<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава II.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 21–22. Политическое сознание и политическое поведение

Вспомните:

 

 

какие мотивы побуждают людей к деятельности? В чем проявляется многообразие политических действий? Каково соотношение знания и сознания? В чем состоит взаимовлияние общественного и индивидуального сознания? Каковы особенности теоретического и обыденного сознания?

Вы знаете, что любая деятельность людей направляется их потребностями и интересами, установками и убеждениями, идеалами и переживаниями. Политическая жизнь также характеризуется не только объективными фактами (организациями, событиями, конкретными действиями и т. п.), но и ее субъективным отражением в сознании людей. Сознание, воспроизводящее мир политики через призму политических отношений и влияющее на политическое поведение, называется политическим.

Политическая психология как наука, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой. Политическая социология обращается главным образом к результату этого процесса, представляющему собой чувственные и рациональные, эмпирические и теоретические, ценностные и нормативные представления субъектов политики. Политология, включая названные ветви науки о политике, раскрывает роль политического сознания в политической жизни общества, его влияние на политическое поведение людей.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем. Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе – положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для граждан.

Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях – обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Собственный опыт отношений с политическими институтами, восприятие политических событий формируют эмпирические представления, практические знания. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определенной группы людей.

Идеолого-теоретическое сознание, в отличие от обыденного, выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений, идеологических доктрин. Научное исследование политики создает науку политологию. А более или менее целостный и внутренне связанный набор идей, служащий основой для организованных политических действий, называют идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

Между обыденным и теоретическим сознанием нет стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга.

Политическое сознание индивидов в каждом отдельном случае представляет собой своеобразное сочетание эмпирических и теоретических знаний, идеологических постулатов и ценностных ориентации, эмоциональных отношений к политическим явлениям и политических установок. Соотношение между ними в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом, как правило, определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Термин «идеология», который в 1796 г. ввел в научный оборот французский философ А. Д. де Траси, первоначально означал «наука об идеях» (сравним: геология – наука о земле, зоология – наука о животном мире и т.п.). А вскоре Наполеон придал этому термину отрицательное значение пустой идейной спекуляции, с помощью которой «дурят людям голову». Между тем в современных трудах ученых-политологов мы находим утверждение о том, что любой субъект политики нуждается в идеологии как средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, мобилизует их активность. При этом идеология рассматривается как форма политического сознания. Попытаемся в этом разобраться.

В современной науке под политической идеологией понимается выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с помощью политической власти или воздействия на нее.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых ее потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. В самом деле, могли ли люди, составлявшие во Франции XVIII в. третье сословие, смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два сословия – дворянство и духовенство? Могли ли наемные рабочие в XIX в. так же относиться к фабричным порядкам, как владельцы предприятий?

Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определенного сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей – идеологами. Так, интересы третьего сословия во Франции XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наемных рабочих XIX в. – в трудах К. Маркса.

И в наше время общество состоит из многих групп. Это могут быть классы, другие социальные группы, а также нации, политические партии, общественные движения. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определенный субъект политики отражает в своем сознании политическую жизнь, осознает собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обыденного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную целостную совокупность понятий, идей, оценок.

В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов определенных субъектов политики, хотя идеология может включать в себя и научные знания. Ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под определенным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную ее картину. На процессе научного познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое всесторонним и по возможности беспристрастным изучением политического процесса. Что же касается идеологии, то пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются, наряду со знаниями, существенной характеристикой ее содержания. Социальная группа, чьи интересы обслуживает определенная идеология, предрасположена к ее восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощенная интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные».
Ф. Энгельс, немецкий философ и общественный деятель XIX в.

Современные исследователи отмечают нередко встречающееся несовпадение социальной базы и общественной функции идеологии. Носителями какой-то идеологии способны стать те социальные слои, чьи интересы в ней не представлены. Одна идеология способна обслуживать интересы разных слоев. И напротив, интересы одной социальной группы могут быть отражены в разных идеологиях.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели свои действия сообразуют с принятой ими идеологией. Определенная идеология (или идеологии) является существенной храктеристикой любой политической партии, которая, как правило, объединяет ее приверженцев и противопоставляет свою идеологию идеологическим позициям других политических партий, ведет с ними дискуссии, а нередко и борьбу в области идеологии.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего, она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия, придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядоченность и согласованность. Идеология предстает в логически-стройном теоретическом виде.

Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают ее цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашенных лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии измеряется степенью ее освоения гражданами, мерой ее воплощения в политической деятельности.

Таким образом, политическая идеология – это и учение, и программа, и ее претворение в политической практике.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические, националистические и фашистские.

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII и в XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях – равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни – свободу мысли и слова.

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищенной от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, новое течение либерализма, возникшее в XX в., признает необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слов общества.

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма – традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоев. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Важнейшие ценности консерватизма – семья, религия, мораль.

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм, как и либерализм, придает особое значение частной собственности, свободе предпринимательства. Он характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, заявляет о необходимости ограниченного государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые человек должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма – закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

Социал-демократическая идеология (социал-реформизм) возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. А современная социал-демократия полностью отказалась от марксизма. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики и социальных отношений. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды.

Социализм, с точки зрения социал-демократов, – это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни.

Коммунистическая идеология (ленинизм) сделала акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращалось на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого коммунистической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования.

Националистическая идеология базируется на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация. Она утверждает приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, признает развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса. В российской политологии преобладает понимание национализма как идеологии, психологии и реальной политики, основанных на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.

Идеология фашизма, в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей, возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как ко внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение милитаризма, восхваление войны, которая должна вести к сплочению нации.

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия – все это в большей или меньшей степени присуще различным разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, реализация идей которого привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политические партии как носители определенной идеологии используют ее как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками, в результате чего укрепляется их объединение в одной политической организации. Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, ее сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за нее на выборах.

«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не теоретическая доктрина».
X. Арендт, немецко-американский философ и политолог XX в.

Различные политические организации стремятся распространить в обществе или среди определенной части населения свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, свои представления о будущем. Каждая идеология претендует на то, что именно она дает верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определенных социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль. (Подумайте, какое место занимает идеология среди других мотивов политической деятельности.)

Средством распространения идеологии и идеологической борьбы является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, наглядная (плакаты, карикатуры и т.п.), печатная агитация с целью побудить население поддерживать правительство, определенные политические организации или, напротив, выступать против них. Независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она является существенной стороной политической деятельности.

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию. В связхи с этим дифференцирующая роль идеологии в этих обществах снижается.

В современной России Конституция (ст. 13) признает идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология – политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества и личности. Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет этносов, здравый смысл, а более изменчивой – настроения, эмоции, переживания, ожидания. Идеология принадлежит к теоретическому уровню политического сознания, является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов. В отличие от нее, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания, представляющий собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включающий как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.

Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.

Психологи различают три блока психологических процессов, оказывающих влияние на политическую деятельность. Политическое восприятие – это первый этап переработки политической информации. Это восприятие избирательно: каждый человек из увиденного, услышанного, прочитанного на неосознанном уровне под влиянием установок и стереотипов своего сознания воспринимает лишь часть информации. Поэтому у разных людей, свидетелей одного и того же события, возникают различные его образы. Другой блок – политическое мышление. Однако присущие такому мышлению содержание, суждения, выводы, умозаключения, отражающие политическую реальность, как отмечают психологи, крайне нелогичны, поскольку определяются не столько логикой, сколько установками, целями и ценностями, сформированными политической культурой. Наконец, третий блок – политические эмоции, которые часто преобладают над логикой в силу особой сложности политических отношений и трудности их понимания. Результатом этих психических процессов является конкретное политическое поведение.

«То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств».
Б. Дизраэли, видный британский политический деятель XIX века, создатель современной Консервативной партии Великобритании

На политическое поведение заметный отпечаток накладывает психологический тип личности. Свои политические роли по-разному осуществляют общительные и замкнутые люди; рационально мыслящая личность и индивид, ориентирующийся на чувства; люди, склонные к насилию или человеколюбию; конформисты и нонконформисты.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

К политическому поведению в политологии относят действия отдельных личностей и массовые выступления, активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы, акции в поддержку системы и действия, направленные против нее. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Наиболее эффективными в конечном счете являются не бессознательные поведенческие акты, а сознательные и целенаправленные политические действия. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже применения физической силы.

Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями, государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение – это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Значительно различаются поведение в организованных и в стихийных формах. Поведение членов организованных политических групп (например, партий) регулируется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные действия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки отдельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильности и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

Исследователи говорят и о патологических формах политического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требованиям ситуации или установкам личности. Так, при возникновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно противостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы – скученность на ограниченном пространстве; относительная длительность пребывания в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллективной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоциональное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей знакомы лишь простые и крайние чувства.

«Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные».
Аристотель

В толпе исчезает чувство ответственности. В политизированной толпе вероятны проявления аффективного бессознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus – душевное волнение) поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полностью. Французский ученый Г. Лебон (1841–1931) писал: «…Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те действия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешенном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причинение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрессией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание социальной обездоленности, недоступности каких-либо общественных благ и т.п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расовых, этнических, религиозных, идеологических столкновениях, происходит заражение и взаимная индукция, проявляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспринимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбужденная масса слепо следует его призывам.

Поскольку наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы взаимодействуют между собой, подчас противоречат один другому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30–40% голосуют очень редко или никогда не приходят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей совершенно не интересуются политикой. Есть страны, где голосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсентеизм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут признаны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой информации, дающие возможность гражданам получить сведения о политике и различных политических силах, содействующие преодолению равнодушия, политической апатии.

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (петиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и проявляется в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильственных действиях. Протестное поведение, как правило, объясняется состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. продемонстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus – крайний) понимается как приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявления политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных вооруженных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Как считают эксперты, разновидностям экстремизма присущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогических лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездумное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности действий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремизма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т.п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

 Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.

 Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

Проверьте себя

1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется политическим поведением? 7) Каковы мотивы политического поведения? 8) Как различаются формы политического поведения? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирования политического поведения?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в основе политической программы каждой из них? При выполнении задания используйте учебник истории.

2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль?

3. Сравните политическую идеологию и политологию. Что общего между ними? Каковы различия?

4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы следующие высказывания?

«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и равносильный субъект…» (Б. П. Вышеславцев).

«Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм… Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев).

Свою точку зрения аргументируйте.

5. Назовите идеологические течения, известные вам из курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий, выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, которые рассмотрены в данном параграфе.

6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения можно рассматривать как политическое поведение?

Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.

Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.

Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика – «рязное дело»г, при этом резко высказывается о политиках.

Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.

Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?

7. За последние годы массовые демонстрации и митинги в странах Европы нередко сопровождались столкновениями с полицией: после этих беспорядков остались разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этих выступлений?

8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л.Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами, и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

9. Проведенное в 2005 г. социалогическое исследование интереса молодежи к политическим событиям выявило, что «очень интересуются» такими событиями 16,7%, «как правило, интересуются» – 51%, 18,3% ответили, что, «как правило, не интересуются», а 10,3% – «совершенно не интересуются». Затруднились ответить 3,7%. (Ламакин И.А., Шутилин В.А. Технология привлечения молодежи к участию в массовых политических акциях. &NDASH; М., 2005. – С.15–17.)

Дайте оценку полученным результатам исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике – политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.

В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей».

В мировой политологии существуют… весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. – Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания…

Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. – М., 2001. – Т. 23.– С. 205.

 Вопросы и задания к источнику:

1) Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика