(К списку работ)
ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ – УГРОЗА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Суслова Дарья, ученица 11 Б класса, МБОУ Щелковская гимназия
|
Участник Районного тура конкурса учащихся «Права человека – глазами ребёнка» (24 января 2014 г.)
Участник Региональной конференции творческих работ учащихся «Перспективный проект» в номинации ”Юный исследователь”, секция ”Обществознание. Право. Экономика” (18 апреля 2014 г.) |
|
«Незнание закона не освобождает от ответственности. Зато знание – запросто».
(Станислав Ежи Лец)
|
(Наверх)
1. ПРОБЛЕМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ.
В процессе своей учебной деятельности я достаточно часто сталкиваюсь со случаями недовольства учителей поведением или успеваемостью учеников, и угрозами наказаний или даже, отчисления. Подобные угрозы редко воспринимаются всерьёз, что может привести к конфликтной ситуации «Учитель – Ученик», в который втягиваются и родители и администрация школы.
Так насколько же эти угрозы обоснованы и имеют ли они под собой правовую основу?
И безнаказанность учеников является следствием отсутствия законов или нежеланием учителей их использовать.
Эти вопросы и побудили меня заняться изучением правовых аспектов ответственности школьников и мер наказаний, предусмотренных в системе образования.
Перед началом работы я сформулировала гипотезу: в правовом государстве не может быть ниши, допускающей анархию и вседозволенность, и, значит, государство должно было установить меры наказаний за нарушение норм поведения в школе, но сами учащиеся, их родители и, может быть, учителя не знакомы с этими нормами.
Цель: изучение правовых оснований и мер дисциплинарных санкций, применяемым к школьникам, для выявления правомерности отчисления учащегося из школы.
Задачи:
1) изучить российское законодательство по вопросу прав, обязанностей и ответственности учащихся, связанных со средним образованием;
2) провести социальный опрос среди учащихся гимназии с целью определения их знаний о своих правах и ответственности в образовании;
3) довести результаты исследования до одноклассников и учителей гимназии.
(Наверх)
2. ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ
Сначала рассмотрим права, связанные с образованием.
Декларация прав ребёнка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года провозглашает принципы, которые должны стать основополагающими для законодательств всех стран.
Принцип 2 гласит: «Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка».
И в статье 43 Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., закрепляется право каждого человека на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а основное общее образование устанавливается в качестве обязательного.
Так значит, угрозы отчисления до завершения основного общего образования (т.е. 9 классов) незаконны.
Но есть ещё одна угроза – перевод в школу по месту жительства.
Федеральный закон от 08.11.2011 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» предписывается «…закрепление определённой территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением».
На основании этого закона Администрация ЩМР издала Постановление от 20.02.2013 № 473 «О закреплении жилых микрорайонов за муниципальными общеобразовательными учреждениями Щёлковского муниципального района Московской области», в приложении к которому за каждой школой были закреплены определенные районы и улицы.
Что же, ученика, проживающего по адресу, предписанному к другой школе, теперь можно отчислить?
Нет. Эти законодательные акты определяют лишь первостепенное право для зачисление в 1-е классы, а не право администрации на перевод в школу, к которой прикреплён район проживания.
Кроме того, статья 43 п. 5 Конституции РФ закрепляет право на «различные формы образования и самообразования», а статья 17 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует его как право на «обучение в форме семейного образования и самообразования…», что позволяет снизить количество контактов между учеником и учителем, если конфликтная ситуация между ними осталась неразрешённой.
Помимо вышеперечисленных прав учащихся, можно отметить и право на получение образование на национальном языке.
Это право закреплено в статье 10 ФЗ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», но с оговоркой – «в рамках возможностей, предоставляемых системой образования».
Упомянем и право на здоровые условия жизни, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидиомологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"«.
(Наверх)
3. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
И снова всплывает вопрос, с которого началось мое исследование – насколько же угрозы учителей обоснованы?
Какие существуют обязанности у учащихся и закреплена ли законодательно их правовая ответственность?
Статья 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» так и называется: «Обязанности и ответственность обучающихся».
Основные обязанности вместились в 5 подпунктах пункта 1.
В общих чертах, учащиеся обязаны добросовестно учиться, посещать все занятия, выполнять домашние задания, выполнять требования устава школы, поддерживать здоровый образ жизни, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, уважать права других учащихся и работников школы, бережно относиться к школьному имуществу.
А ответственность учащихся перечислена в пунктах с 3 по 12.
Но более детально правовые нормы, связанные с ответственностью учащихся и мерами наказаний определены в приложении к приказу Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
Этот правовой акт следует знать и учащимся с родителями, и учителям, чтобы исключить, с одной стороны – меры психологического запугивания, а с другой – ликвидировать чувство безнаказанности.
(Наверх)
4. МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Пункт 4 вышеупомянутого приказа перечисляет те меры дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в школе:
1) замечание;
2) выговор;
3) отчисление.
Причём, дисциплинарные взыскания запрещено применять к учащимся дошкольного и начального общего образования (т.е. до 5-го класса).
А исключение из школы можно использовать только к учащимся, достигшим 15-летнего возраста (т.е. 10-11 класс).
За какие же провинности ученик будет нести дисциплинарную ответственность?
В пункте 3 даётся общее пояснение условий применения взысканий: «Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».
На практике же чаще всего это выливается в нарушение школьной дисциплины: опоздания на уроки, прогулы уроков, невыполнение домашних заданий, грубость и оскорбления (нецензурные выражения), курение, драки, издевательства над младшими или более слабыми, вандализм (порча школьного имущества), мелкие кражи.
Особняком стоит отказ носить школьную форму.
Причём, во многих случаях, этот отказ поддержан родителями, в качестве причин указывающих на плохое качество, плохой внешний вид и неудобство формы.
Попробуем разобраться, законны ли требования школы по школьной форме и является ли отказ её носить нарушением, за которое может последовать дисциплинарное взыскание?
Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» предоставляет школам право на введение школьной одежды и требований к внешнему виду обучающихся.
Подобная мера обусловлена целями:
«– обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
– устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
– предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
– укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.»
Таким образом, если в школе принят нормативный акт о введении школьной формы, то невыполнение этого правило является дисциплинарным проступком.
Что касается фасона формы, то выбирается он не единолично администрацией школы, а совместно с представителями учительской, родительской и ученической общественности: «Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон будут определяться органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.).»
Каковой же должна быть степень нарушения, чтобы учащийся получил самое серьёзное взыскание – отчисление?
Всё в том же Приказе Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» содержаться условия применения этой меры:
во-первых, исключение как мера дисциплинарного взыскания применяется лишь к несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 лет;
во-вторых, она «допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков» («однократно» – один раз, а «неоднократно» – более одного раза);
в-третьих, эта «мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность» (т.е. отчисление применяется, если ни замечание, ни выговор не помогли).
Принятие решения об отчислении принимается с учётом мнения родителей (т.е. мнение родителей может быть учтено, но оно не обладает силой «вето») и согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (а вот без этого согласия решение об отчислении не может быть принято).
Недовольные решением родители могут обжаловать его в комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений в самой школе и, выше, в органы управления образованием (статья 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом можно сделать вывод, что угрозы об отчислении к старшеклассникам не пустая угроза.
Хотя сама форма в виде «угроз» может рассматриваться, как «психическое насилие», т.е. нарушение закона.
В статье 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» чётко прописано: «Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается».
(Наверх)
5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Для подтверждения выдвинутой гипотезы или же её опровержения, среди учащихся 10-11 классов Щёлковской гимназии я провела социологический опрос.
В опросе приняло участие 135 человек (респондентов).
Учащимся было предоставлено 6 вопросов, но в ходе подсчета результатов 2 из них анализу не смогли быть подвергнуты.
1. Какие законы закрепляют ваши права, связанные с образованием?
Анализ ответов:
– ФЗ «Об образовании в РФ» – 39%
– Конституция РФ – 25%
– Декларация прав ребенка – всего лишь 2%
– без ответа – 34%.
Исходя из этого можно сделать следующие выводы:
1) меньше половины опрошенных не знают, что основным законом является Закон об образовании в РФ;
2) учащиеся не интересуются правовой стороной в своей жизни.
2. Какие формы образования вы имеете право выбрать (уточните их отличия).
Итак, результатом стало подтверждения вывода об отсутствии интереса к изучению законодательства.
Только 29% назвали домашнее обучение.
Среди остальных ответов присутствуют:
– очная/заочная – 34%;
– экстернат – 8%;
– дистанционное обучение – 9%;
– 20% не смогли дать ответа.
3. С какой целью, по вашему мнению, введена школьная форма?
В общих чертах учащиеся понимают, с какими целями вводилась школьная форма.
Если сравнить цели, провозглашенные в законе и ответы учащихся, то:
1) «– обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;»
– ни один из опрошенных не считает школьную форму удобной.
– 12% ответили, что школьная форма введена для того, чтобы одежда не отвлекала учеников и учителей от учебного процесса.
2) «– устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
– предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;»
– 10% ответили, что школьная форма введена с целью социального равенства учащихся.
3) «– укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.»
– 39% ответили, школьная форма введена с целью дисциплинирования учащихся
– 5% ответили что, школьная форма введена с целью для поддержания общего порядка в школе.
4. На основании чего школа имеет право вас отчислить?
Учащимися были предоставлены общие фразы, за исключением «прогулов» – 21%.
Наиболее распространенным ответом на поставленный вопрос стало несоблюдение школьного устава – 54%, затем плохая успеваемость – 35% и плохое поведение – 17%.
Исходя из этого можно сказать, что опрошенные имеют представления, но не знают, за что конкретно допускается исключение из школы.
(Наверх)
6. ВЫВОДЫ
Во-первых, гипотеза получила свое подтверждение – законодательством предусмотрены не только права учащихся, но и установлены меры наказаний за нарушение норм поведения в школе.
Во-вторых, отчисление, как мера дисциплинарного взыскания, правомерна для учащихся старше 15 лет и только 10-11 класса.
В-третьих, учащиеся имеют слабое представление о своей ответственности в образовании.
Для того чтобы учащиеся, учителя и родители имели представление о своей ответственности в образовании, можно предложить несколько способов пропаганды этих правовых знаний:
1. Напечатать яркую, привлекающую внимание брошюрку для учащихся и учителей.
2. Подготовить силами самих учащихся для родителей правовые концерты (простой лекторий для родителей скушен, а на своих детей полюбоваться они придут и, заодно, впитают новые знания).
3. Использование наглядной агитации в виде стендов и страниц на школьных сайтах (пусть это банально и стандартно, но вовсе не означает, что не принесёт пользы).
(Наверх)
7. ИСТОЧНИКИ
1. «Декларация прав ребёнка ООН» / Официальный сайт ООН (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml).
2. «Конституция РФ» / Информационно-правовой портал ГАРАНТ (http://base.garant.ru/10103000/).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Информационно-правовой портал ГАРАНТ (http://base.garant.ru/70291362/).
4. Постановление от 20.02.2013 № 473 «О закреплении жилых микрорайонов за муниципальными общеобразовательными учреждениями Щёлковского муниципального района Московской области» / Официальный сайт Комитета по вопросам образования и делам молодежи ЩМР МО (http://schelkovo-obr.ru/doc_2013.htm).
5. Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» / Сайт Минобрнауки РФ (http://минобрнауки.рф/документы/3236).
6. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» / «Российская газета» (http://www.rg.ru/2013/06/26/minobrnauki-dok.html).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидиомологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» / «Российская газета» (http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html).
(Наверх)
|