Портфолио

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

ВТОРЫЕ МОСКОВСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
(09.12.2004)

Из выступления Хусаинова Р.Р. (учитель истории, МОУ Щёлковская гимназия).



…Каждый год к нам приходит новое поколение детей, которое очень сильно отличается от предыдущего, и отличается подчас не в лучшую сторону. Это выражается в их внешнем виде, агрессивности, вульгарности, эгоизме; это выражается в их отношениях друг с другом. Ругать детей бессмысленно, потому что в этом не их вина, вина лежит на тех, кто их воспитал, их просто сделали такими. Сами ребята во время доверительных разговоров оправдываются: ”А что мы сделаем? Мир такой, и если мы станем другими, то мир нас съест. В этом волчьем мире, мы тоже должны быть  клыкастыми”.

Каким образом показать им другой мир? Каким образом показать красоту этого мира, пробудить чувства сопричастности к этому миру и ответственности за него? Давайте немного задумаемся над одним детским стишком про мишку:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший…

”Ценность” не измеряется в рублёвом или долларовом эквиваленте, или в степени престижности. Ценность измеряется сопричастностью человека. Для ребёнка старый изорванный мишка намного ценнее, чем все богатства мира, потому что с ним связана его жизнь, его эмоции: радость или слёзы, потому что с мишкой связана память его жизни. Вот так должно быть и со всем остальным богатством нашего мира.

Почему родители не передали молодому и юному поколению любви к своей родине? Потому что поколение родителей было брошено в условия, когда они бегали по пустым прилавкам, пытаясь найти продукты для своей семьи. Вечером они садились перед телевизором и смотрели, как ”Богатые плачут”, и как ”Рабыня Изаура” ходит по фазенде. Естественно они пропустили то, что должны были увидеть, они пропустили человечность, чувство самопожертвования, которое было у героев. Они увидели красивую жизнь, и у них возникло представление, что это и есть достойная жизнь. Сначала они начали называть свои маленькие каморки на огородах ”фазендами”, потом, когда правительство дало им возможность построить настоящие, они бросились добывать деньги и строить. Они были уверены, что заслужили ”достойную жизнь”. Естественно, какое там кладбище, какие там храмы – есть земля, её надо захватить и построить свою ”усадьбу”. А если название у этой земли громкое, историческое, так это ещё лучше, более престижно.

Школа должна не только учить, школа должна создавать условия для учёбы. Любовь не рождается на голом месте, от слов учителя, не подкреплённых личными переживаниями и эмоциями. Любовь рождается от личного соприкосновения. Надо создать такие условия, чтобы ребёнок захотел открыть для себя свой родной край. Открыть самостоятельно, открыть то, что учитель будет слушать с неподдельным интересом, что будет новым для самого учителя. Ребёнок должен изучить свой край, изучить его подробно. Поездить. Своими руками потрогать то, что осталось, увидеть, где, что отреставрировано. Ведь видя на фотографии усадьбы, храмы, а в реальности – развалины, у него появляются чувства, ощущения. Мы любим только то, что знаем. Таков уж человек. Поэтому: Чтобы любить, нужно знать!

Да, хорошо; учитель расскажет нам на уроке, учитель отвезёт, учитель покажет, но больше мы узнаем, если сами будем искать, будет ездить, будем открывать. Именно с этой целью в нашей гимназии проводится краеведческая работа в виде творческих проектов. Учащиеся с помощью учителя объединяются в группы по 2–3 человека и выбирают тему, над которой работают в течение года. К этой работе привлекаются родители, которые не могут отпустить своих чад одних на огромные просторы района, в далёкие деревни и т.п. Родители вносят и свой вклад в поиск материала, и в отточку текста, и в фотографировании. Не все. Но если из целой параллели хотя бы 20 % родителей включатся в эту работу, можно считать достигнутой ещё одну цель – цель сближения детей и родителей, цель нового кирпичика в фундамент семьи. Общий труд и общая победа прекрасно сближают.

Глядя в глаза ребят можно спросить: ”Кто мы в будущем?”. Мы будущие родители! Если мы полюбим родной край, свою малую родину, то и своим детям мы привьем это чувство…

(Наверх)


 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика