(К портфолио)
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ учителей истории
(г.Щелково, 29.03.2018)
Выступление по теме: «Практическая реализация ФГОС ООО и ИКС на примере УМК Торкунова "История России" 6 класс»
учитель истории Хусаинов P.P. (МАОУ СОШ №3 ЩМР МО)
Мы видим, что в настоящее время в России поставлена задача построить новую систему образования, призванную для каждого обучающегося предложить индивидуальные траектории развития, конечной целью которых является успешное вхождение выпускника в современное информационное общество.
Этот процесс сопровождается масштабными изменениями:
с одной стороны, в педагогической теории;
с другой стороны, в учительской практике..
Что становится приоритетным в современном информационном обществе?
То же, что было приоритетным в любом обществе, которое готово предоставить своим членам возможность широкой социальной мобильности, и заинтересовано в инновациях во всех сферах.
В древности лидером инноваций, если можно так выразиться, был Китай.
Так еще древнекитайский мудрец Конфуций четко выразил главный принцип, которому должен соответствовать процесс обучения: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю».
И мы снова возвращаемся к этим истинам.
Сегодня перспективы имеет не фундаментально образованный выпускник, а функционально грамотная личность.
В информационном обществе большее значение имеет не владение готовыми знаниями, которые благодаря новым коммуникационным технологиям стали общедоступны, а умение пользоваться знаниями.
Школа должна создать условия, чтобы обучающийся научился понимать проблему, принимать решения и отвечать за них.
Это и лежит в основе ФГОС, фундаментом которых является системно-деятельностный подход в обучении.
Вторым краеугольным камнем фундамента современного образования является историков-культурный стандарт (ИКС).
Этот Стандарт имеет и охранительную и стимулирующую функцию
С одной стороны, он призван заложить фундамент знаний истории, который обезопасит обучающегося от потока недостоверной информации, заполнившего современное информационное пространство.
С другой стороны, на примере исторической роли личности, чему уделено особое внимание в ИКСе, он способен мотивировать обучающихся к самореализации своих способностей, и, таким образом, способствовать формированию активной личности.
Наиболее оптимальным для формирования новых навыков у обучающихся является технология проблемного обучения.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании ситуаций, требующих активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Сильным мотивационным стимулом проблемного обучения является результат работы в виде реального продукта деятельности – решения проблемы.
На уроках истории этот продукт чаще всего представлен в виде устного ответа, что слабо мотивирует современного ребенка к активной познавательной деятельности.
Но современные ИКТ позволяют визуализировать и саму проблему и конечных продукт деятельности, что усиливает мотивацию обучающихся к участию в решении проблемной задачи.
Для этого, в рамках концепции ИКС, для большей эффективности необходимо активнее использовать технологии визуализации истории: иллюстрации объектов, исторические карты, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные проблемные модели и т.п.)
Хочу на нескольких примерах показать, каким образом с помощью современных игровых и ИКТ-технологий можно реализовать проблемные и деятельностные методы обучения в рамках ФГОС и ИКС.
Во-первых, постановка учебно-познавательных и учебно-практических задач на урок.
Во-вторых, практические задания по итогам урока.
ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
(Виды учебных задач на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации).
1. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ЕЁ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Реальный продукт деятельности в данном случае представляется в виде опорных планов, схем, графиков, диаграмм, рисунков и т.д.
(демонстрация примера учебной задачи)
2. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.
Реальный продукт деятельности представляется в форме сравнительно-обобщающей таблицы.
(демонстрация примеров учебных задач)
3. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (ДОКУМЕНТОВ).
Реальный продукт деятельности представляется в виде обобщения, оценки позиции автора с учетом интерпретации исторических фактов.
(демонстрация примера учебной задачи)
4. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА «НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА», ПРИ КОТОРОЙ ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД АНАЛОГИИ, ФОРМИРУЮТ ТРАЕКТОРИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЗВУЧЕННОЙ ТЕМЫ.
Реальный продукт деятельности представляется в виде плана на урок.
(демонстрация примера учебной задачи)
5. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА АНАЛИЗ ФАКТА, СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ.
Реальный продукт деятельности представляется в виде выбора из двух или более альтернатив или точек зрения с аргументированной оценкой.
(демонстрация примеров учебных задач)
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
(Виды практических заданий на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации).
1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Соотнесите названия и части жилища.
2) Сопоставьте определения и термины.
3) Выберите сословия, относящиеся к феодалам и разместите их в соответствии с положением в обществе.
4) Соотнесите иллюстрации с понятиями.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Подумай логически: как переводится..?
2) Построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ПЕРСОНАЛИЯМИ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Вставьте в цитаты из летописи Нестора пропущенные имена.
2) Распределите персоналии в соответствии со взглядами.
3) Определите, в чье правление произошло событие.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С КАРТОЙ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Определите финно-угорские племена.
2) Определите русские земли.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ДАТАМИ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Установите даты исторических событий.
2) Соотнесите даты и исторические факты.
6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Найдите на картине деталь, являющуюся недостоверной. Аргументируйте свое мнение.
2) Соотнесите даты и исторические факты.
3) Соотнесите храмы Новгорода с их названиями.
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С СУЖДЕНИЯМИ.
(демонстрация примеров практических заданий)
1) Верно ли утверждение?
2) Верно ли утверждение?
ПОДЫТОЖИМ
На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии.
Таким образом, предлагаемые образовательные приемы в рамках реализации проблемных и деятельностных методов обучения, в сочетании с современными игровыми и информационными технологиями, позволяют развивать у школьников интерес к истории, и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставя каждого ученика в ситуацию успеха, и в полной мере раскрыть его способности.
(Наверх)
|