<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава VI.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 22. Экологическое право

 

Почему окружающая среда нуждается в охране? Способно ли право остановить деградацию природы? Почему, защищая окружающую среду, человек защищает себя?

Начало становления экологического права относится ко второй половине XX в., и уже к концу 80-х гг. того же века новая отрасль сложилась. Ни одна из известных вам отраслей права не вызревала с такой стремительностью: например, история развития уголовного или гражданского права насчитывает столетия.

Впрочем, причины столь бурного роста новой отрасли скорее можно назвать печальными. В результате постоянно усиливающегося воздействия антропогенных факторов, безудержного роста масштабов производства и потребления в середине прошлого века человечество столкнулось с новым вызовом – глобальным экологическим кризисом или, как еще говорят, экологическим императивом – совокупностью жестких, даже суровых ограничений в активной деятельности людей. Нарушение таких ограничений в обозримом будущем может обернуться самыми катастрофическими последствиями. Для продолжения своей истории человечеству необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями и потребностями Природы.

Одним из ответов на экологический императив можно считать формирование новой отрасли права – права охраны окружающей среды, или, как принято его называть у нас в стране, экологического права.

ЛЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Определений экологического права в науке существует немало. Так, например, экологическое право характеризуется как совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Это определение указывает не только предмет экологического регулирования («общественные отношения в сфере взаимодействия…»), но и его цель («в интересах сохранения и рационального использования…»).

Можно привести и более лаконичное определение: экологическое право – самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Здесь также четко обозначено наличие предмета регулирования, который и обусловливает самостоятельность данной отрасли права. Кроме того, подчеркнута ее комплексность (о ней мы скажем чуть позже).

Итак, предметом экологического права как самостоятельной отрасли служат общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы; другими словами, экологически значимое поведение людей.

Участниками экологических правоотношений, субъектами экологического права, являются граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство.

Понятно, что не любые отношения, которые складываются в обществе по поводу объектов окружающей среды, можно отнести к экологическим. Возьмем, например, землю и воду. Они ведь могут служить не только в качестве экологических понятий. По земле и воде может проходить граница между государствами или субъектами государства. По поводу этой части земли и воды между государствами (или субъектами государства) складываются определенные отношения. Их, конечно же, нельзя назвать экологическими. Это территориальные отношения, которые регулируются нормами государственного права.

Данным примером мы хотим подчеркнуть, что экологические отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также охране окружающей среды (как оборотной стороне ее использования).

Окружающая среда – главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет ее как совокупность компонентов природной среды – природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятие природная среда (или природа) охватывает как собственно природные, так и природно-антропогенные объекты. Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект (от греч. anthropos – человек + genos – рождение) характеризуется как природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т.д.). Наконец, антропогенный объект – это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т.д.).

Мы намеренно столь тщательно называем компоненты окружающей среды, закрепленные в законе, ибо здесь есть пища для размышления об объектах экологического права. Возьмите, к примеру, антропогенные объекты или околоземное пространство. Почему экологическое право включает их в круг экологических отношений? Подумайте, поищите ответ. Для этого необходимо прежде всего вспомнить, в чем суть экологических отношений.

Экологическое право, как вам известно, имеет комплексную структуру – объединяет нормы природоресурсного и природоохранного права. Эти нормы составляют основу, ядро экологического права. Вместе с тем экологическое право объединяет в себе группы правовых норм и других отраслей права – конституционного, административного, уголовного, гражданского и др.

Следует отметить, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Скажем, нормы, регулирующие использование, и нормы, регулирующие охрану, действуют одновременно. Например, земля одновременно используется и охраняется.

К источникам экологического права относят все правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юридической силе (вспомните, как определяется юридическая сила юридического акта) весь массив экологических нормативных актов (иначе говоря, экологического законодательства) можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты. На уровне Федерации это прежде всего Конституция РФ – основа всего комплекса нормативных актов, регулирующих экологические отношения. Среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый Закон «Об охране окружающей среды». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее – законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ.

В основе экологического права лежат определенные принципы, закрепленные прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3). Главный из них выражает смысл всего экологического законодательства: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Принцип 1 Декларации гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Принятие Декларации стало важнейшим этапом в международно-правовом признании права человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей среды.

Конституция РФ в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических прав человека и гражданина: 1) на благоприятную окружающую среду, 2) на достоверную информацию о ее состоянии и 3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Законе «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда определяется как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это общее юридическое определение. Существует также более конкретное, научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся ее: а) чистоты (незагрязненности), б) ресурсоемкости (неисчерпаемости), в) видового разнообразия, г) эстетического богатства.

Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду – не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т.д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т.е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, куда входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Коротко поясним, что нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) – 0,2 мг/м3 и т.д.).

Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, поскольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т.д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26), но, к сожалению, далеко не всегда осуществляются на практике.

Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответствие с требованиями Закона «Об охране окружающей среды». Так, в Законе «О недрах» все еще отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсутствием государственной воли на запрет безразмерной добычи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое положение вещей интересам общества, особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологическое право может воздействовать на сложившуюся ситуацию? Подумайте, найдите свои аргументы.

Для удовлетворения эстетических потребностей человека и сохранения видового разнообразия выделяются особо охраняемые природные территории – заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, курортные зоны и т.д.

Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

Информация как юридическое понятие – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).

Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопасности граждан.

Для тех, кто внимательно изучал историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под властью государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров можно отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле: власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС, а когда скрывать стало уже невозможно, не сочли нужным объяснить, в чем состоит опасность радиоактивного излучения. Тысячи людей стали жертвами радиации. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

Конституция РФ (ч. 3, ст. 41) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как выполняется эта статья.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ.
'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Граждане имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т.д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Право граждан на судебный иск – это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем, если граждане не удовлетворены решением суда первой инстанции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека.

Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т.е. лучших). Следует подчеркнуть, что главным фактором защиты экологического права стали воля, решимость и мужество конкретных граждан. Они в данном случае победили. Но борьба за российский лес далеко не закончена (как тут не вспомнить ставшую классической фразу из романа Ильфа и Петрова: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих»).

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относят к одному из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, регулируется прежде всего Законом «Об охране окружающей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие вред. Под ним понимается любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объеме.

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права (не случайно юристы любят повторять, что любое право – это обязанность). Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Если смотреть широко, эту обязанность можно определить как правовую и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе – это проявление общей культуры и вместе с тем моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Поговорим об этом подробнее.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько высоко, что многими специалистами оценивается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т.д. Все это в первую очередь результат техногенных правонарушений.

Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Представьте себе хотя бы на минуту, что испытывают живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правила рыболовства – сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше. Порой складывается впечатление, что граждане ведут тотальную войну с природой.

Что же такое экологическое правонарушение? Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т.е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это его основной признак.

Любое экологическое правонарушение – это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещенная ловля рыбы и т.д.) или бездействие (невыполнение, например, правил охраны недр и т.д.). Оно обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное, вредное, виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.

Законодательство, предусматривающее меры эколого-правовой ответственности, весьма обширно. Назовем лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего это Закон «Об охране окружающей среды». В статье 75 он устанавливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административную и уголовную.

Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в главе 39 предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя); меры уголовной ответственности – в Уголовном кодексе РФ. Здесь экологическим преступлениям посвящена полностью глава 26, указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ сформулированы положения о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (ч. 1, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред «на общих основаниях».

Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов и т.д.).

Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью людей.

И вот тут хотелось бы напомнить: между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно судить из простого сравнения составов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т.е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность. (Поразмышляйте, в чем тут существенное различие составов правонарушения.)

Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу – через суд. Но зачем же доводить дело до суда?

Вопросы для самопроверки

1) В чем состоит специфика экологических отношений? 2) Каковы составные части окружающей среды? 3) Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей? 4) В чем состоят основные экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ? 5) Каковы основные способы защиты экологических прав граждан? Почему важно использовать различные способы экологической защиты? 6) В чем особенности экологического правонарушения? 7) Почему законодательство предусматривает различные виды ответственности за экологические правонарушения?

Задания

1. В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно.
А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту. Может быть, вы готовы предложить другие лозунги? Какие именно? Объясните.

2. Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает).
Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?

3. Г-н Крючков взял у сельхозобъединения в аренду землю. Хозяйствовал активно. Землю использовал по-разному: стал выращивать зерновые, срубил кустарник и заложил сад, вырыл пруд и пустил уток. Ренту выплачивал исправно. На основе какой отрасли права регулируются отношения между Крючковым и сельхозобъединением? Есть ли основание говорить о возникновении экологических отношений? Приведите аргументы.

4. Экологическая культура у нас принимает разные формы. Например, любителей пить пиво и другие напитки прямо «из горла» можно разделить на две категории. Одни, опустошив тару, смело выбрасывают ее куда попало. Их можно назвать «небрежными». Другие очень аккуратно выставляют тару возле того места, где пили. Они проявляют заботу, их можно назвать «заботливыми».
Как вы оцениваете экологическую культуру каждой из этих групп? Почему? А может быть, в поведении какой-нибудь группы вы усмотрели признаки правонарушения? Приведите аргументы.

5. В тексте урока мы упоминали о Декларации, принятой в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро. Спустя 10 лет, в 2002 г., в столице ЮАР Йоханнесбурге состоялся «саммит Земли» – встреча правительственных делегаций стран-участниц этой конференции, целью которого стало подведение итогов экологической деятельности за прошедшее время. Саммит констатировал, что в большинстве стран-участниц не выполнена практически ни одна рекомендация. Реально только в России к 2002 г. произошло снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 33% по сравнению с 1990 г. Но и это снижение объясняется рядом обстоятельств, не связанных с экологическими мероприятиями.
Прокомментируйте изложенные факты. Как вы можете объяснить снижение выбросов в России?

Мысли мудрых

«Лик Земли священен».

Древнегреческий афоризм

«Если люди вновь захотят стать обезьянами, им не хватит деревьев».

Афоризм телевизионной программы «Времечко»

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика