ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава IV. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
§ 34. Права ребёнка
Тема о правах ребёнка подробно изучалась в курсе «Обществознание», здесь мы рассмотрим её с точки зрения международных правовых документов.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. В ней утверждалось, что ряд прав человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании. Декларация, однако, имеет рекомендательный характер, её нормы не обязательны для исполнения. Другое дело конвенция, это уже договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
В Международный год ребёнка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Значение Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором положениям о правах ребёнка придана сила норм международного права. Конвенция ценна и тем, что она обращена в будущее, призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый, гуманный мир. Но в ближайшее десятилетие влияние этого документа на общество может быть большим. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребёнка на жизнь, на имя и на приобретение гражданства. Государства обеспечивают осуществление каждым ребёнком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Декларация прав ребёнка, ст. 8 |
Детей нельзя разлучать с их родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия. Государства обязаны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из неё. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка, однако государства должны оказать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии; признают право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, сексуальных злоупотреблений или эксплуатации.
Обязанность государства – обеспечить уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательно регулироваться национальными законодательствами.
Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделять первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьную дисциплину нужно поддерживать методами, основанными на уважении человеческого достоинства ребёнка. Образование призвано готовить ребёнка к жизни в духе взаимопонимания, мира и терпимости.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и от привлечения их к производству или торговле. Необходимо приложить все усилия, чтобы предотвратить торговлю детьми.
Подрастающие поколения национальных меньшинств и коренных народов должны свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.
Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости и быть направлено на их реинтеграцию в обществе.
Как мы видим, львиная доля положений Конвенции обращена к правительственным органам и организациям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучным.
Некоторые положения Конвенции новы для посттоталитарного сознания, заслуживают специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые столь определённо зафиксировано право каждого ребёнка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, относящимся к его жизни. Имеет смысл в документах, регулирующих жизнь учебной организации, чётко фиксировать права и обязанности учащихся с указанием механизма реализации и защиты прав.
Много вопросов возникает по поводу осуществления свободы детей создавать ассоциации и проводить мирные собрания. В статье 15 Конвенции нет упоминаний об учебных организациях, т.е. эта норма не «привязывает» к ним общественно-политическую деятельность учащихся.
Возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребёнка в различных регионах и государствах неодинаковы. Вместе с тем все государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять её положения в соответствии с их духом и буквой. Смысл Конвенции о правах ребёнка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему».
Существует большое количество международных организаций, защищающих права детей. Помимо ООН, работают Всемирная организация по защите прав детей с отделениями во всех странах мира, Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), организация «Движение без границ».
В России принята государственная программа «Дети России», действуют правозащитные организации в городах и субъектах РФ, введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
1. Охарактеризуйте значение Конвенции о правах ребёнка.
2. Классифицируйте в таблице основные права ребёнка.
3. Какие положения Конвенции оказались новыми для нашей страны?
4. С какими трудностями сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний? Объясните почему.
5. Приведите примеры нарушений и защиты прав детей в нашей стране.
6*. Используя интернет-ресурсы, расскажите о деятельности международных организаций по защите детей.
7. Обсудите необходимость введения должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, приведите конкретные примеры его деятельности.
В России ещё многие взрослые – педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители – и сами дети не знают Конвенции о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учёбы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.
Утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узкоюридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребёнка повышает уровень осведомлённости общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни.
(3. Шнекендорф, педагог).
При анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребёнка и достижениях в области осуществления прав ребёнка Комитетом по правам ребёнка используются данные экономической и социальной статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие положение детей.
Назовём эти показатели:
КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет);
KMC (коэффициент младенческой смертности);
население;
рождаемость и младенческая смертность;
ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения;
продолжительность жизни;
грамотность взрослого населения; охват школьным обучением;
распределение доходов.
Помимо этого учитываются:
• питание – дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий, расходы на продукты питания;
• здравоохранение – обеспеченность водой, доступность медицинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производство ПРС (перорально-регидрационные соли);
• образование – грамотность населения мужского и женского пола, число радиоприёмников и телевизоров, доля числящихся в начальной школе и заканчивающих её, доля числящихся в средней школе;
• демографические показатели – детский контингент, темпы прироста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффициент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффициент плодовитости, урбанизация;
• экономические показатели – ВНП на душу населения, среднегодовые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государственные расходы, помощь, задолженность;
• женщины – продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность;
• темпы развития – темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.
Исследуем документы и материалы |
Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. (Извлечения)
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
1. К кому в первую очередь обращена Конвенция о правах ребёнка – к взрослым или детям? Почему?
2. Какие права и обязанности детей вы включили бы в декларацию своей школы?
Темы для проектов и рефератов |
1. Организация защиты прав ребёнка в нашей стране (в вашем регионе).
2. Значение Конвенции о правах ребёнка.
|