ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Три гида, Родион Владимирович, группа людей, священник Василий.
Преодолев улицу Московскую, автобус подъезжает к церкви, где все выходят.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Мы сейчас находимся на территории посёлка Жегалово. Начнём с одной из самых привлекательных сторон истории любого места – с тайны имени. Если вы житель Щёлковского района, и хотите узнать тайну происхождения имени своего поселения, то вам прямая дорога к сборникам нашего известного краеведа Георгия Ровенского, который опубликовал Топонимические справочники Щёлковского района. Или на его страничку сайта www.bogorodsk-noginsk.ru/schelkovo/index.html. Вот что он пишет о происхождении названия Жегалово:

«Название, возможно, произошло от прозвищного имени Жигало («зачинщик, коновод в гульбе, пляске, возмущении» – диалект.) или фамилии Жегалов».

А ещё есть версия, ведущая название от татарского. Имя поселения переводят как «сбруя», связывая с татарским «жигэлу»«во что запрягать».

ВТОРОЙ ГИД.  История связывает это поселение с одним из древнейших боярских родов – Глинскими. Помните, матерью Иоанна IV Грозного была Елена Глинская. Судя по писцовым книгам в 1628 году земли отходят к Троице-Сергиевому монастырю, и уже на следующий год принимается решение на смену старой сгоревшей церкви построить новую. В 1730 году по резолюции Синода выдан антиминс в церковь Николая Чудотворца. В 1835 году купцами Василием и Алексеем Мурашевыми была поставлена уже каменная церковь, которую вы и видите перед собой.

Храмы нашего Щёлковского района меньше других пострадали от борьбы с «опиумом для народа» в годы советской власти. И этот храм не подвергся разрушению и простоял закрытым лишь 2 года – с 1940 по 1942 гг. 1942 год знаменателен для прихожан храма ещё и тем, что в этот год скончался старец Василий, который завещал похоронить его именно рядом с этим храмом. Ещё при жизни старец говорил, что пока он здесь, храм будет стоять.

ПЕРВЫЙ ГИД.  До начала XVII века Жегалово было деревней. Только в 1628 году в писцовых книгах Троице-Сергиева монастыря появилась запись «…село Жегалово, что было деревней».

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  Так в чём же разница? Что, народу стало больше?

ПЕРВЫЙ ГИД.  Разница в наличии церкви. Поселение без церкви – деревня. Поселение с церковью – село. А ведь, как уже говорилось, в 1730 году Синод выдал антимикс на постройку церкви взамен старой сгоревшей. Значит старая церковь появилась ещё раньше, в XVII веке. Вот тогда деревня и стала селом. А что касается населения, то в начале XVIII века в Жегалово числилось 23 двора и насчитывалось 94 жителя.

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  Да…, почитали на Руси Святого Николая. Сотни храмов освящено его именем.

СВЯЩЕННИК ВАСИЛИЙ. Ничего удивительного в этом нет (гид и Родион Владимирович вежливо замолчали, предоставляя право повествования более сведущему человеку).

Святитель Николай, хоть и родом с юга полуострова Малая Азия, а служение его прошло в Ликийском городе Миры, на Руси стал родным. «Какие Миры Ликийские? – удивился бы простой русский человек, – русский он, Николай Угодник! Русский!».

Начинал свой святительский путь Николай в IV веке в правление Римского императора Диоклетиана. Император-язычник проводил гонения на христиан в империи и среди прочих Николай был заключён в темницу, где и находился до воцарения императора Константина. Константин стал первым императором-христианином.

Будучи ревностным христианином, Николай боролся с язычеством в Ликийской области, уничтожая их капища и идолов. В жизни своей Николай проявлял великую кротость, но когда дело касалось защиты христианской веры, то он становился непреклонным. Особенно сильно болролся он с ересью александрийского пресвитера Ария. Арий отвергал главный постулат христианства о Троице. Он отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и отрицал его равенство с Богом Отцом. Ария говорил, что сын не равен Отцу, а сотворён Отцом во времени. Из-за этого конфликта по приглашению императора Константина в город Никею в 325 году съехались 318 епископов, представлявших христианские церкви разных стран. Так состоялся Первый Вселенский собор, на котором были приняты многие основополагающие постулаты веры. И на этом соборе архиепископ Мир Ликийский святитель Николай, не выдержав, дал Арию пощёчину, за что и был лишён сана. Но сразу нескольким из епископов было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю знаки архиерейского достоинства, что и побудило отцов Собора к восстановлению сана.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Ну, мне осталось только добавить, что Никольская церковь является кладбищенской, и среди особо почитаемых икон этого храма мы отметим иконы Святителя Николая Преподобного, Сергия Радонежского, Святой Живоначальной Троицы и Казанскую икону Божией Матери.

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  А что это за ухоженные могилки?

ПЕРВЫЙ ГИД.  Здесь под крестами лежат отец Александр, принявший храм в тяжёлом военном 1942 году, после разрешения его вновь открыть, протоирей Василий и между ними особо почитаемая прихожанами могила старца Василия, о котором мы упоминали в самом начале.

Сзади раздаётся недовольный голос водителя.

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  Долго вы ещё будете здесь стоять. Я автобусом весь подъезд к храму перегородил, пора уж и отъезжать… (В сторону) А то небось думают, что я с ними целый день кататься собрался!!!

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же, кроме священника.
Все заходят в автобус.

ТРЕТИЙ ГИД.  Следующий наш объект, которому стоит уделить внимание – это деревня Лёдово. Она находится менее чем в километре от Жегалово по правую сторону дороги на Москву. В деревне 35 домов, и от крайнего дома до дороги на Москву всего 48 шагов.

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  Если не верите, то взгляните направо, а потом можете приехать и самостоятельно посчитать шаги»

ПЕРВЫЙ ГИД.  В Подмосковье имеется пять селений с названием Лёдово. В Щёлковском районе два из них, расположенных на расстоянии 6 км.: просто Лёдово и Долгое Лёдово. Обратившись вновь в тополнимический словарь Ровенского мы найдём:

«…топонимика связывает с фамилией Ледов (владелец Ледово Каширского района был вотчинник Ледов, ранее 1589 г.).».

ВТОРОЙ ГИД.  В 1725 году (это год смерти царя Петра Великого и начала эпохи дворцовых переворотов) деревней Лёдово владел стольник Фёдор Николаевич Глебов. Невысокий чин вполне соответствует небольшому земельному жалованию, как эта деревня. В 1852 году по какой-то причине Ведомство Государственных имуществ забрало деревню в опеку.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Чтобы было понятно с размерами деревни, можем уточнить, что в 1899 году в деревне Лёдово, тогда Осеевской волости Богородского уезда, было всего 7 домов и 25 жителей, которые имели 63 десятины земли, из которых 38 десятин занимал лес, и только 23 десятины – пахотные земли. Земли для выгона скота приходилось арендовать у соседей.

Уже в советское время, в 1926 году, деревня входила в состав Щёлковской волости Московского уезда, и насчитывала 46 жителей (11 коров, да 16 лошадей) при том же количестве земли, что и раньше.

Близость к Щёлковскому шоссе и Москве с одной стороны, и к лесу и лесным озёрам с другой стороны, делают сейчас эти земли вполне привлекательными.

Назад Наверх Вперёд