Тема: США в кон. 40-х – кон. 70-х гг. XX века

 скачать (508 Кб)
«Мир и порядок царят до тех пор, пока все друг друга немного опасаются».
(В.Швебель)
«Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо».
(Н.Макиавелли)

План:

1. Идея «государства благоденствия».
2. Реакционный курс Гарри Трумэна:
а) социальная политика;
б) «маккаптизм»;
в) противоборство с СССР.
3. Республиканское правление Дуайта Эйзенхауэра.
4. «Бурные 60-е»:
а) политика «Новых рубежей» Кеннеди;
б) внешняя политика «красного президента»;
в) Берлинский кризис;
г) Карибский кризис;
в) вьетнамская авантюра Джонсона.
5. Курс Ричарда Никсона.
6. Внешнеполитический курс Форда.
7. «Кризис доверия» 2-ой пол. 70-х гг.

 

1. Идея «государства благоденствия»

Окончание Второй Мировой войны принесло миру глобальные изменения во всех сферах жизни общества.

Идея мирного послевоенного сосуществования различных систем провалилась, уступив место «холодной войне», что наложило свой отпечаток на внешнюю и внутреннюю политику правительств стран капиталистического мира.

Основой всей внешней политики стало противостояние всё увеличивающемуся в мире влиянию СССР.
Внутренняя политика характеризовалась усилением антикоммунистической реакции и развитием идеи создания «государства благоденствия».

В XIX веке на Западе, особенно в США, господствовало мнение, что каждый должен сам заботиться о себе и не рассчитывать на помощь государства, что выразилось в «идеологии твёрдого индивидуализма».

В XX веке стали распространяться идеи о социальной защищённости граждан, как их неотъемлемом праве, реализацию которого должно гарантировать государство.
Именно в этом русле в 30-х гг. прошли реформы «Нового курса» Рузвельта в США и Народного фронта во Франции.

Послевоенное развитие стран капиталистического мира создало все условия для практической реализации этой идеи:

«Государства благоденствия» стало альтернативой тоталитарному государству, в котором социальная защита населения рассматривалась не как неотъемлемое право граждан, а как проявление «заботы» государства.

Расцвет «государства благоденствия» приходится на 60-е – нач. 70-х гг., в период которых в странах Запада были созданы системы социального обеспечения.

Но всё изменилось в сер. 70-х гг.
Арабские нефтедобывающие страны, стремясь вынудить Запад отказаться от помощи Израилю, резко взвинтили цены на нефть, что привело к вздорожанию цен на все товары и услуги, инфляции и первому по-настоящему мировому экономическому кризису послевоенного времени (1974-75 гг.).

Расходы на социальную сферу резко упали, но в средних слоях укоренилось мнение, что именно чрезмерные расходы на социальную сферу стали причиной разразившейся инфляции.

«Государство благоденствия» вступило в полосу кризиса, приведшего в кон. 70-х – нач. 80-х гг. к власти неоконсерваторов, принявших меры для ослабления государственного регулирования экономики и созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Однако система социальной защиты, претерпев изменения, пережила неоконсервативную волну, обеспечив западным странам внутриполитическую стабильность.

Такие же цели, как, например, полная занятость, были признаны недостижимыми.
Более того, конкуренция, рынок свободных рабочих и безработица, если она не хроническая, явились мощным стимулом экономического развития.

 

2. Реакционный курс Гарри Трумэна

 
а) социальная политика   (Наверх)

Не во всех капиталистических странах условия перехода к «государству благоденствия» были одинаковыми.

В наиболее благоприятном положении оказались США, где Вторая Мировая война способствовала бурному военному и экономическому подъёму.

Соединенные Штаты не только не знали военных разрушений, но и за счёт военных заказов сильно укрепили свою промышленность, выпускавшую 2/3 военной продукции всех стран антигитлеровской коалиции.

Поставки по Ленд-лизу привели к сосредоточению в США 73 % мирового запаса золота.
Людские потери США, по сравнению с другими мировыми державами, были незначительны и составили около 400 тыс. человек.
Многие американцы слабо себе представляли, что происходило в Европе в 40-х гг.
Для них вся Вторая Мировая проходила в Тихом океане, и не случайно в США эту войну называют «неизвестной войной».

Как и в других странах, война привела к оживлению внутри американского общества.

Представители крупного капитала, тяготившиеся государственным регулированием экономики, настаивая на его сокращении или даже полном демонтаже «Нового курса» Рузвельта.

Но политиков сдерживала опасность спада производства и возможного экономического кризиса, ожидаемых в связи с реконверсией.

Реконверсия (от лат. re… – приставка, указывающая на противоположное, обратное действие; и conversio – обращение) – перевод экономики страны после окончания войны на производство гражданской продукции.

Кроме того, в годы войны вновь начало развиваться стачечное движение, приведшее к активизации левых сил – социалистов и коммунистов.

В такой ситуации большинство ведущих политиков пришло к заключению, что отказ от государственного регулирования может привести к серьёзному осложнению политической обстановки в стране.

Особое внимание уделялось отношению к ветеранам и лицам, переходящим от военных профессий к гражданским.
Ещё в 1944 г. принят закон, прозванный американцами Солдатским биллем о правах, который предусматривал:

Смерть Рузвельта в апреле 1945 г. и окончание войны привело к падению авторитета Демократической партии, что поставило вице-президента Гарри Трумэна, вставшего во главе государства, в сложную ситуацию.

Перед новым «хозяином» Белого Дома встало сразу 2 внутриполитические проблемы, определившие весь его курс:

  1. Сохранение экономической активности США в период реконверсии.
  2. Уменьшение размаха демократического движения.

Решение экономических проблем виделось в продолжении либерального курса, начатого Рузвельтом.

В 1945 г. Трумен выступил с предложениями социальных реформ (так называемый «Экономический билль о правах»), среди которых и повышение оплаты труда, и ликвидация дискриминации при найме на работу по расовому и религиозному признаку, и меры по жилищному строительству и т.п.

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п.

Но Конгресс США отверг эти предложения, как слишком дорогостоящие, и согласился лишь на принятие в 1946 г. Закона о занятости, по которому правительство брало на себя ответственность за обеспечение полной занятости.

В 1949 г. Трумен предложил новый пакет социальных предложений «Справедливый курс», но и из него конгрессмены реализовали только увеличение минимальной з/платы, расширение круга получающих социальные выплаты по старости и программу строительства дешёвого жилья для малоимущих.

Положительное влияние на экономику и социальную обстановку оказал переход к «холодной войне», что привело к отказу от повальной реконверсии и сохранению крупной военной промышленности.

 
б) «маккартизм»   (Наверх)

В отношении демократического рабочего движения администрация Трумэна заняла жёсткую позицию, хотя иногда взгляды президента оказывались более умеренными, чем у конгрессменов.

Прежде всего сенаторы стремились ограничить деятельность рабочих профсоюзов.
В июне 1947 г. Конгресс США, преодолев вето президента, принял антипрофсоюзный Закон Тафта – Хартли, предусматривавший:

Главной удар реакции был направлен на Компартию США.

Насильственное навязывание Москвой сталинской системы социализма в Центральной и Юго-восточной Европе вызвали возмущение американской общественности и привели к падению авторитета коммунистов.

А развернувшаяся «холодная война» привела к перерастанию антикоммунистических настроений в шпиономанию.

В 1947 г. Трумэн издал Приказ о проверке лояльности государственных служащих, в результате которой лица, заподозренные в связях с коммунистами, попадали в своеобразные «черные списки», что означало их автоматическое увольнение и крест на карьере.

В 1949 г. над Компартией США был организован судебный процесс, на котором коммунистов обвинили в пропаганде насильственного свержения правительства США.

Разгул антикоммунистической реакции связан с именем сенатора Джозефа Маккарти, заявившего в 1950 г. о наличии у него списков коммунистических агентов в государственном департаменте США.

И хоть списки так и не подтвердились, это заявление спровоцировало новый виток шпиономании, вошедший в историю под названием «маккартизм».

В этом же году был принят Закон о внутренней безопасности, обязывавший всех членов Компартии США зарегистрироваться в Министерстве юстиции в качестве агентов иностранных держав.

Начались массовые проверки лояльности граждан, под подозрением оказывались все левые организации и лица, положительно отзывающиеся о СССР.
В средствах массовой пропаганды началась кампания запугивания «коммунистической угрозой».

В ходе этой «охоты на ведьм» грубо нарушались гражданские права, что вызывало протест многих выдающихся американцев.
Часть из них, как Чарли Чаплин, предпочли покинуть страну и переехать в Европу.

В 1952 г., опять же преодолев вето президента, Конгресс принял Закон об ограничении эмиграции, позволявший выдворить из страны всех «политически опасных лиц».

 
в) противоборство с СССР   (Наверх)


Основой внешней политики Трумэна стало противоборство возрастающему влиянию в мире СССР.

«Доктрина Трумэна», выдвинутая в 1947 г., провозглашала право США на вмешательство в одностороннем порядке во внутренние дела любой страны, где возникла угроза капиталистическим устоям.

В русле этой доктрины был принят «План Маршалла», предусматривающий не только экономическую помощь странам Европы, но и создание там сети американских военных баз.

В период монополии США на атомное оружие Вашингтон пытался использовать политику «атомного шантажа».

Именно тогда на вооружение была принята военная «доктрина упреждающего удара» и разработан план атомной бомбардировки СССР.

Но после успешных испытаний в 1949 г. советской атомной бомбы основой внешней политики США стала «доктрина сдерживания».

Отказавшись от прямого конфликта с СССР, Соединенные Штаты противодействовали продвижению коммунизма в третьих странах.
Именно по этой причине в 1950 г. США ввязались в Корейскую войну.

 

3. Республиканское правление Дуайта Эйзенхауэра

Война в Корее была непопулярна в обществе, что сказалось на результатах президентских выборов 1952 г.

После более чем 20-летнего правления демократов, президентом был избран республиканец Дуайт Эйзенхауэр.

Герой Второй Мировой войны, главнокомандующий силами НАТО, Эйзенхауэр шёл на выборы под антивоенными лозунгами, обещая покончить с Корейской войной.

Для крупного капитала приход республиканца в Белый дом ассоциировался с осуществлением их планов на сворачивание «Нового курса» и уничтожение государственного регулирования экономики.

Но надежды эти не оправдались.

В результате экономических кризисов 1953-54 и 1957-58 гг. меры государственного регулирования были даже усилены.

Эйзенхауэр пошёл лишь на отмену ограничений цен и з/платы, введённых в годы Корейской войны.

В отношении профсоюзов и коммунистов республиканское правительство продолжило политику «маккартизма».

В 1959 г. был принят новый антипрофсоюзный Закон Лэндрэма – Гриффина, поставивший профсоюзы под жёсткий контроль государства.

Их лишили независимости в финансовой деятельности и выборах лидеров, обязав отчитываться и утверждать решения в государственных органах.
Все профсоюзные должности были закрыты для коммунистов.

Особо громким делом в 50-е гг. было расследование проникновения коммунистов на радиостанцию «Голос Америки», завершившееся увольнением 830 сотрудников.

Параллельно проходила массовая проверка книжных фондов в библиотеках.
На книги авторов-коммунистов был наложен запрет, а часть книг пошла в огонь.

50-е гг. ознаменовались началом существенных сдвигов в расовой проблеме.

Предпосылки к этому родились в годы Второй Мировой войны, когда резкая потребность военной промышленности в рабочих руках привела к массовому притоку чернокожих в северные штаты, где они обладали избирательным правом.

Увеличение чернокожих избирателей побудило власти обратить внимание на расовую дискриминацию в США.

Особенно сильна расовая дискриминация была в южных штатах, где чернокожие не имели права голоса, не могли рассчитывать на престижную работу или достойное положение, не имели права пользоваться с белыми одним транспортом, магазинами и т.п.

В некоторых штатах свирепствовал Ку-клукс-клан, а полиция закрывала глаза на преступления против чёрных.

Первыми наступление на привилегии белых начали демократы, отменив в 1948 г. дискриминацию при найме на государственную службу и начав подобную реформу в армии.

Но южане всячески сопротивлялись изменениям в их собственных штатах.

В 50-е гг. негритянское движение за гражданские права приняло организованный характер.

Общепризнанным лидером этого движения стал баптистский пастырь доктор Мартин Лютер Кинг, начавший кампанию против сегрегации на Юге.

Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика разделение жителей страны по расовому признаку (одна из форм расовой дискриминации).

Кинг проповедовал ненасильственные методы борьбы, организовав целый ряд массовых акций бойкота.

В результате этих акций в 1954 г. Верховный суд признал сегрегацию в школе и транспорте антиконституционной.

Это решение вызвало возмущение южан, прибегших к акциям саботажа.
Родители окружали школы, не допуская в классы чернокожих, а настырным смельчакам угрожали физическими расправами и «судом Линча».

В этих условиях правительство пошло на демонстрацию силы.
В 1957 г., для обеспечения права 9 чернокожих школьников посещать школу, в городок Литтл-Рок штата Арканзас было послано 1 тыс. солдат.

Во внешней политике Д.Эйзенхауэру приходилось ориентироваться на глобальные процессы и изменения, происходящие в мире:

Складывались все условия для разрядки международной напряжённости, что устраивало Эйзенхауэра, ответившего на мирное наступление Кремля речью «Шанс для мира».
Результатом наметившейся разрядки стало заключение в 1953 г. мира в Корее.

К началу правления Эйзенхауэра относится 1-ая крупная внешнеполитическая операция, проведённая ЦРУ (Центральное Разведывательное Управление) возглавляемым Аленом Даллесом.

Важнейшую роль в борьбе за мировые позиции играл ближневосточный регион, где западные страны стремились осуществлять контроль над нефтяными компаниями.

В 1953 г. в Иране произошёл антимонархический и антибританский переворот.
Захвативший власть премьер-министр Махаммед Мосаддык конфисковал англо-иранскую нефтяную компанию, разорвав все отношения с Англией.

Подкупив офицеров иранской армии, ЦРУ спровоцировало новый переворот в пользу шаха, заключившего с США ирано-американское соглашение, предоставлявшее американским нефтяным компаниям 40 % иранской нефти.

С этого момента начинается взлёт ЦРУ, начавшего играть важную роль во внешней политике и вопросах национальной безопасности США.

Стремясь сократить военные расходы и направить финансы на социальную сферу, Эйзенхауэр выступал за сокращение присутствия американских сил в Западной Европе, которая должна взять на себя расходы по собственной обороне.

Между тем в самой Западной Европе ширилось общественное движение за мирное сосуществование государств с различными системами.

Всё большую популярность завоевывала идея созыва совещания на высшем уровне, и Эйзенхауэр, несмотря на противодействие Госдепартамента, решил принять в нём участие.

Женевское совещание 1955 г. глав правительств США, СССР, Англии и Франции явилось первой встречей бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Совещание не привело к каким-либо конкретным решениям, но сам факт встречи за одним столом мировых противников воплотился в «духе Женевы», благотворно сказавшемся на ослаблении международной разрядки.

Вся 2-ая пол. 50-х гг. ознаменовалась улучшением американо-советских отношений:

Но это ослабление во внешней политике не означало полного отказа США от планов расширения своего влияния и завоевания лидирующего положения в мире.

Однако агрессия 1958 г. в Ливан вызвала столь мощный протест широкой общественности, что американцы вынуждены были вывести оттуда свои войска.

1960 г. ознаменовался серьёзной попыткой Эйзенхауэра перейти к разрядке международной напряжённости.

К майской встрече на высшем уровне в Париже он готовил целый ряд предложений.

Одной из главных целей Эйзенхауэра было заключение Договора о запрещении ядерных испытаний, за которым должно было последовать разоружение.

26 марта 1960 г. он заявлял:

«…мы должны постараться остановить рост числа участников, если можно так выразиться, ядерного клуба.
В нём уже состоит 4 государства (США, СССР, Великобритания, Франция), и это очень дорогой бизнес.
В конце концов такой рост может оказаться более опасным, чем когда-либо…».

В качестве добавления к договору Эйзенхауэр планировал предложить программу «Открытое небо», предусматривающую открытие друг для друга воздушного пространства в отдельных районах США и СССР, имеющих стратегическое значение (напр. Сибири и Аляски).

Возможность воздушной инспекции исключило бы возможность подготовки неожиданного ядерного удара.

На международной арене предложения Эйзенхауэра были восприняты с воодушевлением.
Западные союзники и СССР дали предварительное согласие, а Хрущёв даже прислал американскому президенту официальное предложение посетить СССР.

Внутри же США против планов Эйзенхауэра выступила довольно влиятельная оппозиция в лице ряда политикой и Пентагона.

За продолжение ядерных взрывов выступали и американские учёные из Комиссии по атомной энергии, предлагавшие грандиозные проекты использования ядерной энергии в мирных целях: туннель через территорию Мексики и параллельно Панамскому каналу, аккумуляцию тепловой энергии от ядерных взрывов в пещерах и т.п.

У Эйзенхауэра хватило воли преодолеть их сопротивление, но за 2 недели до парижской встречи разразился политический скандал.

После запуска в 1957 г. первого спутника Земли и разработки межконтинентальных баллистических ракет ЦРУ особое внимание уделяло разведывательным данным о строительстве в СССР ракетных баз.

С этой целью с одобрения Эйзенхауэра над территорией Советского Союза осуществлялись разведывательные полёты самолётов У-2.

1 мая 1960 г. один из таких самолётов, пилотируемый Френсисом Гарри Пауэрсом был сбит.

Учитывая предусмотренный на такой случай механизм самоуничтожения, приводимый в действие пилотом, и молчание Кремля Пентагон убедил президента в отсутствии у русских доказательств шпионского полёта.

В официальном заявлении от 5 мая американцы сообщили о гибели одного из исследовательских самолётов НАСА, используемых в программе по изучению метеорологических условий на больших высотах.

Ставка была сделана на тот факт, что пилот, находясь над Турцией, мог сбиться с курса.

Хрущёв не стал разуверять американцев, строя для них ловушку.
После его гневной речи 6 мая по поводу этой «агрессивной провокации» в советской печати были опубликованы обломки шпионского самолёта, но они не принадлежали У-2, что ещё больше успокаивало Вашингтон.

Но 7 мая Хрущёв выступил с сенсационным заявлением, что они обладают не только обломками самолёта и шпионскими плёнками, но и сам пилот Пауэрс жив и уже даёт показания.

В последующие дни советский лидер перешёл от обвинений к угрозам.
На импровизированной пресс-конференции в Москве, после сообщения о передаче Паурса под суд, Хрущёв заявил:

«Вы понимаете, что если такие агрессивные действия будут продолжаться, то это может привести к войне».

В такой атмосфере в сер. мая 1960 г. началась парижская встреча на высшем уровне, сорванная Хрущёвым уже на первом же заседании, на котором он выплеснул на Эйзенхауэра поток обвинений и взял обратно своё приглашение.

Разгоряченного Хрущёва, кричавшего о том, что американцы над ним летали, пришлось успокаивать хозяину встречи Шарлю де Голлю, отпарировавшему, что над ним тоже летали, и не американцы:

«Это вы. Вчера спутник, который был запущен вами перед нашим отлетом из Москвы, чтобы произвести на нас впечатление, восемнадцать раз пролетел над Францией без моего разрешения.
Как я могу знать, что на его борту нет камер, которые фотографируют мою страну?».

Советская делегация покинула зал заседания, и надежды на разрядку и разоружения оказались похороненными.

 

4. «Бурные 60-е»

 
а) политика «Новых рубежей» Кеннеди   (Наверх)

С кон. 50-х гг. США начало терять свои мировые экономические позиции.
Быстро прогрессирующие Япония и ФРГ вытесняли США с мировых рынков.
Резко уменьшился мировой запас золота:

Запуск СССР в 1957 г. 1-го спутника Земли был расценен как серьёзное поражение США, подорвавшее веру американцев в преимуществе их системы над социализмом.

Ухудшение экономической атмосферы в стране привело к возврату в Белый дом демократов.

Президентские выборы 1960 г. выиграл 44-летний Джон Фицджеральд Кеннеди, выдвинувший антикризисную программу «Новых рубежей», основанную на идеях кейнсианства:

С целью сокращения расходов из федерального бюджета был взят курс на налоговое стимулирование экономики.

В качестве поощрения частных капиталовложений в национальную экономику крупному капиталу были даны значительные кредиты и налоговые льготы.

Эти меры способствовали не только оздоровлению экономики, но и дали толчок к бурному развитию научно-технического прогресса.

Особое внимание уделялось преодолению отставания в области освоения космоса.

Проиграв борьбу за выход в космос, американские учёные включились в соперничество за Луну.

В 1961 г. президент Кеннеди поставил перед американской нацией цель опередить СССР и первыми высадить человека на Луну (программа «Аполлон»).

 
б) внешняя политика «красного президента»   (Наверх)

Во внешней политике новый президент столкнулся с глобальными изменениями в мире:

Всё это толкало США на усиление своей внешнеполитической активности.

Во время своей предвыборной кампании Дж.Кеннеди заявлял о необходимости «мирового лидерства» США и твёрдом намерении любой ценой отстаивать устои капитализма во всём мире.

Развитием этой концепции явилось принятие Соединенными Штатами внешнеполитической доктрины «гибкого реагирования», предусматривающей реакцию США на любое изменение в мире.

Своё воплощение новая доктрина приобрела во время Берлинского кризиса 1961 г.

 
в) Берлинский кризис   (Наверх)

Советское правительство давно было обеспокоено всё увеличивающимся потоком беженцев из Восточной Германии в ФРГ, который достиг 1 млн. человек в год.

Подобная ситуация ударяла и по экономическим интересам ГДР, т.к. на Запад утекали лучшие специалисты, и по политическим интересам социалистического лагеря и его мировом соперничестве с капиталистической системой.

Как говорил на встрече с Кеннеди премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан:

«Плохая реклама для советской системы, если так много людей ищет выход из коммунистического рая».

Считая, что Кеннеди не пожелает ввязываться из-за немцев в серьёзный конфликт, Хрущёв в ультимативной форме потребовал изменения статуса Западного Берлина и превращения его в вольный демилитаризованный город.

В противном случае Москва угрожала в одностороннем порядке подписать с ГДР мирный договор, который аннулировал бы права союзников в Берлине и отдал бы город в руки восточногерманских войск.

Однако либерально настроенный Кеннеди проявил твёрдость, ответив:

«Мы будем отстаивать коммуникации с помощью вооруженной силы».

Почувствовав решимость западной стороны, Хрущёв отказывается от прежних планов и в ночь на 13 августа 1961 г. на секторной границе Берлина появились проволочные заграждения, впоследствии превратившиеся в бетонную стену.

Апогеем берлинского кризиса стало танковое противостояние, явившееся результатом высказываний генерала Клея о необходимости применения танков или другой тяжёлой техники в случае, если восточные немцы перегородят дорогу транспорту союзников.

Вооружённый конфликт мог быть спровоцирован отказом пропустить через пропускной пункт без предъявления удостоверения личности представителя госдепартамента США в Берлине.

26 октября на пропускном пункте появились советские танки, против которых союзники выставили американские.

Только 30 октября 1961 г. танки были отведены.

Хрущёв не достиг своих целей, но и авторитет западных держав пострадал.
Западные берлинцы остались недовольны тем, что союзники не воспрепятствовали разделу города и перекрытию сообщений между Западным и Восточным Берлином.

 
г) Карибский кризис   (Наверх)

Пиком противостояния между США и СССР явился Карибский кризис 1962 г.

Основной отраслью кубинской экономики было производство сахара, но половину его контролировал американский капитал.
Все остальные отрасли в угоду США были заброшены, Куба превращалась в зону отдыха для американцев, с доступной проституцией, наркотиками и прочими развлечениями.

Правительство диктатора генерала Батисты защищала лишь интересы кубинской верхушки, связанной с американским капиталом, а основная масса сельского населения влачила нищенское существование.

В угоду богатым хозяевам в бухте Гуантанамо была создана военно-морская база США.

В 50-х гг. местные патриоты во главе с Фиделем Кастро развернули против правительства Батисты и американского владычества вооружённую борьбу.

В 1953 г. 165 человек во главе с Кастро атаковали одну из военных казарм, но были разбиты.

На суде Кастро выступил с речью, в которой изложил цели восстания: свержение диктатуры и установление демократии, ликвидация зависимости от иностранного капитала и суверенитет Кубы, передача земли труженикам, развитие промышленности, искоренение безработицы и т.п.

Эта речь стали широко известна на Кубе и превратилась в программу дальнейшей борьбы

Кампания солидарности заставила Батисту освободить участников восстания и Кастро перебирается в Мексику, где готовит новое выступление.

В 1956 г. отряд Кастро в составе 82 человек высадился на Кубе, но вновь был разбит.

20 человек пробились в горы, где начали партизанскую войну и вскоре образовали целую партизанскую зону, откуда в кон. 1958 г. повстанческая армия начала общее наступление.

Население поддержало повстанцев и в ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал с Кубы, а 16 февраля 1959 г. премьер-министром Кубы стал Фидель Кастро, начавший демократические преобразования.

Политические угрозы США прошли впустую, что заставляет Вашингтон перейти к политике экономического удушения.

В ответ на экономическую блокаду Кастро проводит национализацию всей американской собственности и обращается за помощью к странам социализма.

Москва воспользовалась этой возможностью, начав закупать кубинский сахар и поставлять в обмен свою продукцию.

Новые кубинские лидеры взяли курс на перерастание революции в социалистическую.

Возникновение социалистического государства у самых границ США привело Вашингтон в шок, и военные начали разрабатывать план военной интервенции на Кубу.

2 января 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой, 15 апреля началась бомбежка острова, а 17 апреля с американских кораблей высадилось порядка 1,5 тыс. кубинских контрреволюционеров.

Однако планы США были сорваны и интервенция была разгромлена.

В январе 1962 г. под давлением США страны Латинской Америки (кроме Мексики) разорвали с Кубой все отношения.
Возникла угроза новая интервенции.

В этих условиях Куба обращается к СССР за военной помощью, что и привело к Карибскому кризису.

