Портфолио

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

ТРЕТЬИ МОСКОВСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
(01.12.2005)

«Основы православия в русской культуре: народные обычаи и Православные праздники. Основы Православия и реализация общеобразовательных программ в школах и дошкольных образовательных учреждениях».

Из выступления Хусаинова Р.Р. (учитель истории, МОУ Щёлковская гимназия).



1. В светской школе, такой как наша гимназия, говоря о православной культуре, православных ценностях, мы подразумеваем естественные общечеловеческие ценности в противовес тем искусственным, которые навязываются «обществом потребителей». Мы все хотим возродить такие ценности как семья, долг, честь, вера. Церковь, воскресные и церковные школы, библиотеки и музеи задействуют свои методы. В церковь к священнику идёт чаще всего человек внутренне готовый внимать слову. И церковь действует через слово. Светская школа не может да и не должна в прямом смысле проповедовать слово божье. Не может, потому что имеет дело с подростками, пришедшими за светскими знаниями. Не должна, потому что в школу приходят представители разных религий. Но общечеловеческие ценности являются основой любой религии, а жизнь на православной земле требует знания православной культуры. Поэтому школа не самоустраняется от духовного воспитания, а лишь использует свои методы.

2. Там где простое слово становится «гласом, вопиющим в пустыне», до сердца ребёнка доходит пример. Можно тысячи раз говорить ребёнку, что бросать фантик на дорогу нельзя, он согласится, но, увидев, что на него никто не смотрит, выбросит этот злосчастный фантик. Но там, где не проходит слово, можно действовать пример. Съешьте конфету, положите фантик в карман – ребёнок этого, может, и не заметит. Съел ребёнок конфету, возьмите его фантик и положите в свой карман. Если это для вас будет естественно, если ребёнок не увидит назидающего взгляда, и поверит, что подобное поведение для вас является нормой, он в своей жизни последует этому примеру.

3. Таким образом, не нужно бороться и призывать, нужно лишь жить и своим примером творить. Но нужно остерегаться обмана – ребёнок более чувствителен к обману, чем взрослый.

4. В нашей гимназии одним из методов приобщения учащихся к православной культуре и возрождения общечеловеческих ценностей является работа над творческими проектами по изучению истории и культуры родного края. И в качестве примера был написан учительский проект, выставленный в библиотеке на обозрение учащихся.

5. Говоря о проектной деятельности, можно перечислять десятки задач, которые достигаются через подобную работу. Но я задержу ваше внимание лишь на двух:
♦ первое – приобщение к истории родной земли через собственный труд;
♦ второе – укрепление семейных уз через общий труд и гордость за его результаты.

6. Предлагая учащимся темы, мы специально ставим завышенные планы.

Чтобы понять «зачем» и «для чего», напомню вам встречу молодого художника Николая Константиновича Рериха с писателем Львом Толстым, к которому Рерих отправился по совету Стасова со своей зачётной работой – картиной «Гонец» (Академия Художеств, 1897).

На картине гонец на лодке через реку несёт важную весть, что род восстал на род. Толстой посмотрел на картину и спросил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт».

Так и мы, ставим завышенные планы, понимая, что жизнь внесёт свои коррективы и снесёт вниз.

7. Ребёнок серьёзнее подходит к проблеме, ближе контактирует с объектом своего исследования и острее эмоционально реагирует на безнравственность людей. Примеров подобного мы уже знаем много. Работа над проектами «Храмы…», «Усадьбы…», «Памятники Щёлковской земли» вызвали у детей боль за пренебрежение к нашему достоянию, к памяти о людях. А ведь дети и посмотрели то в эту сторону только тогда, когда получили задание и выбрали тему.

8. Но ещё более важной задачей мы считаем возрождение семейных уз, семейных ценностей, семейной общности.

Мы, учителя, часто наблюдаем одну и ту же картину: родители детей начальной школы об успехах и неудачах своих чад говорят: «Мы сделали… Мы получили… Мы достигли». А родители детей старших классов: «Мой сделал… Мой получил…» и т.п. Они отстраняются от жизни своих детей, и сами разрушают семейные узы. И оправдание одно – мой ребёнок уже достаточно взрослый и самостоятельный.

9. Родители стали забывать, что сильнее всего объединяет совместный труд, общая цель, удачи и неудачи. Завышенные требования в данном случае побуждают детей обратиться за помощью к родителям. А родителей – оказать помощь детям. Хороший родитель не отправит ребёнка одного по огромным просторам нашей Щёлковской земли, хороший родитель поможет ребёнку найти контакт с нужными людьми, и по ходу работу будет её воспринимать и как свою. И будет переживать и гордиться её результатами. И внесут в работу свой вклад, своё видение, свои эмоции. Родитель поймёт, насколько тяжело сейчас ребёнку трудиться, и что он часто нуждается в его помощи. Ребёнок поймёт, что он может рассчитывать на помощь родителей. Но главное – общая гордость за результат, общие воспоминания, общие эмоции.

И они говорят: «Мы писали проект». Это «Мы» и есть наша цель.

(Наверх)


 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика