ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Действие происходит в автобусе.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

ТРЕТИЙ ГИД.  (Глядя в окно автобуса в сторону станции Щёлково)

В начале ушедшего века
Здесь был Богородский уезд.
И ни одного человека –
        болото, озёра и лес…

ПЕРВЫЙ ГИД.  Да, именно так всё и было!

ВТОРОЙ ГИД.  Во второй половине XIX века Россия переживала период бурного промышленного подъёма. Не оставался в стороне и Щёлковский регион (тогда часть Богородского уезда). Земли у нас плохие, мало пригодны для земледелия, и местное население издревле специализировалось на ремёслах, среди которых сильно развито было ткачество. Так что для промышленников этот край был благодатным. В итоге здесь заработало 33 фабрики, а общее число рабочих составляло более 5 тысяч человек. На фоне других районов Щёлковские бумаго-ткацкие фабрики считались достаточно крупными, а их хозяева – Зубовы, Поляковы, Пельцер, Рабенек, Лазаревы – были миллионерами. Само собой, что традиционный гужевой транспорт не справлялся с перевозками грузов – не хватало рабочей силы, и в начале 90-х гг. XIX века был разработан проект железнодорожной Щёлковской ветки.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Протяжённость ветки от Мытищи до Щёлково составляла 19 км. Начала она работать в 1894 году. Поначалу ветка была однопутной, а её украшением служил комплекс вокзала Щёлково.

Вокзал строился под влиянием идей комплексных проектов. Автором проекта является большой любитель модерна архитектор К.Тон, создатель Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Искренне жаль, что время не сохранило великолепные образцы древней архитектуры станции: павильоны, навесы, киоски и служебные постройки.

В 30-е гг. XX века в связи с реорганизацией трикотажных фабрик в Лосино-Петровском, Щёлковская железнодорожная ветка была продлена до станции Монино, но по-прежнему оставалась тупиковой. В эти годы началась электрификация дорог, которая растянулась на долгие десятилетия. Расширение станции Щёлково резко изменило облик станционных построек. Она становилась исключительно утилитарной. В настоящее время станция Щёлково – самый мощный железнодорожный узел Монинской ветки. Теперь она не является тупиковой. По ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же.
Автобус трогается от станции Щёлково.

ТРЕТИЙ ГИД.  Дорога мир особый, увлекающий сменой впечатлений, отвлекающий от будничного однообразия. Но дорога дороге рознь. Есть трассы, шоссе, просёлки… Есть новые, удобные, благоустроенные, с гладким покрытием автобаны, с однообразным бетонным пейзажем. Есть дороги, хранящие память о былом. В Щёлковском районе много дорог – и новых и старых. Всем нам они дoроги, так как связаны с нашей жизнью, с жизнью нашего народа. Особый интерес представляют самые древние дороги, которые являются частью истории края. О них наш следующий рассказ.

Издревле малонаселённый, почти сплошь покрытый лесами и болотами, наш край постепенно заселялся славянскими племенами. Этому способствовали и дороги. Когда дело касается дорог, то любой справочник отправит вас сначала к стихотворению поэта И.В.Рудакова «Сказ о городе о Щёлково», в котором есть такие строчки:

Там, где в годы стародавние
Жили кривичи да вятичи –
Наши пращуры славянские,
Два пути сошлись, скрестилися.
По воде спешил один из них –
Торопился другой посуху.

ВТОРОЙ ГИД.  Через щёлковские земли проходила одна из древнейших дорог северо-восточной Руси – прямоезжая Стромынская дорога. Она возникла ещё до появления Москвы и связала «залесские» владимиро-суздальские земли с западными, смоленскими и брянскими. Прокладывали эту дорогу переселенцы с востока на запад. По сведениям историка М.С.Баева Стромынская дорога (Стромынский тракт) пролегал примерно по маршруту современного Щёлковского шоссе, в сторону которого мы направляемся, и по которому пройдёт часть нашей познавательной поездки. В 100 метрах от Медвежьих Озёр тракт имел разветвление. Название своё дорога берёт от села Стромынь (Остромынь), находившейся в Черниговских землях.

Стромынка, Большая Киржацкая дорога, Торговая Стромынская дорога – так в разное время называлась эта главная дорога в наших землях. С развитием Москвы, Стромынка стала главной дорогой, связавшей её с Владимиро-Суздальской землёй. Начиналась Стромынская дорога в Москве улицей Стромынкой и через село Преображенское она шла к Медвежьим Озёрам, пересекала реку Клязьма про броду у села Амерево. Далее шла через село Мизиново к селу Стромынь, выходила к городам Киржачу и Юрьев-Польскому, и, наконец, в Суздаль.

ВТОРОЙ ГИД.  Сегодня Стромынская дорога – это Щёлковское шоссе, отходящее от Московской кольцевой автодороги и имеющее протяжённость 17 км. Из всех 13 радиусов наше шоссе самое короткое. Однако, память о Стромынском тракте живёт до сего времени: в Москве и Суздале сохранились улицы с названием Стромынка.


ПЕРВЫЙ ГИД.  В 1328 году Бату-Хану удалось прорваться в Залесскую Русь зимними ледовыми дорогами по рекам Оке, Москве-реке и Клязьме, и Залесская земля была обескровлена и покорена на долгие годы.

А в 1380 году по этой дороге шли на Москву ратники, собираемые князем Дмитрием Иоанновичем для битвы против Мамая. Шли по ней ополченцы села Петровское, которое принадлежало боярину Тимофею Васильевичу Валую, бывшему воеводой в Юрьев-Польском. Петровцы в составе юрьевского полка сражались в центре, и вряд ли кто из них остался жив. Погиб и сам Валуй. А вот ополченцы села Четрековское (сейчас его территория входит в состав Гребнево) и села Мосейково (сейчас это Мизиново) сражались под командованием своего господаря Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского и Боровского. По плану князя Дмитрия его войска вошли в Засадный полк и вступили в сражение только на его завершающей фазе. Если помните, именно этот Засадный полк сыграл решающую роль в разгроме войск Мамая, который уже готовился праздновать победу. Большинство воинов этого полка остались в живых, и ополченцы с наших земель возвращались домой, скорее всего, всё по той же Стромынской дороге.

Эта Куликовская битва за рекой Дон, победа в которой закрепила за князем имя Донского, стала первой крупной победой Руси над Ордой, ознаменовавший начало освобождения от монголо-татарского ига.

Эта дорога является свидетелем и главным участником многих исторических событий Московского государства. И как только её не называли. Вот, например, в своём дневнике от 1814 года князь И.М.Долгорукий то ли в шутку, то ли по некоторой традиции, назвал эту дорогу «зверинцем».

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  (Встрепенувшись, будто после долгого ожидания услышал что-то неизвестное). А почему «зверинцем»?

ПЕРВЫЙ ГИД.  Очевидно, потому что правее дороги на выходе из села Преображенского начинался царский охотничий зверинец.

В военно-статистическом обозрении 1853 года эта дорога описана в числе торговых:

«Стромынка ведёт из Москвы во Владимирскую губернию на заштатный город Киржач, в Юрьев-Польский и Шую. На границах Московского уезда с Богородским уездом эта дорога пролегает по болотистой местности, а близ границы губернии пересекается болотистыми речками Черниголовской и Дунайческой, кроме того дорога пересекается рекой Пехоркой у деревни Покровской (Пехра-Покровское), рекой Клязьмой у деревни Райково, речкой Любосеком (Любосеевка) между деревнями Мизиново и Громковой. Через все эти реки имеются деревянные мосты, на Клязьме мост устроен на высмоких сваях в 40 саженях, мост через Ворю имеет 28 саженей длины, в полную воду разбирается и заменяется большим перевозом. Грунт дороги довольно твёрдый, кроме помимунто болотистых мест, почти вся дорога идёт лесами, большей частью хвойными, очищенными только у деревень, проезд по дороге значителен, особенно в зимнее время».

В 1873 г. все дороги приобрели охрану и надзор за безопасностью движения, однако разбои и грабежи продолжались. Возможно поэтому вдоль дороги жители Щёлковского района находят клады, спрятанные второпях в давние времена.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Те же.
Автобус проезжает через туннель, но дорога полна сюрпризов, и наши герои попадают в новое интересное местечко.

ТРЕТИЙ ГИД.  А теперь посмотрите налево,… вы увидите ничем не примечательный поворот, который, однако, ведёт к очень примечательному селу под названием Хотово.

ПЕРВЫЙ ГИД.  По писцовым книгам 1586 года «пустошь Хотково, а Мордино тож» принадлежит Троице-Сергиевому монастырю. Уже через 7 лет, в писцовых книгах 1593 года оно названо знакомым нам именем Хотово.

Название пустоши происходит, вероятнее всего, от древнерусского имени Хот или имён, образованных на этой основе – Хотомир, Хотислав, Хотон. В источниках от 1228 года, например, мы можем прочитать, что среди новгородских бояр был такой Хот Станимирович.

В XVIII веке Хотово называется сельцом, что говорит о наличии в нём небольшой усадебки мелкопоместного дворянина. В 1725 году Хотово принадлежит вдове Щукиной Т.П., после которой сельцо и 19 душ крепостных мужского пола перешли к сыну подпоручику лейб-гвардии Конного полка Фёдору Анисимовичу, который в свою очередь передал сельцо сыну Николаю. В 1767 году у сельца уже новые хозяева – им владеют Шереметьевы, а с 1823 года оно переходит к Дурновым. При вдове Пелагеи Кирилловне в сельце насчитывался уже 41 двор и 104 жителя. Всё взрослое население работало на соседних Соболевских фабриках.

ВТОРОЙ ГИД.  В 1898 году в Хотово было 82 избы и 386 жителей. Сельское общество имело 395 десятин земли, но, как мы уже говорили, земледелие в нашей местности не могло обеспечить людей, и потому более половины жителей было занято в шелкоткачестве, в том числе и надомном.

Когда в 1894 году построили железнодорожную ветку, именно через Хотова прошла в обход её дорога от промышленной Соболевки на Стромынский тракт. Почти 100 лет эта дорога сохраняла своё главенствующее значение.

Уже в советское время, в 1927 году, население Хотова составило 550 человек, а в 1959 году эта деревня вошла в состав города Щёлково.

ТРЕТИЙ ГИД.  А сейчас мы предлагаем вам покинуть автобус, и познакомиться поближе с посёлком Жегалово.

Назад Наверх Вперёд