ГИА → ЕГЭ
 
                         

(Назад)

Опубликовано: 05.03.2016

Обновлено: 02.02.2018


ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ
(ЗАДАНИЕ 25).


Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий (явлений, процессов). 2
Правильно указаны два события (явления, процесса).  2
Правильно указано одно событие (явление, процесс). 1
События (явления, процессы) не указаны <ИЛИ> указаны неверно. 0
К2Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса).1
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
<ИЛИ>
Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
<ИЛИ>
Исторические личности названы неверно.
<ИЛИ>
Исторические личности не названы.
0
К3Причинно-следственные связи
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2
2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период.2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период.1
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.0
К4Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. 1
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.1
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
<ИЛИ>
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана.
0
К5Использование исторической терминологии. 1
При изложении корректно использована историческая терминология.1
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
<ИЛИ>
Исторические термины, понятия не использованы.
0
К6Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
2
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.2
Допущена одна фактическая ошибка.1
Допущены две или более фактические ошибки.0
К7Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
1
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.0
Максимальный балл11

Оценивание по критерию К1

При оценивании выполнения задания 25 по первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) – 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события (процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду. При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.

Оценивание по критерию К2

По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах).

При выставлении баллов по критерию К2 учитываются:

– количество указанных элементов ответа: для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах);

– указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов;

– указание роли личности в событии не должно подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.);

– события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы.

Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем.

Например, конкретными действиями будут издание (подписание) указа о «вольных хлебопашцах», выступление на военном совете в деревне Фили с предложением оставить Москву, водружение Знамени Победы над рейхстагом, выступление на съезде с докладом, выдвижение ультиматума противнику на время осады крепости Измаил, написание статьи «Головокружение от успехов» и т.п.

Замена конкретного действия исторического деятеля процессом, которым, возможно, руководил или участником которого был исторический деятель, в качестве верного ответа засчитан не будет.

Например, формулировка «он командовал 1-м Белорусским фронтом во время Берлинской наступательной операции», «он участвовал в Семилетней войне», «он руководил проведением реформ» и т.п. не указывают на конкретные действия и не будут засчитаны по критерию К2.

Роль Дмитрия Донского в победе на Куликовом поле может быть указаны так: «Дмитрий Донской посетил Сергия Радонежского и заручился поддержкой церкви, что придало уверенность русским воинам, выбрал выгодное для русской армии, с точки зрения ландшафта, место сражения, удачно расположил засадный полк, который вступил в бой со свежими силами и переломил ход битвы». Данный ответ принимается как правильный. Но если роль личности будет указана так: «Дмитрий Донской сыграл решающую роль в победе русских войск в Куликовской битве» или «Дмитрий Донской командовал русскими войсками», то ответ не будет принят, так как в нем отсутствуют конкретные действия Дмитрия Донского

События (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы. Это предполагает, что ответ по критерию К2 не может быть засчитан в качестве верного, если, например, выпускник написал «Павел I издал указ о трехдневной барщине», но никак не обохначил, что в этом заключалась роль Павла I в решении крестьянского вопроса.

Согласно критериям оценивания для характеристики роли каждой названной в сочинении исторической личности достаточно указать по одному конкретному действию в значительной степени повлиявшему на ход или результат названного в сочинении события (процесса, явления). Исторические личности, указанные в сочинении могут быть как деятелями истории России, так и деятелями истории зарубежных стран.

Оценивание по критерию К3

По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных связей. Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Например, непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

В историческом сочинении должно быть указано не менее двух причинно-следственных связей. При указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Например, влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади. Это, скорее, его предпосылка (т.е. условие, повлиявшее на начало данного события), и поэтому будет засчитано.

Указанные причинно-следственные связи должны характеризовать причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. Это значит, что они не могут выходить за нижнюю границу периода (причина возникновения событий (явлений, процессов), произошедших в данный период истории, может находиться за нижней границей этого периода, то есть в прошлом, но не может находиться за верхней границей, то есть в будущем). Например, если выбран период «ягварь 1725 – июнь 1772 г.», то одной из причин Эпохи дворцовых переворотов может быть указано издание указа Петра I о престолонаследии и эта причинно-следственная связь будет принята по критерию К3.

Не могут быть приняты причинно-следственные связи, которые построены на фактах с ошибками. Например, не может быть зачтена причинно-следственная связь: «убийство народовольцами Николая I стала причиной ужесточения внутриполитического курса при новом императоре».

Нельзя путать причинно-следственные связи, указанные выпускником для характеристики причин возникновения событий (явлений, процессов), с указанием влияния событий (явлений, процессов( данного периода истории на дальнейшую историю России (указание этого влияния оценивается по критерию К4), которое всегда выходит за верхнюю, а не за нижнюю границу выбранного периода.

(Совет: во-первых, обратите особое внимание, что причинно-следственные связи (К3) должны быть внутри выбранного периода, а оценка значимости данного периода для истории нашего государства (К4) должна выходить за рамки выбранного периода; во-вторых, если в работе причинно-следственные связи между явлениями, процессами засчитаны как роль личности (К2), то они уже не будут учитываться в К3. Поэтому в сочинении эти части надо разделять. Например, если при характеристике роли Дмитрия Донского в победе на Куликовом поле написано: «благодаря тому, что Дмитрий Донской удачно расположил засадный полк, русское войско одержало победу», то это будет зачтено по критерию К2, как указание роли личности, но не будет повторно зачтено по критерию К3, несмотря на то, что в приведенной формулировке представлены причинно-следственные отношения.)

Оценивание по критерию К4

По критерию К4 выпускник может получить один балл за правильное указание оценки влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. Оценка представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода на последующие эпохи. Это означает, что необходимо выйти за верхнюю границу периода.

Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания. Например, «события данного периода положительно повлияли на дальнейшую историю России»

Согласно требованию задания необходимо оценить влияние событий (явлениях, процессах) данного периода на дальнейшую сторию именно России, а не зарубежных стран. Поэтому, даже если в сочинении будет написано о событиях (явлениях, процессах) истории зарубежных стран (что не противоречит требованиям задания), то по К4 влияние должно быть показано на дальнейшую историю именно России.

Оценивание по критерию К5

По критерию К5 оценивается использование исторической терминологии. Под историческим термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определённым историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Термин должен быть вписан в контекст сочинения, называние термина вне контекста сочинения не может быть признано его корректным употреблением.

Термины и понятия исторической науки можно условно разделить на три группы.

1. Термины и понятия письменных источников (например, Русская Правда содержит ряд терминов, без понимания которых невозможно понять смысл отдельных статей: рядович, закуп, вира и др.)

2. Термины и понятия, применяемые для систематизации разнородного исторического материала (например, государственный переворот, цивилизация и др.)

3. Понятия и категории, которые применяются не только в истории, но и в других социально-гуманитаных науках для определения общественных явлений (например, государство, общество и др.)

Принимается корректное использование в сочинении терминов из первых двух указанных групп. Использование терминов из третьей группы принимается в качестве правильного ответа по критерию К5 только в том случае, если термин используется в сочинении в историческим контексте. Например, речь в сочинении может идти о формировании Древнерусского государства и в этом случае должно быть показано понимание понятия «государство» именно в историческом контексте.

(Совет: чтобы термины были приняты, необходимо их давать с пояснениями или определениями, чтобы показать, что отвечающий знает их значение и использует осмысленно. Названия документов и памятников терминами не считаются. Например, «Правда Ярослава», «Золотые ворота» и пр. Хоть засчитывается даже один термин, для создания благоприятного впечатления и получения максимального количества баллов за него необходимо использовать несколько терминов.)

Оценивание по критерию К6

По критерию К6 оценивается наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок. По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок. При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков (например, оценка значимости ордынского владычества, данная Л.Н. Гумилёвым приписана Б.А. Рыбакову) и т.д. Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.

(Совет: описки считаются ошибками. Например, вместо "Николай II" написано "Николай I").

Оценивание по критерию К7

По критерию К7 оценивается форма изложения. По данному критерию, как и по критерию К6, работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана). В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл, во втором – 0 баллов.

При оценке задания 25 следует учитывать, что в случае, когда исторические события (явления, процессы) (К1) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).



Исторические периоды, предлагаемые выпускникам для исторического сочинения, делятся на три раздела:

1) от славян до Петра I;
2) от Петра I до 1917 г.;
3) с 1917 г. по 1991 г.

Периоды для исторического сочинения по XX веку.

1917–1918
1918–1922
1922–1928
1929–1941
1941–1942
1942–1944
1944–май 1945
май 1945–1953
1953–1964
1964–1985
1985–1991

Периодов из демоверсий в итовом ЕГЭ не будет.


(Наверх)


 
   

© 2011–2018, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика