Учителям
 

(К списку презентаций)

 скачать (434 Kб) День Знаний 1 сентября 2012 года,
посвящённый 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года
 Презентация (*.pps)
 скачать (2 Mб)

Тема: 1812: СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

учитель истории Хусаинов P.P. (МБОУ Щёлковская гимназия)


Цель: формирование представлений о причастности родного края к героическим страницам российской истории.

Задачи:

 Образовательные: закрепить знания по событиям Отечественной войны 1812 года; приобщить к богатству отечественного и мирового художественного искусства..

 Развивающие: создать условия для образного восприятия материала.

 Воспитательные: способствовать снижению абстрагированности учащихся от изучаемого материала; оживить интерес к изучению истории и художественного искусства; создать условия для выражения личностной позиции в отношении затрагиваемого периода истории.

 Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы через интерес к использованию на уроке мультимедийного оборудования; создать условия для благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе обучения.

Оборудование:

ABM-совместимый ПК на базе OS Windows, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Презентация записана в самозапускающемся формате PPS. По левой ветикали отмечено количество слайдов и выделен текущий слайд. Рисмкими цифрами на выделенном слайде отмечено количество анимаций (переходов) внутри слайда.


Ход урока.

Слайд 1.

(На интерактивную доску выводится слайд № 1 с названием темы и цитатами Л.Толстого, У. Уэстморленда и Наполеона о войне).

Учитель: Третий том романа Льва Толстого «Война и мир» начинается со слов:

«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Почему же происходят войны, если они «противны человеческому разуму».?

Как сказал генерал Уильям Уэстморленд:

«Войну начинают не военные. Войну начинают политики».

Ну а по словам политика Наполеона Бонапарта:

«У политика нет сердца, а есть только голова».

Вот так и начинаются войны.

Так началась и Отечественная война 1812 года. Основные страницы этой войны известны вам из уроков истории в школе. Мы не будем повторять всё это, а постараемся посмотреть на эти события глазами людей творческих, людей, для которых слова Родина, Отечество, Честь – не противоречия с реальностью, отголосок прошлого, а настоящее, образ мыслей, образ жизни – посмотрим глазами живописцев и поэтов.

Слайд 2.

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с портретами полководцев 1812 года.
Слайд содержит один переход, выводящий подписи под портретами).

Учитель: Перед нами три портрета полководцев русской армии в этой войне.

Задание: Попробуйте узнать их.

(Узнавание персоны на центральном портрете не должно вызывать затруднений. Видимое ранение глаза позволяет узнать Михаила Илларионовича Кутузова.
Чтобы помочь узнать полководцев на крайних портретах, можно предложить назвать командующих Бородинского сражения. Учащие способны вспомнить из школьного курса истории Барклая-де-Толли и Багратиона.
Учитель может уточнить, что первый имеет шотландские и немецкие корни, а второй являлся потомком грузинского царского рода Багратионов. Эта информация поможет учащимся окончательно определиться с портретами).

(Кнопкой мышки учитель вызывает подписи под портретами).

Слайд 3.

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с картиной А.Чагадаева «Отступление арьергарда русской армии в 1812 году».
Слайд содержит два перехода: 1) выводится отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»; 2) выводится подпись под картиной).

Учитель: Я хочу предложить вам ряд картин, отражающих самые важные моменты Отечественной войны 1812 года.

Задание: Как вы думаете, какие события отразил автор на своём полотне?

(По форме учащиеся могут определить принадлежность солдат русской армии. Знание исторического материала поможет им прийти к выводу, что на картине изображено отступление русской армии на начальном этапе войны.
Если возникнут проблемы, то в качестве подсказки кнопкой мышки учитель может вызвать строчки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
”Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”)

(Кнопкой мышки учитель вызывает подпись под картиной).

(По необходимости учитель может провести беседу о причинах отступления, настроении в войсках, различиям отношения к отступлению Багратиона и Барклая-де-Толли и т.п.)

Слайд 4.

(На интерактивную доску выводится слайд № 4 с картиной Присекина С. «И клятву верности сдержали. Смоленск. 1812».
Слайд содержит один переход, выводящий подпись под картиной).

Задание: Что вы можете сказать об этом полотне?

(Учащиеся могут справится с этим заданием в основном за счёт знания материала уроков истории и наблюдательности.
В центре картины изображены два офицера, в одном из которых угадывается Багратион. Из уроков истории учащиеся должны знать, что первое сражение русская армия дала под Смоленском).

(Кнопкой мышки учитель вызывает подпись под картиной).

Учитель: Эта картина посвящена воссоединению армий Барклая-де-Толли и Багратиона под Смоленском. На фоне смоленских храмов автор изобразил русских генералов этой войны: Барклая-де-Толли, Багратиона, Коновницина, Раевского, Дохтурова, Неверовского.

(По необходимости учитель может провести беседу о тактике отступления, о смоленском сражении, гибели раненых русских солдат в горящем городе и т.п.)

Слайд 5.

(На интерактивную доску выводится слайд № 5 с картиной Самокиша Н. «Атака Шевардинского редута».
Слайд содержит два перехода: 1) выводится отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»; 2) выводится подпись под картиной).

Учитель: Смоленск был сдан, оставлен в огне пожара. Отступление продолжилось, но по требованию русского дворянства император Александр I во главе русской армии поставил Михаила Кутузова, который понимал, что сдачи Москвы без боя ему и всей русской армии ни власть ни народ не простят.

Задание: На этой картине изображён первый серьёзный бой перед Москвой. Какой?

(Учащиеся скорее всего не обратят внимание на конкретизацию «первый» и назовут Бородинское сражение.
Однако задача учителя напомнить, что ещё до Бородинской битвы было важное сражение.
В качестве подсказки кнопкой мышки может быть вызвана дата сражения и строчки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.)

(По необходимости учитель может провести беседу об этом сражении, о необходимости выиграть время для организации обороны на Бородинском поле и т.п.)

(Кнопкой мышки учитель вызывает подпись под картиной).

Слайд 6.

(На интерактивную доску выводится слайд № 6 с картиной Аверьянова А. «Бивак».
Слайд содержит один переход, выводящий отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»).

Учитель: После Шевардинского боя солдаты обеих армий готовились к генеральному сражению. На этом полотне изображён русский бивак, где отдыхали солдаты.

Задание: Вспомните строчки из стихотворения Лермонтова, которые соответствовали бы этой картине.

(Учащиеся способны вспомнить отдельные строчки произведения.)

(Кнопкой мышки учитель вызывает подпись под картиной).

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
”Пора добраться до картечи!”
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Слайд 7.

(На интерактивную доску выводится слайд № 7 с картиной Луи Франсуа Лежена «Бородинское сражение».
Слайд содержит один переход, выводящий отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»).

Учитель: История донесла до нашего времени много описаний этого сражения.

(Кнопкой мышки учитель вызывает отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»).

В стихотворении Лермонтова «Бородино» есть такие строчки:

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

А в «Истории лейб-гвардии Московского полка», составленной по словам солдат и офицеров, даётся такое описание Бородинского сражения:

«Трудно себе представить ожесточение с обеих сторон в Бородинском сражении.
Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми.
Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью.
Многие батальоны так перемешались между собой, что в общей свалке нельзя было различить неприятеля от своих.
Изувеченные люди и лошади лежали группами, раненые брели к перевязочных пунктам, покуда могли, а выбившись из сил, падали, но не на землю, а на трупы павших раньше.
Чугун и железо отказывались служить мщению людей, раскаленные пушки не могли выдерживать пороха и лопались с треском, поражая заряжавших их артиллеристов; ядра, с визгом ударяясь об землю, выбрасывали вверх кусты и взрывали поля, как плугом.
Пороховые ящики взлетали на воздух.
Крики командиров и вопли отчаяния на десяти разных языках заглушались пальбой и барабанным боем.
Более нежели из тысячи пушек с обеих сторон сверкало пламя и гремел оглушительный гром, от которого дрожала земля на несколько верст.
Батареи и укрепления переходили из рук в руки.
Ужасное зрелище представляло тогда поле битвы.
Над левым крылом нашей армии висело густое черное облако от дыма, смешавшегося с парами крови; оно совершенно затмило свет.
Солнце покрылось кровавой пеленой, перед центром пылало Бородино, облитое огнём, а правый фланг был ярко освещен лучами солнца
».

(Для работы со следующим слайдом учителю стоит акцентировать внимание учащихся на описание левого крыла сражения).

Учитель: Помните ли вы, кто командовал русскими частями на левом фланге и какие оборонительные сооружения там были возведены?

(Планируемый ответ учащихся: Багратион и Багратионовы флеши.
Возможно, что учащиеся вспомнят, что в этом сражении Багратион получил смертельное сражение)
.

Слайд 8.

(На интерактивную доску выводится слайд № 8 с картиной Вепхавадзе А. «Смертельное ранение генерала Багратиона».
Слайд содержит один переход, выводящий цитату А.В.Суворова о Багратионе и подпись под картиной).

Учитель: Великими сражения делают великие люди и великие подвиги.

Задание: На картине изображён один из таких подвигов. Выскажите свои предположения.

(Учащиеся способны перенести факты из предыдущего слайда на новое изображение и вспомнить смертельное ранение Багратиона)

(Кнопкой мышки учитель вызывает подпись под картиной и слова Суворова о Багратионе).

Не случайно Суворов говорил о Багратионе, что он «наиотличнейший генерал, достойнеший высших степеней», ибо с этим ранением многие связывали сдачу французам Багратионовых флешей.

Слайд 9.

(На интерактивную доску выводится слайд № 9 с картинами Шепелюка А. «М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения» и Верещагина В. «Наполеон на Бородинском поле» с цитатами).

(По необходимости учитель может провести беседу о Бородинском сражении: о планах Наполеона и Кутузова, об этапах сражения, о личностях и т.п.)

Учитель: После Бородинского сражения русская армия оставила врагу Москву, но это не значит, что мы проиграли это сражение. Проанализируем два мнения двух полководцев.

Из воспоминаний Кутузова:

«Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать».

Из мемуаров Наполеона:

«Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Учитель: Наполеон захватил Москву, но эта его «победа» ознаменовала начало конца наполеоновской армии, приведшая к постыдному отступлению французов и гибели Великой армии на заснеженных просторах России.

*   *   *

Учитель: Русская земля часто привлекала внимание завоевателей с запада. Шведы, датчане, норвежцы во главе с Биргеров в XIII веке, поляке короля Сигизмунда III в XVII, император Наполеон в XIX, Гитлеровские полчища в XX.
Все они свои расчёты строили на материально-технических возможностях нашей страны, на учёте способностей руководства страны и т.п.

Вопрос: Но что они не учли?

(В русском обществе давно укоренилось понимание, что наша страна сильна людьми, той внутренней силой, которые просыпается в решающие моменты и способна разрушить все скрупулёзные расчёты вражеских стратегов.
И учащиеся способны донести это понимание своими словами).

Слайд 10.

(На интерактивную доску выводится слайд № 10 со строчками из стихотворения Лермонтова «Бородино» и картиной Самокиша Н. «Подвиг солдат генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года»).

–Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

Учитель: Я хочу вспомнить один эпизод этой войны, описанный во многих мемуарах.
Ещё во время отступления русской армии к Смоленску у деревни Салтановки войска во главе с генералом Раевским под убийственным артилерийским огнём атаковали французов. Сам Раевский с сыновьями и офицеры его штаба спешились и встали впереди полка.
16-летний сын Раевского сказал своему ровестнику юнкеру со знаменем: «Дайте мне нести знамя!». Но юноша гордо ответил: «Я сам умею умирать!».

Слайд 11.

(На интерактивную доску выводится слайд № 11 с картиной Келермана В. «Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге»).

Учитель: А теперь я хочу раскрыть перед вами 3 страницы, которых вы не найдёте в учебниках истории, хотя великие русские люди, прославившие наш народ своим пером, увековечили эти страницы в своих произведениях.
Я хочу рассказать вам о героях из наших земель, из Щёлковского края, который в те времена были частью Богородского уезда.
Моя первая страница об ополченцах.
В июне 1812 года дворянство Московской губернии приняло решение о посылке в ополчение каждого десятого мужчины из своих владений.
До нас дошли списки всех ополченцев 1812 года.
Например, Гребневское имение (купленное в 1811 году у Бибиковых Голицыными) с деревнями выставляло 108 ратников.
Сохранился список рекрутов, которые могли принимать участие в Бородинском сражении.
Из деревни Щелково в рекрутах были:

Гаврила Тимофеев 1770, рекрут 1798.
Меркул Ильин ЛЕБЕДЕВ 1768, рекрут 1802.
Степан Дмитриев МАШНИНОВ 1781, рекрут 1807.
Прохор Назаров 1791, рекрут 29.12.1811.
Нестер Ильин ОРЛОВ (ХАЛУЕВ) 1790, рекрут 29.12.1811.

Всего селения современного Щёлковского района дали в московское ополчение 410 ратников, которые, по мнению краеведов и историков, отправлялись в Можайск, где сосредотачивались дивизии ополчения.

Артиллерист И.Д.Родожицкий в своих воспоминаниях так описывал ополченцев:

«22 августа через селение Бородино, войска вошли в избранную новым полководцем позицию, не доходя 8 верст до Можайска. Тут в первый раз увидели мы народное ополчение: русских мужичков с пиками и ружьями, которых они еще не умели держать»

Данные говорят о том, что богородскими ополченцами был укомплектован 3-й пехотный полк, поставленный перед Бородинским сражением за Утицкий курган прикрывать Старую Смоленскую дорогу.

Именно здесь они и приняли своё боевое крещение.

Польский генерал Понятовский стремился захватить Утицкий курган, чтобы ударить с фланга по основным силам русской армии.

Но наши воинские части и ополченцы не пропустили неприятеля.

Фрязинский краевед Ровенский уже много лет составляет Базу Данных жителей деревень имения Гребнево.

В Ревизской сказке 1816 года напротив более 50 человек из Фрязино, Трубино, Назимихи, Щёлково, Ново, Чижово и Слободы стоит одинаковая запись: «взят в ополчение и до настоящего времени не возвратился».

Слайд 12.

(На интерактивную доску выводится слайд № 12 с портретом Бибикова и рисунком «Адьютант Бибиков под Бородином»).

Учитель: Моя вторая страница – об офицерах.

Владельцем имения Гребнево, в который входили и окрестные селения, среди которых и деревня Щёлково, до 1811 г. был генерал Гаврила Ильич Бибиков.

Именно его стараниями здесь отстроен усадебный комплекс и церковь Гребневской Иконы Божией Матери.

Генерал Бибиков был в родстве с Михаилом Илларионовичем Кутузовым (сестра Бибикова была женой Кутузова).

Старший сын Павел Бибиков, прошедший через все сражения от Аустерлица 1805 г. до конца Отечественной войны, погиб в самом её конце

под Вильно.

В письмах жене Кутузов постоянно пишет о её племянниках.

В письме от 30 ноября 1812 г. мы находим такие строчки:

«…Три дня назад было дело, где крепко ранен в ногу Павел Гаврилович Бибиков…»

А в письме от 7 декабря 1812 г. уже более печальные вести:

«…Бедный Павел Бибиков безнадежен, не знаю, как мать и жена перенесут…»

Второй из сыновей, 21-летний Дмитрий Бибиков, в период Отечественной войны был адьютантом командующего правым крылом 2-й русской армии генерала Милорадовича.

Во время Бородинского сражения Милорадович заметил, что французы стягивают тяжёлую кавалерию для удара правее батареи Раевского, и поэтому решил для укрепления позиций перекинуть туда часть полков принца Евгения Вюртембургского.

С приказом к принцу был послан Дмитрий Бибиков.

Оглушающий грохот артиллерии мешал Дмитрию указать направление, куда необходимо перебросить войска, и он рукой хотел указать направление, но вражеское ядро оторвало вытянутую руку.

И тогда теряющий от боли и потери крови Бибиков другой рукой указывает принцу нужное направление.

Этот подвиг молодого адьютанта был не единожды описан в различных произведениях.

Он вошёл в «Истории Отечественной войны 1812 года», вышедшей к её 25-летию.

Поэт Петр Вяземский посвятил Дмитрию Бибикову отдельную часть в своей поэме «Поминки о Бородинской битве».

Детский писатель С.Алексеев включил этот эпизод в рассказ «Рука» в своей серии рассказов о военных подвигах россиян «Птица-слава».

К 100-летию Бородина была выпущена литография с изображением этого подвига.

Упоминается Дмитрий Бибиков и в романе Л.Толстого «Война и мир».

Один из главных героев романа Пьер Безухов объезжал наши укрепления во время боя вместе с молодым адьютантом.

И под конец этого сюжета мы читаем:

«…Пьер пошёл на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку…»

Дмитрий Бибиков остался жив и дослужился до генерала от инфантерии.

(Если позволяет время, можно прочитать рассказ Сергея Петровича Алексеева «Рука»).

Сергей Петрович АЛЕКСЕЕВ
ПТИЦА-СЛАВА (Рассказы об Отечественной войне 1812 года)
РУКА

Молодой офицер Бибиков, уходя на войну, мечтал о подвиге, о геройстве.

Прибыл Бибиков в армию, надеялся попасть в боевой полк. Однако судьба поступила иначе. Определили его офицером в штаб, для переписки разных бумаг и приказов.

– Какое же в штабе геройство… – вздыхает Бибиков. – Где же я подвиг здесь совершу, чем же имя своё прославлю!..

Прошло два месяца. Наступил день Бородинской битвы. Сражение было в самом разгаре. Пушки палили и с той и с другой стороны с такой силой, что не только человеческих голосов, но и ружейной стрельбы не было слышно. Бой шёл за Курганную батарею. В это время Бибиков был послан к командиру одного из полков с приказом оставить свои позиции и срочно идти на помощь к генералу Раевскому.

Вскочил Бибиков на коня, помчался выполнять важное поручение. Рад, что наконец из штаба вырвался. Едет, всё о подвиге думает. Торопится Бибиков, знает – поручение срочное. Лихо мчит через гущу боя.

Разыскал он указанный полк, передаёт приказ командиру.

– Громче, громче! – кричит командир.

Заглушает канонада слова посыльного. Не может понять полковник, в каком направлении двигаться.

Привстал тогда Бибиков в стременах, протянул руку в нужную сторону. Только протянул, как просвистало, пролетело неприятельское ядро, ударило Бибикова в самый локоть. Обломилась, отлетела, как хворостина, рука. Вскрикнул Бибиков от боли, стал валиться с коня. Падает, а сам понимает, что не передал он важный приказ полковнику. Собрал офицер последние силы вторую руку в том же направлении тянет.

– К Курганной батарее, на помощь Раевскому… – прохрипел, упал и тут же лишился сознания.

Понял полковник. Снялись солдаты, пошли на помощь товарищам.

Весть о подвиге молодого офицера быстро прошла по русским полкам. Достигла она и Кутузова.

– Молодец! – прослезился Кутузов. – Отменный, видать, офицер. К награде его. В списки героев. На вечные времена – внукам в пример, отчизне во славу.

Пришёл в себя Бибиков только вечером, уже в санитарной палатке.

Смотрит на то место, где ещё утром была рука, сокрушается:

– Как же я подвиг теперь совершу, чем же имя своё прославлю!..

Слайд 13.

(На интерактивную доску выводится слайд № 13 с портретами Герасима Курина и Егора Ступова).

Учитель: Моя третья страница – об партизанах.

Лев Толстой в своём романе «Война и мир» очень образно описал партизанскую войну русского народа:

«…дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Были партизаны и в Богородских землях.

Нам известны 2 партизанских отряда, наносивших урон французам.

Первый, отряд крестьянина села Павлова (село Вохна) Герасим Матвеевич Курин, руководивший отрядом численность 5300 пеших и 500 конных бойцов.

Вместе с ним были и волостной голова Стулов Егор Семёнович, и сотский Чушкин Иван Яковлевич.

Второй отряд был создан волостным головой Амеревской волости Емельяном Васильевым (в Амеревскую волость входили селения: Амерево, Хомутово, Жигалово, Душеново, Потапово, Кожино, Медвежьи озёра, Огуднево и др., всего 26 селений).

Этот отряд уничтожил и взял в плен до 300 солдат и офицеров наполеоновской армии.

Слайд 14.

(На интерактивную доску выводится слайд № 14 с видами усадьбы Гребнево).

Учитель: Вошёл в историю и фрязинский крестьянин Михаил Кондрашов, один из основателей шелковой промышленности в Щёлково (потомки его создадут «Техноткань» и будут со своими тканями брать первые места на международных выставках).

Михаил Кондрашов упросил казацкого начальника присылать для защиты Гребнево и Щелково отряд казаков, которых он за свой счёт содержал.

И к тому же он одел в казачьи одежды и вооружил работников своего предприятия и отправлял на защиту этих земель.

Содействовал защите наших земель и щелковский бурмистр Егор Ковалёв, который заведовал имением Гребнево.

Этот бурмистр приказал кормить и давать кров всем раненым, проезжающим через наши селения (за 6 недель около тысячи человек).

Также помощь оказывалась и казакам.

Им помогали не только едой и кровом, но и, если те были с пленными, помогали с охраной и сопровождением пленных.

Причём, пленных не только тоже кормили, но и раненым и больным снаряжали телеги.

Французский генерал, занявший Пороховой завод в Обухово (30 км от Щелкова) прислал в Гребнево приказ начальнику Гребнево, прибыть к нему.

Но уверенный в поддержке казаков бургомистр Ковалёв проигнорировал этот приказ.

Стоит отметить, что здесь же, в имении Гребнево, были спрятаны картины из коллекции московского дома Голицыных и Голицынской больницы.

*   *   *

Слайд 15.

(На интерактивную доску выводится слайд № 15 с картинами Айвазовского И. «Пожар Москвы в 1812 г.» и Верещагина В. «Кремль – пожар»).

Учитель: Если вернуться к судьбе Великой армии Наполеона, то он скоро начал понимать, что даже дойдя и захватив Москву, он близок к поражению в войне, потому что ни русская армия не разгромлена, ни русский народ не сломлен.

И пожар в Москве послужил хорошей декорацией к его положению.

Слайд 16.

(На интерактивную доску выводится слайд № 16 с картиной Верещагина В. «Мир во что бы то ни стало»).

Учитель: Наполеону нужен мирный договор, пускай даже лишь на словах отражающий его победу.

И он посылает к Кутузову своего посла Лористока со словами:

«Мне нужен мир, он нужен мне абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь».

Слайд 17.

(На интерактивную доску выводится слайд № 17 с картиной Нортерна А. «Отступление Наполеона из Москвы»).

Учитель: Великая армия уходила, оставляя замерзшие тела лошадей и людей.

Слайд 18.

(На интерактивную доску выводится слайд № 18 с картиной Кившенко А. «Березина»).

Учитель: Последний бой, данный Наполеоном на русской земле, это бой у реки Березины.

Французам удалось сдержать удар русских войск и построить переправу.

Но именно здесь окончательно погибла Великая армия Наполеона.

Император вынужден был бросить её остатки и спешно возвращаться в Париж.

Слайд 19.

(На интерактивную доску выводится слайд № 19 с картиной Виллевальде А. «Здравствуй, любимая Франция»).

Учитель: Перед вторжением в Россию Великая армия Наполеона насчитывала 640 тыс. человек.

Обратно вернулось около 30 тыс. измученных, изголодавшихся, обмороженных солдат.

*   *   *

25 декабря 1812 г. Александр I издал Манифест об окончании Отечественной войны.

Русская армия стала готовится к Заграничному походу, который завершился в 1814 году взятием Парижа и ссылкой Наполеона.


(Наверх)

 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика