Учителям
 

(К списку презентаций)

(К портфолио)


 скачать (848 Kб) ОТКРЫТЫЙ УРОК
(с использованием мультимедийного дидактического пособия)
для директоров общеобразовательных учреждений
Щёлковского муниципального района (07.12.2011)
 Скачать презентацию
(*.pps + *.wmv) (40 Mб)

Тема: РАЗГРОМ ЯПОНИИ

учитель истории Хусаинов P.P.
МБОУ Щёлковская гимназия
Щёлковского муниципального района Московской области


Переход к информационному обществу, расширение каналов информации, многообразие и доступность, ведут не только к расширению возможностей в процессе обучения, но и к переориентации интересов нового поколения от познания к развлечению. Это, вместе с прочим, сильно сказывается на уровне знания истории. Кроме того, современная массовая культура использует примитивные низменные проявления человеческой сущности, предлагая темы насилия, жестокости, плотских утех и т.п. Таким образом в сознании молодого поколения эти негативные проявления человеческой жизни превращаются в абстрактные сцены, не вызывающие никакого переживания и размышлений о смысле и жизненных ориентирах своего существования.

Разработкой наглядного мультимедийного дидактического пособия к уроку «Разгром Японии» преследовалось две цели:

  во-первых, использовать наглядность для привлечения внимания и оживления интереса к истории как отечественной, так и мировой;
  во-вторых, используя ресурсы видеоурока, активизировать зрительное и слуховое восприятие, создав необходимую эмоциональную атмосферу, которая позволит учащимся избавиться от абстрактного восприятия истории и задействует их гуманистические качества (осознание трагизма, чувство сопереживания, осознания недопустимости повторения чёрных страниц истории).

Таким образом, на этом уроке усвоения новых знаний воспитательные задачи имеют явный приоритет над образовательными и развивающими.

Компетентностный подход реализован в формировании социально-личностных компетенциях (формировании умений критически рассматривать те или иные аспекты развития мира в изучаемый период, выявления связей между событиями).

Урок построен с использованием информационно-коммуникативных и проблемных технологий (например, в части решения на основе мнений британского премьера и японских политических деятелей проблемы определения роли и значения участия СССР в разгроме Японии завершении войны, или определения взаимосвязей решений двух конференций 1945 года глав трёх держав).



Тип урока: подача и изучение нового материала.

Цель: формирование на базе исторического материала по теме «Разром Японии» объективного представления о роли СССР в завышающей стадии войны и воздействие на мировоззренческие качества учащихся в рамках воспитания гражданственности и гуманизма.

Задачи:

 Образовательные: закрепить знания исторических фактов 1945 года и причин перехода от сотрудничества к противостоянию; пополнение понятийного словаря.

 Развивающие: развить умения анализа и синтеза фактов изучаемого материала.

 Воспитательные: способствовать снижению абстрагированности в изучении истории; содействовать формированию гражданской позиции и патриотических чувств; активизировать гуманистические качества.

 Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы посредством использования нетрадиционных элементов на уроке.

На начальном этапе учитель озвучивает задачи и устанавливает ориентиры учебной деятельности.
Основные задачи решаются на втором этапе урока, состоящем из двух частей.

Первая часть: Потсдамская конференция.

Помимо развития знаний по изучаемому периоду истории в рамках реализации развивающей задачи учащимся предлагается использовать свои навыки анализа и синтеза в работе с соглашениями двух конференций глав трёх держав 1945 года. В рамках решения одной из основных воспитательных задач внимание учащихся акцентировалось на формирование на фоне «медового месяца стран-союзниц» атмосферы назревания конфронтации.

Вторая часть: Разгром Японии.

Именно на этом этапе достигается реализация всех воспитательных задач: активизация гуманистических и патриотических качеств личности.

Третий завершающий этап урока («Итоги Второй мировой войны») направлен на формирования знания причин и признаков нового миропорядка, и подготовку учащихся к переходу к новому разделу истории: Мир в период «холодной войны».

Сама тема, подбор материала и форма её подачи призваны задействовать всё богатство чувств и способностей разума, что позитивно отражается на концентрации внимания и интереса учащихся.

Слабой стороной данного урока, на первый взгляд, можно отметить низкую роль учащихся. Но цель этого урока больше лежит в плоскости социализации – воздействия на различные качества личности в направлении формирования их мировоззренческих позиций. Активная работа учащихся предусматривается на последующем уроке с элементами технологии диспута по проблемам политологического (причины и ответственность за переход к «холодной войне») и гуманистического (проблема, оправдывает ли цель средства?) характера.

Оборудование:

ПК на базе операционной системы Windows, интерактивная доска, мультимедийная техника, аудиосистема.

Презентация к уроку по теме «Разгром Японии» содержит 7 видеороликов из фильмов «Хиросима» (BBC, 2006 г.) и «Камикадзе в цвете» (Kralevich Productions, 2001 г.).

Интерфейм презентации имеет активное меню, позволяющее с помощью гиперссылок переходить в выбранный раздел (гиперссылки меню плана) или на выбранный слайд (гиперссылки в боковом меню). Красным цветом шрифта в боковом меню отображаются пройденные слайды.

Значок возле пункта меню означает наличие на слайде видеоролика (два значка – два видеоролика).

Значок возле пункта меню означает наличие смены изображений внутри слайда.

Кнопка «Выход» на первом слайде (титульный слайд) завершает демонстрацию презентации.




Ход урока.

I этап урока: постановка задач на урок

На этом занятии мы должны

  увидеть взаимосвязь решений о послевоенном устройстве мира, принятых на двух конференциях глав трёх держав – в Ялте и Потсдаме;
  понять цели, которые преследовали Соединённые Штаты Америки, принимая решение об использовании против Японии атомного оружия;
  оценить роль СССР в разгроме Японии и прекращении самой разрушительной в истории человечества войны;
  и определить итоги этой войны.

II этап урока: усвоение нового материала

Слайд 1: Тема урока

(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, эпиграфом, планом урока, изображением японских островов и государственного флага Японии).

Я не случайно в качестве эпиграфа к данной теме выбрал этот отрывок из прощального письма воина-самурая. Эти две строчки очень хорошо демонстрируют особенности японского менталитета, с которым пришлось столкнуться европейцам в этой войне.

«Мне дарована прекрасная возможность умереть.
Я упаду как цветок с ослепительно цветущей вишни
».

Обратите внимание на план, по которому мы будем сегодня работать.
1. Потсдамская конференция.
2. Разгром Японии.
3. Итоги Второй мировой войны.

Фактический материал:

С капитуляцией Германии II Мировая война не закончилась, а переместилась на Дальний Восток, где англо-американские войска вели военные действия против Японии.
Выполняя соглашение Крымской конференции о вступлении в войну против Японии, СССР начал скрытно перебрасывать свои войска на Восток.



Часть 1. Потсдамская конференция

Слайд 2: Потсдам

(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с видеороликом из фильма BBC «Хиросима» с кадрами лидеров 3-х держав в Потсдаме, 00 мин 42 сек. По завершении видеоролик сменяется фотографией глав делегаций Клементом Эттли, Гарри Трумэном и Иосифом Сталиным).

Параллельно с этой подготовкой в Потсдаме близ Берлина с 17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась 3-я и последняя конференция глав трёх держав.

По сравнению с первыми двумя в составе произошли изменения – вместо умершего Рузвельта в Потсдам прибыл Гарри Трумэн, а с 28 июля по приглашению Черчилля в конференции принял участие лидер оппозиции Клемент Эттли.

Вопрос: Давайте вспомним позиции лидеров западных держав, от чьих взглядов зависело дальнейшее развитие мировой политики.

1. Каких взглядов по вопросу войны Германии с СССР придерживался Гарри Трумэн?

(содержание ответа учащихся: Трумэн считал удачным столкновение двух тоталитарных режимов и предлагал сделать всё, чтобы затянуть войну между ними: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше»).

2. Что говорил о союзе Англии с СССР Уинстон Черчилль?

(содержание ответа учащихся: «…Нацистскому режиму присущи худшие черты коммунизма, У него нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает»).

К концу конференции стало известно, что консерваторы проиграли парламентские выборы, проходившие в Англии, и Эттли, как лидер лейбористов, стал главой нового правительства.

Потсдамская конференция во многом была продолжением Крымской, и развивала договоренности, достигнутые в феврале в Ялте.

Однако, при внешней уступчивости сторон, уже явно намечалось стремление добиться таких решений, которые обеспечили бы удобные позиции при возможной конфронтации.

Таким образом можно сказать, что Потсдамская конференция завершила «медовый месяц стран-союзниц», начатый в Ялте.

Слайд 3: «Медовый месяц»

(На интерактивную доску выводится слайд № 3 с фотографией переговорных делегаций, автоматически сменяющийся фотографией представителей оккупационных сил 4 держав, перечнем основных вопросов, рассматриваемых на конференции и определением термина «репатриация»).

Можно выделить 3 центральных вопроса, по которым были приняты решения:

1. Судьба Германии.
2. Судьба военных преступников.
3. Вопрос о репатриации.

Первый вопрос занял центральное место в работе союзных делегаций.

Окончательно была решена послевоенная судьба Германии, в отношении которой союзники отказались от планов расчленения государства, что породило бы стремление немцев к объединению.

Границы Германии возвращались к 1937 г., с аннексированных же территорий конференция санкционировала насильственное выселение около 9 млн. немцев.

Часть немецких территорий отходило к Польше (новая польско-германская граница определена по линии Одер – Западная Нейсе), Восточная Пруссия с г. Кёнигсбергом (с 1946 г. Калининград) передавалась СССР.

Участники конференции заявили о своём стремлении создать в Германии условия для проведения демократических выборов и передачи всей власти новому немецкому правительству.

Методами для создания подобных условий должны были стать мероприятия по «трём Д»: демилитаризация (полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожение монополий и ликвидацию в Германии всей промышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства), денацификация (уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций и учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране, искоренение идеологии фашизма и нацизма) и демократизация (создание общества, способного на свободное волеизъявление и стремящееся к сохранению мира).

Окончательно была согласована система четырёхсторонней оккупации Германии, в рамках которой предусматривалось, что на время оккупации верховная власть Германии будет осуществляться главнокомандующими вооружёнными силами СССР, США, Великобритании и Франции.

По вопросам, затрагивающим интересы Германии в целом, они должны действовать совместно в рамках Контрольного совета.

Был учреждён Совет министров иностранных дел (СМИД) для подготовки мирного договора с Германией и её союзниками.

Было подтверждено право народов, пострадавших от германской агрессии, на получение репарационных платежей.

По инициативе СССР военно-морской флот Германии подлежал равному разделу между СССР, США и Англией.

Бóльшая же часть немецкого подводного флота, по настоянию англичан, была затоплена.

Союзники были едины в отношении судьбы военных преступников, подтвердив намерение передать их суду Международного трибунала, состоявшегося в Нюрнберге с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

Большой критике в западной послевоенной историографии подверглось решение союзников о взаимной репатриации.

Репатриация (от позднелат. repatriatio – возвращение на родину) – возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за её пределами вследствие войны, а также эмигрантов.

Благодаря этому решению в СССР возвращались не только военнопленные и так называемые «остарбайтеры» (восточные рабочие, угнанные на работы в Германию), но и эмигранты.

Когда об этом решении было сообщено в западной зоне оккупации, возникли массовые случаи бегства или самоубийства тех, кто не желал возвращаться в сталинский социализм.

Вопрос: В историографии очень часто используется такое понятие, как «ялтинско-потсдамские соглашения». Почему их объединяют?

(содержание ответа учащихся: Решения Потсдама развивали соглашения, достигнутые в Ялте).

Слайд 4: Задание (таблица)

(На интерактивную доску выводится слайд № 4 с таблицей для заполнения).

Задание для домашнего выполнения:

Составьте таблицу ялтинских и потсдамских соглашений. В первых строках выделите те соглашения, которые затрагивались на обеих конференциях. Ниже – вопросы и решения, поднимаемые лишь на одной конференции.

Слайд 5: Атомная эра

(На интерактивную доску выводится слайд № 5 с фотографиями Черчилля и Трумэна).

17 июля Трумэн и Черчилль в Потсдаме получили странное известие:

«Младенцы благополучно родились».

Это сообщение возвещало начало новой эры в истории человечества – атомной эры.

Слайд 6 (16 июля 1945 г.)

(На интерактивную доску выводится слайд № 6 с видеороликом из фильма BBC «Хиросима» с кадрами испытания атомного оружия 16 июля 1945 года в США, 00 мин 16 сек).

Западные лидеры были извещены об успешном испытании в пустыни Нью-Мексико первой атомной бомбы, которая во многом изменила расстановку сил, и особенно планы Запада в отношении Японии и СССР.

Новое оружие позволяло западным союзником не только быстрее вынудить Японию на капитуляцию, но и решить эту проблему без участия СССР, лишив её возможности усилить своё влияние в тихоокеанском регионе.

Слайд 7: Роль СССР

(На интерактивную доску выводится слайд № 7 с фотографией Уинстона Черчилля и его высказываниями о роли СССР на заключительном этапе войны с Японией).

Черчилль писал, что после этого известия

«…рисовалась прекрасная, казалось тогда, картина окончания всей войны одним или двумя сильными ударами… Кроме того, нам не нужны будут русские. Окончание войны с Японией больше не зависело от участия их многочисленных армий в окончательных и, возможно, затяжных боях».

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится переход к фотографиям Сталина и Курчатова).

После одного из заседаний Трумэн сообщил Сталину о создании нового оружия, но тот, вопреки ожиданиям, отреагировал достаточно спокойно.

Но это было показное равнодушие (вернувшись в Москву после конференции, Сталин вызвал к себе Курчатова и приказал ускорить работы по созданию советской атомной бомбы).

26 июля от имени воюющих с Японией США, Великобритании и Национального правительства Китая во главе с Чан Кай-ши, японскому правительству был предъявлен ультиматум.

Токио его отвергло, что послужило сигналом для перехода к завершающей фазе разгрома Японии.



Часть 2. Разгром Японии

Слайд 8: Поиск путей

(На интерактивную доску выводится слайд № 8 с картой тихоокеанского театра военных действий).

К лету 1945 г. англо-американские войска освободили Филиппины, Индонезию и часть Индокитая.

Но чем ближе подходили союзники к самой Японии, тем отчаяннее становилось сопротивление

Японские дипломаты рассчитывали на СССР, который мог выступить в качестве посредника на переговорах с США.

Военные же верили, что ход войны изменит тактика налетов воинов-камикадзе (в переводе «священный ветер»).

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится переход к видеоролику из фильма Kralevich Productions «Камикадзе в цвете» с кадрами налётов воинов-камикадзе на корабли флота США, 01 мин 07 сек).

Этих воинов назвали в честь шторма, который в XIII веке разметал флот великих моголов, и спас японские острова от вторжения.

Теперь камикадзе сами летели сквозь огненный шторм, чтобы разбить свои самолёты, начинённые взрывчаткой о палубы американских кораблей.

Мировоззрение камикадзе формировалось древним кодексом самураев «Бушидо».

Молодых и неопытных лётчиков обучали элементарным навыкам управления самолётами – взлёт и пилотирование.

Подобно самураем лётчики-камикадзе получали «хачимаки» – белые полоски ткани на голову, чтобы волосы и пот не застилали глаза воина.

Перед своим последним вылетом камикадзе писали прощальные письма, вкладывая в конверты на память по пряди волос.

Потом принимали искупительную чашу саке, и поднимались в воздух.

Слайд 9: Аналитика

(На интерактивную доску выводится слайд № 9 с фотографией Белого дома и карты японских островов, на которых указаны города-цели атомных бомбардировок).

Американцы понимали, что для окончательного разгрома Японии необходима крупная переброска войск на японские острова.

Кроме того, аналитики предполагали, что при использовании прежних методов, война растянется до кон. 1946 г., и унесёт ещё более миллиона солдат союзников.

Это не устраивало ни Вашингтон, ни Лондон, и Трумэн принял решение об использовании против Японии атомного оружия.

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится вывод на экран карты японских островов с указанием городов-целей для атомных бомбардировок).

В качестве потенциальных целей были выбраны города Ниигата, Нагасаки, Хиросима, Кокура.

Слайд 10: Хиросима

(На интерактивную доску выводится слайд № 10 с видеороликом из фильма BBC «Хиросима» с кадрами атомной бомбардировки города Хиросима, 00 мин 58 сек).

6 августа 1945 г. американские самолёты сбросили атомную бомбу «Малыш» (урановая) на японский город Хиросима.

В одно мгновение более 64 тыс. мирных жителей погибло или оказалось при смерти. Подобного результата не предполагали даже сами разработчики.

Слайд 11: Нагасаки

(На интерактивную доску выводится слайд № 11 с видеороликом из фильма BBC «Хиросима» с кадрами атомной бомбардировки города Нагасаки, сопровождающимися обращением Гарри Трумэна, объясняющего причины и цели этой акции, 01 мин 17 сек. По окончании видеоролика на экране автоматически появляется фотография Священных ворот Тории у входа в полностью разрушенный синтоистский храм в Нагасаки).

Чтобы убедить японцев в большом запасе подобных бомб, хотя их было создано всего две, американцы решили предпринять ещё одну бомбардировку, выбрав для этого крупный промышленный центр Кокура.

Город Кокура спасла облачность, и 9 августа бомба «Толстяк» (плутониевая) была сброшена на запасную цель – г. Нагасаки.

Эти акции унесли сотни тысяч человеческих жизней, и бо́льшую часть не в дни бомбардировок, а в последующие годы, на протяжении нескольких поколений вплоть до наших дней.

Слайд 12: Трагедия

(На интерактивную доску выводится слайд № 12 с ключевой цитатой).

Именно эта часть должна нести наибольшую эмоциональную нагрузку. Учащиеся должны осознать трагедию гибели каждого человека во время этой военной акции, прочувствовать степень человеческого горя, постигшего тех, кто остался в живых.

Как вновь не вспомнить циничные слова, приписываемые Сталину:

«Смерть одного – трагедия, смерть миллионов – статистика».

Но каждый понимает, что эта «статистика» состоит из миллионов «трагедий».

Трагедий разных.

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится переход к видеоролику из фильма BBC «Хиросима» с кадрами гибели человека во время атомного взрыва, 00 мин 17 сек).

Сколько человеческих жизней просто сгорело в одно мгновение в этом адском пожаре, оставив после себя лишь слабые тени на бетоне.

Но были и такие трагедии, что оставшиеся в живых жалели, что они живы, что ещё могут слышать, видеть и чувствовать.

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится переход к видеоролику из фильма BBC «Хиросима» с кадрами реконструкции трагедии японской семьи, снятой по воспоминаниям, 02 мин 14 сек).

Чтобы оставить учащихся один на один с этой трагедией, учителю можно уйти из поля их зрения в конец класса.

По окончании видеоролика:

В подобных случаях в голову приходит ещё одна максима, высказанная Н.Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Только в конце хочется поставить знак вопроса.

Нам ещё предстоит ответить на вопрос, оправдывала ли цель США средства использования атомного оружия? Но это позже, на следующем уроке.

Слайд 13: Эффект

(На интерактивную доску выводится слайд № 13 с фотографией последствий атомной бомбардировки).

Эффект от этих акций ошеломил и подавил японцев.

Но они были рассчитаны и на Сталина – в Хиросиме и Нагасаки американцы устроили демонстрации силы для Советов.

Слайд 14: Денонсация

(На интерактивную доску выводится слайд № 14 с фотографией «Объявление приказа Верховного Главнокомандующего о начале боевых действий против Японии. 9 августа 1945 г.» и определением термина «денонсация»).

Сталин чувствовал, что союзники готовы завершить войну с Японией без СССР, поэтому уже через 3 дня после Потсдамской конференции, 5 августа 1945 г. Советское правительство денонсировало советско-японский пакт о ненападении.

Денонсация (от франц., dinoncer – объявлять, расторгать) – в международном праве отказ одной из сторон международного договора от его исполнения.

8 августа, через 2 дня после первой атомной бомбардировки, СССР заявил японскому правительству, что со следующего дня считает себя в состоянии войны.

9 августа, в день 2-ой атомной бомбардировки, выполняя свои союзнические обязательства СССР начал против Японии военные действия.

Вмешательство СССР лидерами США и Великобритании к этому моменту уже рассматривалось как нежелательное, и в последующем западная историография пыталась принизить роль СССР в разгроме Японии.

Слайд 15: У.Черчилль

(На интерактивную доску выводится слайд № 15 с фотографией Черчилля и его цитатой о роли СССР в разгроме Японии).

Уинстон Черчилль высокомерно заявлял:

«Россия объявила войну 8 августа, лишь за неделю до капитуляции противника. Тем не менее она претендовала на полные права воюющей державы».

Пытаясь предотвратить катастрофу, император Японии Хирохито, стал склоняться к капитуляции.

Американцы это решение приписывали лишь ужасающим результатам своих атомных бомбардировок.

Слайд 16: Слово японцам

(На интерактивную доску выводится слайд № 16 с цитатами премьер-министра Японии Судзуки и император Японии Хирохито о роли СССР в поражении Японии).

Однако стоит отметить слова премьер-министра Японии Судзуки на заседании Высшего совета в день вступления в войну СССР:

«Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».

Эта же мысль звучит и в рескрипте императора «К солдатам и матросам»:

«еперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление… означает поставить под угрозу саму основу существования нашей империи».

Слайд 17: Манчжурия

(На интерактивную доску выводится слайд № 17 с фотографией боевых действий Красной Армии в Манчжурии).

Целью советских войск стала более чем миллионная Квантунская армия в Манчжурии, японские войска в Северной Корее, Южном Сахалине и на Курильских островах.

(С помощью мышки, кнопок управления на клавиатуре ПК или элементов управления интерактивной доски производится переход к карте действий Красной Армии и союзных китайских войск против Японии).

В течение 23-дневных боёв основные силы японцев были разгромлены.

Это лишило японцев возможности перебросить войска и Манчжурии на защиту островов, эвакуировать императорскую семью в Маньчжоу-го и применить в войне бактериологическое оружие, которое разрабатывалось в секретных лабораториях Квантунской армии.

Слайд 18: Хирохито

(На интерактивную доску выводится слайд № 18 с фотографией императора Хирохито).

Атомные бомбардировки и вступление в войну СССР сломили волю японского правительства, и 14 августа 1945 г. по настоянию императора Хирохито правительство объявило о капитуляции.

Сам Хирохито по этому поводу заявил, что хочет прекратить страдания и стерпеть нестерпимое (император этим решением принял весь позор на себя, освободив от него всех своих подданных).

Но Квантунская армия отказалась подчиняться, и военные действия в Манчжурии продолжались до сентября.

Слайд 19: Капитуляция

(На интерактивную доску выводится слайд № 19 с фотографией подписания акта о капитуляции Японии).

2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» состоялась официальная церемония подписания акта о капитуляции Японии.

Этим актом завершилась самая разрушительная в истории человечества война, продолжавшаяся 6 лет и 1 день.

III этап урока: Итоги Второй мировой войны

Война закончилась, но последствия этой войны мир будет испытывать на себе ещё долгое время. Некоторые последствия до сих пор дают о себе знать.

Вопрос: Попробуйте определить, каковы, по вашему мнению, итоги этой войны?

(содержание возможных ответов учащихся: гибель миллионов людей; разрушения городов; сломанная психика; бурное развитие за счёт войны отдельных отраслей науки и т.п.).

Давайте теперь посмотрим, какие итоги выделяют учёные.

Слайд 20: Итоги войны

(На интерактивную доску выводится слайд № 20 с пунктами основных итогов Второй мировой войны).

Вторая мировая война явилась самым масштабным событием всего XX века, и она привела к глобальным изменениям как внутри стран, так и в общей международной расстановке сил.

Среди этих итогов выделим:

1. Разрушение экономик воюющих держав.

Можно сказать, что от этой войны выиграли лишь США и Канада, на чьих территориях не велось военных действий, и чья промышленность только выросла за счёт военных заказов всех стран антигитлеровской коалиции.
За счёт Ленд-лиза США сосредоточили в своих руках около 73% мирового запаса золота.

2. Людские потери.

Всего война унесла около 50 млн. человек., но эти цифры не отражают объективной картины потерь.
Если взять только СССР, то он потерял около 27 млн. человек.
В боевых условиях потери насчитываю 10 млн. человек, от ранений и болезней умерло около 18 млн. человек, около 4 млн. – погибло, сражаясь в партизанских отрядах и в подполье, столько же погибло в германском плену.

3. Распад мировой колониальной системы.

Воспользовавшись ослаблением европейских метрополий, их заокеанские колонии стали провозглашать независимость.

4. Рездел мира на сферы влияния (Германия и Корея оказались расколотыми на две части).

5. Ликвидация стимула для объединения, что привело к переходу от политики сотрудничества к противостоянию («холодной войне»).

Эти последствия напоминают о себе до сих пор.

*   *   *

Задание на дом:

1. Заполните в тетради таблицу сравнений двух конференций: Ялтинскую и Потсдамскую.
2. Подготовьте ответы на вопросы:

– Какие цели преследовали США в решении использовать атомное оружие (приведите аргументы вашей позиции)?
– Какова роль СССР в разгроме Японии (приведите разные мнения и аргументы в подтверждение вашей позиции)?

3. Используя учебник и иную историческую литературу, дополните самостоятельно список итогов Второй мировой войны.


(Наверх)

 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика