<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава XIII.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ

§ 72*. Совершенствование правовой культуры

Необходимость овладения правовой культурой как обществом, так и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни мораль, культуру, экономическую целесообразность и право.

В советское время привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определёнными результатами, никто избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпима правовая безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое. Именно на выборах проявляется уровень политической и правовой культуры как общества, так и граждан.

Серьёзный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «задело» или «под горячую руку», то найдётся немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение – действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Как и всё действительно ценное, правовая культура создаётся постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познаёт законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). В обоих случаях говорить об уважении к праву не приходится.

Правовой нигилизм – это потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры. Он означает:

• пренебрежительное или негативное отношение к праву;

• отрицание регулирующей роли права в обществе;

• непослушание закону;

• отказ от выполнения взятых на себя обязанностей;

• ущемление интересов, прав и свобод других лиц.

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: всё зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти.

Правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и многим учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о конституционном, гражданском, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых сегодня легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время стремительных изменений, происходящих в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, в глобализирующемся мире. Право, законодательство пытаются соответствовать им. Отсюда столь быстрые перемены в законах, иных правовых актах. Никакая образовательная организация не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной, обществом и личностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Как сформировать свою правовую культуру?

2. Охарактеризуйте правовую антикультуру.

3. Чем опасно незнание норм права? Приведите примеры из жизни.

4. Объясните, что такое правовой нигилизм и правовой цинизм. Как бороться с ними? Приведите примеры из жизни.

5*. Составьте схему элементов нигилизма.

6. Каковы пути совершенствования правовой культуры личности? Что вы лично делаете для этого? Обсудите эти вопросы с родителями дома.

7*. Охарактеризуйте элементы схемы условий формирования и совершенствования правовой культуры.

8. Проанализируйте, каким образом изменения в жизни общества находят отражение в праве. И как право, в свою очередь, влияет на развитие общества, государства, личности?

Исследуем документы и материалы

Право есть, по самому существу своему, некая духовная, священная ценность… Чтобы удостовериться и убедиться в этом раз и навсегда, надо только представить себе однажды со всей силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня нет ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут делать со мною всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию… Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и вчувствуется в него и увидит себя погибающим от него, тот мгновенно «услышит» в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих священных, неприкосновенных, неотчуждаемых прав и взывающий к их признанию, уважению и защите.

(И.А. Ильин, российский философ).

Обсуждаем, спорим

1. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

2. Правовая антикультура: меры борьбы с ней, можно ли её победить. Свой ответ обоснуйте.

3. Как вы расцениваете любовь многих людей к детективам – развлечение или желание повышать уровень своей правовой культуры?

Темы для проектов и рефератов

1. Пути совершенствования правовой культуры общества и личности.

2. Правовая культура и гражданственность.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика