесть интересы максимального числа людей, то такой закон будет стабилен и эффективен. Допустим, принимается нормативный акт, предусматривающий правовое регулирование дорожного движения, в нём, помимо вопросов организации правового порядка на дороге, должны быть представлены интересы всех участников движения: автомобилистов, пешеходов, автодорожных служб и государственных автоинспекций. Кроме того, чтобы закон был эффективным, он должен предусматривать правовые механизмы разрешения возможных конфликтов между потенциальными участниками регулируемых правоотношений.

К другим условиям эффективности права относят:

– правовое качество действующего законодательства (закон должен содержать только правовые нормы, которые излагаются по общепринятым правилам юридической законодательной техники);
– уровень правосознания и юридической культуры (чем выше в обществе авторитет и уважение к праву, тем больше готовность всех членов общества жить, согласуя своё поведение с правовыми нормами);
– общее состояние законности и правопорядка в обществе (степень реализации благих намерений законодателя зависит и от профессиональности, компетентности и порядочности тех лиц, которые будут этот закон применять).

Таким образом, эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.

Вопросы для самопроверки

1) Что понимается под правовым регулированием? 2) В чём отличия разрешительного и запретительного принципов правового регулирования? 3) Каковы элементы и стадии правового регулирования? 4) Что понимается под правомерным поведением? 5) В чём проявляется эффективность правового регулирования общественных отношений?

Задания

1. Нередко можно услышать высказывание: «Право допускает для членов общества любые способы достижения своих интересов, за исключением прямо запрещённых законом». Верно ли это высказывание? Ответ поясните.

2. Изобразите в тетради в виде схемы стадии механизма правового регулирования. Раскройте содержание каждой из них на конкретном примере.

3. Некая молодая пара, вступившая в брак, заключила договор со строительной фирмой о ремонте квартиры, которая досталась супругу в наследство после смерти дедушки. Какие из приведённых жизненных обстоятельств супругов относятся к юридическим фактам-событиям, а какие – к юридическим фактам-действиям? Ответ поясните.

4. Гражданский кодекс РФ содержит правовую норму, согласно которой гражданин может требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию. Приведите примеры жизненных ситуаций, которые могли бы стать юридическими фактами возникновения предусмотренных данной нормой правоотношений.

5. Опираясь на материалы средств массовой информации, свой личный опыт, приведите примеры необходимого и желательного правомерного поведения.

6. Докажите, что понятие «правомерное поведение» менялось вместе с изменением норм права. Используйте в ответе знания по истории.

Мысли мудрых

«Тот, кто хочет всё регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их».

Б. Спиноза (1632–1677), нидерландский философ

«Каждый может отказаться от права, установленного в его интересах».

Римское юридическое изречение

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


 

© 2011–2016, Хусаинов Р.Р.

    Яндекс.Метрика