<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава IV.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

§ 32. Экономические, социальные и культурные права

В конце 1940-х гг., когда в ООН определяли содержание Всеобщей декларации прав человека, сформировались две противоположные позиции. Кратко мы о них уже говорили. Представители западных стран считали, что Декларация должна содержать лишь гражданские и политические права, без которых человек теряет свободу и деградирует как личность. Они назвали эти права правами первого поколения. Политики из социалистических стран и некоторых государств «третьего мира» настаивали на включении в Декларацию прав на труд, на отдых, на социальное обеспечение, без которых человек не может существовать не только духовно, но и физически. Это права второго поколения. В результате в Декларацию были включены социальные и экономические права, несмотря на то что гарантировать их осуществление трудно. Это своеобразное пожелание, заявка на всеобщее благоденствие в будущем.

Всеобщая декларация прав человека экономические права людей формулирует в самом общем виде в статье 17: «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества».

Объявить право человека на собственность нетрудно. Сложнее сделать его собственником в действительности. Только если большинство людей сумеет приобрести в собственность квартиры, дома, участки земли, мелкие промышленные и торговые предприятия, экономический рост станет реальностью, от него выиграют не несколько тысяч представителей бизнеса и финансовой элиты, а народ, давно заслуживший лучшую жизнь.

К экономическим правам, содержащимся в Конституции РФ, относят право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, или право на экономическую деятельность (ст. 34); право частной собственности (ст. 35). Долгие годы в нашей стране частной собственности не было, а борьба с частнособственнической психологией носила в советские годы изощрённые формы. В Основном Законе РФ записано: право частной собственности охраняется законом (ст. 35). Право декларировать нетрудно, сложнее добиться того, чтобы большинство россиян стадо собственниками –домов, магазинов, кафе, больших пакетов акций, участков земли и др. Одна из мер реализации права собственности – разгосударствление и приватизация, т.е. передача государственного имущества гражданам. Реализация права собственности является важнейшим условием необратимости произошедших с начала 1990-х гг. в нашей стране перемен.

Главные цели сегодня – раскрепощение личности, пробуждение в человеке чувства рачительного хозяина, самостоятельного, свободного от внеэкономического принуждения. Рыночная экономика даёт возможность добиться успеха благодаря деловым и нравственным качествам, она способствует развитию чувства личной ответственности за себя, благополучие семьи, порученное дело.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Конституция РФ, ст. 34  

Провозглашение равенства всех видов собственности само по себе не приведёт к быстрым результатам, к процветанию. Но отсутствие юридических гарантий собственности, в том числе частной, отнимает даже надежды на благополучие.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Конституция РФ, ст. 8  

Статья 36 Конституции РФ декларирует право иметь в частной собственности землю. В обществе по-разному относятся к этому вопросу. Одни утверждают, что без права частной собственности на землю невозможен устойчивый экономический рост. Другие ссылаются на традиции, говоря, что земля не должна быть объектом купли-продажи.

Социальные права сформировались позже других конституционных прав – только в XX в. Они призваны поддерживать существование человека.

Главные из социальных прав – это трудовые права.

Статья 37 Конституции РФ гласит: труд свободен; каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, профессии. Его труд должен оплачиваться. Вознаграждение должно быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Но как же быть с этим правом в случае безработицы? В развитых странах, если правительство не может избавить граждан от безработицы, оно должно обеспечить им и их семьям основные условия существования, выплачивая удовлетворительное пособие по безработице, предоставляя иные формы социальной защиты.

Конституцией РФ признаётся право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых, выходные и праздничные дни и оплачиваемый ежегодный отпуск.

К числу социальных прав Конституция РФ относит охрану семьи, материнства и детства (ст. 38):

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Статья декларирует право материнства и младенчества на особое попечение, призывает к защите всех детей, без каких-либо различий. Например, гарантирует защиту детей в случае потери кормильца в семье.

Конституция закрепляет за каждым право на социальное обеспечение (ст. 39). Это право имеют также больные, инвалиды, многодетные родители, люди, потерявшие кормильца. Каждый имеет право на жилище (ст. 40) и право на охрану здоровья и медицинское обеспечение (ст. 41). Нормально жить в загрязнённой среде невозможно, поэтому в статье 42 говорится о праве на благоприятную окружающую среду.

Социально-культурным правом является право на образование (ст. 43). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего (одиннадцатилетнего) и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях. «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ч. 4 ст. 43).

Таким образом, право на образование основывается на принципах бесплатности, обязательности общего образования, общедоступности профессионального образования. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, толерантности и дружбе между народами и социальными группами. Родители имеют право выбора школы, в которой будут обучаться их дети.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Конституция РФ, ч. 5 ст. 43  

Культурные права, закреплённые в статье 44 Конституции РФ, реализуют доступ граждан к духовным и материальным ценностям. Конституция РФ гарантирует каждому свободу художественного, научного и технического творчества, преподавания.

Собственно культурным является право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Эти права связаны с обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия нашей страны, бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Значение культурных прав становится особенно понятным, если осознать простую мысль: Россия станет процветающей страной благодаря не только продуманной политике и развитию экономики, но и богатой культуре и высокому духовному настрою российского народа.

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте, почему права человека были разделены на права первого и второго поколения.

2. Проанализируйте экономические права, гарантированные Конституцией РФ.

3. Приведите примеры реализации экономических прав российскими гражданами.

4*. Используя свои знания по истории России, обоснуйте необходимость закрепления в Конституции РФ права на частную собственность.

5. Охарактеризуйте конституционное право граждан на предпринимательскую деятельность. Приведите примеры.

6. Классифицируйте в схематичном виде и охарактеризуйте социальные права граждан РФ.

7. Проиллюстрируйте примерами, какими социальными правами пользуется ваша семья.

8. Составьте таблицу элементов благополучной достойной жизни.

9*. Объясните, почему всё больше внимания уделяется в нашей стране социальной сфере. Говорит ли это о том, что наше государство становится социальным? Аргументируйте свой ответ.

10. Обоснуйте своё мнение, обеспечивает ли право на бесплатное образование достаточные условия для развития личности, для получения качественного образования.

11. Классифицируйте и охарактеризуйте культурные права, гарантированные Конституцией РФ.

12. Проиллюстрируйте личными примерами, как вы пользуетесь культурными правами и исполняете свои обязанности в области сохранения культуры. Оцените ответы своих товарищей.

13*. Разработайте и представьте для обсуждения на уроке список своих мер по сохранению исторического и культурного наследия нашей страны.

Это интересно

Не было никакого упадка культуры в сфере культурных людей. Оболванивать удавалось лишь те поколения, которые попали в идеологическую молотилку со школьной скамьи; но в «катакомбах» русской интеллигенции никогда не угасал свет лампады от множества потаённых храмов, воздвигнутых предшествующими поколениями в умах и сердцах людей.

Были великие лагерные узники Михаил Бахтин и Алексей Фёдорович Лосев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, был Даниил Андреев – великий тайновидец…

(А. Кедров, писатель).

Информация к размышлению

В СМИ бурно обсуждается вопрос платности образования. Во многих вузах берут деньги за обучение, а теперь с введением обязательных и дополнительных предметов в школе по новому стандарту волна коммерциализации накатывается и на неё. Хочешь стать педагогом – плати энное количество тысяч и будь им. Инженером – дороже. Метишь во врачи – плати в три раза больше. Рассчитываешь начать карьеру экономиста – сам считай, во что это тебе обойдётся.

Может ли ситуация быть абсурднее: государство, получающее в виде налогов плату за образование, подталкивает свои государственные учебные организации к форменному грабежу своих же налогоплательщиков.

(из газет).

Исследуем документы и материалы

Конвенция N47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю от 22 июня 1935 г.
(Извлечения)

Генеральная конференция Международной организации труда, собравшаяся в Женеве 4 июня 1935 года на свою девятнадцатую сессию... принимая во внимание, что безработица приняла настолько широкие размеры и продолжается уже настолько длительное время, что в настоящее время миллионы трудящихся в мире страдают от нищеты и лишений, за которые они не ответственны и от которых они имеют законное право быть избавленными, считая желательным, чтобы трудящиеся могли в практически возможной мере пользоваться плодами технического прогресса, быстрое развитие которого характеризует современную промышленность, считая, что для проведения в жизнь резолюций, принятых на восемнадцатой и девятнадцатой сессиях Международной конференции труда, необходимо предпринять усилия для сокращения в возможно большей мере продолжительности рабочего времени во всех категориях занятости, принимает 22 июня 1935 года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1935 года о сорокачасовой рабочей неделе:

Статья 1

Каждый член международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, заявляет о своём одобрении:

a) принципа сорокачасовой рабочей недели, применяемого таким образом, чтобы не повлечь понижения уровня жизни трудящихся;

b) принятия мер или содействия мерам, которые будут сочтены подходящими для достижения этой цели;

и обязуется применять этот принцип к различным категориям занятости в соответствии с детальными постановлениями, предписываемыми отдельными конвенциями, которые данный член Организации может ратифицировать.

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 41

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Обсуждаем, спорим

1. Почему молодёжи сложно в наше время реализовать своё право на труд? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из жизни, мнения специалистов.

2. Земля – объект купли-продажи: хорошо это или плохо? И какое развитие это может иметь? Аргументируйте своё мнение.

3. Качественное образование – это синоним платного образования? Может быть, конституционное право о бесплатном образовании уже изжило себя? Перед уроком обсудите этот вопрос дома с родителями.

Темы для проектов и рефератов

1. Право на социальное обеспечение и уровень развития страны.

2. Значение культурных прав для развития личности и всего общества.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика