| (К портфолио) 
 РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕучителей истории
 (г.Щелково, 29.03.2018)
 Выступление по теме: «Практическая реализация ФГОС ООО и ИКС на примере УМК Торкунова "История России" 6 класс»
 учитель истории Хусаинов P.P. (МАОУ СОШ №3 ЩМР МО)
 
 
 
 
Мы видим, что в настоящее время в России поставлена задача построить новую систему образования, призванную для каждого обучающегося предложить индивидуальные траектории развития, конечной целью которых является успешное вхождение выпускника в современное информационное общество. Этот процесс сопровождается масштабными изменениями: 
	 с одной стороны, в педагогической теории;
  с другой стороны, в учительской практике..
 
 Что становится приоритетным в современном информационном обществе? То же, что было приоритетным в любом обществе, которое готово предоставить своим членам возможность широкой социальной мобильности, и заинтересовано в инновациях во всех сферах. В древности лидером инноваций, если можно так выразиться, был Китай. Так еще древнекитайский мудрец Конфуций четко выразил главный принцип, которому должен соответствовать процесс обучения: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю». И мы снова возвращаемся к этим истинам. 
 Сегодня перспективы имеет не фундаментально образованный выпускник, а функционально грамотная личность. В информационном обществе большее значение имеет не владение готовыми знаниями, которые благодаря новым коммуникационным технологиям стали общедоступны, а умение пользоваться знаниями. Школа должна создать условия, чтобы обучающийся научился понимать проблему, принимать решения и отвечать за них. Это и лежит в основе ФГОС, фундаментом которых является системно-деятельностный подход в обучении. Вторым краеугольным камнем фундамента современного образования является историков-культурный стандарт (ИКС). Этот Стандарт имеет и охранительную и стимулирующую функцию С одной стороны, он призван заложить фундамент знаний истории, который обезопасит обучающегося от потока недостоверной информации, заполнившего современное информационное пространство. С другой стороны, на примере исторической роли личности, чему уделено особое внимание в ИКСе, он способен мотивировать обучающихся к самореализации своих способностей, и, таким образом, способствовать формированию активной личности. 
 Наиболее оптимальным для формирования новых навыков у обучающихся является технология проблемного обучения. 
			Проблемные методы – это методы, основанные на создании ситуаций, требующих активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Сильным мотивационным стимулом проблемного обучения является результат работы в виде реального продукта деятельности – решения проблемы. На уроках истории этот продукт чаще всего представлен в виде устного ответа, что слабо мотивирует современного ребенка к активной познавательной деятельности. Но современные ИКТ позволяют визуализировать и саму проблему и конечных продукт деятельности, что усиливает мотивацию обучающихся к участию в решении проблемной задачи. Для этого, в рамках концепции ИКС, для большей эффективности необходимо активнее использовать технологии визуализации истории: иллюстрации объектов, исторические карты, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные проблемные модели и т.п.) Хочу на нескольких примерах показать, каким образом с помощью современных игровых и ИКТ-технологий можно реализовать проблемные и деятельностные методы обучения в рамках ФГОС и ИКС. Во-первых, постановка учебно-познавательных и учебно-практических задач на урок. Во-вторых, практические задания по итогам урока. 
 ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ 
 (Виды учебных задач на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации). 
 1. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ЕЁ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. 
	Реальный продукт деятельности в данном случае представляется в виде опорных планов, схем, графиков, диаграмм, рисунков и т.д. 
 
 (демонстрация примера учебной задачи) 
 
 2. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ. 
	Реальный продукт деятельности представляется в форме сравнительно-обобщающей таблицы. 
 (демонстрация примеров учебных задач)   
 
 3. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (ДОКУМЕНТОВ). 
	Реальный продукт деятельности представляется в виде обобщения, оценки позиции автора с учетом интерпретации исторических фактов. 
 (демонстрация примера учебной задачи) 
 
 4. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА «НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА», ПРИ КОТОРОЙ ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД АНАЛОГИИ, ФОРМИРУЮТ ТРАЕКТОРИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЗВУЧЕННОЙ ТЕМЫ. 
	Реальный продукт деятельности представляется в виде плана на урок. 
 (демонстрация примера учебной задачи) 
 
 5. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА АНАЛИЗ ФАКТА, СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ. 
	Реальный продукт деятельности представляется в виде выбора из двух или более альтернатив или точек зрения с аргументированной оценкой. 
 (демонстрация примеров учебных задач)   
 
 
 ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 
 (Виды практических заданий на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации). 
 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Соотнесите названия и части жилища. 
 2) Сопоставьте определения и термины. 
 3) Выберите сословия, относящиеся к феодалам и разместите их в соответствии с положением в обществе. 
 4) Соотнесите иллюстрации с понятиями. 
 
 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Подумай логически: как переводится..? 
 2) Построить логическую схему формирования Древнерусского государства. 
 
 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ПЕРСОНАЛИЯМИ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Вставьте в цитаты из летописи Нестора пропущенные имена. 
 2) Распределите персоналии в соответствии со взглядами. 
 3) Определите, в чье правление произошло событие. 
 
 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С КАРТОЙ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Определите финно-угорские племена. 
 2) Определите русские земли. 
 
 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ДАТАМИ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Установите даты исторических событий. 
 2) Соотнесите даты и исторические факты. 
 
 6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Найдите на картине деталь, являющуюся недостоверной. Аргументируйте свое мнение. 
 2) Соотнесите даты и исторические факты. 
 3) Соотнесите храмы Новгорода с их названиями. 
 
 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С СУЖДЕНИЯМИ. (демонстрация примеров практических заданий) 
	1) Верно ли утверждение? 
 2) Верно ли утверждение? 
 
 
 ПОДЫТОЖИМ 
 
На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии. Таким образом, предлагаемые образовательные приемы в рамках реализации проблемных и деятельностных методов обучения, в сочетании с современными игровыми и информационными технологиями, позволяют развивать у школьников интерес к истории, и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставя каждого ученика в ситуацию успеха, и в полной мере раскрыть его способности. 
 
 (Наверх) 
 |