Выступление по теме: «Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) в сочетании с технологией «Перевёрнутый класс» в рамках изучения обществознания (раздел «Право»)»
учитель истории Хусаинов P.P. (МАОУ «Щёлковская гимназия №6» ГОЩ)
О нашем настоящем можно сказать, что это та самая пандемия, о которой так много говорили, но о приходе которой просто не хотелось думать.
Она пришла и для многих учителей принесла кризис в профессиональную деятельность, так как разрушила привычный алгоритм действий.
Но в этой ситуации стоит в очередной раз вспомнить древних китайцев, чья мудрость остаётся актуальность во все эпохи.
Слово «кризис» на китайском языке не случайно состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность».
Новые условия вынудили учительское сообщество не столько искать, сколько начать применять в образовательном процессе новые технологии, которые не только позволяют адаптироваться в новых условиях, но и ведут к профессиональному развитию самого учителя.
Я хочу поделиться опытом использования двух технологий: «Перевёрнутый класс» в сочетании с использование Интерактивных рабочих листов.
Актуальность
Итак, можно выделить несколько процессов современности, которые настойчиво подталкивают среднюю школу к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся вне зависимости от возможности посещения учебного заведения: стремительное развитие информационного общества, цифровизация всех сфер жизни общества и реальная ситуация, связанная с пандемией.
Именно поэтому педагоги перешли к освоению и использованию различных инструментов интерактивности.
Существует множество интерактивных модулей, которые учитель может применять в образовательном процессе:
интерактивный плакат
интерактивная стена
интерактивный опорный конспект
интерактивная опорная схема
интерактивная таблица
интерактивная карта
интерактивная инфографика
интерактивный рабочий лист
Каждый модуль имеет свои преимущества для разных предметных линий и в рамках задач учителя.
Выбор модуля
Перед выбором интерактивного модуля я задал себе три вопроса:
1. Для какой деятельности мне нужен модуль: для урочной или самостоятельной?
2. На формирование каких познавательных учебных действий должен быть направлен модуль?
3. Каковы возможности модуля в мотивации обучающихся?
Ответ на первый вопрос: Мне необходим был инструмент для организации самостоятельного изучения обществознания (раздел «Право»).
Инструмент гибкий и автономный (независимый от внешних web-сервисов для создания и использования интерактивных ресурсов), доступный для использования на любом устройстве, имеющем выход в сеть Интернет.
Ответ на второй вопрос: Важнейший комплекс компетенций и способностей может быть сформирован только при интеграции исследовательских элементов с практическим применением полученных знаний.
Изучение права малопродуктивно без работы обучаюшихся непосредственно с правовыми актами.
Поэтому мне нужен был модуль, позволяющий организовать самостоятельный процесс:
поиска и выделения необходимой информации;
структурирования знаний;
осознанного построения речевого высказывания в письменной форме;
решения задач на основе анализа ситуации.
Таким образом мне нужен был модуль для организации учебных действий по самостоятельному получению знаний и овладению новых способов действий по их использованию.
Ответ на третий вопрос: Работа с интерактивным модулем должна активизиривать и познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы должны состоять в ориентации на овладение новыми знаниями и усвоение способов добывания знаний.
Социальные мотивы должны вытекать из стремления получить знания на основе осознания их необходимости для дальнейшей самореализации (например, в профориентации, подготовке к участию в олимпиадном движении или подготовке к ГИА).
Сильной мотивацией служит осознание обучающимися того, что знание права имеет непосредственное отношение к созданию условий их личной успешности в жизни.
В итоге наиболее оптимальным мне представился модуль Интерактивный рабочий лист (ИРЛ).
ИРЛ – это цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и web-инструментов.
Выбор метода обучения.
Новые инструменты требуют и новых методов обучения, среди которых мое внимание привлекла технология «Перевёрнутый класс».
Главной идеей этой технологии является перенос изучения нового материала из школы домой и отказ от пассивного получения знаний в пользу активного.
Самостоятельное изучения теоретического материала с помощью электронных образовательных ресурсов происходит до начала урока.
Но использование в рамках этой технологии инструмента ИРЛ позволяет интегрировать в домашнюю работу и изучение теоретического материала и выполнение заданий на закрепление материала (применение полученных знаний).
Выбор формы ИРЛ (традиционный или с использованием web-ресурсов)
ИРЛ можно создавать и доносить до обучающихся с помощью различных web-ресурсов (возможности Google, программа Wizer и пр.)
Но я осмысленно отказался от использования web-ресурсов в пользу традиционной формы:
во-первых, это исключает возможность копирования и переноса информации через буфер обмена;
во-вторых, одной из задач было сохранение и развитие практики письма, анализа и осмысленного переноса информации в ИРЛ;
в-третьих, традиционная форма ИРЛ позволяет организовать познавательный процесс как в форме дистанционной работы, так и при сохранении урочной работы;
в-четвертых, подобная форма не требует никаких регистраций и более доступна как в плане создания, так и в использовании.
Структура ИРЛ
Классический ИРЛ имеет чёткую структуру и делится на три части:
1) инструкция-задание;
2) практическая часть, содержащая ссылки на учебные ресурсы и шаблон оформления выполненной работы в тетради;
3) контроль, который может быть осуществлен как в традиционной форме проверки выполненных заданий ИРЛ, так и с помощью онлайн-сервисов тестирования (или в комбинации).
Инструкция-задание
Само понятие «инструкция» диктует необходимость отказа от расплывчатых формулировок, таких как «узнать», «осознать», «понять» и т.п., в пользу выделения конкретных действий, формирующих алгоритм выполнения работы:
«прочти»;
«прослушай»;
«дай определение»;
«выбери»;
«перечисли»;
«сформулируй»;
«реши задачу» и т.п.
Практическая часть
Практическая часть направлена на развитие у обучающихся правовых компетенций и поэтому базируются на таких категориях, как знание, понимание и применение.
Знание дается не в готовом виде, а как результат применения деятельностного подхода.
Понимание и применение реализуются при организации практической деятельности в смоделированных проблемных ситуациях.
Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа в активную работу ученика с ним.
Практическая часть представлена в виде ссылок на обучающие видеоролики, интернет-лекции, нормативные акты и учебные тексты в учебнике.
В результате работы обучающиеся создают учебный продукт, формирующий целостность восприятия учебной информации.
Контроль
Традиционный ИРЛ заполняется либо на отпечатанном варианте, либо формы для заполнения переносятся в тетрадь (о чем есть указание в инструкции-задании).
При организации дистанционной работы проверки проводится при помощи разнообразных механизмов обратной связи (самый простой путь – отправка фотографий работы на e-mail).
При организации урочной работы технология «перевернутого класса» позволяет провести проверку в форме отчетов и обсуждения, направленного не на запоминание, а на более глубокое понимание и анализ материала.
Преимущества ИРЛ
1. ИРЛ – это самостоятельная дидактическая единица, целью которой является овладение новым способом действия.
2. ИРЛ развивает у учащихся умение работать с различными источниками информации.
3. ИРЛ позволяет создать для каждого обучающегося (или группы обучающихся) индивидуальную траекторию обучения, что актуально не только для талантливых детей, но и для обучающихся на индивидуальной, дистанционной или инклюзивной форме обучения.
4. ИРЛ дает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать график и темп работы (читать задания или просматривать и прослушивать предложенный материал неограниченное количество раз, чтобы его понять).
5. ИРЛ позволяет самореализоваться и самоутвердиться обучающимся с различными видами темперамента и психотипов (интроверт – экстраверт).
6. ИРЛ дает возможность включать в себя образец выполнения задания, позволяя обучающимся на начальной стадии познакомиться с алгоритмом работы.
7. В результате работы с ИРЛ исходный материал рабочего листа преобразуется в практико-значимые знания.
8. Работа с ИРЛ позволяет разнообразить учебный процесс.
Пример ИРЛ
В своей деятельности я активно использую ИРЛ в сочетании с «Перевёрнутым классом» в курсе «Право» предмета «Обществознание».
На примере ИРЛ «Семейные правоотношения» можно увидеть, какие базовые источники информации обучающиеся должны будут использовать.
Это учебник, видеоурок по параграфу учебника и онлайн-лекция.
Но в каждом задании есть свои «инструкции-задания» и ссылки на источники.
На примере Задания 7 мы видим, как можно использовать работу с нормативно-правовым актом в рамках развития навыков поиска и выделения необходимой информации и повышения правовой грамотности обучающихся.
А использую задания по решению правовых задач, способствуем овладению новых способов действий по использованию полученных знаний.
Задание 10 демонстрирует пример не только развития навыков поиска и выделения информации, но и представления её в графической форме.
Учителя используют разнообразные формы проверки, оценки и анализа выполненных ИРЛ.
Я в своей работе использую логичную и понятную для обучающихся систему, при которой в таблице помечаю разными цветами правильно выполненные, частично выполненные и неверно выполненные (или не выполненные) задания.
Максимальная отметка за работу 5/5 (к сожалению 5-балльной системы, а на практике 4-балльной, явно не хватает, чтобы оценивать работы с большим количеством заданий).
Ну а дальше по таблице, в которой отмечено, за какое количество и каких ошибок какая отметка ставится.
Эта цветовая таблица удобна и понятна не только обучающимся, но и учителю, так как показывает, с какими заданиями чаще всего возникали проблемы и какие необходимо внести коррективы в последующие уроки.