Портфолио

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

 скачать
(*.pdf, 324 Kб)
КЛУБНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:
«ЭТО НАШ С ТОБОЙ ГОРОД – ЩЁЛКОВО»
(для учащихся 10-11 классов)
 

учитель истории Хусаинов P.P. (МБОУ Щёлковская гимназия)

(Опубликовано в сборнике «Внеурочная работа в школе как фактор модернизации системы образования./
Под ред. д.п.н., проф. Л.П.Ильенко. – М.: АРКТИ, 2012. – 88 с.»




«Чтобы любить – надо знать».

Целью учебно-воспитательного процесса в Щёлковской муниципальной гимназии является не только предоставление учащимся широкого объёма ЗУН, но и привитие навыков их практического использования, выявление и развитие творческих наклонностей, формирование гражданственности и ответственности.

Современная трансформация общества в «общество потребления», изменение морали, нравственности, ценностных устоев, деформация их в сознании от защиты интересов личности вплоть до пренебрежения общественными интересами и потребностями, ставит перед системой образования новые, подчас несвойственные ей задачи воспитательного характера.

На фоне разрушения духовных ценностей особую опасность создаёт культурная безграмотность молодёжи, делающая их благоприятной средой для развития различных экстремистских идеологий националистического, расового или религиозного толка.

Таким образом, целью рядового учителя средней школы становится не только сохранение и доведение до учащихся наследия мировой цивилизации, но и развитие патриотических качеств, формирование гражданственности, способствующих процессу становления личности, полноценного включению человека в жизнь современного социума.

Цель: через знакомство с историей родного края и его наследием усилить чувство гражданственности и патриотизма как общечеловеческих ценностей.

Задачи:

 познакомить с яркими страницами истории родного края и города;

 через формирование объединяющего фактора в виде принадлежности к краю с богатым и героическим прошлым преодолеть цинизм в отношении к своей «Малой Родине»;

 воздействовать на нравственность через приобщение к культурному наследию родного края;

 активизировать интерес к краеведению.





Ход клубного часа

(В классе тихо звучит «Песня о Щёлкове» (сл. Рудакова, муз. Комарова), под звуки которой ведущие декламируют стихи И.Рудакова).

Елена В., ученица 11 Б класса:

Там, где в годы стародавние,
Жили кривичи да вятичи –
Наши пращуры славянские,
Два пути сошлись, скрестилися.
По воде спешил один из них,–
Торопился другой посуху.
А вели они ко Сергию –
Ко Святой людской обители.
Тот, который по воде-то шёл,
Был рекою нашей Клязьмою.
А была она глубокая,
Да вокрук леса с болотами.
Там зверья да птицы всяческой
Было видимо – невидимо,
Да ещё людишки беглые
От законов там скрывалися.
Вот на этом месте в давности,
Где сошлись пути – дороженьки,
Поселился люд смекалистый,
Никому пока неведомый.
Родилось вот так селение
Без названия, без имени.

Татьяна М., ученица 11 Б класса:

День за днем бежало времечко,
Как вода во Клязьме-реченьке.
А по ней молиться к Сергию
Плыло множество паловников
В челноках да в малых лодочках
Христиане православные.
А вдоль Клязьмы – храмы белые,
С куполами золочеными.
Разливали звон малиновый,
Благовестом называемый.

Дарья Б., ученица 11 Б класса:

Ясным днём и ночью тёмною,
У селения безвестного,
От Москвы да до Владимира.
Да потом в обратну сторону,
Шли ладьи с купцами разными:
Иноземными да нашими,
Все с поклажею богатою –
Драгоценными товарами.
В тех местах, народ-то сказывал,
Воронок-разбойник, будто бы,
Совершал набеги дерзкие
И делил добычу каждую
С сотоварищами поровну.
Сказка то, или бывальщина,–
Тяжело теперь разгадывать,
Но живёт в народной памяти,
Это имя окаянное.

Юлия В., ученица 11 Б класса:

Между тем в селе означенном,
Где сошлись умельцы русские,
Все росли ремесла разные,
Поднималось дело ткацкое.
А купцы-то проплываючи
Близ селенья неизвестного,
Каждый раз яснее слышали
Звуки, сходные со щёлканьем…
Кем-то было слово сказано,
А другим оно повторено,–
Так в народе то селение
Прозываться стало Щёлковом.

Сергей Г., ученик 11 Б класса:

Много лет с поры той минуло,
Поменялись управители,
А село росло да ширилось,
Обрастало деревеньками,
Да свои ремесла множило,
Да изделиями разными
Торговало с иноземцами.
А шелка да сукна красные
Напоказ возило за море.
Словом крепло, встало на ноги,
По своим делам да знатности
Вскоре стало зваться городом.

Так родился город Щелково.
И годов ему с рождения
Вот уж семь десятков минуло.
А как рос да силой полнился –
Тут особо надо сказывать:
Не простое было времечко
И слова другие надобны.
А каким он ныне сделался –
Сами вы тому свидетели.

Учитель: Вот так об истории появления нашего города рассказал поэт Иван Рудаков. Давайте мы с вами вспомним историю нашего района.

(На интерактивную доску выводится слайд-шоу с природными, архитектурными, культурно-массовыми и прочими видами города и края)

Дмитрий К., ученик 11 Б класса:

Первые поселения человека на территории нашего края относятся к эпохе неолита (нового каменного века) и фатьяновской культуры (бронзовый век). Местом первых поселений является район Медвежьих озёр. Облюбовали же наши земли в древние времена меря угро-финские племена. Они-то, по-видимому, и дали названия рекам Клязьма и Воря – основным водным артериям края. Позднее наши земли засеяли два восточно-славянских племени – кривичи и вятичи. Граница между ними проходила в междуречье Клязьмы и Вори. Наличие таковой границы установил известный археолог наш земляк А.А.Коновалов.

Вполне уместен вопрос: с какого же, всё-таки, времени следует вести отсчёт о первом упоминании наших земель? Известно, что первые письменные сведения о деревне Щёлково относятся к 1521-22 годам, когда она принадлежала боярину И.Ф.Хомутову и по его завещанию была передана Троице-Сергиевой Лавре. Позднее, в 1584 году, д. Щёлково значится в числе одного из 46 селений, составляющих с. Гребнево. Шло время. Менялись владельцы щёлковских земель, менялся облик с. Гребнево, куда входила д.Щёлково. Среди владельцев можно отметить племянника Малюты Скуратова – Бельского, который при Иоанне Грозном отличился на поприще иностранных дел. Долгое время Гребнево с окрестными селами и деревнями находилос во владении рода Трубецких, представитель которых возглавлял 1-ое народное ополчение и после изгнания поляков из Москвы в 1612 году был провозглашён «спасителем Отечества». Вспомним и Бибиковых, которые были в родстве с фельдмаршалом Кутузовым. Подвиг одного из сыновей Бибикова на Бородинском поле настолько поразил писателя Аксёнова, что он написал рассказ «Рука».

С 1775 года, после образования Обширной Московской губернии и отнесены к Богородскому уезду с центром её территориального деления на пять уездов, наши земли были в с. Рогожи, которое впоследствии было переименовано в г. Богородск, а в советский период в 1930 г. – в г. Ногинск.

Алексей Д., ученик 11 Б класса:

В 1917 году, в связи с тем, что Щёлково становится центром политических событий, д. Щёлково преобразуется в административный центр, объединивший Осеевскую, Гребневскую, Ивановскую и Аксеновскую волости.

В 1921 году (Постановлением Моссовета от 9 декабря) создаётся Щёлковская волость в составе Осеевской и Гребневской волостей, как часть Московского уезда. Постановлением Московского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, от 21 мая 1923 года Щёлкову был присвоен статус посёлка городского типа.

И, наконец, 70 лет назад, 17 августа 1925 года посёлок Щёлково был отнесён к категории городов.

В январе 1929 года в составе Московской области был образован Щёлковский район с центром в г. Щёлково.

Дмитрий К., ученик 11 Б класса:

В настоящее время г.Щёлково – центр одного из крупнейших в Подмосковье промышленных районов, куда входят два города (Фрязино и Лосино-Петровский); три посёлка городского типа (Фряново, Свердловский, Монино); 12 сельских Советов; 111 населённых пунктов.

Щёлковскому району принадлежит важная роль в становлении и развитии отечественной авиации и космонавтики.

Нельзя не сказать, что в Щёлковском районе проживает свыше 150 Героев Советского Союза! На территории района установлено 75 памятных знаков и обелисков Славы, воинских мемориалов. Щёлковцы чтят память погибших и гордятся своими славными боевыми и трудовыми традициями.

В нашем крае немало памятных мест, связанных с пребыванием выдающихся деятелей науки и культуры. Прежде всего, это земельная вотчина Я.В.Брюса на Глинковской мызе, пожалованная Петром I своему ближайшему сподвижнику кн. В.В.Голицину за участие в Азовском походе.

С усадьбой Гребнево связаны имена знаменитейших поэтов XVIII в. – М.М.Хераскова и Г.Р.Державина, крепостного композитора Д.Н.Кашина. С усадьбой Никольское-Тимонино и д. Петрищи (Малые) связаны воспоминания о юном М.Ю.Лермонтове.

К сожалению, памятники культуры и архитектуры ветшают, разрушаются, да и сами мы не всегда относимся к своему наследию достойно.

Сначала всё уничтожаем, разрушаем, а потом создаём заново! Однако, не будем забывать: без прошлого нет настоящего, а без настоящего – нет будущего!

Щёлковский район расположен на северо-востоке Московской области на территории Клязменско-Мещерской низменности и занимает площадь свыше 807 кв.км, что равно площади, занимаемой Москвой. В районе много лесов, болот, мелких речушек и озёр. Население района составляет 206 тысяч человек, а население города 107 тысяч человек.

Мария П., ученица 11 Б класса:

Особое внимание следует уделить гербу нашего города.

Герб городского поселения Щёлково.

Форма герба – традиционный геральдический щит. В лазоревом (синем, голубом) поле три золотых ткацких челнока, сквозь которые продета серебряная лента, выходящая справа, а слева вьющаяся и уходящая посередине оконечности вниз; каждый из челноков во главе сопровожден серебряной звездой о четырех больших и четырех меньших лучах.

Символика герба.

Герб языком символов и аллегорий отражает культурные, исторические и экономические особенности города Щёлково.
Символика фигур герба многозначна.

 Три жёлтых (золотых) ткацких челнока и белая (серебряная) лента символизируют шёлкоткацкое производство, принесшее известность городу. Жёлтый цвет (золото) – символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

 Шёлковая лента и челноки своими очертаниями напоминают букву «Щ» – первую букву в названии города. Белая лента аллегорически показывает реку Клязьму, на берегах которой расположен город Щёлково.

 Три белые (серебряные) звезды, расположенные вверху щита, аллегорически указывают на Звёздный городок. На его территории находятся Центр подготовки космонавтов и одноимённый музей. Три звезды также символизируют Троицкий собор. Звезда – традиционный символ путеводности, возвышенных устремлений.

 Белый цвет (серебро) – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

 Синий цвет – символ чести, благородства, духовности, небесных просторов.

Учитель: У каждого из нас есть своя малая Родина. Это место, где мы родились и выросли. Место, с которым связаны самые счастливые воспоминания. Место, где живут наши РОДные, РОДственники. Место, откуда берёт начало наша РОДословная.

Вы обратили внимание, что у всех этих слов единый корень? Мы можем смело сказать, что мы являемся гражданами своей РОДИНЫ !

В конвенции о правах ребёнка говорится, что вы, дети, имеете право на:

Но кроме прав, у нас, как у граждан своей страны, есть и обязанности.

(Учащиеся называют обязанности гражданина, которые они считают наиболее важными.
Учитель акцентирует внимание на конституционной обязанности сохранения культурных памятников и культурного наследия).

Вы совершенно правы. Но хочется добавить, что мы ещё должны беречь родную природу и умножать её богатства. Давайте представим, что каждый человек посадит хоть один маленький кустик – тогда наша планета станет огромным зелёным домом. А как мы можем забыть о наших маленьких братьях? Они тоже нуждаются в нашей помощи. Не забывайте зимой покормить птиц, для них это тяжёлое время.

Виктория К., ученица 11 Б класса:

А как замечательно осенью пройтись по лесу в поисках грибов и ягод? Вот какое замечательное стихотворение написал поэт Александр Точкин. Называется оно «Поедем за грибами в Каблуково».

Поедем за грибами в Каблуково:
С утра, автобусом – всего какой-то час.
Не сомневайся, всё уже готово.
Осенний лес давно заждался нас.

Мы забредем с тобой в такую чащу,
Где утром выпускают колдуны
На волю погулять грибное счастье:
Корзины будут белыми полны.

А на привале, где-нибудь у Вори,
Мы на костре картошку испечём.
И для себя нечаянно откроем,
Что жизнь прекрасна, если мы вдвоём.

И вопреки прогнозам и сомненьям
Осенний лес подарит нам тепло.
Поедем в Каблуково в воскресенье,
Нам так давно с тобою не везло.

Не правда ли, замечательные стихи?

Елена В., ученица 11 Б класса:

Да. Но мы еще являемся и гражданами нашей школьной страны. Каждый год весь коллектив гимназии старается, чтобы наша гимназия стала ещё красивее, лучше. Это нелегко, но посмотрите, как преображается наш «Дом радости», как мы ласково называем нашу гимназию.

Посмотрите, какой порядок в кабинетах, как замечательно выглядит актовый зал, какими красивыми стали наши коридоры, какие замечательные цветы их украшают!

И все это сделано для вас! Это невозможно не беречь!

Учитель: Давайте будем беречь все замечательное, что нас окружает – это и маленький ручеек, и большую речку. Наши леса – сосновые, березовые… Наши памятники – ведь они напоминают нам об истории нашего края. Давайте ценить труд людей, окружающих нас. Обязательно будем ценить друг друга, потому что человек не может быть счастливым без друзей.

Будем уважать наших ветеранов, отстоявших мир на нашей планете. Это благодаря им мы можем любоваться всей красотой, окружающей нас.

А как не сказать о родителях, подаривших нам жизнь и каждый день думающих о нас? Им тоже нужна наша любовь и уважение.

А как преобразился наш город! Какой он стал величественный!.. Он широко распахнул двери навстречу гостям. Приятно пройти по улицам. И даже люди стали более приветливые. Идут по городу и улыбаются друг другу.

Каждый из нас является гражданином нашего города, так давайте беречь его от несчастья и преумножать его красоту!

И никогда не забывать, что Щёлково – это кусочек нашей большой и прекрасной России!

Татьяна М., ученица 11 Б класса:

Напоследок я прочту вам стихотворение, которое называется «Щёлково – кусочек России».

Возможно есть места и покрасивей,
Но я пою о городе моём:
Щёлково – кусочек от России,
Место, где с тобою мы живём.

Здесь вдоль речки протянулись парки.
Встал во всей красе «Микрорайон».
Каждый горожанин сердцем жарким
В город мой по-своему влюблён.

В Подмосковье целом нету краше
Города с открытою душой –
Щёлково с фонтаном из трёх чашей,
С храмом вечной ТРОИЦЫ СВЯТОЙ!

Пусть над городом плывёт звон колоколен –
Родного Щёлкова живые родники!
Любовью, верою для всех пусть будет только он.
Живи, мой город, расцветай у Клязьмы – у реки!

Учитель: Ну, вот и закончилась наша встреча. Но впереди – ещё много новых встреч. А для тех, кто интересуется историей и культурой наших Щёлковских земель, скажу, что ещё много интересного и поучительного материала, собранного нашими учащимися, можно найти на страничке «Краеведение» по адресу http://husain-off.ru/hc3now.html

(Наверх)


 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика