<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Словарь терминов и определении.


Активы – всё имущество, принадлежащее юридическому лицу или предпринимателю.

Акцизы – налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Как правило, включается в цену товаров или тарифа на услуги.

Акция (от голл. aktie, от нем. Aktie) – ценная бумага, представляющая собой свидетельство о вложении определённой доли капитала или средств в акционерное общество и дающая право на получение некоторой части его прибыли в виде дивиденда.

Банк (от итал. banko – лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) – финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.

Банк ипотечный – банк, выдающий долгосрочные ссуды под залог недвижимости: также выпускает закладные.

Банк кооперативный – специальный кредитно-финансовый институт, создаваемый товаропроизводителями на долевых началах для удовлетворения взаимных потребностей в кредите и других банковских услугах.

Бонус (от лат. bonus – добрый, хороший) – дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия.

Бюджет (от старонормандского bougette – кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Государственный бюджет – финансовый план федерального (центрального) правительства, выступающий в виде росписи денежных доходов и расходов правительства на бюджетный период.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех товаров и услуг, произведённых в стране в течение определённого периода (обычно года), исчисляемая в рыночных ценах.

Валовой национальный продукт (ВНП) – в отличие от ВВП отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за её пределами фирмами и гражданами данной страны.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.

Величина предложения – количество товара или услуг определённого вида, предложенное к продаже на рынке по конкретной цене в течение определённого периода времени. Величина предложения зависит от цен на товары и услуги, издержек производства и т.д.

Величина спроса – количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определённого периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателя, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Величина спроса, как и величина предложения, – главные факторы формирования рыночных цен.

Государственные ценные бумаги – ценные бумаги, выпущенные государством. Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи: регулирование денежной массы; регулирование инфляции; влияние на валютный курс; формирование уровня доходности по ценным бумагам; обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой; решение других социально-экономических задач.

Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Деньги – специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Депозиты (вклады) представляют собой определённые суммы денежных средств, размещённые на хранение в кредитную организацию от имени частного или юридического лица, которым за использование этих сумм в деятельности указанной организации может начисляться определённый процент.

Дивиденды – это выплата акционерам компании части суммы чистой прибыли акционерного общества в соответствии с количеством принадлежащих им акций.

Закон предложения – экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объём его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение.

Закон спроса – экономический закон, предложенный английским экономистом А. Маршаллом, в соответствии с которым величина спроса на товар в течение определённого времени пропорциональна величине его цены.

Закон Энгеля – экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода. С ростом дохода возрастают расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения, а структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. И наоборот, чем меньше доходов, тем большую долю составляют расходы на питание.

Залог – это способ гарантирования исполнения обязательств. Залог – материальные средства, ценные бумаги, имеющие материальную ценность и служащие в качестве обеспечения выполнения каких-либо обязательств между заёмщиком и кредитором. Залог служит инструментом рыночно-экономических и финансовых отношений.

Заработная плата – часть национального дохода, поступающая в индивидуальное потребление наёмных работников. Номинальная заработная плата – сумма денежных средств, полученных работником за выполнение работы в течение определённого периода времени. Реальная заработная плата – количество товара и услуг, которое можно за неё приобрести. В зависимости от специфики труда применяют повремённую, сдельную системы заработной платы. В условиях рыночной экономики для усиления реальной заинтересованности работника в конечных результатах труда применяют различные премиальные системы заработной платы (системы участия в прибылях). В большинстве стран минимальная заработная плата устанавливается законом.

Импорт – ввоз товаров из-за границы для реализации на внутреннем рынке.

Инвестирование – вложение средств в программы, предпринимательское дело, имущественные объекты и т.п.

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.

Картель (от фр. cartel) – одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий. В отличие от концернов и трестов, картельные соглашения непосредственно не затрагивают производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в картель предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объёмах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене патентами и т.п. Картели бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Они создаются с целью ограничения конкуренции между их участниками, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения монопольной цены, подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении, и получения более высокой, чем средняя, прибыли. В современных условиях существует ряд мощных международных картелей. Картельные соглашения широко используются мелким и средним бизнесом в борьбе с господствующими на рынке монополиями. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств.

Конвертируемость – обратимость акций и облигаций, возможность обмена одного их вида на другой на рынке ценных бумаг.

Конкуренция – а) состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы вложения капитала, рынка сбыта, источника сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную главным образом на совершенствовании качества продукции и условий её продажи; б) закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности.

Корпорация (от лат. corporatio – объединение, сообщество) – общество, союз, образованный физическими или (и) юридическими лицами для ведения предпринимательской деятельности.

Курс акций – цена, по которой акции продаются на рынке.

Ликвидность – подвижность активов предприятий, фирм, банков, обеспечивающая возможность бесперебойно оплачивать в срок все кредитно-финансовые обязательства и законные денежные требования. Различают ликвидность банков, фирм, ликвидные активы, ликвидные средства.

Маркетинг – методы изучения рынка и принятия решений, что должна производить фирма и где, как и почём реализовывать на рынке, чтобы получить максимальную прибыль.

Менеджмент – совокупность правил организации эффективной деятельности предприятий.

Монополия – ситуация на рынке, при которой товар на рынке продаёт только один продавец.

Национальный доход – все доходы, полученные гражданами страны в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты за использование природных ресурсов.

Облигация (от лат. obligatio – обязательство) – ценная бумага на предъявителя, предоставляющая её владельцу право на получение дохода в виде фиксированной процентной ставки.

Пошлина – государственный денежный сбор, вид налога, взимаемого с товаров и имущества, а также с некоторых операций, регулируемых государством.

Предприниматель – человек, который владеет и управляет собственным делом с целью получения прибыли.

Прибыль – превышение в денежном выражении доходов от реализации товаров над затратами на их производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Прожиточный минимум – стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных минимальных потребностей человека за год (в среднем): минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы.

Равновесная цена – цена, при которой объём спроса на рынке равен цене предложения.

Розничная торговля – заключительная фаза обращения предметов личного потребления, где происходит реализация товаров и услуг в обмен на денежные доходы населения.

Ростовщичество – предоставление денежных ссуд, именуемых ростовщическим кредитом, под высокий процент. Используемый для таких кредитов капитал называют ростовщическим.

Рынок труда – это система конкурентных связей между предпринимателями и работниками по поводу найма и использования работника в производстве.

Рыночная система – система хозяйственных отношений, в основе которых лежит обмен.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить определённое количество товара или услуги по определённой цене в определённый период.

Ссуда – это временная передача собственности (или денег) в пользование, обычно безвозмездное.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения. Если налог взимается в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода.

Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи).

Труд – физическая и умственная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и потребностей общества.

Услуга – действие, совершённое одним лицом в интересах другого.

Факторы производства – а) условие производственной деятельности; б) производственные ресурсы, необходимые для организации производства товаров и услуг. Включают в себя средства производства, сырьё и материалы, а также капитал.

Фиктивный капитал – это капитал, который, в отличие от реального, представляет собой не стоимость, а лишь право на получение какого-то дохода.

Финансовый рынок – система отношений в процессе обмена экономических благ с использованием денег.

Фирма – организация, владеющая одним или несколькими предприятиями, использующая экономические ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

Фьючерсные контракты заключаются на бирже, которая осуществляет роль посредника между продавцом и покупателем. Преимущества такого контракта состоят в том, что можно снизить риск, с которым в результате сделки сталкиваются как продавец, так и покупатель. К примеру, небольшая фирма занимается выращиванием пшеницы, приблизительно зная предстоящий урожай. Поэтому доход фирмы зависит от продажи пшеницы. Если фирма продаст урожай за месяц до его получения, она защитит себя от возможного изменения цены на неё в будущем. Поэтому и покупатель, и продавец договариваются о цене, по которой товар будет поставлен в будущем. Именно поэтому фьючерсные контракты высокодоходны. Исполнение данного контракта гарантирует биржа (т.е., заключив контракт с биржей, не нужно интересоваться финансовым положением покупателя). Однако, если фьючерсная цена падает, продавец выигрывает, если повышается – проигрывает.

Частная собственность – одна из форм собственности, означающая законное право гражданина на конкретное имущество.

Экономическая система – а) система, охватывающая производство, обмен, потребление и расширение материальных благ; б) совокупность принципов, правил и законодательных норм, определяющих отношение в процессе производства и обмена товаров.

Экономический рост – увеличение совокупного производства и потребления в стране, которое характеризуется темпами роста (или прироста) валового национального продукта, валового внутреннего продукта, национального дохода.

Экспорт – вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке.

Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика