(К списку работ)
ZOOM BOMBING: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ
Боркина Анна, ученица 11 А класса, МАОУ «Щёлковская гимназия №6» ГОЩ
|
«Ignorantia juris nocet». («Незнание закона не является оправданием» из римского права)
|
(Наверх)
Аннотация.
Проблема исследования актуальна на фоне распространения пандемии коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (пандемия заболевание COVID-19).
Объектом данного исследования является антисоциальное явление «Zoom bombing», проявляющееся на платформе Zoom во время аудио- и видеоконференций. В рамках работы была исследована сущность явления и его проявления, правовая ответственность за такого вида правонарушение. Был проведён социологический опрос среди учащихся и учителей.
Собранные данные и результаты исследования могут быть полезны как учителям – для обеспечения безопасности во время онлайн-уроков, так и ученикам – для формирования правовой грамотности в сфере знаний об ответственности.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
В условиях пандемии COVID-19, которая стала развиваться с марта 2020 года, большинство российских компаний и учебных заведений вынуждены были перейти на дистанционную форму деятельности. Вследствие этого многие учреждения, в особенности учебные, воспользовались Zoom – платформой для организаций аудио- и видеоконференций. На фоне проблемы с адаптацией учителей и учеников к новым формам обучения возникла новая угроза, которой дали название «Zoom bombing».
Я учусь в общеобразовательной школе и нахожусь на дистанционном обучении. В связи с этим ученики и учителя пользуются приложением Zoom. Я лично никогда не сталкивалась с подобным явлением, как «Zoom bombing», но я хочу исследовать эту проблему, чтобы, учитывая возможность временного возврата к дистанционному обучению в будущем, предотвратить случаи интернет-хулиганства в моей школе.
Гипотеза. Перед началом исследования, я сделала несколько предположений.
Во-первых, я думаю, что более наслышаны о таком явлении, как «Zoom bombing», обучающиеся, нежели учителя, так как подростки лучше ориентируются в онлайн-среде.
Во-вторых, я считаю, что учителя недостаточно осведомлены об угрозах, связанных с использованием Zoom. Им пришлось быстро переориентироваться на дистанционные формы обучения и брать то, что предложили. А интенсивный режим труда мало оставляет времени и сил на исследования возможностей и недостатков этой программы.
И, в-третьих, я думаю, что многие ученики не предполагают, что за такое деяние возможна юридическая ответственность. Они считают, что это безобидная шутка, которая ни к чему серьёзному привести не может.
Цель: Исследование корней явления «Zoom bombing», юрижической ответственности и выработка рекомендаций для снижения случаев хулиганства во время аудио- и видеоконференций.
Задачи:
(Наверх)
2. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «ZOOM BOMBING»
Чтобы понять, что такое «Zoom bombing», нужно разобраться в происхождении этого термина.
Zoom bombing(1) – это нежелательное вторжение человека в видеоконференцию, которое вызывает нарушение работы системы
Этот термин стал известен в начале 2020 году, после того как пандемия коронавируса SARS-CoV-2 вынудила многих людей остаться дома и работать дистанционно.
В связи с этим многие компании и учебные учреждения перешли к организации аудио- и видеоконференций в приложении Zoom, от названия которого и происходит термин «Zoom bombing». Выросшая популярность приложения привела к появлению хакеров и интернет-троллей, которые обходят функции безопасности и меняются паролями через интернет.
Что же стало происходить? Во время конференции появляются незнакомые пользователи и захватывают сеанс, говоря или показывая вещи, которые являются непристойными, неприличными, расистскими или антисемитскими. Те, кто преуспевает в срыве сессий, уроков и личных встреч, размещают видеозаписи этих инцидентов на общих платформах, таких как TikTok и YouTube.
Интернет-журнал «Хабрахабр»(2) – социальное СМИ об IT, провёл исследование и выяснил, как проходит подготовка к таким срывам видеоконференций.
Десятки учётных записей в Twitter и онлайн-форумах собирают людей в приватные чаты в приложении Discord. Там люди делятся кодами для Zoom и одновременно врываются в видеоконференции. 14 апреля 2020 г. обнаружено 14 активных чатов в Discord, где каждую минуту появляются десятки сообщений.
В Instagram есть аккаунты под названиями Zoomraid и Zoomattack, на которые подписаны около 30 тыс. человек. Обнаружено 153 учетных записи, где владельцы публикуют коды для встреч в Zoom, защищённые паролями.
Многие блогеры транслируют своё хулиганство на таких платформах, как YouTube и Twitch. Эти ролики набирают более 4 млн просмотров и вдохновляют целую толпу подражателей.
Я изучила много интернет-источников, в которых говориться о том, что до этой пандемии подобных атак на видеоконференции не было. Это совершенно новый вид интернет-хулиганства, который стремительно развивается.
Что касается школы, то подобное явление здесь приобретает особую угрозу психическому развитию ребёнка. Так как многие видеоролики, которые вбрасывают в онлайн-урок, травмируют психику детей и даже учителей, большинство стран вводят наказание за такой вид деятельности. Я проанализировала много газет и сайтов и обнаружила, что в данный момент только Соединенные Штаты Америки ввели юридическую ответственность за Zoom bombing.
«Газета.ру»(3) сообщает, что в США правоохранительные органы объявили о том, что взлом онлайн-конференций, в том числе и в приложении Zoom, теперь считается не пранком (телефонным хулиганством), а федеральным преступлением, которое грозит нарушителю штрафом или тюремным заключением. Таким образом власти начали бороться с «Zoom bombing» – намеренным спамом чужого видеочата с помощью порнороликов или другого нежелательного контента.
Также сообщается, что одна из школ Норвегии прекратила проведение онлайн-уроков после того, как в чате класса появился голый человек – неизвестный мужчина. Он подключился к конференции, подобрав адрес вручную.
Если уж говорить о безопасности использования Zoom, то эксперты по кибербезопасности через Citizen Lab(4) (гражданская лаборатория при университете Торонто, Канада) заявляли, что Zoom не пригоден для проведения бизнес-встреч и государственных мероприятий, так как «не умеет хранить секреты».
(Наверх)
3. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Эта часть проекта, по моему мнению, очень полезна для подростков, потому что именно они, в основном, устраивают «Zoom bombing».
Так как я тоже являюсь ученицей, но ни разу не сталкивалась с подобным явлением, я задалась вопросом: «Существует ли наказание за такого вида правонарушение?»
Я долго искала в интернете, сравнивала источники между собой и пришла к выводу, что «Zoom bombing» классифицируют по-разному: либо как «интернет-хулиганство», либо как «хакерские атаки».
Разберёмся, что такое интернет-хулиганство (киберхулиганство).
К сожалению, так таковой статьи и наказания за «киберхулигантво» в Российской Федерации нет. Но законодатели уже рассматривают предложенный Молодёжным Парламентом при Государственной Думе проект закона о внесении в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП) наказания за кибербуллинг.
Закона ещё нет, но это не значит, что люди, занимающиеся интернет-хулиганством, в том числе «Zoom bombing», останутся безнаказанными.
Часто подобные взломы видеоконференций используются для оскорблений и унижений как участников мероприятия, так и отдельных групп людей по какому-либо признаку. А это уже подпадает под ст. 20.3.1. КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»(6). В соответствии со статьёй, эти действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц – от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Это деяние может подпадать и под ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»(7), предусматривающую уже не административную, а уголовную ответственность. В соответствии со вторым пунктом статьи, эти действия наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 600 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 3 до 6 лет.
Теперь разбёремся, что такое хакерские (цифровые) атаки.
В настоящее время под словосочетанием «хакерская атака» понимается «покушение на систему безопасности». За последние годы за хакерство и незаконный доступ к информации было осуждено множество людей.
Мы видим, что люди, совершившие подобное преступление, не остаются безнаказанными. За такой вид деятельности существует наказание по ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации»(8). Согласно первой части, наказание предусматривает штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Стоит отметить, что российский бизнес-телеканал РБК(9) сообщает о том, что 22 апреля 2020 года Следственный Комитет РФ возбудил первое уголовное дело за срыв дистанционных уроков именно по ст. 272 п.1 УК РФ.
Но ведь хулиганство и взлом системы безопасности это только часть того, что происходит в Zoom. Помимо этого, в программе часто демонстрируют порнографию перед несовершеннолетними детьми. За это отдельно существует наказание.
За демонстрацию порнографии несовершеннолетним предусмотрена ст.242 УК РФ «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов»(10). Согласно второй части статьи, за это предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо без такового.
(Наверх)
4. МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ «ZOOM BOMBING»
Как учителю обезопасить своих учеников, себя и своё занятие? Я изучила разные источники и пришла к выводу, что все рекомендации по защите одинаковы, и лишь немного дополняют друг друга.
Хочу начать с того, какие рекомендации педагогам предлагает зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Духанина Любовь Николаевна:
1. Создавайте защищённые паролем онлайн-мероприятия, чтобы в них невозможно было проникнуть посторонним лицам.
2. Не публикуйте в открытых источниках ссылки на трансляции. На этот случай в интернете есть обучающие видео про безопасное использование программ для видеоконференций.
3. Перед каждым занятием проводите идентификацию пользователей. В случае присутствия посторонних их необходимо разу же блокировать.
4. Разъясните ученикам, что передавать ссылки для доступа третьим лицам ни в коем случае нельзя – от этого зависит их безопасность.
Теперь давайте рассмотрим дополнительные меры защиты, которые предлагают интернет-журналы. Я выбрала два самых популярных в поисковой ленте.
Начну с рекомендаций интернет-журнала #Gadjetstyle(11):
1. Необходимо в настройках видеоконференции включать функцию «Зал ожидания».
2. После подключения всех участников, организатор может заблокировать всю конференцию.
Теперь рассмотрим некоторые из рекомендаций интернет-журнала «Литер»(12):
1. Разрешить присоединяться только зарегистрированным пользователям.
2. Удалять всех нежелательных гостей.
3/ Немедленно сообщать обо всех атаках в службу поддержки.
Таким образом для того, чтобы не стать жертвой «Zoom bombing», необходимо соблюдать простые правила безопасности, которые я описала выше.
(Наверх)
5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ
Чтобы понять, насколько люди осведомлены о «Zoom bombing», я решила провести социологический опрос среди учителей и учеников 10 и 11 классов.
В моём опросе участвовало 45 респондентов: 30 учеников (18 девочек и 12 мальчиков) и 15 учителей. К сожалению, на данном этапе самоизоляции из-за пандемии COVID-19 привлечь большее количество респондентов, как планировалось, не удалось.
Отмечу, что анкеты для учеников и для учителей отличаются.
Теперь давайте посмотрим на результаты опроса. Начнём с учеников 10-11 классов.
Вопрос 1. Знаете ли вы, что такое «Zoom bombing»?
Ответы на этот вопрос должны были показать, знакомы ли ребята с этим понятием (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Результаты опроса учащихся на вопрос 1.
Как видим, несмотря на то что все респонденты пользуются программой Zoom, понятие «Zoom bombing» не известно 66,7% опрошенных.
Вопрос 2. Сталкивались ли вы с этим во время учёбы?
Этим вопросом я хотела узнать, насколько распространено такое явление (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Результаты опроса учащихся на вопрос 2.
Результаты ответов на этот вопрос, прогнозируемо совпали с результатами предыдущего вопроса. Те же 66,7% ответили, что не сталкивались с этой проблемой, поэтому им, по всей видимости, и не известно понятие «Zoom bombing».
Вопрос 3. С какой целью, по вашему мнению, совершается «Zoom bombing»?
По моему мнению это один из важнейших вопросов. Ответы могут стать показателем причин, побуждающих подростков заниматься «Zoom bombing» (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Результаты опроса учащихся на вопрос 3.
Результаты показали, что больше половины обучающихся (60%), хотя и не знают, что такое «Zoom bombing», сделали предположение, что срывать уроки кому-то кажется весело. Это наталкивает на вывод об инфантильном отношении подростков в подобном деянии и непонимании (или нежелании понимать) ими негативных последствий этих действий.
Вопрос 4. Знаете ли вы, как классифицируется это правонарушение? (если знаете, напишите).
Так как «Zoom bombing» совершается, в основном, подростками, я решила, что это очень важный вопрос для учеников. Ответы должны были показать, знают ли школьники, как с позиции закона рассматривается подобное деяние (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Результаты опроса учащихся на вопрос 4.
Правовая часть очень важна для подростков, но мы по результатам видим, что, в основном, обучающиеся не знают, как классифицируется данное правонарушение. Некоторые даже думают, что это не является правонарушеним.
Вопрос 5. Знаете ли вы, какие наказания предусмотрены законодательством РФ?
Не менее важный вопрос, по моему мнению, потому что в основе современного законодательства всех развитых стран лежит принцип неотвратимости наказания. В основе европейского права (и российского) лежат принципы римского права, где и была закреплена формула «Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания», которая и должна быть усвоена подростками (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Результаты опроса учащихся на вопрос 5.
Процент обучающихся, который знает или предполагает, как классифицируется данное правонарушение, ответил, что это наказывается штрафом. Многие даже назвали размер: 5–10 тыс. рублей. Я думаю, что ученики выбрали штраф, потому что не считают это правонарушение достаточно серьёзным, поэтому и решили, что денежного взыскания будет достаточно.
Сейчас я хочу перейти к результатам опроса, который проходили учителя МАОУ «Щёлковской гимназии №6» и других школ г.о. Щёлково. Повторюсь, что в опросе участвовало 15 респондентов.
Вопрос 1. Знаете ли вы, что такое «Zoom bombing»?
Мне было интересно узнать, знают ли педагоги, которые проводят свои уроки на платформе Zoom, о существовании такой угрозы, как «Zoom bombing» (диаграмма 6).
Диаграмма 5. Результаты опроса учителей на вопрос 1.
Несмотря на то, что это совершенно новое явление, 66,7% учителей уже знает, что это вид интернет-хулиганства.
Вопрос 2. Сталкивались ли вы с этим в своей практике?
Так как это совершенно новое явление, мне было интересно узнать, насколько часто педагоги встречают это на своих уроках (диаграмма 7).
Диаграмма 7. Результаты опроса учителей на вопрос 2.
Глядя на результаты опроса, можно сказать, что большая часть учителей не встречалась с подобным явлением, хотя многие знают, что это такое. Можно сделать вывод, что учителя достаточно хорошо защищают свои уроки от посторонних лиц.
Вопрос 3. Знаете ли вы, как защитить свои уроки от подобного явления?
Ответы на этот вопрос должны были показать, как хорошо учителя знают меры безопасности и применяют их в практике (диаграмма 8).
Диаграмма 8. Результаты опроса учителей на вопрос 3.
На диаграмме и в таблице я представила более популярные ответы. Но многие педагоги предлагали по 3-5 пунктов рекомендаций. Стоит отметить, что 33,3% учителей «планируют» свои конференции, поэтому могут сами создавать пароль любой сложности. Я могу сказать, что большинство учителей ознакомлены с системой безопасности Zoom и используют её на своих уроках.
(Наверх)
6. ВЫВОДЫ
Изучив все материалы, проанализировать достаточно большое количество источников, я могу сделать несколько выводов.
Исходя из социологического опроса, я могу сказать, что учителя лучше осведомлены о «Zoom bombing». Хотя первоначально я предполагала, что обучающиеся больше знают о подобных явлениях.
Несмотря на то, что у учителей плотный график и у них почти нет свободного времени, большинство ознакомлены с рекомендациями по защите своих уроков от вторжения посторонних лиц. Если сравнить с мерами, которые предлагают в интернете, то педагоги знают почти всё, чтобы бороться с этим нарушением. Я была удивлена этому, потому что первоначально думала, что в связи с интенсивной работой, у педагогов не будет лишнего времени, чтобы разобраться с системой безопасности новой платформы Zoom.
Если говорить о самой важной части проекта, правовой, то не все ученики знают, как классифицируется данное правонарушение. Я была удивлена, когда некоторые говорили, что «Zoom bombing» не является правонарушением и что за это не предусмотрено никакое наказание.
Именно поэтому результаты моего исследования будут полезны, прежде всего, для обучающихся. Знания правовых аспектов могут удержать кого-то из них от идеи «пошалить», так как подобные «шалости» закон рассматривает как правонарушения, и правовая практика уже знает примеры наказаний за подобные деяния. Кроме того, законодатели уже обратили внимание на эту проблему и совершенствуют законодательную базу страны.
Но и учителям результаты исследования могут быть полезны. Во-первых, они помогут понять некоторые причины такого негативного явления, как «Zoom bombing». Во-вторых, подскажут различные формы предупреждения развития этого явления: как с технической стороны, так и с воспитательной. Правовые знания помогут в вопросе воспитания законопослушного поколения.
(Наверх)
7. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Герасюкова Маргарита. В тюрьму за порно: чем нельзя заниматься в Zoom/ Интернет-газета «Газета.ру». //URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/04/06/13037941/zoombombing_jail.shtml (дата обращения 27.04.2020
2. Иванов Вячеслав. Зумбомбинг: новые реалии самоизоляции/ Научно-популярный журнал «Машины и Механизмы». // URL: http://21mm.ru/news/high-tech/zumbombing-novye-realii-samoizolyatsii/ (дата обращения: 29.04.2020).
3. Конрал Алекс. «Зумбомбинг», утечки и ФБР: как сервис видеочатов Zoom стал жертвой собственной популярности в эпоху пандемии/ Электронная версия журнала «Forbes». // URL: https://www.forbes.ru/milliardery/397105-zumbombing-utechki-i-fbr-kak-servis-videochatov-zoom-stal-zhertvoy-sobstvennoy (дата обращения 27.04.2020).
4. Киберхулиганство – ответственность и защита/ Lawyer.help – помощь адвоката// URL: https://lawyer-help.ru/kiberhyliganstvo-otvetstvennost-i-zashita/ (дата обращения: 29.04.2020).
5. Кодекс об Административных Правонарушениях / Консультант+// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5488786953c91e4cfc6fce519cc71d4ddd707562/ (дата обращения: 29.04.2020).
6. Компьютерное хулиганство и методы защиты/ Официальный сайт антивируса «Kospersky». // URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/computer-vandalism (дата обращения: 4.05.2020).
7. Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения/ Браузер Рамблер. //URL: https://news.rambler.ru/education/43978808-koronavirus-obnazhil-vse-problemy-distantsionnogo-obucheniya/ (дата обращения 27.04.2020).
8. Лисицина Мария. СК возбудил первое уголовное дело за срыв дистанционных уроков/ Бизнес-телеканал РБК// URL: https://www.rbc.ru/society/22/04/2020/5e9fbb2a9a7947c91beb8a98 (дата обращения: 5.05.2020.
9. Мартыненко Александр. Пандемия и карантин породили новый вид троллинга: зумбомбинг/ Интернет-журнал «Техкульт». //URL: https://www.techcult.ru/internet/8131-pandemiya-i-karantin-porodili-novyj-vid-trollinga-zumbombing (дата обращения 29.04.2020).
10. Опасная тенденция «зумбомбинга» набирает обороты/ Интернет-журнал «Хабрахабр». // URL: https://habr.com/ru/post/496990/ (дата обращения 27.04.2020).
11. Пранкеры против онлайн-уроков. Как сделать безопасной учебу на дому/ Телеканал «Москва24». //URL: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/08042020/156592 (дата обращения: 29.04.2020).
12. Тищенко Марина. Кибербуллинг вне закона: в России предлагают ввести ответственность за травлю в соцсетях/ Онлайн-новости// URL: https://russian.rt.com/russia/article/489396-shtraf-rossiya-kiberbulling (дата обращения 4.05.2020).
13. Уголовный кодекс Российской Федерации / Консультант+// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/d350878ee36f956a74c2c86830d066eafce20149/ (дата обращения: 29.04.2020).
14. Хакерская атака/ Интернет-энциклопедия «Wikipedia». //URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хакерская_атака (дата обращения: 5.05.2020).
15. Хакеры используют Zoombombing для атак на удаленных сотрудников и студентов/ Интернет-журнал «SecurityLab.ru». // URL: https://www.securitylab.ru/blog/personal/bezmaly/348038.php (дата обращения 4.05.2020).
16. Move Fast and Roll Your Own Crypto/ Bill Marczak and John Scott-Railton/ «The Citizen Lab»// URL: https://citizenlab.ca/2020/04/move-fast-roll-your-own-crypto-a-quick-look-at-the-confidentiality-of-zoom-meetings/ (дата обращения: 29.04.2020).
17. Zoombombing. /Интернет-энциклопедия. // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Zoombombing (дата обращения 27.04.2020).
(Наверх)
8. СНОСКИ
(Наверх)
|