Тема: Великобритания с конца 40-х по конец 70-х гг. XX в.
скачать (299 Кб) |
«У англичан своя линия поведения – но не прямая».
(У.Черчилль)
|
План:
1. Экономическая и внутриполитическая обстановка после войны.
2. Лейбористское правительство Клемента Эттли.
3. Политика консерваторов 1-ой пол. 50-х гг.
4. Интеграционные процессы в Европе.
5. Ольстерский кризис.
6. «Кризис доверия» кон. 70-х гг.
1. Экономическая и внутриполитическая обстановка после войны
Послевоенная Великобритания представляла печальное зрелище – именно тогда она начала утрачивать своё экономическое и политическое могущество.
Экономические проблемы Великобритании были обусловлены несколькими причинами:
Постепенно позиции Великобритании заняли не обременённые военными расходами и колониями быстроразвивающиеся страны Скандинавского п-ова, ФРГ, Япония, Италия и главный кредитор – США.
Политическая расстановка сил после войны внутри Англии претерпела сильные изменения.
Уверенные в популярности своего лидера У.Черчилля консерваторы даже не пытались выдвинуть какую-либо программу, делая упор лишь на свою роль в победе Англии в войне.
Как писал английский историк, в их предвыборном арсенале была «лишь фотокарточка Черчилля»..
Но конец войны характеризовался резким подъёмом демократического движения, что приводило к росту влияния лейбористской партии, обнародовавших свою программу послевоенных преобразований (манифест «Лицом к будущему»), главной целью которой было создание в Великобритании «государства благоденствия».
Программа подчеркивала, что лейбористская партия «есть социалистическая партия и гордится этим»..
В экономике выдвигался курс на постепенную эволюцию в рамках «смешанной экономики» в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности (т.е. национализация некоторых отраслей).
Широкие мероприятия обещались и в социальной сфере:
Во внешней политике лейбористы выступали на сохранение сложившегося в годы войны союза с СССР и США.
2. Лейбористское правительство Клемента Эттли
Парламентские выборы 5 июля 1945 г. окончились для консерваторов поражением, а лейбористы, впервые получив абсолютное большинство, сформировали своё правительство во главе с Клементом Эттли.
Новое правительство сразу начало воплощать свою программу в жизнь:
Однако проведение этих программ потребовало больших расходов, а правительство не обременяло себя поисками новых источников доходов и прибегало к традиционным – увеличение налогов.
Помимо этого были взяты займы у США и Канады на крайне невыгодных условиях – отмена или снижение таможенных пошлин на их товары и свободный обмен долларов на фунты, что лишь усилило финансовую зависимость Англии от США.
К 1949 г. экономические проблемы настолько обострились, что правительство вынуждено было прибегнуть к политике жёсткой экономии, предусматривавшей замораживание з/платы и девальвацию фунта стерлинга.
Девальвация (от де…и лат. valeo – имею значение, сто́ю) – официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению золоту, серебру, какой-либо иностранной валюте.
Общественности же министры финансовые трудности кон. 40-х гг. объясняли слишком быстрыми темпами преобразований.
Исходя из этого было решено «сделать передышку», а к населению власти обратились с призывом производить больше, не требуя надбавки к з/плате.
Внешняя политика правительства Эттли по отношению к предвыборным лозунгам претерпела изменения.
Когда 5 марта 1947 г. бывший премьер-министр Черчилль произнёс свою знаменитую «фултонскую речь» с призывом к организации похода против СССР и «мирового коммунизма», английская общественность ответила возмущением, а более 100 депутатов парламента потребовали её осуждения.
Но Эттли отказался реагировать, объясняя это нежеланием комментировать речь «частного лица», к тому же «произнесённую в другой стране».
Лейбористское правительство и само было обеспокоено и утратой мировых позиций Великобритании и ростом влияния идей социализма, что привело к усилению во внешней политике духа «холодной войны».
К парламентским выборам 1950 г. страна пришла даже в более тяжёлом положении, чем была в 1945 г.
На фоне восстановления промышленности слишком сильно стало заметно отставание Англии от более быстро развивающихся стран, резко возросли налоги, всё ещё сохранялась карточная система распределения.
Кроме того в самой лейбористской партии начался раскол – группа левых лейбористов была недовольно политикой правительства и выпустили манифест «Держись влево!», с требованием демократизации и внутренней и внешней политики.
На новых выборах лейбористы сохранили незначительное большинство, но постоянно растущий долг заставил правительство пойти на сокращение государственных расходов в социальной сфере и введению оплаты некоторых медицинских услуг, что привело к недовольству, политическому кризису и досрочным выборам 1951 г., на которых победу одержали консерваторы.
3. Политика консерваторов 1-ой пол. 50-х гг.
Возврат 77-летнего Уинстона Черчилля на пост премьер-министра означал возврат к власти крупного финансового капитала.
Однако консерваторы учли опыт 1945 г., сделав коррективы в сторону сохранения системы социального обеспечения.
Контрреформы консерваторов не отменили, а лишь ограничили государственное регулирование в интересах частных кампаний:
50-е гг. ознаменовались стабильным, но медленным ростом английской экономики.
Военные расходы при консерваторах не уменьшились, а увеличились и к сер. 50-х гг. достигли 37 % гос.бюджета.
Приход к власти консерваторов привёл к активизации рабочего стачечного движения и усилению коммунистов, утвердивших в 1952 г. новую партийную программу «Путь Британии к социализму».
Однако антикоммунистические настроения в Англии в годы «холодной войны» и разногласия внутри компартии по поводу отношения к XX съезду КПСС в СССР и событиям 1956 г. в Польше и Венгрии не позволили коммунистам добиться успеха.
В 1955 г. престарелого Уинстона Черчилля заставили уйти в отставку, и кресло премьер-министра занял Антони Иден, с именем которого связан самый крупный провал внешней политики Англии – «суэцкая авантюра» 1956 г., приведшая к печальным последствиям:
Этот провал стал не только крахом политической карьеры Идена, но и банкротством колонистов традиционного типа.
Во 2-ой пол. 50-х гг. всё ярче стала прослеживаться застарелая «болезнь» британской экономики – низкие темпы экономического роста.
Уже к сер. 60-х гг. Англия в мировом капиталистическом производстве уступает 2-ое место ФРГ, а к нач. 70-х её оттесняет на 4-ое место Япония.
Британские капиталисты предпочитали бо́льшую часть своих инвестиций направлять не в собственную экономику, а за границу.
В этой ситуации правительство могло бы решить проблему внутреннего дефицита средств на модернизацию с помощью ограничений вывоза капитала или повышением налогов на прибыль от зарубежных инвестиций, но не сделало этого.
В итоге во время бурного мирового научно-технического прогресса Англия всё больше отстаёт от новых мировых лидеров.
4. Интеграционные процессы в Европе
50-е гг. ознаменовались интеграционными процессами в Западной Европе, государства которой стремились созданием общего рынка противостоять усилению в мире позиций двух супердержав – СССР и США.
Первым шагом экономической интеграции стало предложение министра ин. дел Франции Шумана от 9 мая 1950 г. о постановке производства угля и стали в Европе под контроль международного верховного органа и взаимной ликвидации таможенных пошлин на эти товары («План Шумана»).
В 1951 г. 6 европейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Таможенные пошлины на уголь и сталь между членами ЕОУС отменялись, а контроль (размеры производства, цены и т.п.) передавался Международному верховному органу.
Англия, в силу своего островного положения, никогда не ощущавшая себя европейской страной и привыкшая к доминированию в мире, отказалась участвовать в этом процессе.
Постепенно количество участников ЕОУС расширялось, и в мае 1957 г. в Риме ими был заключён договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) или «Общего рынка», в рамках которого правительства обязались проводить общую экономическую и социальную политику.
В ответ в 1960 г. Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в составе Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии.
Но уже в нач. 60-х гг. стало заметно, что объём торговли Англии со странами ЕЭС превышает товарооборот внутри ЕАСТ и Британского содружества наций.
Англия попыталась компенсировать упущенное и войти в «Общий рынок», но президент Франции Шарль де Голль дважды (в 1961 и 1967 гг.) накладывал на приём Великобритании в ЕЭС вето, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами.
5. Ольстерский кризис
В кон. 60-х гг. обострилась ситуация в Северной Ирландии.
После предоставления Ирландии независимости, 6 североирландских графств (королевство Ольстер) с преимущественно протестантским населением остались в составе Великобритании.
Католическое меньшинство, оставаясь практически бесправным и подвергаясь религиозной дискриминации, начало борьбу за равные права.
В 1967 г. католики Ольстера создали Североирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права, но их мирная демонстрация 1968 г. была разогнана полицией.
В ответ активизировались и ультраправые протестантские организации, такие как созданный ещё в 1795 г. «орден оранжистов».
Чтобы прекратить массовые беспорядки в 1969 г. английское правительство ввело в Ольстер войска, что положило начало Ольстерскому кризису.
В среде католиков была создана террористическая организация Ирландская республиканская армия (ИРА), начавшая кампанию террора против английских солдат в Ольстере и английских властей на территории всей Великобритании.
Религиозные столкновения в Ольстере и террористические акты ИРА в Лондоне и других английских городах до сих пор являются неразрешённой проблемой английской дипломатии, ежегодно уносящей огромное количество жизней мирных жителей.
6. «Кризис доверия» кон. 70-х гг.
В 70-е гг. Англию стали рассматривать как главного «больного» Европы.
Хронические экономические проблемы привели к кризису доверия правительству и поискам новых путей.
Лейбористы, дважды приходившие к власти (в 1964-70 и 1974-79 гг.) продолжали выступать за расширение государственного вмешательства в экономику, консерваторы же всё сильнее стали склоняться к свёртыванию государственного регулирования и свободному развитию частного предпринимательства.
Таким образом к парламентским выборам 1979 г. главные партии Великобритании подошли с совершенно противоположными программами, и избиратели отдали предпочтение консерваторам.
Началась 11-летняя эпоха премьер-министра Маргарет Тетчер («железная леди»).