<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

§ 23. Международная защита прав человека

 

Могут ли другие государства вмешаться во взаимоотношения между государством и его собственными гражданами? Можно ли считать, что вмешательство других стран во взаимоотношения между государством и его собственными гражданами является нарушением суверенитета, вмешательством во внутренние дела независимого государства?

Международное право состоит из различных юридических норм, которые регулируют разнообразные двусторонние и многосторонние отношения между государствами в таких областях, как дипломатические и консульские сношения, разграничение морских и территориальных пространств, мирное разрешение споров и многие другие. С развитием международных отношений в сферу межгосударственного сотрудничества вовлекаются всё новые отношения, которые ранее регулировались исключительно национальным законодательством каждого государства. К таким областям относятся и права человека.

УСТАВ ООН И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Первоначально международное право стремилось лишь смягчить жестокость многочисленных войн, которые велись между государствами, и ограничить их разрушительные последствия. Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира», опубликованной в 1625 г., исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. При этом Гуго Гроций считал, что в любой войне насилие должно иметь пределы и допускаться только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться. В международных соглашениях, заключённых в конце XIX – начале XX в., подчёркивалась недопустимость жестокого обращения с ранеными, больными, военнопленными и гражданским населением.

В период, предшествующий созданию Организации Объединённых Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, регулирующие защиту прав человека в мирное время. К их числу относились договоры, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств и ряд других. Целью всех этих соглашений явилось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности и предотвращение жестокостей происходящих войн. В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Её опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением прав и свобод человека – с другой.

Создание Организации Объединённых Наций и принятие её Устава (вступил в силу 24 октября 1945 г.) положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.

Устав ООН явился первым в истории многосторонним договором, который не только запретил применение вооружённой силы против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, но и заложил основы широкого развития международного сотрудничества по соблюдению основных прав и свобод человека.

Устав ООН обязал государства осуществлять такое сотрудничество в целях поощрения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии (п. 3, ст. 1 и ст. 55 Устава ООН). В рамках ООН были приняты многие решения и документы, в которых подчёркивался юридический характер обязательств государств соблюдать права личности.

При разработке проекта Устава ООН вносились различные предложения дать в нём перечень основных прав и свобод, которые должны подлежать всеобщему уважению и соблюдению. Однако государства в тот период не смогли договориться о таком перечне и поэтому решили передать этот вопрос на обсуждение компетентных органов ООН в целях разработки Международного билля о правах человека.

Первоначально в 1946 г. стала разрабатываться Всеобщая декларация прав человека, которую впоследствии предполагалось принять в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, а не обязательного международного договора. Тем самым члены ООН справедливо исходили из того, что такой документ будет легче разработать и принять.

Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в сложной дипломатической борьбе, а её принятие стало итогом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения. Западные державы стремились закрепить в этом документе главным образом гражданские и политические права, а Советский Союз и социалистические страны – социально-экономические и культурные права. 10 декабря 1948 г. после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи, имеющая рекомендательный характер, 48 голосами государств – членов ООН при 8 воздержавшихся. Дата принятия Всеобщей декларации с тех пор отмечается во всём мире как День прав человека.

Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Она признала естественный характер прав человека, который принадлежит каждому с момента рождения, а не предоставляется по усмотрению каждым государством.

Приняв Всеобщую декларацию, Организация Объединённых Наций приступила к разработке единого договора, который должен был содержать обязательный перечень основных прав и свобод. Однако в ходе обсуждения этого договора США и ряд других стран выступили за включение в него только гражданских и политических прав. Поэтому было решено вместо одного разработать два договора – Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. Эти договоры разрабатывались в течение почти 20 лет и лишь в 1966 г. были приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Оба Пакта содержат широкий перечень основных прав и свобод, и каждое государство, которое ратифицирует тот или иной Пакт, обязано соблюдать их положения.

В процессе разработки Пакта о гражданских и политических правах длительное время обсуждался сложный и спорный в то время вопрос о процедуре рассмотрения жалоб отдельных лиц на государство, которое нарушает их права. В результате различных позиций участников переговорного процесса по этому вопросу было решено включить положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб в отдельный договор – дополнительный Протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Этот факультативный Протокол, как и оба Пакта, был одобрен Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Через 23 года, в 1989 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла второй дополнительный Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Этот Протокол обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол разрешает смертную казнь только за наиболее серьёзные преступления, совершаемые во время войны.

Таким образом, Международный билль о правах человека состоит в настоящее время из пяти документов – Всеобщей декларации прав человека, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Пакта о гражданских и политических правах, а также двух дополнительных Протоколов к ним. Этот Международный билль представляет собой фактически кодекс поведения государств в области прав человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, УЧРЕЖДЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОНВЕНЦИЯМИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Международного билля о правах человека является учреждение на его основе органов, которые контролируют выполнение взятых на себя государствами обязательств. Впервые вопрос об учреждении таких органов стал обсуждаться при разработке Международного пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с его положениями был создан Комитет по правам человека. В настоящее время функции контроля за соблюдением различных международных договоров по правам человека выполняют ещё шесть органов: Комитет по экономическим, социальным и культурным правам1, Комитет по ликвидации расовой дискриминации2, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин3, Комитет против пыток4, Комитет по правам ребёнка5 и Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей6.

Одной из главных функций этих Комитетов является рассмотрение докладов государств о выполнении ими основных прав и свобод человека, зафиксированных в соответствующих международных договорах. По рассматриваемым докладам Комитеты выносят в адрес государств конкретные рекомендации о том, какие законодательные, административные и иные меры они должны принять для выполнения взятых на себя обязательств. Такие доклады рассматриваются Комитетами регулярно, через определённые периоды времени. Поэтому контроль Комитетов носит постоянный и регулярный характер.

Наряду с докладами государств эти Комитеты, за исключением Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и Комитета по правам ребёнка, правомочны рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы на нарушение государствами-участниками взятых на себя обязательств по соблюдению соответствующих прав и свобод личности.

Практика рассмотрения межгосударственных жалоб не получила распространение в международных отношениях. Многие государства справедливо полагают, что обсуждение межгосударственных жалоб приведёт не к защите прав человека, а к ухудшению отношений между государствами.

Совершенно иное положение сложилось с индивидуальными жалобами, адресованными в соответствующие Комитеты, их число постоянно возрастает. Комитеты ежегодно рассматривают сотни и тысячи жалоб. Каждый из них, получив жалобу, сначала решает вопрос о её приемлемости. Только в том случае, если жалоба признана приемлемой, она рассматривается по существу.

Не принимаются анонимные жалобы, а самое главное – должны быть исчерпаны все доступные национальные средства правовой защиты. Это означает, что до направления жалобы в тот или иной Комитет необходимо попытаться добиться восстановления своих нарушенных прав путём обращения в национальные суды и иные государственные органы. Только в том случае, если такие попытки оказались безуспешными, можно обращаться в международные органы.

Рассматривая индивидуальные жалобы, Комитеты выносят в адрес государств рекомендации о том, какие меры они должны принять для восстановления нарушенных прав. Например, отменить или смягчить несправедливый приговор, освободить невинно заключённого из тюрьмы, предоставить ему денежную компенсацию и т. д. И хотя решения Комитетов носят рекомендательный, а не обязательный характер, тем не менее подавляющее большинство из них государствами выполняются незамедлительно.


1 Создан на основе Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

2 Создан на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3 Создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

4 Создан на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

5 Создан на основе Конвенции о правах ребёнка.

6 Создан на основе Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

РОЛЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ООН В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Органы ООН не только разрабатывают и принимают различные международные соглашения по правам человека, но и осуществляют чрезвычайно разнообразную деятельность в этой области.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Фактически все эти органы в той или иной степени занимаются вопросами прав человека.

Совет Безопасности несёт основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Устав ООН предоставил Совету Безопасности широкие полномочия по мирному разрешению межгосударственных споров и пресечению угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

В этих целях Совет Безопасности правомочен принимать решения о санкциях и применении принудительных мер, включая вооружённую силу. Массовые, систематические и грубые нарушения прав и свобод человека, этнические чистки, геноцид приводят к ситуациям, когда Совет Безопасности вынужден принимать решения о принудительных мерах для их пресечения. Решения Совета Безопасности являются для государств обязательными.

Главную ответственность за выполнение функций Организации по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея и под её руководством Экономический и Социальный Совет. Их функции заключаются главным образом в принятии рекомендаций по вопросам, относящимся к правам человека, а также в проведении исследований в этой области. В отличие от решений Совета Безопасности рекомендации Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств – членов ООН.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет, который работает под руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа Комиссию ООН по правам человека. Со временем она превратилась в ключевой орган по всестороннему обсуждению вопросов, относящихся к правам человека. Не случайно, что в её ежегодных сессиях принимают участие главы государств и правительств, министры иностранных дел и другие видные государственные деятели различных стран мира. Каждый год на сессии Комиссии собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей, более 200 неправительственных организаций, представители многих национальных учреждений по правам человека.

Функции Комиссии чрезвычайно разнообразны. Она разрабатывает различные международные документы по правам человека, проводит исследования и обсуждения наиболее актуальных проблем, относящихся к правам человека, принимает резолюции. Особая роль принадлежит Комиссии в рассмотрении вопросов нарушений прав человека в отдельных странах, в том числе и в ходе внутренних вооружённых конфликтов.

Ежегодно Комиссия принимает десятки резолюций в отношении таких стран, как Афганистан, Камбоджа, Бурунди, Гаити, Ирак, Иран, Судан и др. Её специальные представители выезжают в эти и другие страны и проводят расследования массовых и грубых нарушений прав человека. Большую помощь Комиссии в ее работе оказывает учреждённый ею вспомогательный орган – Подкомиссия по поощрению и защите прав человека, которая состоит не из представителей государств, а из 26 независимых экспертов, действующих в личном качестве и представляющих все континенты мира. Одно из базовых направлений деятельности Подкомиссии – это проведение исследований по актуальным вопросам, относящимся к сфере прав человека, таких, как глобализация и её воздействие на соблюдение прав человека; борьба с бедностью и нищетой; права неграждан; права национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств и многие другие. На базе реализованных исследований Подкомиссия формулирует конкретные предложения и как принимает собственные резолюции, так и готовит проекты резолюций и предложения для Комиссии ООН по правам человека. Такое сочетание работы органов ООН, состоящих из представителей государств и независимых экспертов, способствует углублённому изучению причин нарушений прав человека и принятию необходимых мер, направленных на их ликвидацию.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества государств в области прав человека, осуществляемой главным образом в рамках ООН, такая деятельность проводится и на основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы, который ещё в 1950 г. принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Сейчас все члены Совета Европы являются участниками этой Конвенции. Новые государства, вступая в Совет Европы, обязаны её ратифицировать. Ценность этой Конвенции состоит в том, что на её основании впервые в истории человечества был создан и функционирует Европейский Суд по правам человека, который имеет полномочия рассматривать жалобы как государств, так и отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав участниками Конвенции. Решения Суда обязательны для государств, а за их осуществлением наблюдает Комитет Министров Совета Европы.

Таким образом, созданный механизм является фактически наднациональной властью. Его учреждение потребовало от государств – членов Совета Европы пересмотреть сложившиеся стереотипы, касающиеся абсолютизации государственного суверенитета.

Отвергая законность многих национальных судебных решений, Европейский Суд побуждает государства пересматривать действующее национальное законодательство и практику его применения. Наша страна, вступив в Совет Европы и ратифицировав Европейскую конвенцию, принимает ряд мер по приведению российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими стандартами.

Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта организация объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, являясь, таким образом, наиболее представительной европейской региональной организацией. Созданию этой организации предшествовало подписание в 1975 г. Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он является той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.

В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.

Региональные организации и правовые документы в области прав человека существуют во всех регионах мира, за исключением Азии.

В Латинской Америке это Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята в 1969 г. Она во многих отношениях скопирована с Европейской конвенции.

В 1981 г. африканские государства также создали свою региональную организацию, приняв Хартию прав человека и прав народов. Этот документ во многом учитывает специфику африканского континента, выдвигая на первый план вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом и иностранным господством. Значительное место в Хартии наряду с правами человека заняли такие права народов, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благоприятную окружающую среду и др. В 2004 г. африканские государства приняли решение об учреждении Суда по правам человека, который рассматривает индивидуальные жалобы и принимает по ним обязательные решения для государств, признавших его юрисдикцию.

Несмотря на определённый прогресс в учреждении региональных организаций, процесс продвижения к демократии в Африке развивается сложно и противоречиво. Многие африканские лидеры абсолютизируют государственный суверенитет и делают акцент на особые традиции в Африке.

Совершенно не случайно отсутствуют региональные организации по правам человека в Азии. Многие учёные и государственные деятели этого континента считают, что в настоящее время в связи с отсутствием в Азии политического, социально-экономического и культурного единства у государств нет условий для создания регионального механизма по правам человека. Вместе с тем в сентябре 1996 г. была принята Исламская декларация прав человека, одобренная на XIX совещании министров иностранных дел стран – членов исламской конференции в Каире.

Обеспечение и защита прав человека уже сейчас находятся в центре внимания деятельности универсальных и региональных организаций.

Вопросы для самопроверки

1) Каким образом происходило развитие прав человека в сфере межгосударственного сотрудничества? 2) Почему первоначально государства не стремились принимать меры по международной защите прав человека? 3) Чем были вызваны различия в позициях государств при разработке Международного билля о правах человека? 4) Каково основное содержание Международного билля о правах человека? 5) В чём заключаются основные полномочия конвенционных контрольных органов? 6) Что вам известно о роли и компетенции главных и вспомогательных органов ООН? 7) Какие органы ООН играют наибольшую роль в международной защите прав человека? 8) Полезна ли международная процедура рассмотрения индивидуальных жалоб? 9) С какой целью учреждаются региональные организации в области прав человека? 10) Является ли эффективной деятельность региональных организаций?

Задания

1. Чем вы можете объяснить, что, несмотря на то что решения Комитетов по правам человека носят рекомендательный характер, подавляющее большинство из них государствами выполняются незамедлительно?

2. Совет Безопасности ООН, рассмотрев на своём заседании вопрос о грубейшем нарушении прав человека в Ираке, принял решение об экономической блокаде этой страны. Результатом блокады стало резкое снижение уровня жизни населения этой страны, голод, отсутствие медикаментов и, как следствие, высокая смертность. Как вы думаете, насколько правомерно подобными методами защищать права человека?

3. Составьте в тетради схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадёт в Европейский Суд по правам человека.

4. Чем вы можете объяснить, что Европейский Суд по правам человека не принимает к рассмотрению жалобу гражданина, если он не прошёл все национальные инстанции, призванные защищать его права?

5. Выскажите своё мнение, почему граждане многих стран мира не могут найти защиты в своей стране и вынуждены обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Мысли мудрых

«Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать: ЗАКОН».

О. де Бальзак (1799–1850), французский писатель

«Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Цицерон (106–43 до н.э.), римский политический деятель, философ

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

В. Гюго (1802–1885), французский писатель

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика