<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

§ 16. Административные правоотношения

 

Можно ли классифицировать административные правоотношения? Что объединяет различных субъектов административных правоотношений? Могут ли субъекты РФ самостоятельно определять систему органов исполнительной власти?

Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности исполнительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Комплекс общественных отношений, которые регулирует административное право, достаточно разнообразен. Однако все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулированные нормами административного права, приобретают характер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить содержание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:

— между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;

— между несоподчиненными органами исполнительной власти, например между двумя министерствами;

— между органами исполнительной власти и находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и государственным образовательным учреждением;

— между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например, по вопросам контроля и надзора;

— органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

— органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;

— органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, например, по вопросам регистрации;

— органами исполнительной власти и гражданами.

Очевидно, что в административно-правовых отношениях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Из перечисленной выше классификации видно, что в качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены административной правоспособностью, т.е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характера. Так, например, у граждан она возникает с момента рождения, а у органа исполнительной власти – с момента его образования.

Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отношения, они должны обладать административной дееспособностью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная – с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него моменты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Органы исполнительной власти являются одним из видов органов государственной власти, и, как любой орган государственной власти, они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. имеют право издавать от имени государства юридически обязательные акты и обеспечивать их реализацию путем применения различных мер, в том числе мер государственного принуждения.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации основана и функционирует на основе принципа федерализма. В стране действуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, созданные по предметам совместного ведения России и ее субъектов, образуют единую систему исполнительной власти.

Правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, законодательными актами.

Систему исполнительной власти в стране возглавляет Правительство РФ. Напомним, что оно действует на основе положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.

Правительство РФ – это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 111 Конституции РФ). Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собой отставку всего Правительства, что оформляется указом Президента РФ.

Правительство РФ обладает широкими полномочиями, в рамках которых реализует внутреннюю и внешнюю политику России. Организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

В ходе реализации своих полномочий на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения. Эти акты обязательны к исполнению, однако могут быть оспорены в суде, а также отменены Президентом РФ.

В организации работы Правительства РФ важную роль выполняет аппарат Правительства.

Кроме Правительства РФ, на федеральном уровне в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» действуют, как вы знаете, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (см. первую часть данного курса – учебник для 10 кл., § 26).

Часть федеральных органов исполнительной власти находится в непосредственном ведении Президента страны (в основном такие, как Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ и т.п.).

Конституция РФ в статье 77 установила, что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральными законами. Правовую основу организации и системы органов исполнительной власти субъектов РФ составляют Конституции республик и уставы других субъектов РФ, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999).

В систему органов государственной власти субъектов РФ включаются высший исполнительный орган государственной власти и иные органы, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ – президента, губернатора и т.п. В субъектах РФ наблюдается значительное разнообразие в структуре и наименовании высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти, а также иных органов, принадлежащих к этой ветви власти. В республиках действуют президенты и правительства либо кабинеты министров. В других субъектах РФ высшими органами исполнительной власти являются губернаторы, главы администраций, а, например, в городе Москве как субъекте РФ функционирует правительство во главе с мэром. В связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, изменился и порядок занятия этой должности. Высшим должностным лицом субъекта РФ может стать по представлению Президента РФ гражданин РФ, избранный на эту должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок не более пяти лет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Одним из важных институтов административного права является институт государственной службы. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба – это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, например такие, как Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные министры и т.п.; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ.

Систему государственной службы составляют три вида государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе и ряд других.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, например служба в органах внутренних дел.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

В 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в 1998 г. – «О воинской обязанности и военнослужащих».

Остановимся подробно на вопросах государственной гражданской службы.

Должности, которые занимают государственные служащие, находясь на гражданской службе, подразделяются на руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов. Они также делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности гражданской службы.

Гражданским служащим присваиваются классные чины, например действительный государственный советник РФ 1-го, 2-го или 3-го класса и т.д.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом. Речь идет о профессиональной подготовке, стаже работы и т.п. Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 65 лет.

Государственный служащий обладает правами, обязанностями, его статус обеспечивается рядом гарантий. Вместе с тем установлены определенные запреты, связанные с государственной службой. Так, например, государственный служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, быть депутатом, создавать в государственных органах структуры политических партий и т.д.

При поступлении на гражданскую службу с гражданином заключается служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт (на срок от одного года до пяти лет).

Для определения соответствия государственного служащего занимаемой должности один раз в три года проводится аттестация.

Государственный служащий должен придерживаться служебной дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания, такие, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от занимаемой должности, увольнение с гражданской службы.

Государственные служащие проходят регулярную профессиональную переподготовку и повышение квалификации, что подтверждается соответствующими документами и отражается в личном деле государственного служащего.

Государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1) Какую группу общественных отношений регулирует административное право? 2) Как классифицируют административно-правовые отношения? 3) Каковы виды субъектов административного права? Что их объединяет? 4) Что характерно для органа исполнительной власти? В чем различия между видами этих органов? 5) Какие виды государственной службы включает в себя система государственной службы РФ?

Задания

1. К какой группе административно-правовых отношений относятся следующие правоотношения при классификации их в зависимости от участников данного рода отношений?

А. Гражданин обратился с жалобой в Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека.

Б. МВД России выдало лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность.

В. Федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений.

Г. Группа инспекторов провела проверку деятельности общества на предмет соответствия законодательства о рынке ценных бумаг.

2. На экзамене ученик сказал, что, кроме Правительства РФ, на федеральном уровне действуют федеральные министерства, комитеты, федеральные службы, управления и федеральные агентства. При этом он подчеркнул, что все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ.
Какие ошибки допустил ученик в своем ответе? Объясните свою позицию.

3. Изобразите схему государственной гражданской службы.

Мысли мудрых

«Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны».

Фридрих II (Великий) (1712–1786), прусский король

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика