Учителям
 

(К оглавлению)  ← (Знакомство с историей)

Опубликовано: 15.08.2012




 скачать (963 Kб) Тема: ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ 

Цель: формирование представлений о предмете и знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи:

 Образовательные: усвоить знания о рождении науки «история» и вспомогательных исторических дисциплин; закрепить знание основных занятий античности: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; познакомить с особенностями летоисчисления от Рождества Христова; усвоить понятия «история», «археология», «география», «хронология», «источники знаний».

 Воспитательные: сформировать интерес к изучению истории; активизировать внимание.

 Развивающие: выявить закономерность природных условий и занятий людей.

 Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы через интерес к использованию на уроке мультимедийного оборудования; создать условия для эмоциональной и физической разгрузки учащихся без ущерба для образовательного процесса.

Оборудование:

ABM-совместимый ПК на базе OS Windows, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.



(Наверх)

Этапы урока:

I этап: организационный момент (знакомство с классом, контроль готовности учащихся, отметка отсутствующих, формирование рабочей атмосферы).

Учитель: Сегодня мы начинаем с вами серьёзно изучать предмет, с которым вы познакомились ещё в начальной школе – ИСТОРИЮ. Помогать нам в этом будут два учебника – бумажный, который лежит на ваших партах, и из которого вы будете узнавать о древних государствах, людях и событиях.

И мультимедийный, который будет помогать нам на уроках заглянуть в прошлое.

(На интерактивную доску выводится титульный слайд мультимедийного дидактического пособия с изображением учебника и названий разделов Истории Древнего мира).

Учитель: Давайте сначала познакомимся с традиционным учебником-книжкой, который будет помогать вам при подготовке домашнего задания.

(С помощью мышки или маркера учитель активизирует гиперссылку на изображении учебника и переходит к слайду № 1 ресурса «Знакомствл с учебником»).

Учитель: Любой учебник может стать другом или врагом – и это зависит не от учебника, а от вас лично. Лентяю и неумехе учебник будет в тягость. Любознательному ученику учебник будет расскрывать секреты и тайны прошедших веков и тысячелетий.

Давайте познакомимся с учебником «История Древнего мира».

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с изображением оглавления учебника).

Учитель: Оглавление располагается в начале учебника и позволяет быстро найти нужную тему. Вместо того, чтобы перелистывать страницу за страницей, слюнявя и сминая их, нужно просто открыть оглавление и посмотреть, на какой странице начинается нужная тема.

Самые важные моменты создатели учебника выделили для нас шрифтом или цветом.

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с изображением §1 учебника и выделением различных элементов в тексте).

Учитель: Новые слова и их объяснение мы увидим на внутреннем поле страницы. Их нужно обязательно запоминать. (Внимание детей акцентируется на термине «реконструкция»).

Важные выводы или события в учебнике выделены курсивом (внимание детей переключается на выделенную курсором фразу: «более двух миллионов лет назад»), или даже жирным курсивом (фраза: «Умение изготавливать орудия труда было важным отличием древнейших людей от животных»).

(На интерактивную доску выводится слайд № 4 с изображением §1 учебника с выделением разделов дополнительной информации по теме).

Учитель: Для того, чтобы рассказать пусть даже самое интересное, не хватит никаких уроков в школе. Поэтому некоторые любопытные факты для вас выделили синим фоном. Кроме того, в домашних и школьной библиотеках, книжных магазинах можно найти много ярких, красочных и интересны книг, рассказывающих об истории древних народов.

(С первого слайда осуществляется возврат на титульный слайд мультимедийного дидактического пособия).



(Наверх)

II этап урока: изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с тем, что такое «история», когда возникла эта наука, кто и как её изучает.

(С помощью мышки или маркера учитель активизирует гиперссылку на теме «Знакомство с историей» и переходит к одноимённому ресурсу. На интерактивную доску выводится слайд № 1 с названием темы «Знакомство с историей» и изображением мостика, ведущего в арку, освещённую светом).

Вопрос: Что же такое «История»?
(Ответы учащихся зависят от уровня содержания и преподавания истории в начальной школе).

Учитель: История – это очень древняя наука, ей несколько тысяч лет.

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с определением термина «История»).

Учитель: Возникла эта наука в Древней Греции, и в переводе с древнегреческого слово «historia» – рассказ о прошедшем, об узнанном.

(Термин и определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Как только человек научился думать, он начал задавать вопросы. И одним из первых был вопрос: откуда всё появилось и что было раньше?
О том, что было 10, 20 или 60 лет назад ему мог рассказать отец и дед, а что было намного раньше? Об этом знали только немногие мудрецы, хранители старины и сказители, которые передавали от отца к сыну память о своих предках и своём народе. Такие люди пользовались уважением среди своих соплеменников. Но даже они не знали, что было много тысяч лет тому назад, или что происходило на соседних землях или у других народов. Их рассказы, которые они просто запоминали, постепенно искажались, что-то забывалось, что-то придумывалось.

(На интерактивную доску выводится слайд № 3: «Геродот – ”отец истории”», с изображением древнегреческого историка Геродота и карты Древней Греции и Персии).

Примерно 2,5 тыс. лет т.н. древнегреческий учёный Геродот решил собрать все данные о Греко-персидских войнах, в которых его небольшой народ победил могущественных персов. Он объездил всю Грецию, встречался с участниками сражений, ездил в Персию, чтобы записать рассказы персидских воинов. Так родилась книга, которую Геродот назвал «Рассказ о прошедшем», а по нашему «История». Именно Геродот стал первым историком на земле, и не случайно его называют «отцом истории».

Древние греки очень почитали историю и считали эту науку одной из 9-ти искусств.

(На интерактивную доску выводится слайд № 4: «Музы – покровительницы искусств», с пошаговым изображением древнегреческих муз).

Шаг 1.

В древнегреческой мифологии существовало 9 муз – покровительниц искусств.

Вопрос: Может быть кто-нибудь по именам муз узнает хоть одно искусство?
(Учащиеся, занимающиеся в музыкальной школе или посещающие какие-либо кружки, способны узнать Мельпомену – музу трагедии, Талию – музу комедии, и т.п.).

Но сегодня нас больше интересует муза Клио – покровительница истории, изображавшаяся с грифелем и папирусом в руках.

Шаг 2.

(Имя музы и её искусства учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Кто же изучает историю?

(На интерактивную доску выводится слайд № 5: «Что? Где? Когда?», с пошаговым изображением наук, связанных с историей).

Шаг 1.

Учитель: В одиночку историки не смогли бы узнать о прошлом даже малой части того, что сейчас известно.

Шаг 2.

Учитель: Узнавать о прошлом нам помогают литераторы, изучающие древние сказания, книги, записи. и находящих там много ценных исторических сведений. Физики делают анализ древних вещей, определяя из чего и когда они сделаны. Астрономы помогают узнать, как считали года древние народы. Древние народы верили, что движение звёзд связано с событиями на земле, и потому изучали их, и в записях своих часто связывали изменения на небе с событиями на земле. Астрономы и помогают нам определить, сколько лет тому назад было то или иное описанное звёздное явление, а, значит, и сколько лет тому назад было описанное историческое событие.

Шаг 3.

Учитель: Но труднее всего историкам пришлось бы без археологии, географии и хронологии. Эти науки помогают ответить на 3 самых важных вопроса истории: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Одной из самых романтичных из всех исторических наук является археология. Археологи месяцами не бывают дома, живут в палатках и раскапывают курганы, захоронения или места древних поселений. Слой за слоем они снимают слои земли, подчас маленькой лопаточкой или кисточкой, разыскивая различные предметы старины, от огромных зданий или статуй до маленького крючка из кости рыбы или камня с отколотым человеческой рукой краем.

(На интерактивную доску выводится слайд № 6: «Археология», с изображением древнегреческого философа Платона и пошаговым появлением происхождения и определения термина «археология»).

Шаг 1.

Учитель: Впервые слово «археология» больше 2 тыс. лет т.н. употребил древнегреческий учёный-философ Платон.

Шаг 2.

Учитель: Это слово произошло от двух греческих слов: «архайос» – древний, «логос» – слово, наука. Отсюда и получается, что «археология – это наука о древности».

(Термин, происхождение и определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Что может дать археология историкам?

Представим себе, что археологи раскопали остатки костра, который горел несколько тысяч лет тому назад.

  Анализ угольков покажет время, когда он горел (а это значит, что к этому времени люди уже обладали огнём).
  Этот же анализ выявит, какое дерево использовалось (и можно узнать, какие леса здесь произрастали в то время).
  Толщина слоя золы скажет, сколько люди жили на одном месте.
  Количество костров на одном месте скажет, были ли это простые охотники, или целое поселение.

А о чём может рассказать мусорная яма рядом со стоянкой древнего человека?

  остатки пищи;
  кости животных подскажут, были они скотоводы или охотники;
  черепки посуды расскажут об уровне гончарного дела;
  осколки ножей и прочих сломанных орудий труда и оружия покажут, из какого материала в это время изготавливали оружие (кость, камень, медь, железо);
  остатки одежды.

Именно археологи находят больше всего источников знаний, по которым историки познают прошлое.

Что ищут археологи, и из чего мы узнаём о прошлом?

(На интерактивную доску выводится слайд № 7: «Источники знаний», с пошаговым появлением вещественных и письменных источников знаний).

Шаг 1.

Учитель: О прошлом нам рассказывают «источники знаний». Они бывают двух видов. Первый, «вещественные источники знаний». Это всё, что создано руками человека, от целых городов до маленькой пуговицы.

Шаг 2.

Второй вид источников знаний – «письменные», к которым относятся все надписи, несущие информацию. Это могут быть наскальные рисунки, надписи на камнях и черепках, берестяные грамоты, письма, летописи и т.п.

(На интерактивную доску выводится слайд № 8: «География», с пошаговым появлением карты Эратосфена из Кирен, и происхождения и определения термина «География»).

Шаг 1.

Наука география помогает историкам ответить на вопрос «Где»?
Одна из древнейших карт была составлена древнегреческим историком Эратосфеном из города Кирены. Как видите, на этой карте есть три известных древним грекам материка: Европа, Африка и Азия, а между ними Средиземное море, которое и называли «Средиземным», предполагая, что оно находится в середине Земли. Правда, очертания материков очень неточные, если сравнить с современными картами.

Шаг 2.

Само слово «География» произошло от двух древнегреческих слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу, и означает «землеописание» или «описание Земли».

(Термин, происхождение и определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Географы могут рассказать о природных условиях в той или иной местности не только в настоящем, но и в прошлом. А историки, зная природные условия, могут логически определить, какие занятия могли быть развиты у древних народов, населявших эти территории.

(На интерактивную доску выводится слайд № 9: «Природные условия – занятия людей» с пошаговым появлением изображений различных природных условий).

Шаг 1.

(Логическая цепочка «Природные условия → занятия людей» учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Давайте посмотрим, как это происходит на практике.

(Задача учителя: помочь учащимся научиться видеть взаимосвязь между природными условиями и занятиями людей, и закрепить знания таких занятий, как «охота», «земледелие», «скотоводство», «торговля» и пр.).

Вот перед вами картина, на которой изображена холмистая местность, поросшая лесом, и небольшое лесное озеро.

Вопрос: Как вы думаете, какое занятие может быть главным источником пропитания для людей, населявших эту местность?
(Учащиеся могут предположить рыболовство, сбор ягод и грибов и пр., но учитель должен акцентировать внимание на занятии «охота», которое даст людям необходимое пропитание в лесу).

(Для работы по аналогии с последующими картинами учитель может вызывать учащихся к доске для индивидуального решения задач).

Шаг 2.

Шаг 3.

Учитель: На второй картине мы видим открытую степную равнину.

Вопрос: Чем могли заниматься древние люди в этой местности?
(Учитель подводит учащихся к пониманию, что подобные природные условия лучше всего подходят для земледелия).

Шаг 4.

Шаг 5.

Учитель: На третьей картине у нас представлена горная местность.

Вопрос: Какое занятие могло развиваться в этих безжизненных камнях?
(Учитель объясняет, что горы богаты полезными ископаемыми, такими, как глина, строительный камень, различные руды, из которых можно изготавливать ремесленные изделия и обменивать их у жителей равнин на продукты).

Шаг 6.

Шаг 7.

Учитель: На четвёртой картине мы видим богатые травой, кустарником и низкими деревьями холмы.

Вопрос: Каково ваше предположение о занятиях людей на этих холмах?
(Учитель подводит учащихся к пониманию, что поросшие травой холмы хорошо приспособлены для скотоводства, особенно среднего и мелкого скота).

Шаг 8.

Шаг 9.

Учитель: Посмотрите на пятую картину, опишите её самостоятельно (что вы на ней видите, какие природные условия на ней изображены) и сделайте вывод, какие несколько занятий будут здесь хорошо развиваться?

(Пятое задание может быть дано как для решения в классе, так и в качестве домашнего задания. Учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, что рядом с морем будет развиваься рыболовство, в горной местности будет развито ремесло, а учитель помогает подойти к осознанию развития при данных условиях морской торговли).

(На интерактивную доску выводится слайд № 10: «Хронология», с пошаговым появлением происхождения и определения термина «Хронология»).

Шаг 1.

Учитель: Для изучения прошлого очень важен вопрос КОГДА? На него историкам помогает ответить хронология.

Шаг 2.

Учитель: Название «хронология» тоже произошло от греческого языка, от двух греческих слов: «хронос» – время, «логос» – слово, наука. То есть, хронология – это наука о времени.

Вопрос: Какой сейчас идёт год?
(Содержание ответа учащихся зависит от текущего года).

Вопрос: С какого момента мы ведём счёт лет?
(Содержание ответа учащихся: от Рождества Христова).

Учитель: Но ведь и до рождения Христа люди вели счёт времени. Только считали они их от других событий.

Древние египтяне, например, считали года заново от начала новой династии фараонов. В России до Петра I года считали от сотворения мира, и по этому календарю сейчас шёл бы (настоящий год + 5509) год.

Но наиболее распространённым в древности был лунный календарь.

(На интерактивную доску выводится слайд № 11: «Фазы луны»).

Учитель: Древние люди заметили, что луна постоянно изменяется в размерах. И циклы от полнолуния до полнолуния продолжаются одинаковое время. И этот лунный цикл они и взяли за отсчёт лет. Так воник лунный календарь.

Незнакомый с историей человек будет долго удивляться, прочитав в Библии, что древние иудеи жили по 600 лет. А они просто жили по лунному календарю.

Древние авторы, делая свои записи, использовали своё летоисчисление, и поэтому историкам сложно было бы определить, какие события произошли раньше, а какие позже. Что, например, было раньше, военный поход древнеегипетского фараона на финикийцев, или нападение филистимлян на иудеев?

Вот здесь и помогает хронология. Учёные изучают все календари и года разных народов и переводят их на наше летоисчисление.

Мы с вами сегодня познакомимся с летоисчислением от Рождества Христова, которым пользуется в настоящее время все христианские страны.

Линия времени очень напоминает обычный градусник.

(На интерактивную доску выводится слайд № 12: «Линия времени» с пошаговым появлением градусника и линии времени).

Шаг 1.

Учитель: Температура поднимается снизу вверх, от минусовых градусов к плюсовым. Минусовые градусы идут от большего к меньшему, и так до нуля, а потом, плюсовые, от меньшего к большему.

Шаг 2.

Учитель: Так и года в летоисчислении от Рождества Христова. До Рождества Христова (до нуля) все года идут в обратном порядке и, чтобы избежать путаницы, к году добавляют фразу «до нашей эры» (сокращённо пишется «до н.э.»). А года после Рождества Христова называют «нашей эрой», но это уточнение в речи и письме используется историками только для начальных лет нашей эры.

Вопрос: Как вы считаете, какая линия длиннее, направо (н.э.) или налево (до н.э.)?
(Содержание ответа учащихся: налево. Аргументация: люди существуют больше чем два тысячелетия).

Учитель: А теперь вы должны решить пару хронологических задач.

(На интерактивную доску выводится слайд № 13: «Посчитай!» с пошаговым появлением хронологических задач).

Шаг 1.

Учитель: Посмотрите на линию времени. Перед вами два события, произошедших до Рождества Христова (основание города Рим и восстание рабов во главе со Спартаком), и два события нашей эры (крещение Руси и рождение нашего государства Российская Федерация).

Шаг 2.

(Перевод интерактивной доски в режим рисования).

Вопрос: Кто из вас может посчитать, сколько лет тому назад произошло восстание рабов во главе со Спартаком?
(В ходе ответа учитель может самостоятельно или попросить вызванного к доске учащегося показать, какие годы необходимо сложить, чтобы получить ответ на вопрос).

Шаг 3.

Вопрос: Какой год шёл 2760 лет тому назад?
(После подсчёта необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «до нашей эры»).



(Наверх)

III этап урока: закрепление полученных знаний.

Учитель: Ну вот мы и познакомились сегодня немножко с наукой «ИСТОРИЯ» и с теми науками, без которых историки не смогли бы многого узнать о прошлом. Давайте проверим, что нам удалось запомнить.

Вопрос: Откуда появилось название «ИСТОРИЯ» и как это слово переводится?
(Содержание ответа учащихся: с древнегреческого языка означает «рассказ о прошедшем»).

Вопрос: Кого называют «отцом истории» и за что?
(Содержание ответа учащихся: Геродот; первый исследовал прошлое и записал).

Вопрос: Какие науки помогают ответить на вопросы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА»?
(Содержание ответа учащихся: археология, география, хронология).

Вопрос: Какие источники знаний вы запомнили?
(Содержание ответа учащихся: вещественные и письменные).

Вопрос: Каким летоисчислением мы пользуемся сейчас?
(Содержание ответа учащихся: от Рождества Христова).



(Наверх)

IV этап урока: домашнее задание и выставление оценок за урок.

(На интерактивную доску выводится слайд № 14: «Домашнее задание»).



(Наверх)


 
 
   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика