(К списку презентаций)
учитель истории и обществознания Хусаинов P.P. (МБОУ Щёлковская гимназия)
Цель: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, особенностей территориального устройства, структуры государственных органов власти и местного самоуправления.
Развивающие: подготовить к осмысленному исполнению гражданского долга.
Воспитательные: создать условия для осмысления роли гражданина и формирования активной жизненной позиции.
Организационно-педагогические: активизировать интерес к рассматриваемой проблеме посредством использованию на уроке мультимедийного оборудования.
Оборудование:
ABM-совместимый ПК на базе OS Windows, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Презентация записана в самозапускающемся формате PPS. В левой части окна имеется активная панель меню, на которой отображается активный слайд, значком у выделенного слайда отмечено количество анимаций (переходов) внутри слайда. Каждый пункт меню является гиперссылкой и позволяет переходить к любому пункту презентации. Переход на титульный лист производится через гиперссылку в правом верхнем углу на названии темы «20 лет Конституции РФ».
Данная разработка представляет собой лишь общий план, набросок урока. На любом этапе учитель может развернуть дискуссию, остановится на проблемном вопросе, поменять тип урока и т.п.
Ход урока.
Слайд 1.
(На интерактивную доску выводится слайд № 1 с названием урока).
12 декабря 1993 года на территории России был проведён референдум по принятию новой российской Конституции. Это событие ознаменовало начало новой вехи в развитии нашего государства. Однако сейчас можно встретить огромное количество граждан, много рассуждающих о справедливости, правах, законности, но не знающих конституционных основ своего государства.
Вопрос: Что такое Конституция?
(ожидаемая сущность ответа: в переводе с латыни – «устройство, установление, сложение»; Основной Закон государства, закрепляющий основы государственного строя (политическое, идеологическое, юридические особенности), правовой статус личности и т.п.).
Слайд 2 (Из истории).
(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с латинским изречением и цитатой американского писателя и журналиста Френклина Норриса).
Древние римляне утверждали: «SALUS POPULI SUPRIMALE» («Благо народа – Высший закон».). Конституция – это основной закон, который должен служить благу народа. Но надо быть достойным этого блага.
Американский писатель и журналист Френклин Норрис писал:
«Свобода не дается тому, кто ее только просит: свобода – это не дар богов. Она – дитя народа, рожденное в пылу борьбы, в смертельных муках, она омыта кровью, она несёт с собой запах порохового дыма».
Наша Конституция тоже рождалась очень тяжело, в её истории много и романтики и крови.
Слайд 3 (Из истории).
(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с картинами С.И.Левенкова «Декабристы» и И.А.Владимирова «Разгром стачечников»).
Идеи Конституции и конституционализма в нашей стране появились ещё в XIX веке. Говоря о констуционализме имеются в виду документы, затрагивающие:
во-первых, общий строй государства;
во-вторых, систему государственной власти;
в-третьих, свободу политической деятельности и общественных объединений;
в-четвёртых, положение граждан, их личной и политической свободы.
Мы можем вспомнить здесь и реформаторство Александра I Благословенного, при котором Конституция была дарована Польше, в то время части Российской империи. В его правление конституционным законодательством занимались Сперанский, проект Конституции был разработан Новосильцевым. В конце жизни императора конституционными разработками занимались декабристы. За свои мечты о констититуции они заплатили виселицей и ссылками.
Огромным шагом по пути конституционного развития стало освобождение крестьян от крепостного рабства, начавшееся в 1861 году. Либерализация общества подтолкнула правительство Александра II к конституционному реформированию, но его убийство в 1881 году перечеркнуло эти планы.
На рубеже веков конституционные идеи рождались в революционных кругах разных направлений. Первая Русская революция 1905-07 гг. подтолкнуло Николая II к подписанию Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором император даровал народу «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
Но первая реальная конституция была принята только после революций 1917 года.
Исторический путь конституционализма в России можно расположить на 5-ти ступенях:
Конституция РСФСР 1918 г.;
Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.;
Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г.;
Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г.;
Конституционные реформы 1988-92 гг.
Конституция 1993 года рождалась тяжело, страна переживала бурные и трагичные события: страшнейший экономический кризис, развал страны, межнациональные конфликты, разгул преступности, голод.
В этих условиях из-за несовершенства и противоречий в законодательстве вспыхнул конфликт между законодательной и исполнительной властью (Верховным советом и Президентом Ельцыным), переросший в вооружённое противостояние.
Обе стороны действовали антиконституционно, обе нарушали закон, провозглашая борьбу за законность. И в этом дыму горящего Белого дома, разрывах орудий танков, автоматных очередях, потребность в Основном законе, закрепляющем правопорядок, усилилась многократно.
12 декабря 1993 года граждане России проголосовали за проект новой Конституции, а 25 декабря он был опубликован и с этого момента официально вступил в силу.
Слайд 4 (Характеристика Конституции).
(На интерактивную доску выводится слайд № 4 со статьёй 1 Конституции РФ и схемой форм государства).
В первую очередь Конституция закрепляет конституционный государственный строй. Не случайно это определяется в первой же статье:
Статья 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Слайд 5 (Россия – правовое государство).
(На интерактивную доску выводится слайд № 5 с заголовком «Россия – правовое государство» и знаком вопроса).
Конституция закрепила принципы России как правового государства.
Вопрос: что понимается под правовым государством?
(ожидаемая сущность ответа: государство, основанное на господстве права и верховенстве закона, разделении властей, независимом суде, приоритете соблюдения и охраны прав и свобод человека, народовластии и плюрализме).
(Кнопкой мышки учитель выводит на экран схему признаков правового государства).
В подтверждение мысли можно зачитать статьи Конституции РФ:
Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина cогласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 32 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится Статья 32 Конституции РФ и вопрос учащимся).
Вопрос: С какого возраста мы обладаем правом избирать и быть избранными?
(ожидаемая сущность ответа: избирать – с 18 лет; быть избранными: в муниципальные собрания – с 18 лет; в государственную думу – с 21 года; президентом РФ – с 35 лет).
Слайд 6 (Россия – светское государство).
(На интерактивную доску выводится слайд № 6 с первой строчкой статьи 14 Конституции РФ и знаком вопроса).
«Статья 14. Российская Федерация – светское государство…»
Вопрос: Что подразумевается под светским государством.
(ожидаемая сущность ответа: светское – антоним религиозному).
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и потому отдавать предпочтение какой-либо церкви означало бы ущемление прав представителей других.
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится полный текст статьи 14 Конституции РФ и изображения храмов трёх наиболее распространённых религий в России: Храм Христа Спасителя в Москве, мечеть «Сердце Чечни» в Грозном (Чеченская республика), Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте (Калмыкия)).
Статья 14
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Слайд 7 (Россия – социальное государство).
(На интерактивную доску выводится слайд № 7 с первой строчкой статьи 7 Конституции РФ и знаком вопроса).
Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, …
Вопрос: Как вы понимаете понятие «социальное государство»?
(ожидаемая сущность ответа: главная задача государства – обеспечение социальных и личных благ).
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится полный текст статьи 7 Конституции РФ).
Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Слайд 8 (Права и свободы).
(На интерактивную доску выводится слайд № 8 с текстом статьи 2 Конституции РФ и схемой классификации прав и свобод в РФ по Конституции РФ).
Наша Конституция отражает ценности мирового сообщества:
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Этим вопросам посвящена Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Давайте вспомним (или познакомимся, если кто не знал) с главными правами, которые закреплены Конституцией РФ.
Семь следующих слайдов посвящены правам и свободам человека. На данном этапе возможны беседы, диспуты по вопросам роли соблюдения этих прав для развития личности и общества, проблемы на современном этапе, поиски путей и пр. На слайде «Политические права» можно поднять вопрос о движении «Стратегия 31» и об оценке этого движения и его лидеров в современном обществе и пр.
Слайд 9 (Личные права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 9 со схемой личных прав в РФ по Конституции РФ).
Личные права:
на жизнь
на защиту чести и достоинства
на невмешательство в личную жизнь
на тайну переписки и переговоров
на неприкосновенность жилища
право не подвергаться пыткам
Слайд 10 (Гражданские права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 10 со схемой гражданских прав в РФ по Конституции РФ).
Гражданские права:
на гражданство
на свободу передвижений
на свободу совести
на выбор места жительства
Слайд 11 (Политические права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 11 со схемой политических прав в РФ по Конституции РФ и текстом статьи 31 Конституции РФ).
Личные права:
избирать и быть избранными
на управление делами государства
на политические объединения
на политические убеждения
право обращаться в различные инстанции
на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования
Слайд 12 (Юридические права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 12 со схемой юридических прав в РФ по Конституции РФ и текстом статьи 31 Конституции РФ).
Юридические права:
на судебную защиту
на равенство перед законом
не подвергаться произвольному аресту
не давать показания против себя и своих близких
на презумпцию невиновности
Слайд 13 (Экономические права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 13 со схемой экономических прав в РФ по Конституции РФ и текстом статьи 31 Конституции РФ).
Экономические права:
на частную собственность
на наследование
на свободное предпринимательство
на свободный и безопасный труд
Слайд 14 (Социальные права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 14 со схемой социальных прав в РФ по Конституции РФ и текстом статьи 31 Конституции РФ).
Социальные права:
на достойный уровень жизни
на образование
на охрану здоровья
на социальное обеспечение
на отдых и досуг
на жилище
Слайд 15 (Духовные права).
(На интерактивную доску выводится слайд № 15 со схемой духовных прав в РФ по Конституции РФ и текстом статьи 31 Конституции РФ).
Духовные права:
на свободу мысли и слова
на свободу творчества
на защиту интеллектуальной собственности
Слайд 16 (Ограничения).
(На интерактивную доску выводится слайд № 16 с заголовком «Право – это ответственность» и текстами статей 17, 13 и 34 Конституции РФ).
Однако, наличие широкого объёма прав и свобод не означает вседозволенности. Конституция предусматривает и ограничения:
Статья 17
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 13
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 34
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
При необходимости можно напомнить (познакомить) учащимся статьи 55 и 56 Конституции РФ.
При необходимости можно напомнить (познакомить) учащимся статьи 55 и 56 Конституции РФ.
Статья 55
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Прим. Кроме права на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободы совести и вероисповедания, жилище, предпринимательство, судебной защиты, защиты от пыток, унижающего человеческое достоинство обращения, медицинских, научных или иных опытов.
Слайд 17 (Ограничения).
(На интерактивную доску выводится слайд № 17 с картой Российской федерации и текстом статьи 5 Конституции РФ).
Как вы знаете, Российская федерация является сложным союзным государством с чётким распределением предметов ве́дения. Статус субъектов определён статьёй 5 Конституции РФ.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится вопрос).
Вопрос: Сколько субъектов объединила Российская Федерация в 1993 году? Сколько их на настоящий момент?
(ожидаемая сущность ответа: 89 – 83).
Проблема: Каковы причины объединений субъектов РФ. Положительным или отрицательным вы видите процесс объединения субъектов (приведите аргументы).
Историческая справка.
1. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край (с 1 декабря 2005 г.).
2. Присоединение Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю (с 1 января 2007 года).
3. Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край (с 1 июля 2007 года).
4. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (с 1 января 2008 года).
5. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край (с 1 марта 2008 года).
Слайд 18 (Высшие органы власти).
(На интерактивную доску выводится слайд № 18 со схемой высших органов государственной власти в РФ и текстом статьи 11 Конституции РФ).
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На данном этапе могут быть обсуждены вопросы путей формирования этих органов власти, сроков действия, полномочий и т.п.
Слайд 19 (Местное самоуправление).
(На интерактивную доску выводится слайд № 19 с текстом статьи 12 Конституции РФ и вопросом).
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вопрос: Можете ли вы назвать органы власти Щелковского муниципального района, и нормативно-правовой акт, по которому они сформированы?
(ожидаемая сущность ответа: органы сформированы на основании Устава Щелковского муниципального района Московской области. Глава, Администрация, Совет депутатов, Контрольно-счётная палата).
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится схема органов власти Щелковского муниципального района).
Из Устава ЩМР МО.
Статья 22. Органы местного самоуправления Щёлковского муниципального района
1. Структуру органов местного самоуправления Щёлковского муниципального района составляют:
Совет депутатов Щёлковского муниципального района (представительный орган Щёлковского муниципального района);
Глава Щёлковского муниципального района;
Администрация Щёлковского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Щёлковского муниципального района);
Контрольно-счётная палата Щёлковского муниципального района (контрольный орган).
Статья 23. Совет депутатов Щёлковского муниципального района
1. Совет депутатов Щёлковского муниципального района наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
2. Совет депутатов Щёлковского муниципального района состоит из 21 депутата. Все депутаты Совета депутатов Щёлковского муниципального района избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Статья 27. Глава Щёлковского муниципального района
1. Глава Щёлковского муниципального района является высшим должностным лицом Щёлковского муниципального района.
2. Глава Щёлковского муниципального района избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории Щёлковского муниципального района и обладающими активным избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
5. Глава Щёлковского муниципального района:
5.6 является Главой Администрации Щёлковского муниципального района и руководит ею на принципах единоначалия, является представителем нанимателя (работодателя) для работников Администрации Щёлковского муниципального района;
Статья 31. Контрольно-счетная палата Щёлковского муниципального района
4. Контрольно-счетная палата Щёлковского муниципального района формируется Советом депутатов Щёлковского муниципального района в составе председателя, заместителя председателя и аппарата Контрольно-счетной палаты Щёлковского муниципального района. В состав аппарата входят инспекторы и иные штатные работники.
Слайд 20 (8 сентября).
(На интерактивную доску выводится слайд № 20 со знаком вопроса).
На данном этапе предлагается выяснить знания учащихся о запланированном на 8 сентября 2013 года Едином Дне голосования, о кандидатах на пост Губернатора Московской области.
(Кнопкой мышки производится переход внутри слайда. На экран выводится список кандидатов на пост Губернатора Московской области и краткая информация об их партийной принадлежности).
Воробьёв
Андрей Юрьевич |
«Единая Россия», врио губернатора Московской области |
Гудков
Геннадий Владимирович |
беспартийный, бывший член «Справедливой России», лишён мандата депутата ГД, выдвинут от «Яблоко» |
Корнеева
Надежда Анатольевна |
«Патриоты России», заместитель Председателя партии |
Романович
Александр Леонидович |
член фракции «Справедливая Россия» в Госдуме |
Черемисов
Константин Николаевич |
руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме |
Шингаркин
Максим Андреевич |
член фракции ЛДПР в Госдуме, зам. председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии |
Выводы.
Скорее всего каждый учитель сделает свои выводы, или их сделают сами учащиеся.
Например. Законопослушное общество может существовать только в рамках законопослушного государства. Но государство станет таковым только под влиянием общества, каждого человека, знающего свои права и требующего их соблюдения. Если такие случаи будут единичны, то нечистоплотному чиновнику легко будет закрыть глаза на проблему и ненадлежаще исполнять свои обязанности. Если же каждый начнёт требовать соблюдения своих прав, то эта лавина либо раздавит подобного чиновника, либо заставит его заняться исполнением своих обязанностей по законам Российской Федерации и во блага народа.
(Наверх)
|