Учителям
 

(К оглавлению)  ←(Древний Восток)  ←(Древний Египет)  ← § 11

(К портфолио)

Опубликовано: 22.09.2012

Презентация к теме «Искусство Древнего Египта» (§ 11 учебника История Древнего мира для 5 классов) состоит из 11 слайдов, содержащих 21 иллюстрацию и 1 видеоролик («Строительство пирамид», 3 мин. 36 сек.).

Для упрощения передачи ресурса в сети Интернет файлы упакованы в zip-архив.

 ”Искусство Древнего Египта” (*.pps + *.wmv)
 скачать презентацию (40,9 Mб)

Самозапускающийся файл данной презентации называется 11_iskysstvo_egipt.pps.

Данный урок был проведён 30.X.2008 г. во время «II Педагогической ассамблеи – 2008» в рамках конкурсного движения «Педагог года Подмосковья», проводимый для педагогов Северо-Восточного зонального объединения.

 Программа II Педагогической ассамблеи – 2008 г. (*.pdf)
 скачать (303 Kб)




 ”Искусство Древнего Египта” (*.pdf)
 скачать (709 Kб)
МАСТЕР-КЛАСС  ”Определи богов” (*.jpg)
 скачать (291 Kб)

урок с использованием авторского мультимедийного дидактического пособия к учебнику 5 класса «История Древнего мира»
на тему: «Искусство Древнего Египта»
(по программе История Древнего мира, 5 класс)

учитель истории Хусаинов P.P. (МОУ Щёлковская гимназия)



Современное информационное общество формирует не только новые социально-экономические условия жизнедеятельности человека, но и меняет его психофизические качества. Прагматизм усиливается не только в профессиональной сфере, но и в сфере получения знаний. Это отражается и на выборе профиля обучения, и на степени восприятия новой информации. Большее значение начинает играть наглядность, смена ритма и деятельности, игровые элементы в обучении.

Одним из факторов мотивации обучения для ребёнка является интересность самого материала и его подачи. Развитие средств массовой информации своими цифровыми ресурсами (обучающие программы, видеофильмы и т.п.) создает конкуренцию классическому школьному обучению за счёт наглядности. Однако школьное обучение при эмоциональной подаче учителем материала и использовании мультимедийной техники имеет возможность за счёт активизации более широкого спектра восприятия (зрительной, слуховой и эмоциональной) перехватить инициативу в этой негласной конкурентной борьбе.

Урок «Искусство Древнего Египта» продолжает знакомить учащихся с историческим и культурным наследием античной цивилизации. При своей внешней традиционности (комбинированная форма урока) за счёт использования авторского мультимедийного дидактического пособия к учебнику 5 класса, разработанного непосредственно для интерактивной доски, создаются условия для длительной концентрации внимания (что немаловажно для данной возрастной категории), высокой активности и интереса.



Цель: формирование представлений о богатстве и индивидуальности культурного наследия древнеегипетской цивилизации, его ценности для всего мира.

Задачи:

 Образовательные: познакомить с памятниками культуры Древнего Египта; показать грандиозность замыслов и результатов деятельности древних зодчих; закрепить понимание понятий «культура», «искусство», «архитектура» и т.п.

 Воспитательные: способствовать снижению абстрагированности учащихся от изучаемого материала; формирование интереса к изучению истории и личностной позиции в вопросе ценности культурного наследия Древнего Египта.

 Развивающие: создать условия для образного восприятия материала; способствовать развитию правильной речи.

 Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы через интерес к использованию на уроке мультимедийного оборудования; создать условия для эмоциональной и физической разгрузки учащихся без ущерба для образовательного процесса.

Оборудование:

ABM-совместимый ПК на базе OS Windows, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.


Этапы урока:

I этап: организационный момент (контроль готовности учащихся, отметка отсутствующих, формирование рабочей атмосферы).

Учитель: (приветствие учеников и гостей). Сегодня наш урок посвящён культуре древнейшей на земле цивилизации Древнего Египта. На прошлых уроках мы уже начали изучать такую сторону культуры, как религию. Сегодня же мы сначала вспомним, что же из себя представляли религиозные взгляды древних египтян, а затем познакомимся с такой стороной культуры, как искусство Древнего Египта.

Но сначала, позвольте, я представлю вас нашим гостям. (Представление класса).

II этап: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Вопросы для закрепления терминов и понятий:

  1. Что такое «религия»?
    (содержание ответа учащихся: религия – это вера в сверхъестественное).

  2. В чём причина появления у древних людей религиозных верований?
    (содержание ответа учащихся: страх перед силами (явлениями) природы заставил людей поверить в существование сверхъестественных существ).

  3. Что такое «миф»?
    (содержание ответа учащихся: миф – это сказание о богах).

  4. Каково предназначение мифа (или что древние люди хотели объяснить сюжетами из мифов)?
    (содержание ответа учащихся: сюжеты мифов объясняли людям причины природных явлений).

  5. Какие явления природы объясняются в мифах:
    • миф о гневе богини Тефнут;
      (содержание ответа учащихся: засуха);

    • миф об истреблении людей;
      (содержание ответа учащихся: солнечное затмение);

    • миф об Осирисе и Сете;
      (содержание ответа учащихся: смена времён года);

    • миф о Солнечной Ладье;
      (содержание ответа учащихся: смена дня и ночи).

  6. Вспомните отличительные признаки изображения древнеегипетских богов и подпишите их имена.
    (К доске, на которую выводится слайд с изображением богов, поочередно приглашаются 3 учащихся, которым предлагается под изображением богов подписать по три имени):



    (содержание ответа учащихся слева направо:
    Сет – красный цвет кожи;
    Хапи – синий цвет кожи;
    Амон-Ра – голова сокола и солнечный диск;
    Осирис – зелёный цвет кожи;
    Анубис – голова шакала;
    Тот – голова птицы ибис;
    Маат – перо;
    Бастет – образ кошки;
    Сохмет – образ львицы).

III этап: изучение нового материала.

(На интерактивную доску выводится слайд № 1 с названием темы и иллюстрацией древнеегипетских художников).

Для активизации внимания учащихся и переключения к новой теме можно задать несколько вопросов по теме из ранее изученного материала. Например:

  1. Что такое «искусство»?
    (содержание ответа учащихся: искусство – это отображение человеком окружающего и внутреннего мира).

  2. Какие виды искусства вы помните?
    (содержание ответа учащихся: живопись, архитектура, скульптура, музыка, танцы и т.п.).

Учитель: Когда говорят о культурном наследии Древнего Египта, то большинство представляет себе в первую очередь 7-ое чудо света – величественные пирамиды в Гизе.

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с изображением пирамиды Хеопса, Большого сфинкса и древнеарабским изречением).

Пирамиды настолько величественные и древние сооружения, что всем соседним народам они казались вечными. Не случайно арабы говорили: «Мир боится времени, а время боится пирамид».

Пирамиды строились на западе от реки Нил.

Вопрос: почему именно на западной стороне египтяне сооружали усыпальницы для своих фараонов?
(содержание ответа учащихся: на западе заходило солнце, и египтяне верили, что там находится вход в загробный мир).

Учитель: Покой фараонов охраняет Большой сфинкс (существо с телом льва и головой человека).

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с пошаговым изображением различных форм древнеегипетских пирамид).

Шаг 1.

Учитель: Форма пирамид не всегда была такой правильной. Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений – «мастаб», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что впоследствии Имхотеп был приравнен к богам.

Шаг 2.

Учитель: Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как видите, уже состоит из трёх мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась).

Шаг 3.

Учитель: Ну и более привычная пирамида Хеопса в Гизе.

Шаг 4.

Учитель: Мы можем проследить не только изменение формы пирамиды, но и её размеры.

(На интерактивную доску выводится слайд № 4 со схемой пирамиды Хеопса).

Учитель: Пирамида Хеопса является не только самой большой из всех, сохранившихся до нашего времени пирамид, но и самой загадочной. Она загадала современным учёным 3 загадки.

Первая загадка: вход в пирамиду располагается на высоте 14 м на северной стороне. Узкий коридор ведёт нас вниз, глубоко под землю, и вскоре мы попадаем в небольшую комнатку. Она пуста, но не это удивляет археологов и историков. Все пирамиды были разграблены ещё в древности. Учёных удивляет коридор за комнаткой, ведущий в тупик. Зачем нужен был этот коридор?

Вторая загадка: Вернувшись обратно, мы направимся по коридору, ведущему к центру пирамиды. Он очень узкий, и по нему приходится карабкаться согнувшись почти вдвое. Через 33 м мы окажемся на площадке, где коридор раздваивается: один продолжается наверх, другой, горизонтальный, приведёт нас в комнату, которую называют «комнатой царицы». Но мы знаем, что жену фараона никогда не хоронили в одной пирамиде вместе с фараоном. Так почему же так называется комната, и для чего её соорудили?

Третья загадка: широкая 50-метровая галерея наверх приведёт нас к самому центру пирамиды, где находится усыпальница самого фараона. Комната облицована гранитными плитами. Чтобы облегчить потолок, над комнатой соорудили 5 пустых ниш. Через стены наружу были проложены трубы для вентиляции. В центре стоит гроб из красного гранита, внутри которого находился саркофаг с мумией фараона Хеопса. То, что саркофаг с мумией утащили древние грабители – не удивляет, ведь их интересовали драгоценности, которые были одеты на мумию фараона. Но куда делась тяжёлая гранитная крышка?

(Как правило у учащихся по каждой загадке возникает множество версий, которые они озвучивают).

(На интерактивную доску выводится слайд № 5 с видеороликом из фильма BBC «Пирамида», 3 мин. 36 сек.).

Учитель (во время демонстрации ролика): Строительство пирамид – дело настолько длительное и сложное, что среди учёных до сих пор происходят споры о том, как египтяне сумели без каких-либо механизмов создавать такие грандиозные сооружения.

На каменоломнях тысячи рабов, земледельцев и ремесленников добывали камень. Рабов и многих земледельцев пригоняли на работу силой. Часть земледельцев и ремесленников работали по собственной воле, зарабатывая себе на пропитание. Медным долотом они рассекали скалы. В отверстия вставлялись деревянные клинья и поливались водой, чтобы, разбухая, дерево раскалывало скалы. Для строительства пирамид необходимы были каменные блоки разной величины, от небольших до огромных. После предварительной обработки блоки на деревянных санях переправляли к месту строительства пирамиды. Для этого делали насыпь из песка и щебня, ведущую вверх, которую смачивали водой для лучшего скольжения. Чем выше становилась пирамида, тем длиннее насыпь, ведущая наверх.

Здесь, уже у самой пирамиды, блоки обрабатывались каменщики, придававшими им правильные формы. Положение каменщиков было намного лучше, они жили в отдельных хижинах и им в пищу давали даже мясо. Единственным измерительным инструментов для них служил деревянных уголок. И с такими примитивными инструментами они так точно и ровно отшлифовывали блоки, что те вплотную подходили друг к другу. Точность – это то, что до сих пор поражает учёных.

Для того, чтобы блоки доставлять на самый верх, насыпь строили вокруг пирамиды по спирали. Чтобы поверхность пирамиды была гладкой, каменные ступени обрубили и отшлифовывали. И пирамида, сверкая на солнце, поражала и заставляла египтян преклоняться перед величием живого бога фараона. К сожалению люди и время изменили облик пирамид, и теперь мы можем лишь с помощью компьютерной графики увидеть её глазами строителей.

(На интерактивную доску по завершении видеоролика автоматически выводится слайд с иллюстрациями строительства пирамиды).

(На интерактивную доску выводится слайд № 6 с иллюстрациями из захоронения фараона Тутанхамона).

Учитель: Из всех богатств пирамид до нашего времени дошли лишь рисунки и надписи на их стенах. Все предметы были давно разворованы. Но археологам и историка повезло. Не всегда фараоны могли себе позволить построить для себя величественную пирамиду. Некоторых из них хоронили в скалах. В 1922 г. два англичанина-археолога обнаружили на скалах древнеегипетский знак, подсказавший им, что здесь запечатана гробница фараона. Так было открыто неразграбленное захоронение юного (18-19 лет) фараона Тутанхамона.

(На интерактивную доску выводится слайд № 7 с иллюстрациями из захоронения фараона Тутанхамона).

Учитель: Здесь археологи обнаружили не только три саркофага и мумию фараона, но и огромное количество предметов из его жизни, от детских игрушек до трона и шахматной доски.

(На интерактивную доску выводится слайд № 8 с пошаговым изображением древнеегипетских храмов).

Шаг 1.

Учитель: Другим видом архитектурных сооружений Древнего Египта являются храмы.

Вопрос: что такое «храм»?
(содержание ответа учащихся: храм – это жилище бога).

Учитель: Храмы должны были поражать своими размерами, ведь это жилище бога.

Шаг 2.

Учитель: Обратите внимание на храм Хатшепсут. Практически весь храм высечен внутри огромной скалы. Подобные сооружения вызывают восхищение не меньше, чем пирамиды.

(На интерактивную доску выводится слайд № 9 со схемой древнеегипетского храма).

Учитель: Путь к храму вёл по алее сфинксов – фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. Перед храмом стояли обелиски, или «иглы фараонов», как их называли египтяне. По разным сторонам от ворот находились огромные фигуры фараона. Ворота, открывающие вход во внутренний двор храма, были настолько огромны, что их можно было распахнуть только усилиями сразу нескольких жрецов.

За внутренним двором находился главный зал, за которым было небольшое скрытое от глаз помещение со статуей бога. В это помещение допускались только жрецы и фараон.

(На интерактивную доску выводится слайд № 10 с фотографией стены храма, покрытой рельефами).

Учитель: Храмы были огромны. Они должны были поражать простого человека, должны были создавать в нём ощущение своей слабости и ничтожности перед величием бога, живущего в этом храме.

Вся поверхность храма от пола до потолка была покрыта рельефами с иероглифами и изображениями. До сих пор, эти сооружения завораживают тысячи туристов, стремящихся посетить эту страну древней культуры.

IV этап: закрепление полученных знаний.

Учитель: Подведём итоги. Давайте ещё раз определим, с какой целью строились пирамиды?
(содержание ответа учащихся: пирамиды строились как усыпальницы фараонов).

Учитель: для какого фараона построена самая большая пирамида?
(содержание ответа учащихся: для фараона Хеопса).

Учитель: кто трудился на строительстве пирамид?
(содержание ответа учащихся: рабы, крестьяне, ремесленники под руководством вельмож).

Учитель: чьё захоронение дошло до наших времён неразграбленным?
(содержание ответа учащихся: захоронение фараона Тутанхамона).

Учитель: с какой целью древние египтяне строили храмы огромных размеров?
(содержание ответа учащихся: чтобы показать могущество бога и ничтожность человека).

V этап: домашнее задание и выставление оценок за урок.

(На интерактивную доску выводится слайд № 11 с домашним заданием).

Учитель: Благодаря своему незабываемому искусству Египет до сих пор остаётся привлекательным для туристических поездок. И, конечно же, главной целью для приезжих является посещение единственного из дошедших до нас «чудес света» – древнеегипетских пирамид. Однако пирамиды строились не только в Египте. Есть ещё один регион на земле, где древние народы строили подобные архитектурные сооружения.

Предлагаю вам провести своё исследование и не только найти народы, строившие пирамиды, но и сравнить их с древнеегипетскими, найдя общие и отличные черты.


(Наверх)

 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика