(К портфолио)
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (г.Москва, 15.05.2007)
«Опыт учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей – ресурс инновационного развития образования Подмосковья».
Секция №6. «Инновационный опыт учителей истории и обществознания».
ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ЗОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (г.Ивантеевка, 16.03.2007)
«Опыт классных руководителей и учителей-победителей ПНПО ”Образование” как фактор инновационного развития образования».
Секция №4. «Инновационный опыт учителей истории и обществознания – победителей ПНП ”Образование–2006”».
Выступление по теме: «Решение педагогических и образовательных задач через метод проектов (интегрированные уроки истории и информатики)»
учитель истории Хусаинов P.P., учитель информатики Созинов А.А. (МОУ Щёлковская гимназия)
Древние китайские мудрецы говорили: ”Не дай вам Бог жить в эпоху перемен”. Но мы уже 2-ой десяток лет живём в подобной эпохе. Современный мир меняется с головокружительной скоростью. Что касается системы образования, то она столкнулась с непривычной для себя функцией обеспечения конкурентоспособности молодых кадров.
Слом ”железного занавеса”, выход из изоляции, знакомство с западным опытом, переход к сотрудничеству и конкуренции на мировом рынке заставляют нас меняться, менять педагогические и образовательные задачи. Новая реальность выдвинула на повестку дня потребность в инновациях. Но инновации прежде всего происходят в умах педагогов, в осознании необходимости смены приоритетов.
Фундаментализм в знаниях сменился компетенцией. Современное общество нуждается в кадрах, обладающих знаниями и умениями, применёнными на практике, умеющих создать конкретный продукт. На первое место выходят знания, умения и навыки получения и использования новых знаний, умений и навыков. Методов для достижения компетенции много. Мы в своей практической деятельности достаточно широко используем метод проектной работы. Причём, в первую очередь, в интеграции предметов.
Этот метод не нов для российской школы – он разрабатывался ещё в начале XX века, но борьба с буржуазным проявлением в социалистическом государстве привела к его осуждению и затмению.
В основу проектной работы положены личностно-деятельностный и компетентностный подходы. Личностный поход осуществляется через разнообразие тематического и стилистического выполнения работ, возможность выбора направления работы исходя из особенностей интересов, планов, приоритетов. Деятельностный подход достигается за счёт использования игровых форм обучения, учитывая, что игра – это предшествующая труду деятельность. Компетентностный подход реализуется через создание конкретного продукта и его презентацию.
В ходе проектной работы используются широкий комплекс методик обучения. Уже на первом этапе проектной работы – закреплении тем по выбранным проблемам, задействуется метод интерактивности (взаимодействие учеников в групповой работе, взаимодействие ученика или малой группы учеников с учителем). Здесь, правда, существуют ”подводные камни”, которые следует учитывать. С одной стороны, учитель должен учитывать такое явление, как инфантильность современного поколения, что проявляется в ожидании учащимися предложения уже готовых, сформулированных тем, из которых они могут выбрать для себя наиболее интересные. И с этим приходится считаться. Процесс творчества ещё надо ”запустить”. С другой стороны, предложенные темы не должны быть излишне конкретными, чтобы не потворствовать пассивности и не снимать с учащегося ответственности в выборе проблемы, над которой он собирается работать. Происходящее на данном этапе «притирание» между целями учителя и проявлениями психофизических особенностей современного поколения можно рассматривать не только, как временную трудность, но и как возможность учителю установить на данном этапе работы равноправие с ним учеников, и поднять таким образом самооценку учащегося, используя её в качестве стимулирования.
Одним из самых действенных методов мы считаем обучения через опыт и сотрудничество. Начальная планка, поставленная в ходе работы должна быть достаточно низкой и достижимой для любого учащегося. По мере решения начальных задач учащиеся должны выработать навыки, необходимые для решения следующих задач, более высокого уровня. Таким образом достигается не только усвоение необходимых умений и навыков, но и происходит их немедленное использование в практической деятельности. Это и есть достижение запланированного процесса учения.
В качестве примера можно привести одну из самых востребованных учащимися старших классов тем этого года – ”Проблема молодой семьи в городе Щёлково”. Учащиеся увидели в этой теме проблему адаптации в конкретных условиях рождающегося мегаполиса. Какие проблемы их заинтересовали в рамках этой темы? В первую очередь, расходы на различных стадиях жизни молодой семьи: свадьба, наём жилья, покупка и содержание жилья и автотранспорта, расходы на ребёнка. По мере работы перед учащимися вставали новые задачи: что такое ипотека, родовой сертификат, какие налоги платит средняя семья и т.п. На третьей ступени они озадачивались вопросом – насколько реально доступна социальная сфера: детские сады, образование среднее и высшее. Насколько ”де-юро” совпадает с ”де-факто”.
Конечно, это не классическая компетенция, если рассматривать созданный продукт с точки зрения приближения к области профессиональной деятельности. Но, проблемы социальной сферы неотделимы от профессиональной успешности каждого выпускника.
Гуманитарные науки предоставляют широкий простор для подготовки человека к жизни и профессиональной деятельности в социуме, но только в интеграции со знаниями, умениями и навыками современных компьютерных технологий, созданный продукт будет задействован и реализован.
Можно много говорить о методе проекта, о его преимуществах и недостатках, об интеграции различных предметов, но главным в обучении должно быть чувство радости, приобщение к тайне открытия, самоудовлетворение от выполненной работы, возможность воспользоваться полученными знаниями в реальной жизни. Использование компьютерных технологий позволяет моделировать своё представление о мире, раскрывать его перед другими. И именно по этой причине ребёнок заинтересованно осваивает то, что в обычной учебной деятельности вызывало бы у него протест. А где есть заинтересованность – там есть результат.
Чтобы не быть голословными, мы хотим показать вам рабочий вариант работы, сделанный учеником 10 класса Манвеляном Арсеном. Работа выполнена с помощью компьютерных технологий, которые не рассматривались в рамках школьной программы. Учащийся сам подбирал язык программирования для реализации поставленной задачи, выбирал удобный интерфейс для этой программы, искал краеведческий материал. Результат этой работы – хорошая программа тестирования, сделанная в виде игры, которая в ненавязчивой форме заставляет людей задумываться о своих корнях, о городе, о районе, в котором он живет.
Создавая свои проекты по истории, обществознанию, краеведению, школьники часто не замечают как потихоньку, постепенно осваивают компьютерные технологии, приобщаются к новым методам получения информации, как интегрируют знания, полученные на уроках в различные сферы жизни. Такие выпускники становятся востребованными в современной жизни. Их знания, умения, навыки привлекают внимание деловых, коммерческих кругов. И нам приятно видеть, как ребятам предлагают попробовать свои силы различные учебные заведения, предприятия. Значит знания, полученные ими на интегрированных уроках не абстрактны, не бесполезны.
(Наверх)
|