скачать (*.pdf, 319 Kб) |
МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «Повышение интереса и уровня компетентности через адаптацию всех участников образовательных отношений к жизнедеятельности в условиях единого информационного пространства» |
|
учитель истории и обществознания Хусаинов P.P. МБОУ Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области
Современный мир вступил в стадию информационного общества, которое ставит задачей не производство и потребление материальных благ, а создание и потребление информации. Учителя, как одни из главных субъектов процесса социализации, должны не только осознать изменение социальных потребностей, но и для успешного формирования новых качеств у своих воспитанников лично и профессионально влиться в единое информационное пространство, для чего они вынуждены непрерывно осваивать современные телекоммуникационные технологии.
Учитель должен стать мудрым проводником не только для учащихся, но и для родителей, играющих в большинстве случаев ещё бо́льшую роль в формировании личности ребёнка.
Каждый участник образовательных отношений должен использовать возможности единого информационного пространства в рамках своей социальной роли и соответствующих ей социальных задач.
Учитель:
С помощью современных коммуникационных возможностей учитель должен организовывать интерактивное взаимодействие с коллегами, родителями, учениками и административными работниками: осваивать опыт педагогического сообщества, осуществлять диссеминацию собственного, принимать участие в обсуждении и разработке проектов инноваций в образовании, внедрять новые технологии в образовательный процесс, мотивировать себя и ученика к творческому развитию и профессиональному росту.
Разработка и грамотное использование различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) в рамках здоровьесберегающих технологий позволит облегчить рюкзак учащегося, ликвидировать причину психологического стресса ученика, забывшего необходимый для занятия в школе учебный материал, за счёт смены форм образовательной деятельности и видов восприятия информации создаст условия для снижения утомляемости и реализации своего потенциала учащимися разного уровня подготовки и темперамента.
Родитель:
Используя возможности единого информационного пространства, родитель сможет осознанно выбирать учебное заведение и форму обучения для своего ребёнка, своевременно получать информацию, касающуюся его посещаемости и успеваемости, предотвращать наступление возможных проблем, вступать в интерактивный контакт с учителями и социальными работниками для консультаций, совместно с другими субъектами социализации прививать навыки безопасного поведения в Сети Интернет, оказывать ребенку помощь в организации обучения и досуга.
Ученик:
Современные телекоммуникационые технологии и средства, и создаваемое единое информационное пространство предоставляет учащемуся возможность пользоваться широчайшим набором образовательных контентов (электронных учебников, видеокурсов и т.п.), с помощью интерактивных технологий компенсировать пробелы в образовании, реализовывать своим творческие способности через участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях и пр., пользоваться системой дополнительного образования, не прерывать обучения по состоянию здоровья
Возможности новых телекоммуникационных технологий в рамках единого информационного пространства может использовать только подготовленный субъект, поэтому методическая система учителя должна охватывать не только педагогические задачи, но и задачи просвещения и обучения жизнедеятельности в условиях единого информационного пространства.
В рамках реализации данной методической системы был создан предметный профессиональный сайт «Страничка историка» (http://www.husain-off.ru/), целью которого было создание новой образовательно-информационной среды, наглядной и привлекательной для молодого поколения информационного общества, интуитивной и дружественной для педагогических работников, внедряющих в свою деятельность различные информационные технологии, просветительской для родителей, стремящихся оказывать своим детям помощь в образовательной деятельности и желающим научиться понимать их возрастные проблемы.
Среди задач, которые выполняются с помощью сайта, можно отметить:
предоставление материала для дополнительного и самостоятельного изучения отечественной и всемирной истории (и общественно-политических дисциплин) учащимся общеобразовательных учреждений и студентам вузов;
пропаганда краеведческих знаний;
популяризация научно-исследовательской работы среди учащихся;
оказание помощи при подготовке к итоговым испытаниям в качестве ГИА и ЕГЭ;
оказание коллегам-учителям методической помощи в подготовке собственных цифровых образовательных ресурсов для уроков;
диссеминация собственного опыта;
просветительские задачи и т.п.
Именно поэтому сайт имеет зоны для каждой группы участников образовательных отношений.
Хороший эффект даёт проведение годичного семинара «Создание мультимедийных ресурсов с помощью программного обеспечения из пакета "Первая Помощь" (Microsoft PowerPoint, Movie Maker)», регулярные консультативные занятия с учителями гимназии (практикумы по работе с ПК, различным программным обеспечением и его обслуживанием) и мастер-классы.
Родители большой интерес проявляют к освоению электронного журнала NetSchool, и материалам сайта «Страничка историка» в зоне «Родителям» в разделах «Школьные азы», «От психологов» и «Трудные вопросы». Оба ресурса (электронный журнал и сайт) интерактивны, а значит позволяют осуществлять прямое взаимодействие всех субъектов образовательных отношений.
Ресурсы единого информационного пространства и широкая компьютеризация предоставляют учителю (и школе в целом) условия для использования в образовательном (и воспитательном) процессе широкого набора современных образовательных технологий.
1. Информационно-коммуникационные технологии
Доступ в единое информационное пространство и его образовательным ресурсам возможен только при условии современной технической оснащённости, практических навыках и психологической адаптации. Информационно-коммуникационные технологии создают возможность использовать ресурсы коллег-учителей, образовательные ресурсы, разработанные специалистами непосредственно для образовательного процесса или индивидуального обучения, адаптированные не только под возрастные группы, но и под допустимые нагрузки по состоянию здоровья ребёнка, осуществлять профессиональное общение и обучение через сайты сетевых сообществ учителей. Предметные и тематические ресурсы дают материал для проведения проектной и исследовательской работы с учащимися. Благодаря компьютерным технологиям более широко можно использовать методику игрового проблемного обучения.
В образовательном процессе широко используются два вида ИКТ в обучении.
1. Технологии предъявления учебной информации.
Гуманитарная направленность позволяет продуктивно использовать мультимедиа технологии и технологии дистанционного обучения. ИКТ позволяют использовать в качестве методов обучения: показ материала с помощью визуальных и аудиальных форм, объяснение, организацию применения материала. Продуманный подбор визуальных и аудиальных форм позволяет активизировать кинетическое восприятие. Таким образом материал, предоставленный с помощью информационных технологий, будет усвоен учащимися с различными типами восприятия (визуалы, аудиалы и кинестетики).
2. Технологии контроля знаний.
Онлайн-тренажёры и тестовые программы используются в рамках реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений ученика. Помимо web-ресурсов в практике хорошо себя зарекомендовал модуль онлайн-тестирования «СинТез» для электронного журнала NetSchool, которые в системе предлагают ресурсы для мониторинга успеваемости каждого учащегося. Использование ИКТ-технологий контроля знаний оптимизируют временные затраты учителя на организацию контроля, и создает условия для смены форм деятельности в рамках урока или домашней подготовки.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Применение цифровых образовательных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, обучающих программ на различных этапах урока.
Создание авторских презентаций к урокам.
Проведение тематических учётов знаний с использованием тестовых программ и средств ИКТ.
Выполнение на уроках заданий с помощью возможностей интерактивной доски.
Использование Интернет-ресурсов и компьютерных программ при выполнении творческих домашних заданий.
Реализация с помощью компьютерных ресурсов результатов творческой и исследовательской деятельности (презентации, фото- и видеоотчеты, web-сайты и пр.).
Использование средств ИКТ при подготовке уроков, внеклассных занятий, сопроводительной документации учителя-предметника.
Результат использования технологии/методики.
Интенсификация процесса обучения и рост качества знаний учащихся за счёт повышения наглядности учебного материала. Увеличение интереса учащихся к предмету за счёт использования средств ИКТ на различных этапах урока.
2. Технология проектного обучения
Главным запросом современного общества стало наличие у человека соответствующих выбранной деятельности профессиональных компетенций. Технология проектного обучения создаёт условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей, логического и критического мышления, познавательных интересов, умения ориентироваться в современном информационном пространстве, умения работать самостоятельно и в коллективе, привития навыков публичных выступлений. Проектные технологии формируют компетенции, необходимые для осуществления деятельности от замысла до создания конкретного практически значимого продукта.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Работа учащихся над индивидуальными и коллективными проектами (межпредметными и по предмету).
Использование элементов проектной деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий.
Перенос сформированных компетенций на другие предметно-образовательные области.
Результат использования технологии/методики.
Увеличение количества учащихся, выполняющих дополнительные задания с применением средств ИКТ. Повышение познавательной активности учащихся.
Формирование раздела библиотечного фонда и распространение результатов работы через создание Web-ресурсов, призовые места на конкурсах творческих исследовательских проектов различного уровня, формирование личного портфолио учащегося
3. Технология интегрированного обучения
Учитывая возрастающую мобильность человека в обществе, способность менять сферы деятельности в зависимости от своих интересов и потребностей, усиливается потребность в развитии компетенций переноса знаний, умений и навыков с одного вида деятельности на другой. Одним из инструментов достижения этой цели является технология интегрированного обучения, позволяющая в рамках одного занятия задействовать знания из различных областей науки.
В списке преимуществ технологии можно отметить:
возможность познания мира не фрагментарно, а в единстве его проявлений;
возможность использования различных видов деятельности, что с одной стороны снижает утомляемость и сохраняет концентрацию внимания, а с другой – создаёт условия для творчества как учителей, так и учеников, подчас именно на таких занятиях раскрывающих в себе новые способности;
немаловажна и ликвидация в сознании ребёнка стереотипного отношения к отдельному предмету (особенно в случае негатива), что позволяет ему более активно включиться в работу, и т.д.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
При изучении истории и правоведения в качестве итоговых занятий, завершающих изучение целого модуля, используется «модельный метод обучения», представляющий собой ролевые уроки-суды (напр., «Международные отношения накануне Второй Мировой войны» или «Судебный процесс над героем романа А.С. Пушкина ”Евгений Онегин”»).
В рамках интеграции с предметом Информатика в рамках проектной исследовательской работы происходит самостоятельное углубление знаний по выбранной учащимися исторической или обществоведческой тематике, формируются и развиваются навыки использования информационных технологий в познавательной деятельности.
Результат использования технологии/методики.
Как результат более глубокого погружения в проблематику подчас происходит переоценка ценностей, развивается критический уровень познания, оживляется интерес к предметам, интегрированным с историей и правом. В результате интеграции с информатикой и информационными технологиями оживляется проектная работа, дающая возможность участия в конкурсах и формирование личного портфолио учащегося.
4. Технология проблемного обучения
В рамках решения общей стратегической задачи формирования у учащихся совокупности компетентностей, необходимых в процессе реализации учебно-познавательной и трудовой деятельности наиболее эффективным зарекомендовала себя технология проблемного обучения. Её системное использование позволяет:
во-первых, привить навыки самостоятельного выбора путей и средств решения вставших перед учащимися проблем;
в-вторых, сочетать на разных этапах индивидуальную и коллективную работу;
в-третьих, активизировать мотивацию учащихся переориентацией с теоретического уровня на практическое реализацию полученных знаний;
в-четвёртых, моделировать трудности, навыки преодоления которых адаптируют учащихся к реалиям современного мира;
в-пятых, развить творческие способности и умения варьировать и комбинировать имеющимися знаниями и навыками в новых условиях (т.е. переносить полученные навыки с одного вида деятельности на другой).
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Организация на уроках под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимые качества. В структуре можно выделить три основных момента:
Проблемная постановка темы урока.
Логические задания опережающего обучения, когда перед учащимися ставится проблема, решение которой возможно на базе уже полученных знаний, а выводы, сделанные учащимися получают своё фактологическое насыщение в ходе изучения нового материала.
Усложнение типов заданий с переходом к проблемной постановке творческих задач практического характера.
Результат использования технологии/методики.
Повышение умственной активности учащихся на уроках и в повседневной жизни. Способность принимать оптимальные решения и реализовывать творческие способности (результаты учащихся в творческих конкурсах).
5. Игровые технологии
Современные компьютерные технологии предоставляют большое количество игровых образовательных ресурсов, стимулирующих познавательную деятельность, мотивацию учебной деятельности, формирующих и создающих условия для применения умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Для учащихся старших классов более актуальным является метод ролевых игр.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Ролевые уроки в рамках моделирования целого урока (или нескольких уроков).
Использование игровых технологий в качестве элемента отдельных этапов урока.
Игровые методы (ситуационные и имитационные) используются как средство повышения интереса к предмету, развития навыков учебно-игрового взаимодействия, практической отработки полученных учащимися компетенций и закрепления знаний и навыков. Игровые технологии также направлены на создание условий для выявления и реализации творческих способностей учащихся (некая профориентационная составляющая).
Результат использования технологии/методики.
Повышение интереса и снижение утомляемости у учащихся; формирование коммуникативных компетенций с переносом на иные виды деятельности; формирование личностной позиции.
6. Групповые технологии
Групповые технологии обеспечивают условия для реализации совместной деятельности, в рамках которой для достижения поставленной цели активизируются коммуникативные навыки, происходит распределение функций, обмен навыков действий (т. е. взаимное обогащение участников группы), воспитывается взаимопонимание. Как правило, методы групповой работы позволяет достичь более высокого уровня усвоения учебного материала.
Единое информационное пространство с ресурсами интерактивности позволяет использовать групповую работу не только в рамках урока, но и в рамках домашней подготовки. Благодаря Сети Интернет учащиеся могут использовать программы для интерактивного общения и совместно работать над общей задачей.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Групповые технологии используются для решения конкретных задач и используются в комбинации с технологиями проблемного, проектного обучения или игровыми технологиями.
Первый этап: постановка познавательной задачи (одинаковой или дифференцированной). Внимание учащихся активизируется определением критериев выполнения и оценивания.
Второй этап: деление на группы на основе существующих межличностных отношений или задач воспитательного характера по их корректировке. межличностных отношений в классе.
Третий этап: групповая работа. Роль учителя сводиться к функциям тьютора (помощь в выборе направления деятельности) и психолога (предупреждение конфликтных ситуаций).
Четвертый этап: защита или обсуждение результатов (с включением элементов оппонирования).
Пятый этап: оценка результатов деятельности.
Результат использования технологии/методики.
Психодиагностика и анализ межличностных отношений в классе. Необходимость распределения функций способствует развитию коммуникативности, взаимопонимания, обмену способами действий, взаимообогащению. Групповая работа позволяет проявить лидерские качества, организаторские или исполнительские способности, активизирует учебнопознавательные процессы.
Групповая работа подталкивает учащихся к оказанию индивидуальной помощи каждому из нуждающихся членов группы. Сам помогающий при этом получает возможность конкретизировать и закрепить свои знания.
Включение элементов оппонирования позволяет развить навыки аргументированного выражения мысли.
В результате рефлексии, основанной на сравнении результатов деятельности группы и своей роли в групповой работе, учащиеся способны определить уровень и состояние своего развития, на данный момент, определить объемы и причины отставания (если оно существует).
Системность методики реализуется в совокупности взаимосвязанных компонентов:
I. Мотивационно-целевой компонент.
Глобальное информационное пространство расширяет возможности во всех сферах жизнедеятельности. Особо активно развивается рынок развлекательного контента, что отражается на изменении психофизических качествах молодого поколения. Современная методическая система должна это учитывать.
Усиление мотивации можно достичь за счёт перемещения образовательной деятельности учащегося в более креативное информационное пространство, где он может самостоятельно регулировать информационные потоки, выбирать средства и методы и создавать реальный продукт, значимость которого повышает самооценку и мотивирует к дальнейшей деятельности.
Интеграция с проектной технологией позволяет через выбор личностно значимой для каждого ученика проблемы максимально усилить такие виды мотивации, как интерес и убеждения, если осознания потребностей в силу возрастных или психофизических причин учащийся ещё не достиг.
II. Содержательный компонент.
Содержательный компонент системы, определяемый государственным образовательным стандартом, включает в себя не только объём знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций, но и предоставление возможностей для их использования в конкретно практических ситуациях, моделируемых на уроке и во внеурочное время. Например, итоговые занятие в форме ролевых игр, перенос аналитических выводов на современность (из политической сферы в социальную и т.п.), логические задания опережающего обучения, разработка проектов и пр.
Ролевые игры и проектная деятельность носят также и профориентационную нагрузку. Они включают в себя три основных этапа: организационный, исследовательский и отчётно-контрольный, каждый из которых требует активизации разных видов усвоенных компетенций, и имеет конкретный временной промежуток.
В среднем звене, учитывая психофизическую склонность данного возраста к самоутверждению через осознание собственной способности к работе, предназначенной для старшеклассников, наибольшую результативность дают задания опережающего обучения.
Содержательный компонент строится на многоварантной основе, учитывающей возрастные и эмоциональные особенности (в среднем звене) и выбранные предметные профили (в старшем звене).
III. Инструментально-технологический компонент.
Методическая система включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов, используемой в педагогической деятельности. В основе перечисленных выше технологий лежит деятельностный подход в обучении, который обуславливает и набор методов обучения:
1. Проблемный метод
Создание проблемных ситуаций приводит к усвоению учащимися материала с помощью выдвижения специальных познавательных задач, передаче учителем опыта нестандартного решения познавательных проблем и направлении учеников на получение прогнозируемого результата. Такое обучения можно рассматривать в качестве подготовительного этапа развития познавательных и творческих способностей учеников.
2. Эвристический (частично поисковый) метод.
В отличие от проблемного, эвристический метод направлен на приобретение учащимся личного опыта и творческую самореализацию. Например, в рамках проектной технологии ученик получает от учителя лишь объект исследования, самостоятельно ставя цели, выбирая средства и создавая конкретный образовательный продукт.
3. Вербально-коммуникативный метод.
Одной из важнейших профессиональных составляющих современного человека является владение ораторским искусством, умение управлять аудиторией. Большое значение здесь имеет не только богатство словарного запаса, доступность речи, но и форма подачи, эмоциональная окрашенность, сила убеждения. Подобный метод ярче всего реализуется в игровых технологиях (например ролевые уроки) и завершающем этапе проектной технологии (защита и оппонирование результатов исследований).
IV. Организационный компонент.
Учебный процесс представляет собой систему форм организации учебного процесса:
1. Урочная форма.
Помимо традиционных форм широко используются активные формы обучения: семинары-исследования, интегрированные уроки, ролевые игры, диспуты. Эти виды подразумевают как индивидуальную, так и групповую работу.
2. Внеурочная форма.
Внеурочная деятельность выражается в участии в традиционных предметных неделях, мероприятиях, посвящённых знаменательным датам и т.п., позволяющих реализовать на практике вербально-коммуникативные навыки и групповую деятельность. Использование нетрадиционных форм домашнего задания позволяет в большей степени реализовать эвристический метод обучения, стимулирует к углублению навыков переноса усвоенных компетенций с одного направления деятельности на другой, и позволяет активнее и более творчески использовать в процессе подготовки ресурсы единого информационного пространства.
3. Элективные курсы.
Элективные курсы позволяют реализовывать профильные модули, имеющие целенаправленную предметную и профессиональную направленность (напр. правовые модули в классах социально-гуманитарного профиля).
4. Кружки и факультативы.
Кружки и факультативы дают возможность выходить за рамки предметной области и заниматься освоением современных телекоммуникационных технологий. Результативность подобной деятельности находит своё выражение в увеличении интереса к созданию информационных продуктов по различным предметным областям и размещения их для широкого доступа через Сеть Интернета.
V. Рефлексивно-оценочный компонент.
Результативность методической системы, её осмысление, самоанализ, самооценка и корректировка методов и приёмов работы, базируются на результатах различных форм диагностики и оценивания результатов работы: диагностические работы, результаты участия в олимпиадах и творческих конкурсах, тестирование в форме ЕГЭ и пр.
Результаты деятельности учителя и учеников
представлены в Портфолио (http://www.husain-off.ru/hj8now.html) на сайте «Страничка историка».
(Наверх)
|