Портфолио
 

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

 скачать текст
(*.pdf, 682 Kb Mб)
   скачать презентацию
(*.pdf, 3,11 Mб)

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
учителей истории и обществознания
(г.Щелково, 18.03.2021)

Выступление по теме: «Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) в сочетании с технологией «Перевёрнутый класс» в рамках изучения обществознания (раздел «Право»)»

учитель истории Хусаинов P.P. (МАОУ «Щёлковская гимназия №6» ГОЩ)



(Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Замечательный учитель показывает. Гениальный учитель вдохновляет»
(Ю.А.Конаржевский, доктор педагогических наук, профессор))

О нашем настоящем можно сказать, что это та самая пандемия, о которой так много говорили, но о приходе которой просто не хотелось думать.

Она пришла и для многих учителей принесла кризис в профессиональную деятельность, так как разрушила привычный алгоритм действий.

Но в этой ситуации стоит в очередной раз вспомнить древних китайцев, чья мудрость остаётся актуальность во все эпохи.

Слово «кризис» на китайском языке не случайно состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность».

Новые условия вынудили учительское сообщество не столько искать, сколько начать применять в образовательном процессе новые технологии, которые не только позволяют адаптироваться в новых условиях, но и ведут к профессиональному развитию самого учителя.

Я хочу поделиться опытом использования двух технологий: «Перевёрнутый класс» в сочетании с использование Интерактивных рабочих листов.

Актуальность

Итак, можно выделить несколько процессов современности, которые настойчиво подталкивают среднюю школу к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся вне зависимости от возможности посещения учебного заведения: стремительное развитие информационного общества, цифровизация всех сфер жизни общества и реальная ситуация, связанная с пандемией.

Именно поэтому педагоги перешли к освоению и использованию различных инструментов интерактивности.

Существует множество интерактивных модулей, которые учитель может применять в образовательном процессе:

 интерактивный плакат

 интерактивная стена

 интерактивный опорный конспект

 интерактивная опорная схема

 интерактивная таблица

 интерактивная карта

 интерактивная инфографика

 интерактивный рабочий лист

Каждый модуль имеет свои преимущества для разных предметных линий и в рамках задач учителя.

Выбор модуля

Перед выбором интерактивного модуля я задал себе три вопроса:

1. Для какой деятельности мне нужен модуль: для урочной или самостоятельной?

2. На формирование каких познавательных учебных действий должен быть направлен модуль?

3. Каковы возможности модуля в мотивации обучающихся?

Ответ на первый вопрос: Мне необходим был инструмент для организации самостоятельного изучения обществознания (раздел «Право»).

Инструмент гибкий и автономный (независимый от внешних web-сервисов для создания и использования интерактивных ресурсов), доступный для использования на любом устройстве, имеющем выход в сеть Интернет.

Ответ на второй вопрос: Важнейший комплекс компетенций и способностей может быть сформирован только при интеграции исследовательских элементов с практическим применением полученных знаний.

Изучение права малопродуктивно без работы обучаюшихся непосредственно с правовыми актами. Поэтому мне нужен был модуль, позволяющий организовать самостоятельный процесс:

 поиска и выделения необходимой информации;

 структурирования знаний;

 осознанного построения речевого высказывания в письменной форме;

 решения задач на основе анализа ситуации.

Таким образом мне нужен был модуль для организации учебных действий по самостоятельному получению знаний и овладению новых способов действий по их использованию.

Ответ на третий вопрос: Работа с интерактивным модулем должна активизиривать и познавательные и социальные мотивы.

Познавательные мотивы должны состоять в ориентации на овладение новыми знаниями и усвоение способов добывания знаний.

Социальные мотивы должны вытекать из стремления получить знания на основе осознания их необходимости для дальнейшей самореализации (например, в профориентации, подготовке к участию в олимпиадном движении или подготовке к ГИА).

Сильной мотивацией служит осознание обучающимися того, что знание права имеет непосредственное отношение к созданию условий их личной успешности в жизни.

В итоге наиболее оптимальным мне представился модуль Интерактивный рабочий лист (ИРЛ).

ИРЛ – это цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и web-инструментов.

Выбор метода обучения.

Новые инструменты требуют и новых методов обучения, среди которых мое внимание привлекла технология «Перевёрнутый класс».

Главной идеей этой технологии является перенос изучения нового материала из школы домой и отказ от пассивного получения знаний в пользу активного.

Самостоятельное изучения теоретического материала с помощью электронных образовательных ресурсов происходит до начала урока.

Но использование в рамках этой технологии инструмента ИРЛ позволяет интегрировать в домашнюю работу и изучение теоретического материала и выполнение заданий на закрепление материала (применение полученных знаний).

Выбор формы ИРЛ (традиционный или с использованием web-ресурсов)

ИРЛ можно создавать и доносить до обучающихся с помощью различных web-ресурсов (возможности Google, программа Wizer и пр.)

Но я осмысленно отказался от использования web-ресурсов в пользу традиционной формы:

 во-первых, это исключает возможность копирования и переноса информации через буфер обмена;

 во-вторых, одной из задач было сохранение и развитие практики письма, анализа и осмысленного переноса информации в ИРЛ;

 в-третьих, традиционная форма ИРЛ позволяет организовать познавательный процесс как в форме дистанционной работы, так и при сохранении урочной работы;

 в-четвертых, подобная форма не требует никаких регистраций и более доступна как в плане создания, так и в использовании.

Структура ИРЛ

Классический ИРЛ имеет чёткую структуру и делится на три части:

1) инструкция-задание;

2) практическая часть, содержащая ссылки на учебные ресурсы и шаблон оформления выполненной работы в тетради;

3) контроль, который может быть осуществлен как в традиционной форме проверки выполненных заданий ИРЛ, так и с помощью онлайн-сервисов тестирования (или в комбинации).

Инструкция-задание

Само понятие «инструкция» диктует необходимость отказа от расплывчатых формулировок, таких как «узнать», «осознать», «понять» и т.п., в пользу выделения конкретных действий, формирующих алгоритм выполнения работы:

 «прочти»;

 «прослушай»;

 «дай определение»;

 «выбери»;

 «перечисли»;

 «сформулируй»;

 «реши задачу» и т.п.

Практическая часть

Практическая часть направлена на развитие у обучающихся правовых компетенций и поэтому базируются на таких категориях, как знание, понимание и применение.

Знание дается не в готовом виде, а как результат применения деятельностного подхода.

Понимание и применение реализуются при организации практической деятельности в смоделированных проблемных ситуациях.

Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа в активную работу ученика с ним.

Практическая часть представлена в виде ссылок на обучающие видеоролики, интернет-лекции, нормативные акты и учебные тексты в учебнике.

В результате работы обучающиеся создают учебный продукт, формирующий целостность восприятия учебной информации.

Контроль

Традиционный ИРЛ заполняется либо на отпечатанном варианте, либо формы для заполнения переносятся в тетрадь (о чем есть указание в инструкции-задании).

При организации дистанционной работы проверки проводится при помощи разнообразных механизмов обратной связи (самый простой путь – отправка фотографий работы на e-mail).

При организации урочной работы технология «перевернутого класса» позволяет провести проверку в форме отчетов и обсуждения, направленного не на запоминание, а на более глубокое понимание и анализ материала.

Преимущества ИРЛ

1. ИРЛ – это самостоятельная дидактическая единица, целью которой является овладение новым способом действия.

2. ИРЛ развивает у учащихся умение работать с различными источниками информации.

3. ИРЛ позволяет создать для каждого обучающегося (или группы обучающихся) индивидуальную траекторию обучения, что актуально не только для талантливых детей, но и для обучающихся на индивидуальной, дистанционной или инклюзивной форме обучения.

4. ИРЛ дает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать график и темп работы (читать задания или просматривать и прослушивать предложенный материал неограниченное количество раз, чтобы его понять).

5. ИРЛ позволяет самореализоваться и самоутвердиться обучающимся с различными видами темперамента и психотипов (интроверт – экстраверт).

6. ИРЛ дает возможность включать в себя образец выполнения задания, позволяя обучающимся на начальной стадии познакомиться с алгоритмом работы.

7. В результате работы с ИРЛ исходный материал рабочего листа преобразуется в практико-значимые знания.

8. Работа с ИРЛ позволяет разнообразить учебный процесс.

Пример ИРЛ

В своей деятельности я активно использую ИРЛ в сочетании с «Перевёрнутым классом» в курсе «Право» предмета «Обществознание».

На примере ИРЛ «Семейные правоотношения» можно увидеть, какие базовые источники информации обучающиеся должны будут использовать.

Это учебник, видеоурок по параграфу учебника и онлайн-лекция.

Но в каждом задании есть свои «инструкции-задания» и ссылки на источники.

На примере Задания 7 мы видим, как можно использовать работу с нормативно-правовым актом в рамках развития навыков поиска и выделения необходимой информации и повышения правовой грамотности обучающихся.

А использую задания по решению правовых задач, способствуем овладению новых способов действий по использованию полученных знаний.

Задание 10 демонстрирует пример не только развития навыков поиска и выделения информации, но и представления её в графической форме.

Учителя используют разнообразные формы проверки, оценки и анализа выполненных ИРЛ.

Я в своей работе использую логичную и понятную для обучающихся систему, при которой в таблице помечаю разными цветами правильно выполненные, частично выполненные и неверно выполненные (или не выполненные) задания.

Максимальная отметка за работу 5/5 (к сожалению 5-балльной системы, а на практике 4-балльной, явно не хватает, чтобы оценивать работы с большим количеством заданий).

Ну а дальше по таблице, в которой отмечено, за какое количество и каких ошибок какая отметка ставится.

Эта цветовая таблица удобна и понятна не только обучающимся, но и учителю, так как показывает, с какими заданиями чаще всего возникали проблемы и какие необходимо внести коррективы в последующие уроки.



(Наверх)


 
   

© 2011–2023, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика