<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава II.
ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА

§ 11. Правовые системы современности

 

В чём различие правовых систем, какие причины определяют их особенности? Существует ли взаимовлияние правовых систем, или они развиваются изолированно друг от друга?

Право неразрывно связано с укладом жизни людей, с той или иной цивилизацией, культурой, с традициями и обычаями народов. Поэтому в разных странах, на разных этапах развития возникают неодинаковые правовые системы (правовые семьи) – целостные совокупности взаимосвязанных правовых норм, правил, регулирующих общественные отношения. Правовая система складывается постепенно. Отдельные элементы различных правовых систем существовали уже в древних Вавилоне, Индии, Китае, в более развитом виде – в Греции, но первая, хотя и незавершённая, правовая система (в ней не были разработаны отрасли публичного права) возникла в Древнем Риме (I в. до н. э. – III в. н. э.). В VII–XI вв. на базе в основном религиозных норм (с восприятием многих обычаев) сложилась система мусульманского права. В Европе англосаксонская и романо-германская правовые системы сложились в XI–XIV вв.

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ, И ИХ РАЗВИТИЕ

Существующие правовые системы (семьи) обычно охватывают группы стран. Англосаксонская система права применяется в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Индии, во многих африканских странах – бывших колониях Великобритании. Романо-германская система (европейское континентальное право) действует в Германии, Франции, Италии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки и т. д.

Правовые системы не остаются неизменными. В результате процессов интеграции и глобализации государства воспринимают правовой опыт друг друга, происходит сближение различных правовых систем. Вместе с тем, поскольку своеобразие различных стран и народов сохраняется, а иногда и возрастает, не только сохраняются разные правовые системы, но в них возникают новые правовые явления. Развитие науки и техники (трансплантация, генная инженерия, ядерная энергетика и др.) порождает новые правовые институты, неизвестные ранее. Хотя та или иная страна обычно относится к определённой правовой системе, в своеобразных условиях разных стран одна и та же система может приобретать свои особенности. Англосаксонская система в Великобритании, где нет писаной Конституции, отличается от этой же системы в США, где есть Конституция 1787 г., но в то же время в штатах действуют свои законы. Романо-германская система в монархической Испании не совсем та же, что в республике Германии. В странах Латинской Америки, где нередко в системе разделения властей выделяются не три, как обычно, а четыре или даже пять государственных властей (законодательная, исполнительная, судебная и избирательная, а также иногда гражданская), романо-германская система имеет свои особенности. Во многих странах одновременно действуют правовые нормы, институты разных систем. В Японии сочетаются институты англосаксонской и романо-германской правовых семей, в Египте эти правовые семьи дополняются мусульманской правовой системой. Во многих странах Африки в дополнение к институтам, отражающим влияние бывшей метрополии, действуют институты обычного права (правовые обычаи племён, если они признаются государством).

В настоящее время в мире действуют основные правовые системы: романо-германская, англосаксонская, мусульманская. Примеры стран для первых двух систем представлены выше, мусульманская система в целостном виде применяется в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Объединённых Арабских Эмиратах, Катаре, Омане, Брунее, некоторых других странах, частично в Марокко, Судане, её отдельные институты (иногда в изменённом виде) восприняты в Египте, Алжире и других странах. До 90-х гг. XX в. юридическая наука выделяла также социалистическую правовую систему. До краха тоталитарного социализма на рубеже 80–90-х гг. она существовала во многих странах Европы и Азии (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Монголия и др.). Сегодня она сохраняется в Социалистической Республике Вьетнам, Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике, Республике Кубе, Народно-Демократической Республике Лаос.

Основные правовые системы с позиций определённого мировоззренческого подхода регулируют все общественные отношения, которые поддаются регулированию и должны быть урегулированы правовыми нормами.

Неосновные правовые системы – индусское право, иудейское право, обычное право (в тех странах Тропической Африки, где сфера его действия шире, чем в других). Иногда в качестве неосновной системы называют скандинавское право. Неосновные системы содержат в основном древние нормы, обычаи, религиозные догматы. Они регулируют небольшую часть традиционных отношений и постоянно вытесняются принимаемым законодательством.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Основные начала романо-германской правовой системы сложились в XIII–XIV вв. в континентальной Европе. Эта правовая система сначала развивалась на основе рецепции (восприятия) римского права, а затем главным образом в результате королевского законодательства. Свою роль сыграли и королевские суды. От римского права было заимствовано деление права на публичное (относящееся к «общим» интересам, в настоящее время это конституционное, административное, уголовное и другие отрасли права) и частное (в основном гражданское) право. Хотя в римском праве такое деление было обозначено, публичное право в нём не развивалось.

Романо-германская школа права (коллектив учёных, придерживавшихся общих научных позиций) стала восполнять пробелы римского права и разрабатывать понятия власти (в основном светской и духовной), суверенитета (независимости государственной власти от любой другой), системы органов государства и их роли, понятия закона, правосудия и др., позже – вопросы народного представительства, выборов, гражданства и прав граждан и др. Положения, сформулированные средневековыми авторами, стали включаться в законы.

Развитие романо-германской правовой системы связано в первую очередь не с судебной практикой (как в рассматриваемой ниже англосаксонской) и не с комментариями толкователей священных текстов (как в мусульманском праве), а с законодательством. Закон был и остаётся в романо-германской системе главным источником права. Хотя первая писаная Конституция была принята в США (1787), именно романо-германской школой права были разработаны положения об иерархии законов (основной закон – конституция, органические законы1, обыкновенные, чрезвычайные, издаются на основе и во исполнение конституции).

Позже, в XX в., была создана концепция особых органов судебного конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами и другими аналогичными органами (конституционный контроль со стороны судов общей юрисдикции стал впервые осуществляться в США). Эта школа разработала современную триаду разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), учение о роли соответствующих органов, концепцию регламентарной власти – право высших органов исполнительной власти издавать акты, имеющие силу закона, если на это их уполномочивает конституция.

Судебная практика использовалась и используется для развития романо-германской системы права в небольшой степени, а в некоторых странах судебный прецедент (решение какого-либо «высокого» суда, которому должны следовать другие суды при рассмотрении аналогичных дел) вообще не применяется как источник правовой нормы. Комментарии юристов к законам публиковались и публикуются, но не считаются источником права, а используются как обычные доктринальные (необязательные) разъяснения. Обычай играет незначительную роль. Если он приобретает длительный и устойчивый характер, его стремятся включить в закон или иные правовые акты.

Правовые традиции в романо-германской правовой системе соблюдаются, но их роль не очень велика: они заменяются законом, если в этом возникает необходимость. Основой правовой идеологии в данной системе, как и в англосаксонской, являются общечеловеческие ценности: свобода, равенство, права человека и гражданина, демократия, народный суверенитет, политический и идеологический плюрализм, местное самоуправление и др., а в последние десятилетия также социальное партнёрство, социальная справедливость и др.


1 Законы, принимаемые по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от принятия как конституционных, так и обычных законов. В России нет понятия органических законов, аналогом могут служить конституционные федеральные законы.

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Основы англосаксонской правовой системы были заложены в XI–XV вв. Британские колонисты перенесли её в Северную Америку, в другие колонии Азии, Африки, в Австралию. Она действовала там с изменениями наряду с «местным» правом. В отличие от романо-германской правовой системы англосаксонская система формировалась в условиях относительной феодальной централизации, поскольку завоеватели создали более централизованную систему управления. Роль централизующего фактора в праве взяли на себя королевские суды, считавшиеся центральными судами. Их решения содержали общие правила, нормы, которым следовали другие суды при решении аналогичных дел (правило судебного прецедента, которое окончательно утвердилось к XIX в.).

Роль закона в создании правовой системы была слабее, чем в романо-германской правовой семье, и, хотя теперь закон доминирует во всех странах англосаксонской системы, судебный прецедент сохраняет своё значение (особенно в самой Великобритании).

Рецепция римского права, которая в романо-германской системе являлась важнейшей основой её формирования, в Великобритании (откуда пошла англосаксонская система) была гораздо слабее. Поэтому в англосаксонской системе сложилась своя терминология, своё деление на отрасли права.. Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской системе нет. Основное деление права – это различие статутного права (законы), общего права (судебные прецеденты) и права справедливости (суды назначенного королём канцлера, решавшие дела по справедливости, если не было соответствующего закона или судебного прецедента либо если закон и прецедент противоречили справедливости).

Правда, сейчас это деление даже в самой Великобритании реформируется: канцлерские суды включаются в общую систему судов.

Деление права на отрасли тоже своеобразно. По существу, не признаётся деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, различаются право собственности, обязательственное право и др. Нет деления норм на императивные (обязательные) и диспозитивные (дающие сторонам правовых отношений возможность выбора своего поведения). Не применяются многие важные для романо-германского права понятия: юридического лица, непреодолимой силы, препятствующей исполнению договора, и др.

Хотя теперь в странах англосаксонской системы (кроме Великобритании и Новой Зеландии) есть писаные конституции, понятия основного закона нет. В Великобритании все законы имеют одинаковую силу.

Комментарии юристов, особенно труды выдающихся английских юристов, могут выполнять роль источника права: в обоснование своих решений суды ссылаются на них.

Кодификации правовых норм в англосаксонской системе не придаётся такого значения, как в романо-германской. В самой Великобритании кодексы отсутствуют. В других странах они есть, но по отдельным вопросам. Обычно издаются не кодексы, а законы по наиболее важным вопросам (о собственности, о наследовании и др.). Особенности имеют судебная система и процесс судопроизводства. Судебную систему возглавляют верховные суды общей юрисдикции. Отсутствует целостная система специализированных судов1, хотя некоторые её элементы заменяют отчасти трибуналы (их ранг ниже, чем у судов), созданные при соответствующих учреждениях из государственных служащих и представителей общественности. По некоторым вопросам нельзя обращаться в суд, если дело предварительно не рассматривалось трибуналом. Правда, в США, Австралии есть и специальные суды.

В некоторых штатах США не только уголовные, но и гражданские дела рассматривает коллегия в составе судьи и 12 (иногда до 24) присяжных заседателей.

Для англосаксонской системы характерен высокий статус судей и судебной власти, он не ниже законодательной и исполнительной государственной власти. В правосознании народа высоко ценятся традиции. Многие учреждения (сама монархия, кабинет министров, тайный совет), правовые понятия существуют по традиции.


1 Например, в России это арбитражные суды, во Франции административные.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА ПРАВА

В целостном виде такая система действует только в немногих странах, названных выше, да и в них в 90-х гг. XX в. приняты конституции, в какой-то мере отражающие влияние общечеловеческих ценностей. В других странах, считающихся мусульманскими (их около 20), мусульманское право действует частично. Классическое мусульманское право – это одна из сторон религии ислама, шариат («путь следования»). Считается, что, соблюдая эти нормы, мусульманин попадёт в рай.

Выделяется и собственно право – фикх, в нём нет правил об отношении к Аллаху (Богу), фикх регулирует отношения мусульман в мусульманской общине (умме), отношения людей друг к другу, но всё-таки и фикх не отделён совершенно от религии. Составной частью права во многих мусульманских странах является адат (обычай). Многие народы (в том числе и в России) считают обычаи адата элементом мусульманского права. Мусульманское право в своём классическом виде включает в свой состав только обычаи некоторых племён Саудовской Аравии.

Основные источники мусульманского права – Коран и Сунна. Коран – поучения Аллаха, переданные людям через пророка Мухаммеда (это реальная личность) в VI – VII вв. Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, составленное сподвижниками после его смерти. Коран стоит выше конституции, поэтому в тех мусульманских странах, где есть органы конституционного контроля, они сначала проверяют закон на соответствие Корану, а затем конституции.

Поскольку в Коране собственно правовых норм немного (считают, что их примерно 200 из 6 тыс. аят – поучений), то мусульманское право складывалось не посредством законов или судебных прецедентов, а путём доктринальных толкований священных книг мусульманскими богословами-юристами. Уже в XI–XII вв. были написаны первые книги ныне канонизированных мусульманских юристов. Поскольку толкования были разными, сложилось несколько школ.

Основной принцип классического мусульманского права – устройство общественной и государственной жизни должно соответствовать принципам халифата (строя, который сложился при Мухаммеде и четырёх «праведных халифах» после него). Главное в регулировании отношений – не столько права, сколько обязанности правоверного перед Аллахом (например, пятикратная молитва в день). Судебного прецедента не существует, мнения авторитетов (авторитетных лиц мусульманского сообщества страны) должны учитываться. Структура права характеризуется архаичностью, казуистичноетъю Хотя в новейших конституциях принцип равенства людей зафиксирован, мусульманским правом он полностью не признаётся (допускается неравенство правоверных и неверных, мужчин и женщин). Правосознание в странах мусульманского права опирается на религию ислама. Она считается универсальной, пригодной для всех народов. Правовые включения в мусульманское право из других правовых систем не допускаются. Если они есть, это трактуется лишь как случайное совпадение.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРАВА

Данная правовая система основана на принципах марксизма-ленинизма. В их ряду следующие: право – средство для строительства социализма, а затем коммунизма; руководящая роль коммунистической партии в обществе и государстве, что закрепляется конституциями; господство в обществе марксистско-ленинской идеологии; ликвидация частной собственности, связанных с ней «эксплуататорских» классов и господство социалистической государственной собственности; диктатура пролетариата, затем общенародное социалистическое, но классовое государство; отрицание концепции разделения властей и местного самоуправления («Вся власть Советам!»); ограничение «эксплуататоров» в правах и использование прав и свобод гражданином только в интересах строительства социализма и коммунизма и др. В настоящее время в некоторых сохранившихся социалистических странах допускаются отдельные исключения из этих принципов, например по вопросам собственности, диктатуры пролетариата и др.

Источники права в данной системе – законы и иные нормативно-правовые акты. Правовые нормы кодифицированы.

Прирождённые (естественные) права человека не признаются, считается, что правами человека (гражданина) наделяет государство. Деление права на публичное и частное не признаётся.

Характерно формальное декларирование независимости судебной системы.

Существует государственное планирование и централизованное распределение товаров, экономика огосударствлена (правда, в настоящее время допускается и частная розничная и оптовая торговля, частное предпринимательство), заработная плата централизована, устанавливается государством. Оппозиционных партий быть не должно, все общественные объединения находятся под руководством коммунистической партии. В государственном строе действует система типа советов, которые рассматриваются как органы государственной власти, местное самоуправление отвергается. Парламенты есть, но они действуют не на постоянной основе (их члены работают и получают заработную плату по месту работы).

Хотя на практике система тоталитарного социализма приводит к подавлению личности, стагнации экономики, некоторые социалистические лозунги (роль труда и трудящихся, социальная справедливость, планирование экономики и др.) были притягательными для людей и в переосмысленном виде теперь используются в ряде конституций, в праве демократических стран.

ЭЛЕМЕНТЫ НЕОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ

В Индии, Непале, некоторых других смежных странах действует индийское право. Оно часть целостного регулирования жизни и миропонимания. Его основы заложены в древних книгах, устных преданиях, которые называются шастры. Имена их авторов неизвестны, книги не считаются священными, как Коран. В основе миропонимания шастр три движущие силы – добродетель, интересы, удовольствия. Их регулируют правовые нормы и нормы морали (как подавать милостыню, принимать гостей и др.). Это, скорее, не права, а комплекс обязанностей. Такие положения изложены в разных сборниках, часто в стихах. Древнейшие из них – законы Ману, носящие имя мифического бога Ману (II в. до н. э. – II в. н. э.). Древнее право применяется только частично и лишь в личных, семейных отношениях.

В Израиле частично действует древнее иудейское право, представляющее собой часть определённого мировоззрения. Его основы содержатся в священных книгах – Торе (пятикнижие пророка Моисея), Талмуде.

В странах Тропической Африки действует обычное право племён. Это устные правила, которые хранятся в памяти вождей, старейшин. Иногда эти правила восприняты законодательством. Обычное право действует, если это разрешает закон, и регулирует только некоторые брачно-семейные, наследственные, земельные отношения (например, разделение общинной земли между семьями, выпас скота).

Вопросы для самопроверки

1) Что такое правовая система и каково в ней место права? 2) Какие основные правовые семьи действуют в настоящее время в мире? 3) Каковы особенности неосновных правовых систем? 4) В чём особенности романо-германской правовой семьи? 5) Каковы особенности англосаксонской правовой семьи? 6) Что отличает мусульманскую правовую систему? 7) Какие черты характеризуют социалистическую правовую систему?

Задания

1. Основной Закон государства N – Конституция – был принят в прошлом веке. Главная роль в формировании права принадлежит парламенту, который издаёт законы; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных источников права. К какой правовой семье можно отнести правовую систему государства N? Свой ответ обоснуйте.

2. Какая правовая семья может быть охарактеризована следующими словами: «Судьи творят право, право есть то, что говорят о нём судьи»? Свой ответ объясните.

3. Подумайте, в чём заключается главное отличие семьи мусульманского права от романо-германской и англосаксонской правовых семей.

4. Ниже приведено несколько групп, которые содержат признаки правовых систем. Какая правовая система подразумевается в каждом случае? В каждой группе укажите лишний признак (обязательно поясните свой выбор):

а) основной источник права – нормативно-правовой акт; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; юридическая доктрина, как правило, имеет сугубо прагматический, прикладной характер;
б) деление системы права на публичное и частное; юридические предписания даны Богом раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; законодательство имеет вторичное значение;
в) предпочтение отдаётся не обязанностям, а правам гражданина; существует кодификация права; отсутствие деления права на частное и публичное.

Мысли мудрых

«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его».

Ф. Лассаль (1825–1864), немецкий политический деятель

Шутливые определения трёх типов права:

– английская система: можно всё, кроме того, что нельзя;
– немецкая система: нельзя ничего, кроме того, что можно;
– французская система: можно всё, даже то, что нельзя.

Юридический фольклор

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика