<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава II.
ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА

§ 10. Система права

 

Можно ли систему права назвать юридическим слепком действительности? Существует ли различие между системой права и правовой системой? Какие причины вызывают необходимость деления системы права на части?

Любая система (от греч. systema – целое, составленное из частей) представляет собой некую упорядоченную совокупность – целостное единство – взаимодействующих элементов. Понять, что такое система права, – значит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой?

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА

Прежде всего напомним, что система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений – политических, идеологических, экономических, культурных и т. д. (поэтому некоторые учёные называют её своего рода «юридическим слепком» действительности). В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права – конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д. Причём в той или иной стране возможны достаточно глубокие общественные преобразования (какие, например, начались у нас в России в период перестройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение – структура права – остаётся относительно стабильным. Это позволяет сохранять выработанные вековой практикой устойчивые элементы права – нормы, отрасли, институты.

Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране. Способность системы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и регулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Нетрудно сделать вывод, насколько важным является становление и упрочение системы права, особенно в такой период, когда в стране осуществляется глубочайшее реформирование всех сторон жизни.

Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие черты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство.

Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институты), что объективно обусловлено многообразием сфер общественной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечивается взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей. Такое единство объективно обусловлено внутренним единством самой системы общественных отношений, целостностью основных процессов жизнедеятельности общества.

Итак, систему права можно определить как обусловленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов) – норм, отраслей, институтов.

Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором – о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих в государстве. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т. п. Система права лишь одно из слагаемых правовой системы.

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРАВА

Норму права называют первичным элементом системы права. Сущность и строение нормы права вам уже известны. Напомним: главное её назначение – регулировать общественные отношения, устанавливать и поддерживать единый юридический порядок. Однако правовые нормы регулируют не все, а лишь наиболее важные с точки зрения государства общественные отношения. Существуют, как вы уже знаете, отношения, которые регулируются неправовыми нормами – нормами обычаев, морали и др. (например, некоторые межличностные отношения).

Нормы права как первичный элемент системы являются тем строительным материалом, из которого формируются и отрасли, и институты права. Таким образом, система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На основе этой взаимосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты.

Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений регулируют нормы гражданского права, а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, – нормы финансового права и т. д.

Отрасль права – это самая крупная часть системы права. Отрасли права не изобретаются правоведами. Они формируются естественным путём – из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений. При этом качественное своеобразие той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую совокупность правовых норм, составляющих отрасль права. Каждая отрасль занимает в системе права своё определённое место, что обусловлено структурой общественных отношений.

Таким образом, отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, имущественных, управленческих, трудовых, семейных и др.).

Не следует думать, что объективное происхождение каждой отрасли исключает возможность целенаправленного воздействия на её содержание со стороны государства. Напротив, законодатель, осознавая назревшую потребность, может (и должен!) вносить в ту или иную группу норм необходимые коррективы в соответствии с изменениями в самих общественных отношениях.

Процесс совершенствования нормативного содержания отраслей права идёт постоянно. Развитие общества вызывает к жизни появление новых отраслей. Зачастую они складываются из нескольких существовавших ранее отраслей. Типичный пример – интеграция природно-ресурсного права и норм по охране окружающей среды в новую, комплексную отрасль – экологическое право. Кстати, и природно-ресурсное право также сложилось на базе нескольких отдельных отраслей – земельного, горного, лесного, водного и др.

Институт права является составной частью, отдельным звеном отрасли. Если норма права – первичный элемент системы права, то институт – это первичное объединение, первичная группа близких по содержанию (однопорядковых) правовых норм. Такая группа норм складывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общественных отношений внутри сферы. Как и сама отрасль, институт права формируется объективно – под влиянием естественно возникающих потребностей общества.

Итак, институт права можно определить как объективно обособившуюся внутри отрасли права группу однопорядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в гражданском праве существует правовой институт собственности, представляющий собой группу однопорядковых норм, регулирующих отношения собственности. В целом же каждая отрасль права складывается из множества различного вида правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.

Основные отрасли российского права вам уже знакомы. Углублённый разговор о них ещё предстоит на последующих занятиях. А пока напомним, что весь массив отраслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений. Эту труппу составляют почти все известные вам отрасли права – конституционное, гражданское, административное, экологическое, семейное, уголовное и др.

Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права. К этой группе отраслей относят гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовнопроцессуальное право.

Вам, вероятно, известно из курса основной школы, что существует также деление права на частное и публичное. Суть его выразили ещё древнеримские юристы, полагавшие, что публичное право «относится к положению… государства, а частное… к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении». Деление права на частное и публичное поддерживали и развивали в своих трудах многие отечественные правоведы. Так, М.М. Агарков (1890 – 1947) определял публичное право как область власти и подчинения, а частное (гражданское) – как область свободы и частной инициативы.

К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного права; к отраслям частного – гражданское, семейное, торговое и т. д. Вместе с тем современные исследователи подчёркивают, что деление права на чисто публичное и чисто частное не следует абсолютизировать. Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба начала: и публично-правовое, и частно-правовое. Подлинный смысл разделения состоит в том, чтобы констатировать наличие публично-правового и частно-правового компонентов во всех нормах и отраслях, т. е. выразить правовое значение как общественных, так и частных интересов в их взаимосвязи.

ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ

Существует два основания (критерия) разделения права на отрасли и институты: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Первое является основным, а второе – вспомогательным.

При изучении различных видов социальных норм вы уже познакомились с особенностями правового регулирования общественных отношений. В отличие от других видов социальной регуляции оно осуществляется государством путём установления общеобязательных (правовых) норм поведения. Правовое регулирование можно определить как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права.

Под предметом правового регулирования в юридической науке понимают то, что подлежит регулированию, – определённый вид (т. е. совокупность качественно однородных) общественных отношений, закреплённый (урегулированный) соответствующей группой юридических норм (т. е. отраслью права). Кратко можно сформулировать так: предмет правового регулирования – это тот вид общественных отношений, на который распространяется право.

Важно заметить, что предметом правового регулирования являются не все, не любые складывающиеся в обществе отношения. (Вспомните, почему любовь и дружба не нуждаются в правовом регулировании.) Регулирования требуют только те виды отношений, которые объективно нуждаются в закреплении определённого правового порядка. Круг таких отношений широк и многообразен – трудовые, управленческие, экологические, имущественные, семейные и др.

Качественное своеобразие того или иного вида общественных отношений (предмета правового регулирования) предопределяет специфику закрепляющих эти отношения норм права. Так, трудовые отношения в своей совокупности составляют качественно однородную группу отношений – предмет правового регулирования, которое осуществляется нормами трудового права; при этом именно предмет регулирования обусловливает своеобразие норм трудового права. Другой пример: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в целом составляют качественно однородную группу отношений – предмет правового регулирования, которое осуществляется нормами гражданского права; при этом, как вы уже понимаете, предмет правового регулирования предопределяет специфику норм гражданского права.

Примеры можно продолжать, однако, думается, закономерность понятна: не нормы права обусловливают те или иные особенности общественных отношений, а, напротив, качественное своеобразие того или иного вида общественных отношений (складывающихся объективно, вне права) предопределяет специфику норм права, закрепляющих эти отношения (т. е. специфику той или иной отрасли права).

В заключение изложенного сделаем вывод: предмет правового регулирования служит объективным основанием (критерием) деления единой системы права на составные части – отрасли и институты. Именно предмет регулирования прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли права.

Другим основанием деления права на составные части служит метод правового регулирования – совокупность юридических средств, с помощью которых государство воздействует на поведение участников общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулирует право, то метод – на вопрос о том, как, с помощью каких средств.

Выше отмечалось, что метод считается вспомогательным критерием деления права на части. Метод зависит от предмета правового регулирования, не устанавливается произвольно (по желанию законодателя или правоприменительными органами), но непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых общественных отношений – предметом регулирования.

Выделяют различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от особенностей общественных отношений – предмета правового регулирования. Наиболее распространены два основных метода – императивный и диспозитивный (их считают полярными по своим характеристикам). Остальные методы часто называют дополнительными.

Императивный метод (ещё его называют авторитарным, а также методом властных предписаний) представляет собой способ правовой регуляции, при котором субъекту права – участнику правоотношений – предоставляется лишь один, строго определённый вариант поведения.

Императивность данного метода может проявляться в установлении властных предписаний, которые жёстко определяют порядок возникновения и прекращения, а также характер, объём и содержание прав и обязанностей сторон – участников правоотношений. Такой метод широко применяется прежде всего в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права.

Императивный метод может проявляться и более жёстко – в форме правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения государства действий. Типичный пример использования запретов (как способа воздействия права на общественные отношения и поведение людей) – уголовное право. Нормы этой отрасли под угрозой применения уголовно-правовых санкций запрещают совершать действия, наносящие ущерб интересам личности, общества, государства.

Диспозитивный метод (его также называют методом автономии) – это способ правового регулирования, при котором не устанавливаются запреты или властные предписания. Но лишь устанавливаются границы, в рамках которых стороны – участники правоотношений самостоятельно определяют варианты своего взаимодействия, взаимные права и обязанности. В данном случае участники правоотношений выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию. Этот метод применяется главным образом в гражданском и ряде других отраслей российского права.

Итак, метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования и, как правило, довольно чётко соотносится с определённой отраслью права.

Вопросы для самопроверки

1) Чем обусловливается внутреннее строение права? 2) Охарактеризуйте основные признаки системы права. 3) Почему норму права называют строительным материалом системы права? 4) Почему взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями правовых норм, регулирующих эти отношения, характеризуется как закономерность? 5) Какова суть разделения системы права на частное и публичное? 6) Почему предмет правового регулирования является основным критерием деления права на отрасли и институты, а метод правового регулирования – вспомогательным?

Задания

1. В правоведении существует положение, в котором утверждается, что структура права – это юридическое выражение структуры данного общеcтсва. Объясните смысл этого положения.

2. Составьте в тетради схему «Основные структурные элементы системы права», соблюдая при этом необходимые уровни субординации (соподчинения) частей.

3. Известно, что юридическое деление права на частное и публичное активно развивалось в работах отечественных правоведов вплоть до 1917 г. В СССР официальное советское правоведение отрицательно относилось к идее такого деления, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. В современной России это учение вновь активно развивается. Как вы можете объяснить приведенные факты?

4. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования считаются полярными по своим характеристикам. Как вы понимаете это положение? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Мысли мудрых

«Согласовать один закон с другим есть лучший метод их толкования».

«Удобство частных лиц должно отступить перед общим благополучием. Неудобство частных лиц возмещается общим благополучием».

Римские юридические изречения

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


 

© 2011–2016, Хусаинов Р.Р.

    Яндекс.Метрика