<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 25. Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Государство для человека или человек для государства? Можно ли считать Россию союзным государством? Может ли какая-либо идеология, партия, религия претендовать на роль государственной?

Что такое конституционный строй? Какие понятия включены в него? Речь идёт об исходных началах организации и деятельности общества и государства, правового статуса (положения) человека и гражданина, получивших закрепление в конституционных нормах. Своё концентрированное выражение основы конституционного строя России получили в главе 1 Конституции РФ, но о некоторых сторонах основ конституционного строя говорится и в других главах Конституции (о правах и обязанностях граждан, о российском федерализме и др.).

ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

Права и свободы человека и гражданина детально регулируются в главе 2 Конституции, в главе 1 содержатся лишь некоторые исходные положения, относящиеся к человеку. Человек – высшая ценность (ст. 2), основа общества, государства, различных коллективов людей.

Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека – главная цель государства. Так, например, несмотря на непростую экономическую ситуацию, связанную с мировым экономическим кризисом, начавшимся осенью 2008 г., правительство нашей страны регулярно повышало размеры пенсий. В конечном счёте всё, что делается позитивного в обществе, государстве, различных коллективах людей, должно делаться для блага человека, а не ради каких-то абстрактных лозунгов. Свободное общество, справедливое государство могут быть созданы только свободными, воспитанными, образованными, духовно развитыми людьми, понимающими меру своей ответственности за судьбы страны.

Общество и государство проявляют заботу о человеке, оказывают ему помощь, но и человек должен заботиться сам о себе, своей семье, других людях, а не быть иждивенцем, если он способен к труду. Государство устанавливает особые связи с подавляющим большинством людей, проживающих на его территории, эти связи выражаются в институте гражданства.

Каждый гражданин России обладает на её территории равными конституционными правами и несёт равные обязанности. Иностранцы и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, находящиеся на территории России, также пользуются определёнными конституционными правами и несут конституционные обязанности.

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Один из конституционных принципов экономической системы современной России – свобода экономической деятельности (ст. 8). Это значит, что человек, объединения людей могут заниматься любой экономической деятельностью, не запрещённой законом. Для определённых видов деятельности нужно получить лицензию – платное разрешение соответствующего органа государства (например, для охранной деятельности – в местных органах Министерства внутренних дел РФ, для медицинской – в органах Министерства здравоохранения и социального развития РФ). Для других видов деятельности достаточно регистрации в определённом органе государства (например, для издания газеты – в органах Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ).

Свобода экономической деятельности предполагает разнообразие и равноправие различных форм собственности. Российское государство признаёт и гарантирует частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений, религиозных организаций). Каждый человек может иметь имущество в собственности, распоряжаться им единолично или совместно с другими людьми, например быть владельцем или совладельцем предприятия, земельного участка (кроме объектов, изъятых из гражданского оборота, например определённых видов оружия). Заметим, что иностранцы, лица без гражданства в России тоже могут приобретать собственность (кроме ограничений, установленных законом, например участков сельскохозяйственных земель и земель в приграничных территориях).

В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Между субъектами РФ не могут устанавливаться какие-то ограничения свободы перемещения, например таможни. На всей территории России существует единая кредитно-денежная система, применяется рубль как платежная единица.

Принцип экономической деятельности в сфере производства, предоставления услуг – свобода конкуренции. Законодательство запрещает монополизацию рынка (т. е. захват рынка одним или несколькими производителями и установление монопольных цен на товары или услуги). Эта сфера контролируется специальными органами государства (Федеральная антимонопольная служба). Вместе с тем в России есть естественные монополии, обусловленные естественными причинами (снабжение электроэнергией – РАО ЕЭС, Газпром, железнодорожный транспорт и др.), но в соответствии с законодательством они должны допускать на свои рынки других производителей (например, в России создаются частные железные дороги).

Важнейшим элементом основ экономической системы общества является труд. Конституция РФ устанавливает свободу труда и запрещает принудительный труд. Каждый вправе распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий.

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Эти основы опираются на принципы, создающие условия для развития сотрудничества и состязательности (иногда противостояния) различных политических сил, выражающих их отношение к государственной власти. В России действует демократическая, открытая и соревновательная политическая система. Конституция признаёт политическое многообразие, многопартийность. Конституция отвергает принцип руководящей роли какой-либо одной партии (как это было при советской власти в отношении коммунистической партии). Все общественные объединения равны перед законом (ст. 13).

Партии и общественные объединения создаются явочным порядком, т. е. для их создания не нужно ни предварительного уведомления, ни разрешения властей. Общественное объединение могут создать 3 человека, кооперативную организацию – 5, в организационном комитете для созыва съезда при создании политической партии должно быть не менее 10 человек.

Чтобы иметь возможность действовать вовне (провести политическую демонстрацию, приобретать собственность на своё имя, открыть счёт в банке, выдвигать кандидатов на некоторых выборах и т. д.), объединение должно получить права юридического лица, для чего необходимо зарегистрироваться в определённых органах государства (государственная регистрация), обычно в органах Министерства юстиции РФ. Для этого партии, например, нужно иметь в своих рядах количество членов не менее того числа, которое установлено законом. В России действуют несколько политических партий (так, на январь 2010 г. было зарегистрировано 7 партий), огромное количество общероссийских общественных объединений.

Статья 13 (ч. 1) Конституции нашей страны запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В отличие от прежних порядков, когда допускалась только одна идеология (марксизм-ленинизм), Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия. Никакая идеология, никакая религия не могут устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, 14). Можно распространять религиозные убеждения, но запрещается агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, пропаганда религиозного превосходства (ст. 29).

Россия – суверенное, демократическое, социальное, правовое, светское, федеративное государство с республиканской формой правления. Суверенитет – это независимость государственной власти от любой другой власти в стране и за её пределами. Российское государство может самоограничить свои суверенные полномочия на основе договоров с другими государствами и международными организациями, но это делается только по воле государства. Как суверенное государство Россия имеет свою государственную территорию, включая подвижную территорию (корабли, самолёты и др. под флагом государства), свои Вооружённые силы, государственные органы, символы государства (государственные герб, флаг, гимн, столицу), государственный язык (русский). Субъекты Федерации (республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) государственным суверенитетом не обладают.

Содержание понятия демократическое государство многогранно. В России власть принадлежит многонациональному российскому народу. Народ (прежде всего, лица, обладающие избирательными правами) осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия, например референдум) и через избранных представителей (представительная демократия). Граждане России избирают Президента РФ, одну из палат парламента – Государственную Думу, законодательные органы (законодательные собрания, думы и др.) субъектов РФ и др. согласно действующему законодательству. От имени народа они осуществляют властные полномочия.

Другие органы государства формируются иными способами (например, губернаторы субъектов РФ избираются законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ и пр.).

Депутаты Государственной Думы досрочно отозваны быть не могут. Конституция предусматривает и формы непосредственной демократии. К ним относятся выборы, референдум, голосование в муниципальных образованиях об отзыве депутатов, глав администрации муниципальных образований, голосования об изменении территории, преобразовании муниципального образования и др. Совещательными, консультативными формами непосредственной демократии являются обсуждения важных вопросов общественной и государственной жизни, народный опрос в муниципальных образованиях, публичные слушания (например, они обязательно проводятся по проекту муниципального бюджета), общие собрания жителей и др. Консультативное значение имеют предложения общегосударственной Общественной палаты и общественных палат в субъектах РФ.

Конституция РФ характеризует государство как правовое. Данное понятие означает верховенство закона, приоритет прав человека, связанность правом всех участников общественных отношений, независимый и авторитетный суд, защиту граждан от произвольных, неправовых действий, от государственной бюрократии.

Важнейшим признаком правового государства является разделение властей. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется в стране на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Это ветви власти. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Президент РФ является главой государства, Федеральному Собранию принадлежит законодательная власть, Правительство РФ – орган исполнительной власти, суды – судебной. Разделение властей необходимо для исключения авторитаризма. Оно сочетается с «системой сдержек и противовесов», с балансом властей: каждая ветвь власти должна уравновешивать другую, чтобы не было подавления одной ветви другой. Вместе с тем они осуществляют управление одним государством, различными сторонами жизни общества и взаимодействуют друг с другом. Президент РФ, Правительство РФ, парламент, суды в конечном счёте осуществляют общие цели.

Наряду с принципом разделения властей действует и принцип организационного единства государственной власти. Организационное единство представлено исполнительной вертикалью: органы исполнительной власти подчинены сверху вниз. Другие органы (законодательные органы, суды) не образуют такой вертикали, но все они должны исполнять федеральные законы, их единство обеспечивается действием законов.

Российское государство – светское. В стране существует несколько равноправных религиозных конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др.), церковные организации имеют свою собственность, обладают правами юридического лица, богослужения свободны, государство уважает религиозные верования, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах. Можно исповедовать любую религию (кроме учений деструктивных сект, запрещённых законом), пропагандировать религиозные и иные взгляды. Церковь отделена от государства, а школа – от церкви. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях страны законодательно закреплено светское образование.

Россия имеет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления характеризует государства, в которых все высшие органы государственной власти, включая главу государства, либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Главой государства в Российской Федерации является Президент, избираемый гражданами на шесть лет (до 2009 г. избирался на четыре года).

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Основы социальной системы общества – это взаимоотношения различных социальных, национальных, профессиональных и иных общностей. Эти отношения составляют фундамент сложившегося социального порядка в обществе. Принципами такого порядка являются социальное партнёрство, социальная солидарность и социальная справедливость. Этих слов нет в Конституции РФ, но они содержатся в других российских законах (Трудовом кодексе, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.). Между профсоюзами, объединениями работодателей и государством заключаются на срок соглашения, в которых фиксируются мероприятия в области трудового регулирования, заработной платы, границы инфляции и т. д.

В Конституции Россия определяется как социальное государство. Социальное государство, с одной стороны, обеспечивает социальные услуги населению (образование, здравоохранение, связь, пути сообщения, защита прав потребителей и др.), с другой – использует различные способы для сглаживания социального неравенства в обществе (государственная социальная помощь малообеспеченным, пенсии, пособия по безработице, различные льготы и др.).

Оно решает общесоциальные задачи, создавая государственные и муниципальные образовательные, медицинские учреждения, обеспечивая связь (работа почтовых отделений и т. д.), создавая пути сообщения, решая многие другие проблемы жизнедеятельности общества. Государство в определённой мере контролирует производство (выдача лицензий, экологический контроль и др.), принципы распределения в обществе. Своими законами оно устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Вместе с тем Правительство РФ устанавливает прожиточный минимум, стремясь к тому, чтобы МРОТ его обеспечивал. Медицинская помощь в Российской Федерации в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счёт средств бюджета, страховых взносов, а также других поступлений.

Основное общее образование обязательно и бесплатно, высшее образование бесплатно для лиц, прошедших по конкурсу в государственные вузы.

В стране предусмотрено пенсионное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ч. 1, ст. 39 Конституции РФ). Пенсии, выплачиваемые по возрасту, состоят из нескольких частей: государственной (обязательный минимум), страховой части и накопительной. Первая из них периодически повышается.

Государство оказывает помощь безработным. Оно выдаёт государственные социальные пособия лицам, признанным малоимущими. Могут вводиться общественные работы, оплачиваемые государством. Предпочтения на них отдаются безработным. Есть и другие формы социальной поддержки наименее обеспеченных слоёв населения.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Россия – федерация. Она состоит из субъектов РФ. Среди них есть республики, края, области, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа (один из них входит непосредственно в состав Федерации, другие – в края и области). Заметим, что в настоящее время происходит сокращение числа субъектов РФ в результате объединения некоторых из них.

Федерация имеет свои органы государственной власти (Президент РФ, парламент, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные управления – отделы, отделения министерств на местах и др.). У субъектов Федерации есть свои законодательные органы, главы субъектов РФ (президенты республик, губернаторы и др.). Субъекты РФ не вправе издавать правовые нормативные акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституция РФ, как уже отмечалось в § 9, разграничивает предметы ведения Федерации и её субъектов: устанавливает, что может делать Федерация, её органы и что – субъекты РФ.

Вопросы, относящиеся к исключительным предметам ведения Федерации, перечислены в статье 71 Конституции РФ (среди них, в частности, внешняя политика, оборона и безопасность, федеральные энергетические системы, судоустройство, прокуратура и др.). Наряду с этим есть вопросы, которые относятся к совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72). Регулировать эти вопросы и издавать соответствующие законы могут Федерация и субъекты РФ, но федеральный закон имеет верховенство (принцип верховенства федерального права), субъекты РФ могут издавать по этим вопросам свои законы лишь в случае, когда вопрос не урегулирован Федерацией. Сюда относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, другими природными ресурсами, административное, трудовое, жилищное и другое законодательство, общие вопросы образования, науки, культуры и др. Все остальные вопросы, не названные в этих перечнях, относятся к исключительным полномочиям субъектов РФ. Полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, разграничиваются федеральным законом или договорами между органами РФ и органами субъектов РФ.

Вопросы для самопроверки

1) Почему в Конституции РФ записано, что человек является высшей ценностью? 2) Чем характеризуется свобода экономической деятельности? 3) Каковы форма правления и государственно-территориальное устройство в нашей стране? 4) Почему политический режим в РФ определяется как демократический? Какие черты (принципы) ему свойственны? 5) Как вы понимаете конституционное положение, что единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России? 6) В чём проявляется идеологический, политический, партийный и религиозный плюрализм в нашей стране? К чему мог бы привести отказ от этого принципа? 7) Каковы главные направления деятельности социального государства?

Задания

1. Иногда правоведы называют главу 1 Конституции РФ «маленькой конституцией внутри большой». Объясните смысл этого высказывания.

2. Составьте в тетради схему «Основные пути (формы) осуществления народовластия в РФ». При составлении схемы рекомендуем познакомиться с содержанием статей 3 и 12 Конституции РФ.

3. Наука утверждает, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Дайте объяснение этому утверждению.

4. В статье 135 Конституции РФ говорится, что ни одно положение главы 1 не может быть пересмотрено парламентом страны. Приведите аргументы, которые могли бы объяснить эту конституционную позицию.

5. Узнайте, сколько субъектов в настоящее время, когда вы изучаете данный курс, входит в состав Российской Федерации.

Мысли мудрых

«Демократия – это когда люди управляют людьми во благо людей».

А. Линкольн (1809–1865), 16-й президент США

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


 

© 2011–2016, Хусаинов Р.Р.

    Яндекс.Метрика