(К списку работ)
УЧИТЕЛЬ: ПРОФЕССИЯ ИЛИ ПРИЗВАНИЕ (анализ Проекта профессионального стандарта педагога)
Саркисян Гоар, ученица 11 В класса, МБОУ Щелковская гимназия
|
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». (Уинстон Черчилль)
|
(Наверх)
1. ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Причины выбора темы. Формирование личности – это сложный и очень важный процесс, и огромную роль в этом процессе играет школьное образование. Школа – один из базовых институтов социализации наряду с семьёй, ведь в школьный период активно формируется самооценка человека, его отношение к трудностям, успехам и неудачам. В процессе обучения дети получают как знания по общеобразовательным предметам, так и представления о системе ценностей и предрассудков, а также учатся работать самостоятельно и в команде. От того, какие знания и представления будут заложены в учениках, зависит не только будущее каждого конкретного индивида, но и будущее всей страны, всего мира.
Так как я выбрала для себя профессию учителя, я часто задумываюсь об этом. На мой взгляд, работа учителя недооценивается обществом. Многим и в голову не приходит, что неосторожно оброненное слово или своевременный верный совет педагога могут стоить ученику жизни. Дети и подростки очень восприимчивы и склонны верить чужим оценкам, и это накладывает на учителя особую ответственность перед своими учениками и перед обществом. Такой груз ответственности требует от педагога быть своего рода идеалом, чтобы удовлетворять потребностям современного социума, современного ученика и родителя.
Придя к такой мысли, я решила провести исследование и выяснить, что должен представлять собой этот идеал.
Исследование данного вопроса актуально для меня лично, и, в связи с недавьней публикацией Минобрнауки РФ Проекта профессионального стандарта педагога, оно актуально для всей страны.
Гипотеза. Я считаю, что для учителя личностные качества наиболее важны, в то время как проект профессионального стандарта педагога, скорее всего, ставит перед учителем лишь профессиональные требования, и поэтому не полностью удовлетворяет потребностям современного общества.
Цель: Соотнести требования государства и потребности общества для выявления приоритетных качеств учителя.
Задачи:
Для выполнения этих задач необходимо использовать методы как теоретические (анализ проекта Минообрнауки РФ), так и эмпирические (интервьюирование/анкетирование участников образовательных отношений).
(Наверх)
2. ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ:
АНАЛИЗ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Необходимость замены устаревших документов объясняется новым стандартом так: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени»(1).
Данный проект содержит шесть пунктов и четыре приложения, но уже во введении документа обозначаются основные качества для педагога: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…»(2). По моему мнению, документ рассматривает данные личностные качества, как профессиональные способности и умения работника.
Основные же требования к педагогу находятся в пункте 4 «Содержание профессионального стандарта педагога». Стоит заметить, что воспитательной работе и развитию уделяется намного больше внимания, чем обучению.
Внимательно прочитав и проанализировав все подпункты содержания, я обнаружила, что одним из главных требований к работе учителя является умение в своей профессиональной деятельности использовать различные, в частности нестандартные, методы (преподавания материала, планирования уроков, оценки знаний, воспитательной работы). Данное требование вызвало резонанс в преподавательской среде, так как в документе не уточняется, что могут представлять собой эти методы.
Что немаловажно, одним из требований к педагогу является умение конструктивно сотрудничать с родителями и другими педагогами.
От педагога также требуются способности к глубокому анализу личности каждого учащегося, осуществление полностью индивидуального развития учащихся, умение отслеживать и контролировать обстановку в классе и предотвращать конфликты и насилие любого (физического, психологического) характера, привитие общеморальных, культурных ценностей и понимания ценности учебного знания.
В критериях воспитательной и развивающей деятельности педагога особое внимание уделяется способности педагога строить свою работу с учётом личностных характеристик, половозрастных, физических особенностей и особенностей развития учеников и принимать каждого ребёнка не зависимо от этих факторов. Стоит заметить, что многие из этих требований неосуществимы для человека без определённых личностных черт.
В разделе «4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» стандарт заявляет о необходимости личностных качеств для учителя, но, по сути, в этом разделе все они сводятся к профессиональным навыкам (Приложение 1).
Вопросы вызывает и размытые формулировки, которые каждый может трактовать по разному.
Например, я уже отмечала выше одну из характеристик педагога, которая дана в Введении: «…готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям…». Но, тогда любое неадекватное действие можно объявить нестандартным?!
Или в разделе 4.3 пункт 9: «Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают». Встаёт вопрос – от кого защитить? Встать на сторону одного ребёнка против других!?
Отдельное приложение посвящено владению ИКТ. Однако конкретного пояснения того, что именно понимается под требуемой ИКТ-компетентностью, нет. Нет даже приблизительного перечня компьютерных программ и приложений, которыми необходимо владеть учителю, не сказано также, каков должен быть уровень владения различными программами и средствами ИКТ.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога на первое место ставит скорее профессиональные качества учителя, а также не всегда ставит конкретные требования.
(Наверх)
3. ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ
а) анкетирование учащихся
Чтобы определить качества учителя, отвечающие потребностям учащихся, я предложила ученикам 9-11 классов своей гимназии ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»
Ответы позволили сделать следующий вывод: ученики считают, что практически нет учителей, обладающих всеми необходимыми, по их мнению, качествами. Единицы свой ответ ассоциировали с конкретными учителями.
100% респондентов выделили такие качества как строгость и терпеливость. Этот ответ они объясняют тем, что сами слишком часто бывают недисциплинированными и невнимательными.
Все отметили, что важно не только качество знаний, но и методы их подачи. Ученикам хочется испытывать интерес к изучаемым предметам, но иногда это оказывается невозможным из-за сухих объяснений преподавателя.
Около 80% опрошенных считают, что учитель должен хорошо понимать своих учеников и не относиться к ним предвзято. Каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов.
Было высказано мнение, что учитель – это пример для подражания, поэтому он должен следить и за своим внешним видом, и за внутренним миром. С этим мнением согласны также около 60% респондентов.
Часто учащиеся отвечали, что учитель должен быть остроумным и обладать хорошим чувством юмора. Эти качества назвали 65% респондентов.
Сопоставив наиболее популярные ответы учеников с аналогичными требованиями стандарта, я получила следующую таблицу:
Требования стандарта |
Потребности учащихся |
Умение предотвращать конфликты (4.2 пп. 16-17) |
Строгость (100%) |
– |
Терпеливость (100%) |
Толерантность (4.3 пп. 17) |
Справедливость (80%) |
Знание предмета и программы обучения (4.1 п.2) |
Хорошее знание предмета (90%) |
Различные методы преподавания (4.1 п.4) |
Интересная подача материала (100%) |
Индивидуальный подход (4.5 п.6) |
– |
Уметь объективно оценивать (4.1 п.6) |
Объективность, справедливость (80%) |
– |
Красноречие и чувство юмора (65%) |
Как видно из таблицы, ученикам хочется видеть в педагоге не только профессионала, но и интересного, харизматичного человека, а значит, для них важнее личностные качества учителя.
б) интервьюирование родителей учащихся
В ходе исследования я побеседовала с сорока респондентами-родителями и среди них встретила много неравнодушных, для которых были важны не формальные результаты учебной деятельности (оценки), а сам процесс обучения. Заботливые родители хотят, чтобы их дети получали удовольствие от учёбы. «Настоящий Учитель умеет заинтересовать, увлечь» – вот что говорил каждый в первую очередь.
Конечно же, все пожелали для своих детей образованного, компетентного и порядочного педагога. Такого человека, по мнению родителей, можно считать профессионалом.
Для 95.7% родителей важно, чтобы учитель был неравнодушен, справедлив в оценках, не вешал ярлыки на учеников и находил к каждому индивидуальный подход; умел находить выход из конфликтных ситуаций.
Опрос показал, что родители учащихся внимательно относятся к моральным качествам учителей. Они называли больше личностных качеств, чем профессиональных. Особенно важными 80% опрошенных отметили такие черты характера, как толерантность, справедливость, мобильность, широта души, открытость. Так же значимо для родителей, как и для детей, оказалось чувство юмора (70% респондентов). Им хотелось бы, чтобы их ребёнок с радостью ждал встречи с учителем.
Но важнее всего, по мнению родителей, чтобы учитель любил свою профессию всем сердцем и посвящал себя детям. Этот ответ дали 100% родителей.
Получив ответы, я добавила их к предыдущей таблице.
Требования стандарта |
Потребности учащихся |
Потребности родителей |
Умение предотвращать конфликты (4.2 пп. 16-17) |
Строгость (100%) |
Умение предотвращать конфликты (96%) |
– |
Терпеливость (100%) |
– |
Толерантность (4.3 пп. 17) |
Справедливость (80%) |
Толерантность (80%) |
Знание предмета и программы обучения (4.1 п.2) |
Хорошее знание предмета (90%) |
Образованность (100%) |
Различные методы преподавания (4.1 п.4) |
Интересная подача материала (100%) |
Умение увлечь, заинтересовать (96%) |
Индивидуальный подход (4.5 п.6) |
– |
Индивидуальный подход (96%) |
Уметь объективно оценивать (4.1 п.6) |
Объективность (80%) |
Непредвзятость, справедливость (90%) |
– |
Красноречие и чувство юмора (65%) |
Чувство юмора (70%) |
– |
– |
Любовь к своей профессии, к детям (100%) |
– |
– |
Неравнодушие (96%) |
Как и ожидалось от родителей, для них важны профессиональные качества педагога. Но, так как учитель играет в жизни ребёнка большую роль, личностные качества родителям намного важнее.
в) интервьюирование педагогов
В начале исследования я и представить себе не могла, что эта часть работы окажется самой интересной. Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. В первую очередь я обратилась к учителям начальной школы, ведь они первыми принимают маленьких школьников в новом, незнакомом мире. Они рассказали мне о том, что в детях необходимо пробудить любовь к учёбе, тягу к знаниям. Ни в коем случае, по их мнению, нельзя руганью и давлением отбивать у детей интерес к школьным предметам, вместо этого нужно поддержать ученика, у которого что-то не получается. «Помогать слабому, уважать сильного», – наставляла меня моя первая учительница.
Безусловно, учителю необходимо превосходно знать свой предмет. Но это ещё не всё. Учителю нужно знать, чему учить и как учить.
Педагоги среднего и старшего звена уверены в том, что главное – это любовь к детям. Всегда нужно сердцем и душой быть с детьми. Практически 100% респондентов в первую очередь говорили именно об этом. И все они, конечно, считают необходимыми в своей профессии дифференцированный подход, толерантность, объективность.
Многие с улыбкой замечали: учитель – это состояние души, образ жизни; учитель – всегда и везде учитель. И я считаю, они в этом правы.
Некоторые из учителей (около 60%) большее внимание обращают на умение поддержать дисциплину, другие (почти 80%) считают приоритетом в своей работе умение заинтересовать.
Но больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя, – это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.
После сбора всех мнений (всего в опросе участвовали 25 учителей) я наконец смогла составить общую таблицу.
Требования стандарта |
Потребности учащихся |
Потребности родителей |
Потребности родителей |
Умение предотвращать конфликты (4.2 пп. 16-17) |
Строгость (100%) |
Умение предотвращать конфликты (96%) |
Умение предотвращать конфликты (60%) |
– |
Терпеливость (100%) |
– |
Терпеливость (100%) |
Толерантность (4.3 пп. 17) |
Справедливость (80%) |
Толерантность (80%) |
Толерантность (98%) |
Знание предмета и программы обучения (4.1 п.2) |
Хорошее знание предмета (90%) |
Образованность (100%) |
Хорошее знание предмета (100%) |
Различные методы преподавания (4.1 п.4) |
Интересная подача материала (100%) |
Умение увлечь, заинтересовать (96%) |
Умение заинтересовать (80%) |
Индивидуальный подход (4.5 п.6) |
– |
Индивидуальный подход (96%) |
Индивидуальный подход (98%) |
Уметь объективно оценивать (4.1 п.6) |
Объективность (80%) |
Непредвзятость, справедливость (90%) |
Объективность (98%) |
– |
Красноречие и чувство юмора (65%) |
Чувство юмора (70%) |
– |
– |
– |
Любовь к своей профессии, к детям (100%) |
Любовь к своей профессии, к детям (98%) |
– |
– |
Неравнодушие (96%) |
Неравнодушие (60%) |
(Наверх)
4. ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ: ОБОЩЕНИЕ СОБРАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Итак, в последней таблице собраны десять важнейших качеств учителя, которые озвучили респонденты:
1. Умение поддержать дисциплину
2. Терпеливость
3. Толерантность (справедливость)
4. Знание предмета
5. Умение заинтересовать
6. Индивидуальный подход
7. Объективность
8. Чувство юмора (красноречие)
9. Любовь к своей профессии, к детям
10. Неравнодушие
Четыре из этих десяти пунктов (неравнодушие, любовь к детям, чувство юмора, терпеливость) в стандарте Минобрнауки РФ не рассматриваются. В качестве объективной причины этого можно принять тот факт, что профессиональный стандарт учителя является официальным документом, и потому он формализован. Это характерно для нормативных документов. Может быть поэтому потребности участников образовательных отношений и не могут быть полностью удовлетворены формальным нормативным документом.
Опрашивая учеников, их родителей, педагогов, я в очередной раз убедилась, что учитель – это не простой работник, чьи действия должны и могут быть строго регламентированы. Учительство – это искусство. Учитель – это человек, который обладает лучшими человеческими качествами и передаёт их следующим поколениям.
(Наверх)
5. ВЫВОДЫ
1. Я соотнесла требования государства с потребностями общества, при соотнесении никаких противоречий не выявлено
2. Запросы общества, действительно, ориентированы на личностные качества педагога. Но профессиональный стандарт под личностными качествами подаёт профессиональные компетенции.
Гипотеза подтверждена.
Мои предложения, основанные на изученном материале и собственном личном опыте:
1. Личностные качества долджны иметь значение при приёме и в процессе обучения в педагогическом вузе, что можно добиться за счёт психологических тестов и тренингов. Для состоявшихся педагогов государство должно устанавливать лишь профессиональные компетенции.
2. Профессиональные компетенции Стандарта необходимо конкретизировать, чтобы документ не походил на священное писание, которое каждым трактуется в зависимости от личных представлений.
(Наверх)
6. ИСТОЧНИКИ
1. Проект профессионального стандарта педагога / http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
2. Статья Т.М. Панченко «Школа как институт социализации» / http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko_School-Socialization/
3. Статья из раздела «Социология» – «Институты социализации» / http://www.grandars.ru/college/sociologiya/instituty-socializacii.html
(Наверх)
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
(Наверх)
8. СНОСКИ
(1) Проект профессионального стандарта педагога (Концепция и содержание) // http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
(2) Там же
ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ:
Бахмутовой Ульяне, ученице 7 В класса, за авторские рисунки к этому проекту.
Хасановой Сабине, ученице 11 Б класса, за помощь в подготовке фотоматериала.
(Наверх)
|