<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

§ 22. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации

 

Как защищаются права человека в России? Может ли человек самостоятельно защищать свои права?

Права и свободы человека, закреплённые в конституциях и важнейших нормативно-правовых актах государства, не могут осуществляться автоматически. Необходима, с одной стороны, активная позиция субъекта права, с другой – система органов и должностных лиц, обязанность которых состоит в обеспечении прав и свобод личности. Какова эта система, каким образом осуществляют свои обязанности органы и должностные лица, наделённые полномочиями по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина?

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Мы установили, что права и свободы человека – его неотъемлемые, естественные притязания и блага, принадлежащие ему от рождения. Однако для реализации прав и свобод человека необходимо: а) чтобы они были признаны государством и закреплены в конституции, законах или иных нормативно-правовых актах (внутренних и международных); б) чтобы созданы были государственные и правовые способы охраны и защиты прав и свобод в случае их нарушения кем бы то ни было.

Задача эта непростая. Права и свободы, закреплённые в законодательстве, должны, как уже отмечалось, соответствовать универсальным (всеобщим) правовым стандартам и определять движение государства по пути демократии, материального, социального, нравственного и культурного прогресса.

Экономические, социальные, нравственные и культурные условия являются важнейшими предпосылками эффективного действия государственно-правовых механизмов защиты прав и свобод человека. Только развитая экономическая система, нравственность и культура, в основе которых лежит уважение к человеку, личности, создают благоприятные условия для деятельности всей государственно-правовой системы, цель которой – защита прав человека.

В государственно-правовой механизм защиты прав человека включаются органы государства (институциональные структуры) и специфические юридические гарантии, закреплённые в конституции и законах государства. Следует отметить, что все звенья этого механизма – необходимые признаки правового государства, которое основано на принципах свободы, демократии, справедливости и равенства всех перед законом, не совместимых с произволом и беззаконием.

Если государство не признаёт неотъемлемые права человека либо не способно реально обеспечить и защитить их, оно утрачивает правовой характер. Поэтому не случайно развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимо от становления прав человека, явившегося универсальным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового государства.

Для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав человека – государство должно постоянно искать, находить и совершенствовать процедуры, институты, механизмы, гарантирующие защиту прав человека. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям общества.

В различных государствах мира существуют разнообразные системы органов и процедур, защищающих и создающих юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека: суды общей юрисдикции, административные суды, конституционные суды (ФРГ, Испания, Италия, Австрия, Россия и др.), Верховный суд (США), Государственный Совет (Италия), омбудсмены (Швеция, Испания, Великобритания, Финляндия, Франция, Польша, Россия и др.), медиатор-посредник (Франция) – вот далеко не полный перечень механизмов, сложившихся в практике различных стран и направленных на защиту прав человека.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы остановимся на тех органах и правовых гарантиях защиты прав человека, которые действуют в Российской Федерации. Ключевой в оценке их системы и процедур должна стать статья 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом». Указанный конституционный принцип должен быть ориентиром для всех органов и должностных лиц государства.

В соответствии с этим конституционным положением в Российской Федерации создана система государственных институтов, органов и правовых средств, которые направлены на охрану и защиту прав человека, утверждение свободы и достоинства личности.

• Главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ч. 2, ст. 80 Конституции РФ). Для осуществления этой функции Указом Президента РФ при Президенте Российской Федерации создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Одной из его важнейших задач является обеспечение реализации полномочий Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, содействие уважению прав и свобод человека в России, совершенствованию законодательства в области прав человека, укреплению международного сотрудничества по правам человека. Совет призван изучать реальные ситуации в области законодательного регулирования и правоприменительной практики, связанные с правами человека, выступать с рекомендациями по этим вопросам.

•  Осуществление мер по обеспечению прав и свобод человека согласно статье 114 (пункт «е») входит в компетенцию Правительства РФ. В ней указано, что Правительство Российской Федерации «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» .

•  Конституция РФ не наделяет представительные органы функциями контроля за осуществлением прав человека.

Пункт «д» статьи 103 относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (в зарубежной практике эта должность носит названия «омбудсмен», «медиатор-посредник» и др.). Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) является новым для нашей правовой системы. Однако, как показывает практика ряда зарубежных государств и сравнительно небольшой опыт деятельности этого института в России, он является важной государственной гарантией обеспечения и защиты прав человека.

•  Огромная роль в защите прав человека принадлежит правосудию. Как отмечает часть 2 статьи 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 2, ст. 120).

Реализация правосудия осуществляется в установленном законом процессуальном порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, уважении достоинства человека, открытом судебном разбирательстве, национальном языке судопроизводства, состязательности и равноправии сторон.

Суд – орган государственной власти, и судебная защита – один из видов государственной защиты. Если человек не удовлетворён решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России. В случае несогласия с его решением возможно обращение в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Следует учесть важную роль в защите прав и свобод человека Конституционного Суда РФ. Граждане, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле, обладают правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы в Конституционный Суд (ч. 1, ст. 96 Федерального закона «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г.).

Надо обратить внимание на формы организации судебной власти в России в связи с федеративным устройством государства: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражный судов, Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховные суды республик, краевой (областной) суд, районные суды, мировые суды, военные суды.

В случае реального или предполагаемого нарушения его прав гражданин обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, которые рассматривают подавляющее большинство судебных дел от их общего количества. Приговоры или постановления районного суда могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию.

•  Защиту прав человека осуществляет прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на её территории законов. Их цель – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

•  Значительна роль адвокатуры в защите прав и свобод человека. Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, институт гражданского общества. Поэтому она не входит ни в систему органов власти, ни в систему органов местного самоуправления. Адвокатура независима и призвана защищать права человека, оказавшегося в неблагоприятной правовой ситуации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Наряду с различными органами (институтами), призванными защищать права и свободы человека, следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав человека. Одна из важнейших юридических гарантий закреплена в статье 18 Конституции, которая признаёт права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на неё. Непосредственное прямое действие конституционных прав и свобод тесно связано с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15). Это один из существенных признаков правового государства, подчёркивающий значение прав и свобод человека как высшей ценности.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина является общепризнанным для ряда правовых зарубежных государств с развитой демократией, высокой юридической и правовой культурой. В отечественной конституционной практике оно сформулировано впервые. В условиях тоталитарного государства права и свободы граждан, закреплённые в Конституции, носили в основном декларативный характер. Суды не могли реально защищать их, ссылаясь на конституционные нормы.

Принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации в законодательстве, разработке правил и процедур, упорядочивающих осуществление и соблюдение прав и свобод. Так, статья 27 Конституции РФ о праве каждого проживающего на территории РФ на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства конкретизирована в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.; статья 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.; часть 4 статьи 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе – в Положении о федеральной государственной службе, утверждённом Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Конкретизирован в текущем законодательстве и ряд других конституционных прав, установлен чёткий порядок и способы их осуществления.

Однако принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина означает, что эти права реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещёнными законом.

Важнейшие юридические гарантии закреплены в статьях 46–54 Конституции, включённых в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина»: гарантии судебной защиты прав и свобод, возможность обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд; право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства (ст. 46); право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51); охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение доступа потерпевшего к правосудию и компенсации причинённого ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); недопустимость обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54). Система юридических гарантий, закреплённых в Конституции РФ, отвечает общепризнанным мировым стандартам. Все эти права, содержащиеся в главе 2 Основного Закона «Права и свободы человека и гражданина», следует внимательно изучить и запомнить.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВСЕМИ СПОСОБАМИ, НЕ ЗАПРЕЩЕННЫМИ ЗАКОНОМ

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещёнными законом (ч. 2, ст. 45). Такой подход увеличивает возможности человека и гражданина, которые могут проявлять инициативу, расширять способы отстаивания своих прав.

Могут быть обращения в средства массовой информации, использование различного рода общественных объединений (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, различного рода собраниям, манифестациям граждан с целью привлечь внимание к нарушению своих (а подчас и не только своих) прав и свобод. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим государственные гарантии защиты прав человека.

Особое значение имеет правозащитное движение, т. е. коллективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей задачи, либо как целевой задачи обеспечения интересов определённых категорий населения (инвалидов, детей-сирот, заключённых, военнослужащих и др.).

Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было официально сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства – участники Венской встречи выразили решимость «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод».

Человеку предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Однако его действия не должны противоречить законам, установленным в обществе: нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу правоохранительных и других учреждений, публично оскорблять тех, кто, по мнению лица, отстаивающего свои права, виновен в их нарушении, создавать ситуации, представляющие угрозу для жизни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремистские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельности общества.

Таким образом, охране и защите прав и свобод человека и гражданина призваны способствовать не только все звенья единого государственного механизма, включающего как институциональные структуры (система органов), так и правовые гарантии, которые являются непременным признаком демократического правового государства, но и активная правозащитная деятельность индивидов.

Вопросы для самопроверки

1) Какие условия необходимы для того, чтобы человек мог воспользоваться принадлежащими ему правами и свободами? 2) В каких случаях можно сказать, что государство утратило свой правовой характер? 3) Что является одной из важнейших задач Президента РФ как гаранта Конституции? 4) Какие меры по обеспечению прав и свобод человека входят в компетенцию Правительства РФ? 5) Какие меры по обеспечению прав и свобод человека входят в компетенцию Уполномоченного по правам человека в РФ? 6) Что вам известно о мерах по обеспечению прав и свобод человека, входящих в компетенцию судебной власти РФ? 7) Почему некоторые права и свободы, закреплённые в Конституции РФ, нуждаются в конкретизации в других законодательных актах?

Задания

1. Раскройте причины разделения полномочий по обеспечению и защите прав человека между ветвями власти в РФ.

2. Объясните смысл понятия «непосредственно действующие права и свободы».

3. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Права человека в наше время не заслуживают сколько-нибудь серьёзного внимания... Благосостояние общества – вот достойная цель и конечный критерий» (Ф. Брэдли (1846–1924) – английский философ)?

4. Докажите, что названные в Конституции РФ гарантии прав человека способствуют реализации каждым человеком своих прав и свобод.

5. Назовите не запрещённые законом способы самостоятельной защиты человеком своих прав и свобод. В каких случаях человек может прибегнуть к данным способам защиты своих прав и свобод?

6. Американский президент А. Линкольн, живший в XIX в., сказал: «Когда все права попраны, право на восстание остаётся бесспорным»1. Согласны ли вы с тем, что восстание является одним из способов завоевания и защиты попранных прав?

Мысли мудрых

«Целью всякой политической конституции, так же как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина».

М.-Ж. Монморанси (1767–1826), депутат Национального собрания Франции в годы Великой французской революции


1 Это записано в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


 

© 2011–2016, Хусаинов Р.Р.

    Яндекс.Метрика