Глава III. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ
§ 15. Законность и правопорядок
|
Можно ли утверждать, что в любом государстве существует законность? Обеспечивают ли тоталитарные режимы законность? Каким должно быть государство, чтобы в нём существовала законность? |
Мечта о государстве, в котором бы людям жилось спокойно, в котором бы существовала определённость и стабильность, очень древняя, наверное, столь же древняя, как само государство. В течение тысячелетий существования государства люди искали способы, с помощью которых можно было бы эту мечту превратить в реальность. И поиски эти не были бесплодными – уже в древности возникли некоторые представления о возможных путях осуществления этой мечты, которые не только не были отвергнуты временем, но и превратились в аксиомы: «Закон должен властвовать над всеми» и «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Итак, один из путей к достижению подобного государства – это установление власти закона.
ПОНЯТИЕ «ЗАКОННОСТЬ»
Вы знаете, что некоторые правовые нормы появились ещё в догосударственную эпоху, однако социальное расслоение, возникновение новых общественных отношений привели к тому, что стало невозможно поддерживать порядок с помощью социальных регуляторов, существовавших в первобытной общине. Была необходима организация, аппарат принуждения, обладающий средствами и методами, обеспечивающими выполнение законов. И в этой роли выступает государство. Таким образом, государство и право неразрывно связаны, они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.
Однако было бы неправильно считать, что законность возникает одновременно с появлением государства, права, законов, поскольку понятие «законность» несводимо к понятию «закон», а использование всех средств государственного воздействия для поддержания законов ещё не создаёт режима законности.
Примером отсутствия законности при существовании государства и законов может быть Советский Союз. Так, из учебников истории вы знаете, что в годы сталинского тоталитаризма существовала откровенная фальсификация огромного количества дел о государственной измене, нередко осуществлялось упрощённое судопроизводство, т. е. суд без адвокатов и возможности обжалования его решения, попирались записанные в Конституции 1936 г. права и свободы. Например, реально отсутствовала свобода слова, поскольку в Уголовном кодексе существовала статья об антисоветской агитации и пропаганде, согласно которой любое критическое замечание можно было рассматривать как «распространение сведений, заведомо порочащих советский государственный и общественный строй». «Государство проглотило право» – так охарактеризовал правовой порядок, существовавший в СССР, российский юрист С. В. Сироткин.
Так что же такое законность?
Законность – это не только наличие законов и специальных государственных средств их обеспечения (хотя и без того и без другого невозможно говорить о законности), но и строгое и неуклонное исполнение законов и иных нормативно-правовых актов всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Но является ли данное определение полным? Можно ли говорить о законности, если предписания законов соблюдаются всеми без исключения и нормативно-правовые акты не противоречат друг другу? Оказывается, на данный вопрос ответ будет отрицательным. Вот пример. Из истории вам известно, что партийные функционеры, судьи, чиновники, врачи, коменданты концлагерей и люди, не облечённые властью, в фашистской Германии чётко соблюдали и приводили в действие государственные законы, среди которых было огромное количество антигуманных, например закон о расовой чистке. Кто-то из вас, возможно, подумал: «Ну и что, ведь таким было право нацистского государства, а раз это право неукоснительно соблюдалось, то, следовательно, можно говорить о законности». На это стоит возразить цитатой из книги «О праве войны и мира» одного из основоположников теории естественного права Нового времени Гуго Гроция (1583– 1645): «Право естественное есть предписание здравого смысла, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой природе, признаётся морально позорным или морально необходимым». Таким образом, если следовать логике Гуго Гроция и огромного количества его последователей, то законы, существовавшие в фашистской Германии, невозможно назвать правовыми: они попирали самое главное в праве – права человека. То есть здесь мы имеем дело не с законом, а с произволом, облечённым в форму закона, к которому право не имеет никакого отношения. Следовательно, и в этом случае, несмотря на то что все без исключения строго и неуклонно исполняли законы, тем не менее законность отсутствовала. Закон превращается в закон и перестаёт быть произволом в том случае, если в его основе лежит формальное юридическое равенство людей и справедливость. Совокупность таких законов и создаёт право как систему нормативных актов, призванных предоставлять права. Законность – это не соблюдение закона вообще, а соблюдение только правового закона. Таким образом, можно дать ещё одно определение законности, в котором она рассматривается через призму права: «Законность – это строгое и неуклонное исполнение правовых законов всеми субъектами права». Формулу законности можно представить следующим образом:
ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Понятие «принцип» означает «исходное положение», следовательно, речь будет идти о том, на чём должна быть основана законность для того, чтобы она могла стать реальностью.
Итак, реальность законности возможна при условии единства законности. Что этот принцип подразумевает? Единство законности означает, что на всей территории страны вне зависимости от местных условий правовые нормы понимаются и применяются одинаково. Например, если Уголовный кодекс РФ предусматривает, что за распространение наркотиков лица привлекаются к уголовной ответственности, то ни в одном из субъектов Федерации, будь то в Архангельской области, в Приморском крае или в Москве, данное правонарушение не может рассматриваться как административное, а лицо, его совершившее, отделаться штрафом. Одновременно этот принцип означает, что субъекты РФ, осуществляя правовое регулирование в пределах своей компетенции, должны следовать букве (конкретной формулировке) и духу (заложенным принципам права) Конституции РФ и принятые ими нормативные правовые акты не могут противоречить Основному Закону страны.
Другим необходимым принципом, без которого невозможна законность, является принцип всеобщности, основанный на равенстве всех перед законом. Нормы законов должны неукоснительно соблюдаться не только всеми физическими лицами вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, языка, вероисповедания, социального и должностного положения, благосостояния, но и всеми юридическими лицами, представленными политическими партиями, общественными движениями, государственными органами, крупными, средними и мелкими фирмами и т. д.
Очень важным принципом является принцип неотвратимости ответственности за нарушение законов. «Суров закон, но это закон», – говорили древние римляне. Именно неотвратимость ответственности, а не суровость наказания, поскольку представление о том, что с помощью жестоких законов можно победить преступность, является одним из мифов,живущих в массовом сознании. Многие думают, что убийц, воров, террористов можно удержать от преступлений, если они будут бояться последующей жестокой расправы. Но данные социологических опросов свидетельствуют о другом: каждый четвёртый из осуждённых, готовясь к преступлению, был уверен, что сможет уйти от ответственности. О том, что одним из стимулов совершения преступления является уверенность в безнаказанности, говорил еще Цицерон: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Таким образом, соблюдение принципа неотвратимости ответственности за нарушение законов является одной из самых эффективных мер, которая может удержать человека от совершения правонарушения, и одновременно соблюдение данного принципа будет способствовать соблюдению законов всеми субъектами права.
Следующим принципом законности является принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Речь идёт о том, что закон не может быть отменён, нарушен, не исполнен ни по каким основаниям, будь то революционная необходимость, защита государственных интересов, ради дела, политического интереса и т. д. Если в государстве существует возможность произвольного обращения с правовыми нормами, если закон может быть изменён из-за каких-то «особых обстоятельств», то в этом случае он перестаёт выполнять роль социального регулятора и теряет свою действенную силу.
Этот принцип требует от всех субъектов права точного и неукоснительного соблюдения законов, даже в том случае, если конкретный человек или группа людей к ним относятся негативно. Это требование защищает общество от возможности вольного отношения отдельных лиц к реализации правовых норм.
Но как же быть в том случае, если люди, создававшие закон, ошиблись или преследовали личные корыстные либо сиюминутные цели (бывает и такое), иными словами, если закон несовершенный? Кроме того, время идёт вперёд, общество развивается и даже некогда прекрасный закон перестаёт выполнять роль социального регулятора. На такой случай в демократическом государстве существуют механизмы, предусматривающие правовые способы борьбы с несовершенным законом. Пока закон не отменён правовым способом, его необходимо соблюдать, так как повсеместное отступление от требования неукоснительного исполнения законов (а такое может случиться, если для этого существуют условия) приведёт к разрушению стабильности в обществе, заставит людей жить в состоянии правовой неопределённости, что ещё хуже нескольких несовершенных законов.
ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК (ПРАВОПОРЯДОК)
Практически во всех учебниках по курсу права понятия «законность» и «правопорядок» рассматриваются в одной главе, а нередко и в одном параграфе. Это не случайно, поскольку понятия «правопорядок» и «законность» теснейшим образом связаны друг с другом, но они не являются синонимами. Если законность – это точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами права, то правопорядок – это система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом. Таким образом, связь между законностью и правопорядком является причинно-следственной: если субъекты права неукоснительно соблюдают все нормативно-правовые акты, то, следовательно, в данном государстве существует правопорядок. И наоборот, при несоблюдении законов отсутствует и правопорядок. Образно говоря, правопорядок, подобно лакмусовой бумажке, свидетельствует об уровне законности в стране. Как и законность, он возможен только при соблюдении ряда условий: наличие правовой культуры членов общества, развитого законодательства, в основу которого положены права человека, судебной системы, независимой от других ветвей власти, гарантированности законов и др.
Роль правопорядка в общественной жизни чрезвычайно велика: его наличие не только обеспечивает возможность граждан пользоваться своими правами, но и в силу того, что правопорядок связан с общественной стабильностью, способствует и развитию общественного прогресса.
Показателем как законности, так и правопорядка является реальное признание, соблюдение и защита государством и всеми членами общества естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. А это возможно только в правовом, демократическом государстве.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
Принципы законности играют важную роль в том, чтобы право выполняло своё предназначение. Однако не менее важно и то, чтобы у законности и правопорядка существовали гарантии, т. е. чтобы они были незыблемыми, чтобы никто не мог их нарушить.
Под гарантиями понимаются объективные и субъективные факторы, условия и предпосылки, обеспечивающие укрепление законности и правопорядка или способствующие этому. Таким образом, гарантии законности и правопорядка – это не одна какая-то мера, а целая система различных мер.
В этой системе мер важнейшую роль играет экономика страны, создающая экономические гарантии. Первостепенное значение их вполне понятно, поскольку при нестабильности экономической жизни страны, в условиях инфляции, неработающих предприятий, роста цен, резкого снижения жизненного уровня, как правило, обостряются социальные противоречия. Это, в свою очередь, приводит к митингам, демонстрациям протеста, забастовкам, другим действиям, которые не всегда соответствуют правовым нормам. В такой ситуации говорить о неукоснительном соблюдении законов крайне трудно. И напротив, условиями, обеспечивающими законность, являются стабильное развитие экономики, повышение жизненного уровня граждан, наличие социальных гарантий их благополучия. Кроме того, уровень законности и правопорядка повышается при наличии многообразия форм собственности, экономической свободы, рыночных отношений. Это объясняется тем, что всё перечисленное создаёт объективные условия для всех лиц, участвующих в экономическом процессе, действовать в «правовом поле» и, как следствие, обеспечивает стабильный правопорядок.
Следующие важнейшие гарантии законности и правопорядка – это политические гарантии. Они призваны обеспечить стабильность и порядок в обществе, чёткое функционирование всех ветвей власти, налаженную работу всех государственных и общественных институтов, обеспечивающих связь государства с обществом. Важнейшим условием реализации политических гарантий выступает легитимность государственной власти, пользующейся поддержкой народа, такая власть является стабильной. Её сила должна быть направлена на совершенствование законодательной базы, установление эффективной работы всей системы правоохранительных органов. Законность и правопорядок невозможны без демократии и правового государства. В этом случае власть ответственна перед народом и её целью является благополучие и процветание Родины, что возможно только при соблюдении права, основанного на общественных ценностях: справедливости, правах и свободах человека и др.
Гарантиями законности и правопорядка также являются идеологические гарантии, которые не просто дополняют экономические и политические, а выступают в качестве их обеспечения. Дело в том, что законность реализуют не машины, а люди, и если эти люди не уважают человека, не считаются с его честью и достоинством, а в каждом видят либо преступника, либо источник собственного благополучия, то ни о какой законности, правопорядке и речи быть не может. Таким образом, идеологические гарантии включают гуманистическую идеологию и наличие у всех субъектов общества демократических убеждений, развитой правовой культуры. Эти составляющие способствуют тому, что граждане соблюдают и уважают законы, а права человека являются основной общественной ценностью.
Законность и правопорядок в обществе обеспечивает не только работа правоохранительных органов, поэтому в числе их гарантий многие правоведы называют общественные гарантии. Под ними понимается деятельность всех общественных структур, других различных негосударственных образований, средств массовой информации, направленная на привлечение внимания правоохранительных органов, общественности, граждан страны к фактам нарушения прав человека, коррупции, противозаконных действий лиц, облечённых властью, и т. п. Безусловно, такая деятельность возможна только при демократическом политическом режиме.
В ряду гарантий законности и правопорядка следует назвать организационные гарантии, включающие чёткую, слаженную, систематическую работу правоохранительных органов: деятельность прокуратуры и предварительное расследование, которые должны быть направлены на предупреждение правонарушений, а также устранение их последствий. Условием, обеспечивающим гарантии законности, выступает правосудие, стоящее на защите прав и свобод человека, который должен иметь возможность обратиться либо в суд, либо в другие государственные органы за защитой своих прав и свобод. Но суд реально может выполнять роль правосудия лишь при условии, если он является самостоятельной ветвью государственной власти, независимой ни от исполнительной, ни от законодательной ветви.
Таким образом, законность и правопорядок являются необходимыми условиями общественной стабильности и прогресса, но их гарантии обеспечиваются всеми общественными и государственными институтами правового демократического государства.
1) Что в праве понимается под законностью? 2) Как связаны между собой принципы законности? 3) Что в праве подразумевается под гарантиями законности? Перечислите гарантии законности. 4) Какие гарантии законности одновременно выступают условием их обеспечения? Почему? 5) Что в праве понимается под сильной властью? 6) Что такое правопорядок? 7) Каковы принципы правопорядка?
1. Назовите принципы законности и дайте обоснование каждого из них. Представьте их в виде схемы в тетради.
2. Перечислите и раскройте условия законности.
3. Как по-вашему, можно ли с помощью жестоких законов обеспечить законность? Обоснуйте свою точку зрения.
4. «Закон, устанавливающий новую или более высокую ответственность; не имеет обратной силы» – это одна из правовых аксиом, выдвинутых древнеримскими юристами, которая не только дошла до наших дней, но и сохранилась в современном праве в качестве одной из правовых норм. Как по-вашему, имеет ли данная аксиома отношение к законности и правопорядку? Дайте развёрнутый обоснованный ответ.
«Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказывая, так и запрещая».
А. Моджевский (1503–1572), польский гуманист
«Назначение государства состоит в том, чтобы защищать человеческое общество от несправедливости и зла наиболее реального и, несомненно, обнаруженного – зла явного или публичного».
В.С. Соловьёв (1853–1900), русский философ
|