(К списку работ)
ПРАВА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Петухова Анна, ученица 11 В класса, МБОУ Щелковская гимназия
На фото слева направо: Гилева Валерия (9 класс), А.Е.Жаров (Уполномоченный по правам человека в Московской области), Петухова Анна (11 класс)
|
В Европе инвалиды – это «люди с повышенными потребностями», а в России – это «люди с ограниченными возможностями».
|
(Наверх)
1. Проблема, цели и задачи работы
Причины выбора темы.
В течении последних двух лет я участвую в волонтерском движении с благотворительным фондом «Парилис». Там собираются дети с ограниченными возможностями из школ-интернатов, спецшкол и из обычных семей. Мы устраиваем для них праздники, которые включают в себя: концерты, конкурсы, соревнования и т.п. И именно тогда я заметила, что в данных мероприятиях принимает участие множество детей-колясочников, с ДЦП, глухонемых, но я не видела незрячих.
Гипотеза. У меня возникло предположение, что на незрячих детей общество обращает намного меньше внимания, считая, что потеря зрения настолько сильно ограничивает возможности ребёнка, что ему не нужен широкий выбор для самореализации и творческого развития. По моему мнению это унижает человека, ущемляет права незрячих детей и нарушает конституционный принцип равенства прав и возможностей (Конституция РФ ст. 44 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания»).
Это вызвало у меня потребность изучить проблему развития незрячего ребёнка.
Цель: определить, насколько система образования отвечает потребностям социализации незрячих детей.
Задачи:
1. Изучить законодательство, закрепляющее социальные и духовные права детей.
2. Выяснить возможности незрячего ребёнка в творческом развитии.
3. Изучить, насколько в городе Щёлково созданы условия для развития и самореализации творческого потенциала незрячих детей.
(Наверх)
2. Теоретическая часть
Свою работу я начала с изучения законодательства в отношении незрячих. И пришла к выводу, что законы не выделяют незрячих в отдельную группу, а приравнивают их к группе сенсорных инвалидов (по зрению, слуху, обонянию и осязанию).
Какие права инвалидов защищают международное и российское законодательство?
Во-первых, Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. В статье 9 говорится: «Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих её, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга…» (здесь и далее наиболее важные части текста выделены мною).
Во-вторых, Конституция РФ, статья 19 п.2, которая гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Мы видим, что законодательно государство гарантирует равенство прав и свобод независимо – инвалид человек или здоровый.
Раскрытие и развитие творческого потенциала происходит в процессе образования, регулируемом ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Второй пункт Статьи 3 (Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования) закрепляет «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Пункт 3-ий провозглашает «гуманистический характер образования», что подразумевает создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня.
В 7-ом пункте четко указывается, что каждому гарантируется «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…».
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации:
«2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Пятый пункт недвусмысленно закрепляет за государственными и муниципальными органами обязанность обеспечить «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», в том числе и «посредством организации инклюзивного образования» (инклюзивное образование – это система совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений).
Как видим, власть и общество больше заботятся о социальных гарантиях и защите незрячих, а что касается создания условия для самореализации и творческого развития таких детей, то в основе своей законы, с одной стороны, носят больше декларативный характер, а с другой, концентрируются, в основном, на получении обычного среднего образования.
(Наверх)
3. Практическая часть
У нас у всех разные способности и возможности, мы все в чем-то ограничены, но ведь эту нашу ограниченность мы не воспринимаем как ущербность. Однако ограниченность незрячих в нашем сознании ассоциируется с такой ущербностью.
Так в чём же могут себя реализовать незрячие дети?
Лично поучаствовав в волонтерском движении при поддержке благотворительного фонда «Парилис», могу утверждать, что люди с ограниченными возможностями ничем не хуже нас. Программа, в которой я непосредственно принимала участие, называется «Спорт без границ». Её цель – задействовать все виды инвалидного спорта, как одно из самых действенных средств реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Привлечь их внимание к проводимым соревнованиям, чемпионатам, кубкам, способствовать развитию спорта среди инвалидов. Важно место в этой программе занимает развитие волонтёрского движения. Пообщавшись с участниками мероприятий, я поняла, как необходимо им чувствовать себя полноценными, ничем не отличающимися от нас.
Конечно, это не единственная программа данного фонда. Инвалиды могут реализовать себя не только в спорте, но и в творчестве. Именно для детей с творческим мышлением, существует программа «Искусство – территория добра». Данное мероприятие выявляет наиболее талантливых детей, подростков и молодёжи с ограниченными физическими возможностями здоровья, реабилитация и социализация детей путём приобщения их к мировым и, в первую очередь, отечественным, культурным и художественным традициям, раскрытие их личностного потенциала, воспитание активной творческой и жизненной позиции. Дети соревнуются между собой в различных видах искусства, таких как: танцы, музыка, пение, изобразительное искусство, поэзия.
Но незрячими детьми занимается, в основном, «Всероссийское общество слепых». О нём я узнала в ноябре 2013 года во время волонтёрской работы в программе «Спорт без границ». Именно организаторы этой программы дали мне контактную информацию и посоветовали, с кем связаться.
Мне повезло пообщаться с вице-президентом «ВОС» Лидией Павловной Абрамовой, которая рассказала о многочисленных спортивных и творческих центрах для незрячих, созданных при поддержке «ВОС». Есть у них музей истории «ВОС» и санаторий. В Москве действует «Культурно-Спортивный Реабилитационный Комплекс», в котором проводятся культурные и спортивные мероприятия.
Лидия Павлова Абрамова вице-президент «ВОС»
|
Лидия Павловна также является президентом «Федерации спорта слепых». Она рассказала, что незрячие дети могут реализовать себя практически во всех видах спорта. Их организация готовит своих воспитанников в основной состав сборных команд России по спорту слепых, к официальным международным соревнованиям ИБСА и к Паралимпийским Играм.
Стараются они заниматься и культурным развитием своих воспитанников. Буквально в конце ноября 2013 года в Малом зале НУ «Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС» состоялся некоммерческий показ художественного фильма с тифлокомментарием «Легенда № 17», организованный отделом по работе с молодёжью НУ «КСРК ВОС».
Проект создания фильмов с закадровым описанием видеоряда, который позволяет слепому и слабовидящему зрителю получить более полное представление о них, запущен в России в 2010 году. «Легенда № 17» – это восьмой фильм, созданный «КСРК ВОС» при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы.
Перед началом показа с приветствием к зрителям выступил участник хоккейных игр Суперсерии 1972 года Ю.Е.Ляпкин. Кроме показа фильма, в фойе Малого зала для зрителей были организованы чаепитие, а также анимационная и конкурсная программы.
Из всего этого, можно сделать вывод, что созданием условий для творческого развития и самореализации в нашей стране более плодотворно занимаются общественные организации, а не государственные и муниципальные органы, больше концентрирующие свое внимание на социально-экономических проблемах.
(Наверх)
4. Социологический опрос
Конечно же меня интересовали взгляды сверстников по моей теме. Я провела соцопрос среди старших классов Щелковской гимназии (96 респондентов), предложив ответить на 6 вопросов:
1. Что вы вкладываете в понятие «люди с ограниченными возможностями»?
2. Считаете ли вы, что незрячие дети должны приобретать знания в специализированных заведениях.
3. Есть ли в вашем окружении незрячие люди?
4. Знаете ли вы законы, касающиеся незрячих людей?
5. На ваш взгляд, какой категории инвалидности людей сложнее найти свое место в жизни:
нарушения статодинамической функции (двигательной);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания);
психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций)?
6. Как вы думаете, в каких сферах могут реализоваться незрячие дети?
2% в «людях с ограниченными возможностями» видят только инвалидов, причем вкладывая в это понятие ущербность. 10% отметили, что – это люди, которые не могут использовать свои права и свободы в полной мере. Среди остальных в равной мере можно отметить такие ответы, как «…люди, которые не могут делать то же, что и здоровые…», «…люди, чувствующие себя неполноценными…» и т.п., и только 4 человека написали, что это такие же люди, как и мы.
Таким образом видно, что большинство моих ровесников не готовы видеть в незрячих детях полноценных сверстников.
Это же подтверждает и статистика ответов на второй вопрос. 75% считают, что незрячие дети должны учиться отдельно от здоровых. Лишь 11 человек не видит особых проблем в совместном обучении с такими детьми.
На третий вопрос утвердительно ответило только 5 человек. Таким образом видно, что большинство знакомо с этим вопросом лишь теоретически.
Четвертый вопрос дал 100% отрицательный результат. Ни один учащийся не знает ни одного закона, касающегося незрячих людей. Оправдания находили разные: не было повода прочитать; это не так важно для меня и т.п.
Самой тяжелой формой инвалидности, по мнению опрошенный, является психический тип. Сенсорный они не относят к особо тяжёлой форме.
Наиболее интересным для меня был анализ последнего вопроса. Самый большой процент отметил музыку, как сферу реализации незрячих (27%). Далее отмечали поэзию, театр, науку, спорт и дегустацию (это больше профориентация).
Данный анализ подтвердил мои сомнения: нынешние подростки совершенно не знакомы с проблемой, затронутой мною. Их мнение формируется на основе прочитанного в интернете или увиденного по телевидению, немногие смогли даже понять заданные мной вопросы, интересовались, зачем я пишу работу на эту тему.
Меня, конечно, очень интересовало, какие же условия для незрячих детей созданы в Щёлково и Щёлковском районе? Изучая вопрос приспособленности своего района на предмет удовлетворения потребностей незрячих детей, я выявила три основные проблемные сферы:
1. Проблема безопасного передвижения по городу (району);
2. Проблема наличия специализированных школ для незрячих детей.
3. Проблема творческого развития незрячих детей.
Тезисно изложив проблемные сферы, мне бы хотелось углубиться в саму суть этих проблем.
Первая проблема: проблема безопасного передвижения по городу.
Основной вопрос, который я поставила перед собой: «Насколько безопасно может передвигаться незрячий ребёнок от точки "А" до точки "Б" в черте города Щелково?». Заметим, что мой город является связующим звеном между Москвой и такими городами, как: Ивантеевка, Пушкино, Фрязино, Фряново, что отражается в непрерывном потоке машин.
Представим банальную для любого городского жителя ситуацию: час дня, плотный поток машин, водители, который полдня стоят в пробке и обычный пешеход. Кажется, что здесь нет ничего особенного – дождись нужного сигнала светофора и идем. Да, всё просто. А теперь давайте взглянем на эту ситуацию со стороны незрячего ребёнка.
Как ему увидеть зебру, если в Щёлково нет ни одного перехода с плиткой-индикатором? Как ему понять, что загорелся нужный сигнал светофора, если на весь город лишь пару светофоров оборудованы звуковым сигналом? Вас тоже смутили данные вопросы?
Стоит обратить внимание на то, что в городе Щёлково очень много так называемых нерегулируемых переходов, то есть переход по принципу: «кто пробежал – тот успел».
Звуковые плитки-индикаторы и звуковые сигналы позволили бы незрячему ребёнку решить сразу несколько задач: не только перейти дорогу, но и знать, что он двигается правильным маршрутом.
Проведя анализ нескольких пешеходных переходов, я сделала вывод, что ни один из них не удовлетворяет требованиям безопасности передвижения незрячих людей, за исключением пешеходного перехода около Пролетарского проспекта дом 2, который оборудован звуковым сигналом, показывающим возможность осуществить переход дороги, правда без плитки-индикатора.
Теперь вторая проблема – проблема образования незрячих детей.
Итоги социологического опроса показали, что ребята просто не встречались с незрячими детьми в жизни. Они их не видели ни своей, ни в какой-либо другой школе своего города. Почему? Ответ на вопрос прост, как никогда – щёлковские школы не приспособлены к обучению незрячих детей, ведь их помещения и учебные программы рассчитаны только на здоровых.
Если посмотреть на эту проблему со стороны школ, то выходит, что им невыгодно (неудобно) обучать совместно детей с нормальным развитием и детей, у которых есть проблемы со зрением. Для осуществления «инклюзивного образования» необходимы «адаптированные образовательные программы» (Ст.2 п.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), специализированные учебные пособия, преподаватели специальной категории, квалификация которых порой выше обычной. Специальное обучение в своей основе носит персонализированный характер, индивидуальный подход к каждому ребёнку, чего подчистую не могут обеспечить обычные школу, классы в которых насчитывают 25, а то и 30 человек. Важным фактором выступает то, что незрячие дети лишены возможности зрительного восприятия информации, что абстрагирует их от реального мира, замыкает в себе, не дает возможности полностью восприять его полноту и разнообразие. Именно поэтому возникает необходимость осуществлять обучение, привлекая остальные 4 чувства ребёнка. Существенным я считаю и то, что обычные школы города Щёлково не дают возможности ребёнку спокойно перемещаться по ней: большие холлы, множество ступенек, огромное количество одинаковых дверей.
Подводя итог второй проблемы, стоит сделать вывод, что щёлковские школы просто не в состояние обучить незрячего ребёнка, дать ему не только образование, но и возможность почувствовать себя полноценным членом школьного социума.
Так мы подошли к третьей проблеме – проблеме творческого развития незрячих детей. Каждый родитель всегда хочет, что бы его ребёнок не только безопасно переходил дороги и получил должное образование, но и развил бы в себе такое творческое качество, которое отличало бы его от других детей. Бальные танцы, хор, вокал, рисование, скульптура – современный ребёнок не ограничен в выборе творческого ремесла, которым он хотел бы овладеть. Любой ребёнок? Ответ напрашивается сам собой: «Нет, не любой». Творческие студии города Щёлково, такие как: Дом Культуры, Детская художественная школа, Музыкальная школа, Школа хореографии подходят только для детей, не имеющих отклонений, для «нормальных» детей. Так почему все забывают о незрячих детях?
Человек обладает пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. И неужели выходит так, что если человек лишается всего одного чувства из пяти, то он на 20% хуже? НЕТ!!!
У людей, у которых отсутствует хотя бы одно чувство, обостряются все остальные. И в этом может быть залог исключительности. Приводя пример, не могу не обратить внимания на Андреа Бочелли, который полностью ослеп в 12 лет, что не помешало ему стать четвертым тенором в мире. А всем известная Диана Гурцкая.
Слева: Андреа Бочелли. Справа: Диана Гурцкая.
Так значит не стоит ограничивать незрячих детей в творческом развитие, а наоборот, необходимо уделять им особое внимание, привлекать их к саморазвитию через творчество. Творчество, как не многие знают, развивает внутренний мир, украшает действительность, делая её более яркой. А разве не это надо ребёнку, который не в состояние его увидеть?
Я была очень огорчена, что наш город не может пока стать родным и заботливым для незрячих детей.
Но есть и другая «сторона медали». Сами незрячие дети и их родители недостаточно активны (не требуют, не настаивают, прячутся, в одиночку переживают свои проблемы и в одиночку приспосабливаются). Почему? Может им ничего не нужно? Но практика показывает: если им дать возможность общаться и творить, то они забывают о своих проблемах и чувствуют себя полноценными. Не будем забывать, что у всех людей есть социальные потребности в общении и совместной деятельности, и духовные потребности в самовыражении.
Примером гражданской активности в борьбе незрячих за свое право полноценно жить может послужить московский митинг 19 ноября 2013 г. На Новопушкинский сквер вышли митинговать ученики, родители и учителя единственной в Москве школы для слепых. В тот день собралось около 200 инвалидов по зрению и их родственников, чтобы защитить единственную в Москве школу, которая дает полноценный аттестат о среднем образовании инвалидам по зрению. Эта акция была вызвана указом мэра Москвы Сергея Собянина о переводе общеобразовательной школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих в ведение Департамента образования в Департамент социальной защиты с соответствующим изменением в Уставе школы, предусматривающий новые аттестаты, перенос приоритетов от качественного образования к социальной защите и т.п. Родители открыто заявляют, что при таких изменениях сами учащиеся будут чувствовать себя в первую очередь инвалидами, а не образованными людьми с ограничениями зрения. Они смело заявляют: «Мы не отдадим наш первый интернат! Не дадим превратить его в "дом призрения инвалидов"! Не позволим лишить наших детей права на качественное образование, которое является сегодня основным залогом достойной жизни и будущего нашей страны!».
К участникам митинга присоединилась и выпускница данной школы Диана Гурская.
Мысли самих незрячих детей выразила 13-летняя учащаяся этой школы Настя Горская: «Я хочу, чтобы нашу школу не передавали в Центр, потому что я хочу получить высшее музыкальное образование после окончания школы. Чтобы потом устроиться нормально на работу, и чтобы не быть на иждивении у государства. Потому что я считаю, что это унижает мое достоинство».
Слева: Настя Горская. Справа: Диана Гурцкая.
Прежде чем завершить исследование своими соображениями о необходимых мерах для создания условий для творческого развития и самореализации незрячих детей, я задала себе вопрос: а актуальна ли эта проблема для нашего города? За ответом я направилась в Комитет по вопросам образования и делам молодежи Администрации Щёлковского района, где хотела получить данные о наличии у нас незрячих детей, нуждающихся в новых мерах. Тема моей работы вызвала понимание и я получила подробную информацию. Таких детей у нас в районе не много – 26, но они есть.
(Наверх)
5. Итоги
По итогам своего исследования я хотела бы сделать два реальных предложения:
1. Создать в городе небольшой по размеру Центр творчества и развития для незрячих детей (25 незрячих детей с преподавателями и волонтерами не нуждаются в огромных комплексах, да и обстановка в небольшом центре будет более домашней и безопасной для незрячих).
2. На пути к этому Центру из разных районов города и ближайших автобусных остановок оснастить пешеходные переходы плиткой-индикатором и светофорами со звуковым сигналом (желательно, чтобы сигналы были разными, что поможет незрячим лучше ориентироваться по пути к Центру).
Из всего вышесказанного мной, хотелось бы сказать главное. Никогда не нужно забывать о том, что есть люди, которые имеют какие-то ограничения, но это не значит, что они должны быть ограничены в своих потребностях и правах. У нас у всех разные способности и возможности, мы все в чем-то ограничены, но ведь эту нашу ограниченность мы не воспринимаем как ущербность.
И ещё надо помнить: слепые от рождения дети никогда не видели улыбок других людей, но, несмотря на это, они улыбаются абсолютно также.
(Наверх)
Источники
1. Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года / Сайт ООН (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml).
2. Конституция РФ / Информационно-правовой портал ГАРАНТ (http://base.garant.ru/10103000/)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Информационно-правовой портал ГАРАНТ (http://base.garant.ru/70291362/)
4. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» / http://www.vos.org.ru/
5. Благотворительный фонд «ПАРИЛИС» / http://parilis.ru/
6. Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация спорта слепых» / http://fss.org.ru/
7. Миловидов Кирилл. Слепые дети вышли на митинг в защиту своей школы / Православный портал о благотворительности и социальной деятельности «Милосердие.Ru» (http://www.miloserdie.ru/articles/slepye-deti-vyshli-na-miting-v-zashhitu-svoej-shkoly).
(Наверх)
|