В Кубу из СССР хлынул поток нефти, оружия и специалистов, а летом 1962 г. Хрущёв принял решение для обороны Кубы направить туда 40-тыс. армию и разместить на её территории ракеты.

Угроза ядерной войны, к которой мог привести Карибский кризис, приводит к смене внешнеполитического курса Кеннеди.

10 июня 1963 г. Кеннеди выступил с речью, в которой заявил, что война не является неизбежностью, и что США готовы «вести мирное соревнование с любой другой системой на земном шаре».

В июле 1963 г. Кеннеди впервые в капиталистическом мире призвал покончить с «холодной войной» и с ядерными испытаниями.

В августе 1963 г. между США, СССР и Великобританией в Москве был заключён Договор о запрещении ядерных испытаний в 3-х сферах (атмосфере, космосе и под водой).

Изменяется и политика в отношении Латинской Америки – политику «большой дубинки» сменяет политика «Союз ради прогресса», в рамках которой на реформы в странах этого региона ассигнуются огромные средства, что должно не только улучшить экономическое положение латиноамериканских государств, но и уменьшить там влияние кубинской революции.

Кеннеди не желал допускать социалистического развития молодых государств Азии и Африки, стремясь к мирному проникновению США в их экономику и политику.

С этой целью из молодых перспективных людей был создан «Корпус мира», представители которого отправлялись в слаборазвитые страны, помогали там местному населению и пропагандировали американский образ жизни.

Курс на дальнейшее сближение с СССР вызвало недовольство реакционных кругов, называвших Кеннеди «красным президентом».

А 22 ноября 1963 г. в Далласе (штат Техас) президент Кеннеди был убит.

Официальным убийцей считается Ли Харви Освальд, через 2 дня убитый на глазах миллионов телезрителей неким Джеком Руби.

На этом смерти не закончились – умирали свидетели, в 1968 г. погиб брат Джона Кеннеди Роберт Кеннеди.

Кто же стоит за всем этим?, – до сих пор однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Но, как говорил убитый в одном году с Робертом Кеннеди Мартин Лютер,

«важнее выяснить, не кто убил, а что убило Джона Ф. Кеннеди».

Его убила внешняя политика, направленная на сближение с СССР, что вело к сокращению военных расходов и падению роли Пентагона и ВПК.
Его убила и неолиберальная внутренняя политика, приведшая к развитию ультраправых движений и развязыванию борьбы с «внутренними предателями Америки».
Его убило и наступление на нефтепромышленников Техаса, чьи доходы могли резко сократиться в связи с планируемыми налоговыми реформами.

 
д) вьетнамская авантюра Джонсона   (Наверх)

Демократы продолжали использовать неолиберальные методы регулирования экономики и социальных отношений, республиканцы же сделали ставку на ультрареакционные лозунги.

Их кандидат на выборах 1964 г. Голдуотер заявлял:

«Экстремизм в защиту свободы – не порок, умеренность в поисках справедливости – не добродетель».

Однако избиратели отвергли программу республиканцев и выбрали вице-президента Линдона Джонсона, продолжившего либеральную политику Кеннеди.

Во внешней же политике Джонсон поддерживал претензии США на роль международного жандарма.

Летом 1964 г., обвинив вооружённые силы ДРВ в обстреле американских эсминцев, Белый дом добился от Конгресса для президента полномочий на использование вооружённых сил для пресечения «коммунистической агрессии» ДРВ против Южновьетнамского правительства.

В феврале 1965 г. Джонсон отдал приказ о массированной бомбардировке ДРВ и отправке в Южный Вьетнам американских войск.

Началась вьетнамская авантюра, которая стоила США 50 тыс. убитыми, 300 тыс. ранеными и 140 млрд. $.

Агрессия во Вьетнам подорвала авторитет демократов и всколыхнула не только мировую, но и саму американскую общественность.

В среде молодёжи зарождается антивоенное движение «хиппи» («дети цветов»), лозунгом которых было: «Лучше заниматься любовью, чем убивать».
Начались акции мирного неповиновения, пропагандируется свободный секс.

Недальновидная расовая политика привела к радикализации негритянского движения, в среде которых появляются такие организации, как возникшая в 1966 г. «Чёрная пантера».

Усилились преследования чернокожих со стороны расистов, причём, на Юге расизм был настолько реакционен, что федеральному правительству приходилось даже вводить воинские части для защиты негритянского населения.

