<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ

§ 17. Правосознание и правовая культура

 

Каковы мотивы действия человека, соответствующие нормам права? Какие правовые знания нам нужны? Кого следует считать человеком, обладающим правовой культурой?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества? Решение этого вопроса предполагает, что человек должен сознательно осуществлять свои права и выполнять обязанности, т. е. руководствоваться принципами правового сознания, опираться на культуру права.

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Правосознание представляет собой важнейший элемент правовой жизни общества. Это одна из форм человеческого сознания, которая формируется и развивается под воздействием социально-политических, экономических и культурных факторов. Правосознание взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией и наукой.

Правовое сознание – это форма осознания права как специфического явления в жизни человека и общества. Оно представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, оценок, а также чувств и настроений, выражающих отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Ядро правосознания – знание права. Оно включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений и доктрин, ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов, а также наблюдение через СМИ за деятельностью законодательных органов и информированность о новейших нормативно-правовых актах и т. д. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д.

Вместе с тем правосознание предполагает, с одной стороны, наличие представлений о том, какими должны быть хорошие, справедливые, законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. вызвал положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Однако, следует признать, вскоре многие разочаровались, ибо закон практически не был обеспечен экономически.

Правосознание включает также и само представление о праве как о социальном явлении (институте), т. е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, обществом и государством.

Русский философ И. А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания» писал, что «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством…».

Как верно подметил философ, человек, постоянно взаимодействуя с другими людьми во всех сферах общественной жизни, не может не обладать правосознанием. Так, любой член общества знает, что правовые нормы, регулирующие различные стороны жизни, фиксируются в обязательных для исполнения юридических актах, их реализация поддерживается в необходимых случаях силой государственного принуждения. Наличие правосознания у человека ни в коей мере не зависит от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему, дорожит им, следует его установкам. Нет человека без правосознания, но есть множество людей с недостаточно развитым правосознанием, а подчас и просто с дефектным правосознанием.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

В структуре правосознания выделяются следующие элементы: а) правовая идеология; б) правовая психология (см. схему).

Правовая идеология – одна из сторон правосознания, совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит своё выражение в отношении человека к праву во всех его состояниях и явлениях.

Правовая идеология – это научно обоснованные систематизированные взгляды, представления о праве, правовой системе, её основных принципах: она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, каковы цели права и допустимые средства их достижения. В правовых идеях должны быть воплощены основные права и свободы человека, общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности общественного (публичного) характера: демократия, законность, правопорядок, плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей формируются основополагающие идеи, принципы современного правосознания, которые в процессе правотворчества обретают статус принципов права. Правосознание формируется в конкретных социальных условиях, поэтому в нём также отражаются ценности, на которые ориентируется данное общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Правовая психология – это элемент правосознания, представляющий собой совокупность переживаний, настроений, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений (правовых учреждений, суда, правоохранительных органов и т. п.). Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

На поведение человека существенное влияние оказывают его эмоции (отрицательные и положительные). Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках, под которыми понимают определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Можно сказать, что правовая установка – это психологическая готовность личности к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Естественно, что право и правосознание взаимодействуют.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание влияет на процесс правоприменения. Например, согласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оценивать правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей. Существуют различные классификации правосознания.

•  В зависимости от субъекта – носителя правосознания – его подразделяют на индивидуальное (личное отношение человека к праву), групповое (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи и др.), общественное (правосознание всего общества).

•  По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности правосознание делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

В законоодобряющем правосознании требования и ценности действующего права осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные как для него лично, так и для всего общества в целом. В мотивации субъекта преобладает понимание справедливости, ценности и полезности закона; отступают на второй план его общеобязательная сила, принудительный характер исполнения.

Для законопослушного поведения основанием мотивации является авторитет действующего права. Человек осуществляет выбор модели своего правового поведения на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ соблюдения закона и недостатков, отрицательных последствий его нарушения.

Закононарушающее правосознание обусловлено представлениями субъекта о тех преимуществах и выгодах, которые, по его мнению, может принести несоблюдение права и совершение преступления. Преступный образ жизни приводит к деградации личности, в правосознании которой начинают доминировать антиобщественные ценности и криминальные установки.

•  В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно (правильно) применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории.

Из приведённых классификаций правосознания видно, что в правосознании одного и того же индивида могут присутствовать определённые элементы разных видов правосознания. (Подумайте, к каким видам можно отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках; выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля); выпускника неюридического вуза; учёного-юриста.)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура представляет собой важную составную часть общей культуры.

Культура – это результат деятельности людей (в отличие от того, что дано природой). Люди живут не только в естественной (природной) среде, но и в созданном ими самими искусственном мире – в мире культуры, т. е. в мире второй (сотворённой) природы. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении условий жизни, в совершенствовании форм своего существования.

В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой (и государственно-правовой) организации жизни свободных людей.

Различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности – это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него (в связи с этим юристы выделяют культуру правового сознания). Она включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Кроме того правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, уважение к правам других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей (в данном случае речь идёт о культуре правового поведения). Она предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства. Культура правового поведения характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Для овладения правовой культурой человек в конкретной ситуации должен лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Итак, человеком, обладающим правовой культурой, можно считать не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, культуре правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура – это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознаёт свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей. Конечно, это идеал правовой культуры, вряд ли можно утверждать, что он уже реализован в каком-нибудь государстве. Но таков путь развития современных демократических государств.

Высокий уровень правовой культуры предполагает прежде всего позитивное отношение к праву, осознание роли права в жизни человека и общества, уважение к правам другого человека, привычку повседневного правового поведения и др. Конечно, о столь высоком (и даже среднем) уровне правовой культуры нашего общества пока говорить трудно.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

– осознание определяющего значения прав и свобод человека и гражданина в обществе;
– утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
– правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
– активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ, ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего). Его проявления многообразны: от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного отрицания и игнорирования. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, к массовому несоблюдению правовых норм, к нарушению прав человека.

Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. Важную роль в этом сыграли многовековые традиции всевластия правителей и бесправия народа.

Это нашло отражение даже в многочисленных русских пословицах. Конечно, в них часто осуждается преступность, говорится о необходимости выполнять взятые на себя обязательства, констатируются известные истины, содержатся полезные советы. Но житейский опыт поколений русских людей в их общении с властью, судом и законом отражают и такие пословицы, как «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», «Где закон, там и обида», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно» и др.

Отметим, что среди пословиц и поговорок народов западноевропейских стран также есть нелестные оценки права, юристов и правосудия (пример – английская поговорка «Закон – это столб: перелезть нельзя, но можно обойти»). Поэтому, в частности, не всегда верно жёсткое противопоставление «почитания права» на Западе и «слабости юридических традиций» в России. Но следует признать, что формирование национального сознания в России отмечено печатью значительного юридического нигилизма у широких масс населения страны: в России всегда правили не законы, а люди по своему усмотрению. А. И. Герцен (1812–1870) отмечал, что в России все заняты поиском путей обхода закона, а не его исполнением. Он писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». (Подумайте, сохраняют ли свою актуальность оценки русского классика.)

Стало ли исключением наше время? Результаты социологических исследований (начала XXI в.) показывают, что в России почти половина взрослого населения занимает отчуждённо-настороженную позицию по отношению к праву, закону. Одним из проявлений этого может быть ситуация, когда ни потерпевший, ни свидетели не считают нужным явиться по повестке в суд. Нигилистическое отношение формируется в правовой психологии определённых социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка называются исключительно «ментами», жизнь уголовников окутывается романтикой, ореолом из блатных песен, а героями и кумирами молодёжи становятся воры в законе, авторитеты преступного мира.

Российский правовед академик В.С. Нерсесянц (уже упоминавшийся авторами) подчеркивал, что из-за сегодняшнего правового нигилизма даже самые совершенные законы с безукоризненной юридической техникой обречены на гибель, так как неминуемо разобьются о стену народного недоверия и недопонимания.

В немалой степени к этому приводит ряд негативных условий нашей жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью и т. д.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания. В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных объединений, правозащитных движений по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание не может осуществляться вне правового обучения. Оно начинается с усвоения нравственных идеалов, правовых установок и ценностных ориентаций в семье, школе, общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами, друзьями. Крайне важно, чтобы были заложены основы положительного отношения к праву, правовым явлениям, сформирована потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Лишь в этом случае повышается степень уверенности, что человек найдёт возможность для того, чтобы не только постоянно обновлять свои правовые знания, но и правильно применять их в соответствующих ситуациях.

Учёные-правоведы рассматривают правовое воспитание и обучение как процесс передачи, накопления и усвоения знаний, принципов и норм права, а также формирования соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Основная цель правового воспитания состоит в том, чтобы способствовать превращению правовых знаний в личные убеждения человека, в прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон, проявлять правовую активность.

Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности. Это более глубокий процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Оно может осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); как правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, создание компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); как юридическая практика (участие граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); как самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Воспитание в духе права и законности находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

Вопросы для самопроверки

1) Что такое правосознание? 2) Какова структура правосознания? 3) Какие элементы составляют правовую идеологию? 4) Что такое правовая психология? 5) Каким образом взаимодействуют право и правосознание? 6) По каким основаниям классифицируют правосознание? Назовите типы правосознания, которые выделяют на основе каждого, из них. 7) Что входит в понятие «правовая культура»? 8) В чём суть правового нигилизма? 9) Каково соотношение правосознания и правовой культуры?

Задания

1. После изучения материала о правовом сознании один ученик сказал: «Если человек обладает развитым правосознанием, то ему не нужна информация о законе. При таком правосознании он самостоятельно сумеет понять, что является законным». Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Поэт В.А. Жуковский написал следующие строки:

Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдёт! Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнёт!

О каком явлении общественной жизни идёт речь? Свой ответ поясните. Как вы понимаете смысл последних двух строк?

3. На уровне массового сознания народа правовая психология находит выражение в фольклоре. Приведите примеры, подтверждающие суждение, что в форме пословиц получили выражение взгляды, которые были разработаны и обоснованы в правовой идеологии.

4. Назовите основные формы правового воспитания и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

Мысли мудрых

«Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка».

И. Аллен (1737–1789), американский писатель

«Пытаться изменить взгляды законами – хуже, чем бесполезно. Эти попытки не только остаются без успеха, но вызывают реакцию, благодаря которой взгляды только усиливаются. Сначала нужно, чтобы изменились эти взгляды, тогда уже можно будет изменять законы».

Г. Бокль (1821–1862), английский историк, философ

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика