Тема: Перестройка Горбачёва

«У того, кто не жалеет о разрушении Советского Союза, нет сердца, у того, кто хочет его воссоздания в прежнем виде – нет головы».
(В.Путин)
«Пшеница или лебеда,
Свобода или произвол…
Конечно, выбор есть всегда,
Но только чаще – из двух зол».
(Э.Севрус)

План:

1. Принципы реформ Горбачёва.
2. Экономические реформы.
3. Политическое реформирование (1988 – март 1990 гг.).
4. Борьба за Союз (март 1990 – декабрь 1991 гг.).
5. «Новое мышление» на международной арене.

 

1. Принципы реформ Горбачёва

Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 г. генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.

После коротких правлений Андропова и Черненко молодой лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности

Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой – «перестройка, ускорение, гласность» – на несколько лет превратились в символы обновления страны.

Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы.

По его мнению, причина лежит не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей.

Это и предопределило цели его реформаторского курса:

Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.

В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин – секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т.п.

Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов – к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.

 

2. Экономические реформы

Первый этап экономических реформ (1985-87 гг.) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».

На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась лишь необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».

Демократизация в основном касалась производства: внедрялись самоуправление в трудовых коллективах и принцип выборности.

Многие говорили о неиспользованном потенциале НЭПа, что воплотилось в развитии кооперативов (на практике эта программа затронула не производственную, как планировалось, а посредническую сферу).

Что касается форм собственности, то их касались осторожно, сохранив приоритет государственной собственности.

Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 г., лишь в отдалённом будущем предполагала вхождение в рыночные отношения.

Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой – переход от преимущественно административных к экономическим методам управления, т.е. перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование.

За Центром же оставалась функция общего планирования направления развития народного хозяйства.

Таким образом, наряду с экономической самостоятельностью должно было сохраняться государственное планирование экономики.

Эти идеи вылились в Закон о госпредприятии 1987 г.:

Однако 3 года перестройки в рамках старой политической системы привели лишь к отрицательным результатам.

Несмотря на смену партийных и государственных функционеров верхи продолжали тормозить реформы.

Партийно-хозяйственная элита не собиралась лишаться своих льгот.

Важную роль сыграли и скороспелые и ничем не подкрепленные мероприятия Горбачёва.

В итоге в 1987 г. начался новый спад производства, который ознаменовал начало нового экономического кризиса.

В верхах наметился раскол:

В октябре 1987 г. неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б.Н.Ельцин.

Он критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва.

ЦК тут же ответил обвинениями в «политическом авантюризме» и попытке раскола партии, что привело к освобождению Ельцина от обязанностей кандидата в члены Политбюро.

Между тем борьба Яковлева и Лигачёва приобретала всё более острые формы, Горбачёв же старался лавировать между ними.

Однако теперь к перестроечному процессу подключились массы, у которых за три года уже прошла эйфория.

«Реформы сверху» сменялись «революцией снизу».

В результате подъёма политической активности народа начался бурный рост неформальных групп, организаций и движений, в будущем переросших в партии и направивших страну на путь формирования многопартийности.

Давление движения «снизу» и понимание, что преобразования тормозятся старой политической системой (партийно-бюрократическим аппаратом) заставили реформаторское крыло перейти к реформированию политической системы.

Но политические реформы ещё больше дестабилизировали обстановку, что привело к углублению экономического кризиса.

В 1990 г. в верхах было разработано две экономические программы, что ознаменовало переход ко 2-ому этапу экономических реформ:

1) правительственная (Рыжков);
2) «500 дней» (Шаталин – Явлинский).

Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию, как передачу гос.собственности пока только в собственность трудовых коллективов, базовые же отрасли (энергетика, топливо, транспорт и т.п.) должны были оставаться в руках государства.

Но программа Рыжкова была направлена на постепенность вхождения в рынок, начиная с постепенного отпуска цен.

«500 дней» же планировала максимальное ускорение рыночных отношений, и начинать предлагала не с отпуска цен, а со стабилизации рубля посредством продажи гос.собственности, изменений бюджетной и кредитной политики и отказа от финансирования неэффективных производств.

Однако во время обсуждения проектов Горбачёв вновь занял центристскую позицию, предложив реформаторам разработать объединённую программу.

Такая позиция лишь усилила критику в адрес главы государства, и в декабре 1990 г. на IV съезде народных депутатов уже раздавались призывы об отставке Президента СССР М.С. Горбачёва (в марте 1990 г. III съезд ввёл в стране институт президента).

 

3. Политическое реформирование (1988 – март 1990 гг.)

Второй этап «перестройки» (1988 – март 1990 гг.) начался с XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.), на которой была поставлена задача радикальной демократизации партии, а через неё и общества.

Партия должна была сохранить роль политического авангарда, а административно-управленческие функции и государственная власть планировалось передать Советам.

Но партийная бюрократия не желали лишаться даже части своей власти, что подтолкнуло реформаторов к идее полного переноса власти в Советы, которые выступали на реформаторских позициях.

Подобный курс был с радостью встречен либерально-демократическими силами.

В обществе из «неформалов» возникают политические группы и организации, объединившие различные общественные силы.

В национальных республиках и городах формируются «Народные фронты», повсеместно проходят митинги и манифестации.

К сожалению, переносом власти в местные Советы воспользовались и национальные сепаратисты, выступающие на националистических позициях.

И это несмотря на то, что ещё в феврале 1986 г. в новой Программе КПСС, принятой на XXVII съезде КПСС, было заявлено:

«Национальный вопрос, остававшийся от прошлого, в Советском Союзе успешно решён».

Наиболее кровавые столкновения на национальной почве произошли в Карабахе и в Грузии.

Карабахский конфликт, начавшийся осенью 1987 г., превратился в один из самых кровавых на территории СССР, продолжившись и в постсоветское время.

Нагорный Карабах, являясь автономной областью в составе Азербайджанской ССР, на 80% был населен армянами.

Эта область была создана на армянской территории в 1923 г. для укрепления интернационализма между армянами и азербайджанцами.

Но в конце 80-х эта земля превратилась в первую «горячую точку» на советском пространстве.

Начало 1989 г. прошло на волне политической активности народных масс – общество было захвачено выборами I съезда народных депутатов СССР.

Съезд, проходившись в течение 13 дней (с 25 мая по 9 июня 1989 г.), затронул огромное количество вопросов: Афганистан, Нагорный Карабах, расстрел демонстрантов в Тбилиси, пакт «Риббентроп – Молотов», коррупция («Дело Гдляна – Иванова») и т.д.

На съезде был сформирован первый в истории страны парламент – двухпалатный Верховный Совет СССР, Председателем которого был избран Горбачёв.

Одним из самых важных итогов этого съезда стало решение о разработке новой Конституции.

Шагом к развитию парламентаризма стало создание оппозиционной Межрегиональной депутатской группы (МДГ).

Однако дела обстояли вовсе не так миролюбиво.

На съезде сразу оформилось два крыла:

Радикалы демократы выход из кризиса видели в передаче всей власти Советам.

Академик Сахаров, ставший одной из самых значительных фигур оппозиции, предложил съезду проект «Декрета о власти», в котором предлагал отменить статью № 6 Конституции СССР и наделить Советы высшей законодательной властью.

Однако консервативное большинство отклонило этот Декрет, что привело к сохранению прежнего политического устройства.

I съезд с самого начала в большинстве был консервативен, и причиной этого была система выборов, при которой 1/3 депутатов избиралась от общественных организаций и творческих союзов по особым спискам, т.е. они избирались на пленумах и не проходили жёсткого отбора, как депутаты, избиравшиеся в территориальных округах.

Кроме того, 100 депутатов избирались напрямую от КПСС (так называемая «партийная сотня»).

Именно в этом радикалы видели главную причину сохранения КПСС монопольной власти на съезде.

 

4. Борьба за Союз (март 1990 – декабрь 1991 гг.)

1989 г. оказался одним из самых тяжёлых годов перестройки.

Все идеи уже были исчерпаны, мощный спад производства товаров первой необходимости привёл к вводу талонов и визитных карточек, но это не решало проблемы.

Прокатилась волна забастовок, «табачных» и «водочных» бунтов.

На фоне ухудшения положения активизировались националисты, сепаратисты уже открыто призывали к насильственному свержению советской власти, что приводило к столкновениям с правительственными войсками.

Обострились межнациональные отношения, приводящие к образованию всё новых «горячих точек».

Всё это говорило о том, что страна вступила в полосу тяжелейших социальных потрясений.

Весной 1990 г. были сформированы Советы автономий и союзных республик, которые начали с Москвой «войну законов», провозглашая верховенство республиканских законов над союзными.

В марте 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР объявил о «восстановлении независимости литовского государства», что ознаменовало начало практического распада СССР.

Но решающий удар по СССР был нанесён в июне 1990 г., когда о государственном суверенитете заявил Съезд народных депутатов РСФСР.

Параллельно с «парадом суверенитета» разрывались старые экономические отношения между регионами, что лишь углубляло кризис.

Ситуация оказалась подобна 1917-18 гг., когда ради сохранения целостности государства необходимы были кардинальные изменения.

На повестку дня встали вопросы преобразования Федерации и <ликвидации монополии КПСС на власть.

Ни I ни II съезды так и не смогли сломить консерваторов и отменить статью № 6, но к 1990 г. произошли кардинальные изменения:

В итоге, в марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР принял решение об отмене статьи № 6, чем была окончательно уничтожена однопартийная политическая система.

Другим решением съезда было введение поста Президента, на который был избран Горбачёв.

Депутаты-демократы в этом видели признаки становление правового государства, а консерваторы – идею «сильной руки».

С 1990 г. начинается 3-й этап «перестройки», связанный с президентством Горбачёва.

III съезд дал начало мучительной 2-летней подготовке нового Союзного договора, который должен был спасти СССР от полного распада.

Однако Центр и Республики никак не могли сойтись на форме будущего Союза:

На этом фоне противостояния Центра и национальных республик усилилось и противоборство Горбачёв – Ельцин.

Поводом для конфликта стала политика Кремля в Прибалтике, направленная на использование любых методов, вплоть до силовых, для борьбы с сепаратизмом и предотвращения распада СССР.

В январе 1991 г. в Вильнюс и Ригу с этой целью были введены танки.

13 января спецподразделение КГБ «Альфа» после 2-дневной операции полностью заняли телецентр Вильнюса.

В результате этих событий погибло 13 человек, сотни были ранены.

Вильнюсская телебашня стала символом борьбы литовцев за независимость.

Против подобных методов Кремля и выступил Ельцин.

17 марта 1991 г. в стране был проведен референдум, на котором нужно было ответить лишь на один вопрос, желают ли граждане сохранить обновлённый Союз или нет.

На референдуме приняло участие 80 % граждан, 76,4 % из них проголосовало за Союз.

Однако это не остановило сепаратистов и 23 апреля 1991 г. 9 республик подписали Заявление «9 + 1».

С 24 мая в Подмосковной усадьбе Ново-Огарево начинает разрабатываться новый Союзный договор, который провозглашал Союз Суверенных государств, что являлось компромиссом, который, однако, не устраивал ни сторонников Союза (потому что не обеспечивал желаемой целостности государства), ни демократические круги (потому что в какой-то мере пытался сохранить эту целостность).

Подписание Договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Но 19 августа 1991 г. правые объявили, что по состоянию здоровья Горбачёв не может выполнять функции президента, и его они переходят к вице-президенту Янаеву.

Во избежание хаоса и распада Союза в некоторых частях объявлялось чрезвычайное положение, а высшая власть передавалась Государственному Комитету по чрезвычайным ситуациям (ГКЧП) из 8 человек (помимо Янаева премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, министр внутренних дел Пуго, министр обороны Язов и др.).

Борьбу с ними возглавил Президент РСФСР Борис Ельцин.

Кульминацией стали события у Белого Дома, где собрались рядовые граждане, а в ночь на 21 августа при попытке остановить колонну боевой техники, идущих по приказу ГКЧП, погибло 3 защитника Белого дома.

Эти события парализовали ГКЧП, и штурма Белого Дома не произошло.

Далее события развивались стремительно – с Фороса был привезён пленник Горбачёв, участники ГКЧП арестованы, указом Ельцина деятельность КПСС на территории РСФСР приостановлена.

В сентябре V чрезвычайный съезд народных депутатов СССР самораспустился, дав импульс к ликвидации СССР.

Сейчас существует две версии августа 91:

1) официальная – антиконституционная попытка захвата власти (путч) реакционными силами старого партийно-бюрократического аппарата с целью возврата к тоталитарной системе;

2) неудачная попытка дворцового переворота конституционными мерами с целью сохранить в соответствии с волей народа СССР.
Горбачёв же, по этой версии, был изолирован по собственному согласию, чтобы не запятнать своей демократической репутации и при любом раскладе позже иметь возможность вернуться в президентское кресло.

Истина пока неизвестна, зато всеми была отмечена пассивность населения – только в Москве небольшое количество защитников Белого Дома проявили свою активность, остальная же часть продолжала жить своей жизнью, более заботясь о пропитании.

Горбачёв ещё пытался сохранить Союз, но из-за резкого противодействия Президента Украины Кравчука его планы провалились.

В декабре 1991 г. вместо Союзного Договора руководители трёх государств (Россия, Украина, Белоруссия) без учёта мнения населения, высказавшегося на референдуме за сохранение Союза, в Беловежской пуще объявили о ликвидации СССР и образовании Союза Независимых Государств (СНГ).

25 декабря 1991 г. в выступлении по телевидению Михаил Горбачёв объявил о прекращении исполнения обязанностей Президента СССР.

 

5. Новое мышление на международной арене

Если на внутреннее развитие СССР «перестройка» оказала разрушающее влияние, то на международной арене она привела к глобальным изменениям, приведшим к окончанию «холодной войны».

Основой доктрины Горбачёва явилось провозглашение «нового мышления», в основе которого был призыв осознать взаимозависимость государств и общую ответственность перед лицом глобальных проблем, таких как экологическая и ядерная опасность.

Гонка вооружений привела к такому положению, когда любая война станет гибельной для всего человечества, а отсюда альтернатива: либо погибнуть, либо научиться жить в мире.

И Горбачёв начал выступать с мирными инициативами.

Летом 1985 г. Горбачёв объявил об одностороннем моратории на ядерные испытания, а осенью совместно с Президентом США Рональдом Рейганом была принята Декларация о недопустимости ядерной войны и отказе от военного превосходства.

В Заявлении Советского правительства от 15 января 1986 г. была провозглашена «программа ядерного разоружения к 2000 году».

На XXVII съезде КПСС было принято решение о выводе войск из Афганистана и отказе в дальнейшем от силовых методов в конфликтах.

Осенью 1986 г. на встрече с Рейганом в Рейкьявике (столица Исландии) советский лидер ошеломил мир предложением сократить стратегическое вооружение наполовину и ликвидировать все ракеты средней дальности.

Ошеломленный Рейган с ходу согласился, но уже дома окружение охладило его пыл.

В итоге встреча не привела к конкретным договорённостям, но она вызвала огромный психологический эффект.

Историческая справка:

6 октября 1986 г., после трагедии с Чернобыльской АЭС и накануне встречи М.Горбачёва с Р.Рейганом в Рейкьявике, в Атлантическом океане произошло столкновение советской подлодки К–219 с американской субмариной.
Из-за пожара на К–219 возникла угроза самопроизвольного старта ракет, нацеленных на США, что могло привести к началу III Мировой войны.
Николай Беликов и Сергей Преминин попытались закрыть заглушку реактора.
Николай погиб первым, но Сергею удалось выполнить задание.
Из-за отказа задраенного люка Сергею так и не удалось выбраться из лодки.
Этот инцидент на встрече двух лидеров в Рейкьявике даже не упоминался.

Внешнеполитический курс Михаила Горбачёва и министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе с воодушевлением был встречен мировой общественностью, но внутри страны он вызвал упорное сопротивление военных.

Генералитет был в шоке от односторонних инициатив Горбачёва, которые нарушили баланс сил и нанесли серьёзный удар по обороноспособности страны.

В 1988 г. в СССР состоялся первый автономный полёт космического корабля многоразового действия «Буран», создаваемого в качестве конкурента американского «Шатла».

Полёт «Бурана» в течении месяца обсуждался западным телевидением и прессой, но Горбачёв поторопился прикрыть эту программу, объясняя своё решение финансовыми проблемами.

Против подобного решения выступали советские военные, отлично понимавшие, что программа «Буран» имеет значение не только в рамках борьбы сверхдержав за космос, но и в плане укрепления обороноспособности и престижа СССР.

В этом столкновении политиков и военных победу одержали политики.

Дальнейшие поражения военных были связаны с провалами наших вооружённых сил.

Первым сигналом краха армии стал инцидент с гражданином ФРГ Матиасом Руста, который 28 мая спокойно пересёк территорию СССР и приземлился на небольшом самолёте прямо на Красной площади.

Горбачёв воспользовался этим инцидентом для снятия с армейских постов противников своего курса.

7 апреля 1989 г. произошла новая громкая катастрофа – гибель подводной лодки «Комсомолец».

Причиной стал пожар в реакторном отсеке (спаслось 29 человек, 2 из которых скончались в госпитале от переохлаждения).

В июле 1991 г. был заключён договор СНВ-1, предусматривавший сокращение боеголовок до 6 тыс., а носителей – до 1,600.

Он вступил в силу уже после распада СССР и присоединения к договору Украины и Белоруссии, получивших в наследство часть ядерного оружия.

Эти договоры лежат в основе всех последующих переговоров по стратегической безопасности в мире, а принципы СНВ-1 легли в основу других международных договоров по вооружениям.

Процесс разоружения набирал силу, в мире происходили глобальные процессы – «бархатные революции» в Европе, объединение ФРГ и ГДР и т.п.

Из-за экономических проблем КПСС прекратила оказывать помощь коммунистическим партиям других стран, что привело к их резкому ослаблению.

Но, несмотря на любвеобильные речи лидеров Западных стран в сторону Москвы, с СССР считались всё меньше и меньше, её просто пытались исключить из мировой политики.

Вскоре стало понятно, что от нарушения баланса сил проиграла не только наша страна, т.к. США начали открыто предъявлять свои претензии на гегемонию в мире.

Формировалось новое мироустройство, с одним явным гегемоном.