Это и привело к победе на президентских выборах 1968 г. республиканца Ричарда Никсона, умело обыгрывающего в своей предвыборных речах напряжённое положение в стране и обещавшего решить вьетнамскую проблему.

 

5. Курс Ричарда Никсона

Никсон пришёл к власти под лозунгами оздоровления экономики путём сокращения функций федеральных властей в пользу штатов, введения режима жёсткой экономии, особенно за счёт сокращения социальных затрат.

Однако социально-экономические реалии заставили его администрацию вернуться к политике в русле куйнсианства – активное использование механизма государственного регулирования и расширение социальных программ.

Впервые в мирное время государство установило контроль над з/платой и ценами, на 45 % повысились пенсии, расширился круг охваченных программой страхования, увеличился срок выплаты пособий по безработице и т.п.

Внешнюю политику Никсона определило недовольство американской и мировой общественности войной во Вьетнаме.

Сам Никсон был сторонником военного решения вьетнамской проблемы, однако в сложившейся ситуации он должен был считаться с общественным мнением.

С июля 1969 г. США становится на путь «вьетнамизации войны», т.е. увеличение помощи марионеточному правительству в Сайгоне и сокращение военных действий собственно американских войск.

Параллельно началось новое сближение с СССР, где «политика конфронтации» сменяется «политикой переговоров».

В мае 1972 г. во время приезда Никсона в Москву был подписан целый пакет договоров:

Во время последующих встреч (1973 г.в Вашингтоне, 1974 г.в Москве) было заключено соглашение о предотвращении ядерной войны и намечены пути к заключению договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.

27 января 1973 г. в Париже между США и ДРВ было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

С одной стороны, это был прогрессивный шаг кабинета Никсона в русле мирных соглашений на международной арене.

С другой, это было предательство по отношению к южным вьетнамцам, сотрудничавшим с США и отданным теперь на растерзание северовьетнамцам («вьетконговцам»).

Подобная политика вела к разрядке напряжённости, но вызывала резкое недовольство реакционных кругов, связанных с ВПК.

В 1972 г. ими на основе Бильдергбергского клуба под эгидой Рокфеллера была создана Международная трёхсторонняя комиссия, которая считала, что процесс разрядки приносит выгоды только Востоку, и взявшая курс на достижение новой конфронтации.

Карьера Ричарда Никсона завершилась Уотергейтским скандалом.

В 1972 г., при попытке установить подслушивающие устройства в отеле «Уотергейт» (штаб-квартире Демократической партии) были арестованы лица, связанные с предвыборной кампанией республиканцев.

Никсон попытался замять скандал, но под угрозой импичмента в августе 1972 г. он вынужден был подать в отставку.

 

6. Внешнеполитический курс Форда

Вице-президент Джералд Рудолф Форд, занявший президентское кресло, продолжил политику Никсона.

В ноябре 1974 г. состоялась Дальневосточная (г. Владивосток) встреча Форда с Брежневым, в ходе которой была достигнута договорённость о разработке и заключении нового договора по ограничению оружия стратегического назначения (ОСВ-2).

В 1975 г. в качестве примера мирного сосуществования и совместного исследования космоса была осуществлена программа «Союз – Апполон».

В мае 1976 г. был заключён Договор об использовании ядерных взрывов в мирных целях.

Но, к сожалению, противодействие реакционных сил США и политика СССР, приведшая к вводу советских войск в Афганистан, к кон. 70-х гг. приводят к новому витку конфронтации.

 

7. «Кризис доверия» 2-ой пол. 70-х гг.

Общая ситуация, сложившаяся в США к президентским выборам 1976 г., была достаточно плачевной.

Кризис 1974-75 гг. привел к росту цен на 12 %, безработица в 70-х достигала 5–8,5 % трудового населения, сложилась группа хронических безработных, потерявших надежду на трудоустройство.

Скандалы президентской администрации, приведшие к дискредитации президентской власти, неэффективность старых мер решения социально-экономических проблем силами государства привели к «кризису доверия», и разочарованию «государством благоденствия».

Уже в 1974 г. по опросам общественного мнения правительству доверяло лишь 50 % граждан, а к 1978 г. этот показатель снизился до 10-18 %, более 30 % избирателей заявили о своей независимости от двух основных партий.

Подобная ситуация создала благоприятную почву для неоконсерваторов.

Высокий уровень инфляции, дорогостоящие социальные программы, злоупотребления администрации Никсона, разочарование в традиционных способах государственного регулирования, всё это усилило стремление широких средних слоёв к ограничению федеральных функций, и предопределило дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие США.