ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
Глава X. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
§ 61. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения
Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум не искушённому в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т.д.
Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе организации исполнительно-распределительной деятельности органов государственного управления, а также негосударственного управления органами местного самоуправления. Административное законодательство придаёт правилам поведения в области административного управления характер правоотношений, которые характеризуются наличием прав и обязанностей у его участников.
Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.
Субъектами административных правоотношений являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например Правительство РФ, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, не соподчинённых между собой, скажем федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.
Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений (см. § 40 учебника).
В систему исполнительных органов власти входят: Президент РФ, обладающий важными полномочиями; на федеральном уровне – Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства; на региональном и местном уровнях – различные органы местного управления и местного самоуправления.
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям.
Граждане как субъекты административно-правовых отношений наделены конституционными правами:
1) принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ);
2) право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
3) право равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ);
4) право каждого гражданина, без всяких ограничений и предварительных условий, обжаловать в суд решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свою фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учёбы. Если жалоба в вышестоящие органы (вышестоящим лицам) не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки её подачи: не позже трёх месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.
Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном кодексе РФ. Далее идут федеральные законы, такие как: «Об органах Федеральной службы безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» и др. Принимают законодательные акты и субъекты РФ. Следующий уровень – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.
Основным источником административного права является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАПРФ). Он введён в действие с 1 июля 2002 г.
Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
КоАП РФ, ст. 1.1 |
В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II –Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.
Признаки административных правонарушении
В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:
• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т.д.);
• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т.д.);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т.д.);
• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т.д.);
• в области дорожного движения (нарушение ПДД, например, превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрёстков и т.д.);
• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т.д.);
• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
• в области воинского учёта (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту, уклонение от медицинского обследования и т.д.) и др.
За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.
1. Сформулируйте определение административного права.
2. Классифицируйте субъекты административных правоотношений.
3. Покажите на примерах, между какими субъектами управления складываются отношения, которые регулируются нормами административного права.
4. Каковы источники административного права? Проанализируйте содержание и структуру основного источника административного права.
5. Охарактеризуйте ответственность за административные правонарушения, приведите известные вам примеры из жизни.
6. Сформулируйте определение понятия «правонарушение», данное в КоАП РФ. Выделите в нём основные положения.
7. Проанализируйте схему о признаках административных правонарушений.
8. Систематизируйте в таблице информацию о видах административных правонарушений, проиллюстрировав их примерами.
9*. Используя дополнительные источники информации и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об административно-правовых формах и методах управления.
10*. Исследуйте вопрос о государственном (административном) контроле и надзоре (при подготовке использовать интернет-ресурсы).
11. Приведите примеры нарушений правил дорожного движения всеми участниками дорожного процесса.
Административную ответственность не следует смешивать с ответственностью в административном порядке, ибо в таком порядке может наступить также материальная, дисциплинарная ответственность. В то же время меры административной ответственности в установленных случаях могут применяться судом (судьёй), Конституционным Судом РФ…
В законодательстве об административных правонарушениях обозначены также специальные субъекты административных правонарушений: должностные лица, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и другие виды либо конкретные правонарушения, за совершение которых соответствующие лица подлежат административной ответственности.
(А. Алёхин, правовед).
Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод. Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов применяются, во-первых, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, во-вторых, для установления личности, в-третьих, для составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, в-четвёртых, для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Такие действия могут быть совершены лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе, и только органами (должностными лицами), которым закон предоставил это право. Административное задержание может длиться не более трёх часов, за исключением случаев, когда в связи с особой необходимостью законодательство предусматривает иные сроки административного задержания.
Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.
(А. Алёхин).
Исследуем документы и материалы |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Извлечения)
Статья 2.1
<…>
2. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
1. Особенности правового статуса граждан как субъектов административных правонарушений. Привести примеры.
2. Правила дорожного движения. Чем опасны их нарушения?
Темы для проектов и рефератов |
1. Административные правонарушения: признаки, виды.
2. Административная ответственность.
3*. Государственная служба (при подготовке использовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы).
|