§ 5. Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.
Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казённых) предприятий. Государственные финансы – наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений). Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.
Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые идут на содержание государственного управленческого аппарата, оборону, органы правосудия, социальную политику, а также на выполнение международных обязательств и участие в международных организациях. Денежные средства поступают в государственный бюджет через различные каналы: налоги, таможенные сборы, рентные поступления, специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.
Центральным финансовым органом государственного управления является министерство финансов, главные задачи которого – разработка проекта государственного бюджета, контроль за финансовой дисциплиной в государстве, точным исполнением финансовых обязанностей федерального правительства, оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов, как правило, действует вместе с центральным банком, хотя последний является самостоятельным органом и не подчиняется правительству.
Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. В государственном бюджете в полном объёме отражаются доходы и расходы государства. Разрабатывает бюджет министерство финансов, а утверждает парламент, после чего он становится законом (как правило, бюджет принимается на 1 год, хотя были попытки рассчитать его и на более длительный срок – 3 года). Таким образом, государственный бюджет является централизованным денежным фондом.
Бюджетные принципы. В государственном бюджете органически связываются основные финансовые операции: расходы, различные доходы и государственные займы. Все они служат задачам государственной политики. Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учёт по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.
Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. В современных условиях закономерностью становится рост государственных расходов. При этом в развитых странах существенно увеличились госрасходы на социальные программы. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные – 44,5, хозяйственные – 6,2, а проценты по государственному долгу – 15,7%. В развитых европейских странах социальная сфера составляет более 50% всех бюджетных расходов.
Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три главные функции:
• фискальную, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;
• экономического регулирования;
• социальную, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоёв населения.
Основные расходные статьи госбюджета соответствуют основным задачам государства и обеспечивают их выполнение. Это можно выразить следующей простой формулой:
Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Такая ситуация, однако, большая редкость.
Если государство предполагает, что расходы превысят предполагаемые доходы за счёт всех видов налогов и платежей, то говорят о дефиците государственного бюджета. Так, например, в 1994 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 35% (или 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом примерно 29%. Начиная с 2001 г. бюджет России стал бездефицитным (в основном благодаря высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям от нефтяных компаний). Бюджет на 2010 г. предусматривал бюджетный дефицит 8%.
Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, при которой предполагаемые государственные расходы меньше доходов от налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы.
Чаще всего в практике правительств расходы превышают доход и бюджеты сводятся с дефицитом и очень редко – с профицитом. В условиях экономической депрессии, когда поступления в бюджет замедляются, правительства становятся на путь эмиссии (печатания дополнительных денег) с тем, чтобы покрыть растущие расходы. Отсюда неизбежная инфляция, расстройство денежного механизма, нарастание общего неравновесия в национальной денежной системе, а затем и в экономике страны.
Государственный долг в мировой практике – явление достаточно распространённое. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых государственными органами. Государственный долг может быть двух видов:
• внутренним – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;
• внешним – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений, либо перед иностранными компаниями и банками, ставшими кредиторами государства.
Многие страны мира сегодня отягощены государственными долгами. Так, в США величина долга составляет 80% к объёму ВВП (против 45% в 1990г., что свыше 11 трлн долл.). Госдолг Японии составляет 200% ВВП. Внешний долг России состоит из долгов иностранным банкам частных и государственных компаний, что в 2008 г. равнялось 500 млрд долл. Это обстоятельство в значительной мере усложнило кризисную ситуацию в стране, заставило правительство спасать частные банки и компании, предоставив им более 200 млрд долл. для уплаты той части долгов, которую они обязаны были выплатить в 2008– 2009 гг.
1. Что включают в себя государственные финансы?
2. Как формируется бюджет страны?
3. Какие функции выполняет министерство финансов?
4. Что такое дефицит и профицит бюджета?
5*. К каким мерам прибегает правительство, если планируется дефицит бюджета?
6*. Почему обострилась международная дискуссия вокруг гигантского государственного долга США? Связана ли она исключительно с мировым финансово-экономическим кризисом или имеет более глубокие корни?
7*. Внимание: проблема!
1. За счёт чего накапливается государственный долг?
2. Какие пути преодоления задолженности находят государства?
3. Почему страны-кредиторы иногда отказываются принимать долги стран-заёмщиков досрочно?
4. Найдите в экономическом словаре объяснение понятия «реструктуризация долга».
5. Какие бы вы предложили меры для Греции, у которой размер долга в 2012 г. составил примерно 250 000 евро на каждого гражданина?