Предпосылки кризиса. С конца 2007 г. финансовый сектор США стал испытывать серьёзные трудности, начавшиеся в сфере страхования жилищного строительства (ипотеке). Как утверждают аналитики, низкая процентная ставка позволила миллионам граждан брать крупные ссуды для приобретения квартир, индивидуальных домов без должного их обеспечения. В результате банки и другие инвестиционные компании попали в крайне сложную ситуацию – возникла проблема с невозвращением кредитов. Развиваясь сначала как финансовый, кризис быстро охватил всю мировую экономику, вовлекая в свою орбиту другие страны, включая Россию.
Политики, члены правительств, экономисты и финансисты пытались анализировать причины финансово-экономического кризиса. Одни винили американское правительство, наводнившее мир долларами, другие искали причины в отказе от золотого стандарта, третьи – в ошибочной денежной политике Центрального банка Америки и т.д.
В результате можно назвать основные причины этого необычайно сильного мирового финансово-экономического кризиса.
1. Цикличность динамики мировой и национальных экономик развитых стран и неизбежность кризисного падения производства в условиях неустойчивого развития банковского сектора. Усиление этих процессов в основных центрах мировой экономики укрепило факторы нестабилизации прежде всего на стадии реализации (спроса).
2. Глобализация мировой экономики и мировых финансов на общем фоне роста политической нестабильности и угроз вооружённых конфликтов в разных регионах мира сформировала дополнительную нагрузку на фазах спроса. Это прервало процесс «инвестиции – спрос», а также привело к прерыванию глобального движения потоков капитала, прежде всего в главном финансовом центре мира – Нью-йорке. Банкротство системы страхования жилищной отрасли и банков мгновенно вовлекло в кризис всю банковскую систему.
3. Спекулятивные цены на нефть оказывали негативное влияние на движение ссудного капитала, способствуя отрыву ценообразования на неё от естественного формирования цены, что привело к давлению огромного массива фиктивных денег на мировые финансовые центры.
4. Формирование «мыльных пузырей» вокруг жилищного сектора, нефти, целого ряда банковских и промышленных корпораций привело к отрыву реального сектора экономики от движения финансов, усилив уязвимость и самой финансовой системы, и фондовых рынков, и производства.
5. Формирование процессов, ведущих к уничтожению конкуренции в сфере деятельности крупных финансовых институтов и промышленных корпораций, рост сверхмонополизма, подавляющего конкуренцию, соответственно увеличение рисков в сфере их деятельности.
6. Снижение эффективности и качества менеджмента в развитых странах мира (в том числе в США, Западной Европе, Японии и др.), неоправданные риски, допускаемые в погоне за сверхприбылями.
7. Кризис финансовых учреждений, созданных ещё в конце Второй мировой войны (МВФ, Всемирного банка), отсутствие наднациональных институтов регулирования движения финансовых потоков.
8. Неадекватность методологической базы (либерально-монетарные подходы), находящейся в основе современной финансово-экономической политики большинства стран мира; некачественное государственное регулирование финансово-экономических процессов; возлагание надежд на саморегулирование рынка, когда условий для такого саморегулирования уже не было.
Как развёртывался кризис? Во-первых, гибель гигантских ипотечных фондов Fannie Mae и Freddie Mac стала потрясением для всей американской финансово-экономической системы. Суммарные активы этих кредитных учреждений составляли около 6 трлн долл. Ещё более сокрушительным оказался эффект от банкротства American International Group Investments (AIG) с активами, превышающими активы названных банков. Компании, входящие в эту группу, управляли активами на сумму более 753 млрд долл. более чем в 60 странах мира.
Второй удар кризиса сокрушил столпы финансово-банковской системы Lehman Brothers (существует около 160 лет) и Merrill Lynch (более 100 лет), входившие в первую пятёрку ведущих инвестиционных банков США. Их акции обесценились, вызвав «возмущение» в мировой банковско-финансовой системе.
Затем финансовый кризис перекинулся на реальный сектор экономики. На грани банкротства оказалась вся американская автопромышленность: корпорации «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» и другие промышленные гиганты. Затем кризис трансформировался в мировой, захватив Европу, Азию, страны Латинской Америки и Африки.
Антикризисные действия государств. Американское и европейские правительства, а также международные организации приняли решение к спасению гибнущих банков и корпораций. Так, Lehman Brothers был частично национализирован и тем самым спасён от банкротства. Ему были предоставлены многомиллиардные заёмные средства ФРС США (Центральным банком), страховые гарантии перешли под государственный контроль. Merrill Lynch также была оказана многомиллиардная помощь. Затем наступила очередь City Bank, которому была оказана помощь в размере более 50 млрд долл. American International Group Investments (AIG) было предоставлено 40 млрд долл. Инвестиционные банки подверглись частичной национализации, получив в общей сложности более 50 млрд долл. из государственной казны. Поддержка была оказана и двум известным банкам Америки – Morgan Stanley и Goldman Sachs. Первый получил 27 млрд долл., второй – 35 млрд долл. Основатель биржи NASDAQ Мэдофф, которая чуть не обанкротилась, попал в тюрьму со сроком 130 лет за мошенничество. Чтобы избежать банкротства «Дженерал моторс» и «Крайслер», их частично национализировали и выдали многомиллиардные льготные кредиты (с условием, что их главные менеджеры не будут получать бонусы до упорядочения дел в своих компаниях).
Аналогичная ситуация сложилась в Западной и Восточной Европе, Японии, группе АСЕАН, других странах (кроме Китая), в развивающихся и переходных государствах, а также в России. Правительства этих государств вкладывали огромные бюджетные (по сути, народные) деньги в спасение крупного корпоративного капитала. Только страны ОЭСР (сюда входят все развитые страны) вложили в спасение крупного бизнеса более 10 трлн долл. (на 2009 г.).
Государства оказались единственными кредиторами гибнущих крупных корпораций. Мировой кризис снова показал, что в сложные периоды единственным ресурсом, способным спасти саму систему рыночной экономики, является государство.
Кризис неолиберальной экономической доктрины. Большинство развитых стран, в том числе Россия, в последние годы руководствовались неолиберальной экономической доктриной в экономической политике (теорией Фридмена), которая отрицала необходимость участия государства в экономике. Мировой кризис 2008г. показал несостоятельность экономической политики, построенной на этой теории. Всем странам без исключения, спасая капитализм, пришлось прибегнуть к помощи государства. И первыми на этот путь стали США, которые более других отрицали позитивную роль государства в экономике.
1. Циклическое развитие экономики, кризисы, спады, депрессии – органические свойства мировой экономики, развивающейся по законам рынка. Неравномерное и циклическое развитие порождает крупные спады (депрессии и кризисы). Циклы, т.е. временные промежутки между двумя периодами общего спада, бывают разными, но в послевоенные десятилетия составляют приблизительно 6–8 лет.
2. Как показал мировой кризис 2008–2010 гг., причины экономического кризиса многообразны. Это внутренние противоречия, ошибочная экономическая политика государств, эгоистическая деятельность крупных банков, промышленных и торговых компаний. В результате нарушается рыночное равновесие, усиливаются противоречия в воспроизводстве, что ведёт к банкротству банков, корпораций и порождает у людей недоверие к системе.
3. Спад производства в условиях кризиса увеличивает безработицу, ведёт к сокращению национального дохода, уменьшению социальной помощи нуждающимся членам общества. В первую очередь страдает средний класс и малоимущие, так как сокращаются расходы на образование, медицину, науку, экологию, помощь малоимущим. Предпринимаются попытки переложить тяжесть кризиса на население: растут налоги, платежи по статьям ЖКХ, усиливаются таможенные пошлины на импортируемое продовольствие и товары народного потребления.
4. Чтобы минимизировать последствия кризиса, правительству необходимо осуществлять профессиональную экономическую политику. Не следует бояться национализации банков и промышленных корпораций тех собственников, которые показали свою несостоятельность. Не следует оказывать безвозмездную (бесплатную, льготную) помощь крупным предпринимателям и неумелым руководителям государственных корпораций. Больше следует заботиться о развитии внутреннего рынка, устранении монополий, ликвидации чудовищных «мыльных пузырей» (например, в сфере жилищного строительства).
5. Мировой кризис окончательно опроверг миф о самостоятельном решении рынком экономических задач. Без государства капиталистическая экономика существовать и развиваться не может. Вопрос не в том, вмешиваться или не вмешиваться государству в экономические процессы, происходящие на рынке, а в степени такого вмешательства, которое должно обеспечивать и приемлемый экономический рост, и бескризисное развитие.