ГИА → ЕГЭ
 
                         

(Назад)


ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ
(ЗАДАНИЕ 25).


Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий (явлений, процессов). 2
Правильно указаны два события (явления, процесса).  2
Правильно указано одно событие (явление, процесс). 1
События (явления, процессы) не указаны <ИЛИ> указаны неверно. 0
К2Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.1
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.
<ИЛИ>
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.
<ИЛИ>
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
<ИЛИ>
Исторические личности названы неверно.
<ИЛИ>
Исторические личности не названы.
0
К3Причинно-следственные связи. 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами).2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами).1
Причинно-следственные связи указаны неверно.
<ИЛИ>
Причинно-следственные связи не указаны.
0
К4Оценка значения периода для истории России. 1
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.1
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
<ИЛИ>
Оценка значения периода для истории России не дана.
0
К5Использование исторической терминологии. 1
При изложении корректно использована историческая терминология.1
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
<ИЛИ>
Исторические термины, понятия не использованы.
0
К6Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
2
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.2
Допущена одна фактическая ошибка.1
Допущены две или более фактические ошибки.0
К7Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
1
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.0
Максимальный балл11

Оценивание по критерию К1

При оценивании выполнения задания 25 по первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) – 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события (процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду. При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.

Оценивание по критерию К2

По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Под ролью исторической личности следует понимать её деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории. При выставлении баллов по критерию К2 важно учитывать:

– количество указанных элементов ответа: для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах);

– указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов;

– указание роли личности в событии не должно подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.);

– события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы.

Оценивание по критерию К3

По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных связей. Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. При указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода. Нельзя путать причинно-следственные связи, указанные выпускником в рамках данного периода, с оценкой значимости данного периода, которая, хотя и имеет определённые характеристики причинно-следственных отношений, но всегда выходит за рамки данного периода истории.

(Совет: во-первых, обратите особое внимание, что причинно-следственные связи (К3) должны быть внутри выбранного периода, а оценка значимости данного периода для истории нашего государства (К4) должна выходить за рамки выброанного периода; во-вторых, если в работе причинно-следственные связи между явлениями, процессами засчитаны как роль личности (К2), то они уже не будут учитываться в К3. Поэтому в сочинении эти части надо разделять).

Оценивание по критерию К4

По критерию К4 выпускник может получить один балл за правильное указание оценки значения данного периода для истории России. Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период. Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания.

Оценивание по критерию К5

По критерию К5 оценивается использование исторической терминологии. Под историческим термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определённым историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Термин должен быть вписан в контекст сочинения, называние термина вне контекста сочинения не может быть признано его корректным употреблением.

(Совет: чтобы термины были приняты, необходимо их давать с пояснениями или определениями, чтобы показать, что отвечающий знает их значение и использует осмысленно. Названия документов и памятников терминами не считаются. Например, «Правда Ярослава», «Золотые ворота» и пр. Хоть засчитывается даже один термин, для создания благоприятного впечатления и получения максимального количества баллов за него необходимо использовать несколько терминов.)

Оценивание по критерию К6

По критерию К6 оценивается наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок. По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок. При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков (например, оценка значимости ордынского владычества, данная Л.Н. Гумилёвым приписана Б.А. Рыбакову) и т.д. Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.

(Совет: описки считаются ошибками. Например, вместо "Николай II" написано "Николай I").

Оценивание по критерию К7

По критерию К7 оценивается форма изложения. По данному критерию, как и по критерию К6, работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана). В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл, во втором – 0 баллов.

При оценке задания 25 следует учитывать, что в случае, когда исторические события (явления, процессы) (К1) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).



Исторические периоды, предлагаемые выпускникам для исторического сочинения, делятся на три раздела:

1) от славян до Петра I;
2) от Петра I до 1917 г.;
3) с 1917 г. по 1991 г.

Периоды для исторического сочинения по XX веку.

1917–1918
1918–1922
1922–1928
1929–1941
1941–1942
1942–1944
1944–май 1945
май 1945–1953
1953–1964
1964–1985
1985–1991

Периодов из демоверсий в итовом ЕГЭ не будет.


(Наверх)


 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика