Портфолио

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

 скачать
(*.pdf, 532 Kб)
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА: Аукцион знаний  

(для проведения в классах 5-6 параллелей в рамках недели гуманитарных наук)

учитель истории Хусаинов P.P. (МОУ Щёлковская гимназия)



«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».
(А.С.Грин. «Алые паруса»)

Обилие методов и форм обучения, апробированных педагогами и обоснованных психологами, существуют не для того, чтобы показать необъятные возможности образования, а для того, чтобы расширить мир детского восприятия. И игровой метод обучения – это не столько способ внедрения интерактивности в образовательный процесс, сколько возможность сымитировать для ребёнка жизнь в разных условиях этого мира.

Психологи и педагоги убеждены, что чем меньше ребёнок играет, чем больше он ограничен в игре, тем меньше он развивается. Игра позволяет ему научиться взаимодействовать в малой группе, смоделировать поведение в различных ситуациях, выработать узкий, но чёткий навык через конкретные упражнения. Кроме того, игра позволяет учителю оградить ребёнка от рутины и однообразия образовательного процесса, создать условия для его самореализации, показать, что учиться можно весело.

Игра позволяет мотивировать поведение и активизирует воображение учащихся. Принципы игры позволяют создать условия для всплеска темперамента, эмоций и других психофизических качеств.

Игровой метод, более используемый в младшем и среднем звене средней школы, позволяет задействовать целый клубок взаимодействий (ученик – ученик, учитель – ученик, учитель – ученик – группа). Особенно продуктивным для данной возрастной группы (среднее звено) является имитационное моделирование и тренинги. И именно игра и её правила, в рамках понятного подростку мира, позволяют сымитировать для него новые условия, требующие нового поведения (если, конечно, для подростка с его фантазией, подпитанной ресурсами средств массовой информации, какое либо поведение может являться абсолютно новым).

Выбор игры строится из задач социальной адаптации учащихся к послешкольной жизни. Учитывая, что игра – это предшествующая труду деятельность, модель её должна выработать в учащихся те навыки, которые будут задействованы в практически любой сфере профессиональной деятельности (объективная оценка своих возможностей на данном этапе, осознанный риск, ответственность за последствия своих поступков, осознание способности при дополнительной подготовке справиться с любой работой и т.п.). Именно поэтому в ходе любой игры необходимо создавать атмосферу приоритетности процесса над результатом. Начальная планка (предварительные этапы) в игре должна быть достижимой для учащегося с любым уровнем подготовки, чтобы в процессе её каждый ученик осознал себя равноценным участником, и проигрыш расценил не как результат более низких по сравнению с другими способностей, а как локальный просчёт в действиях в ходе игры, которые он увидел, осознал и на которых он получил опыт для будущего.

Цели:

 Образовательные:

  выявление и закрепление знаний, полученных в- и вне гимназии по истории, литературе, культуре, спорту, кулинарии, кино и др. духовных сфер;

  расширение кругозора учащихся.

 Воспитательные:

  формирование навыков взаимодействия с другими участниками ситуации (как внутриклассных, так и межклассных);

  облегчение акклиматизации новых учащихся (по конкретной ситуации);

  возбуждение интереса к наукам и книге.

 Развивающие:

  развитие внимания, логического мышления и навыков использования во внеурочной ситуации полученных знаний.

 Организационно-педагогические:

  через имитационное моделирование и тренинги создание условий для самореализации учащихся.


Задачи:

– способствовать овладению учащимися навыками ведения полемики, аргументированного выражения своей мысли, предвидения действий оппонентов и коллег, необходимыми в дальнейшей практической и профессиональной деятельности.

– сформировать навыки действий в рамках правил игры;

– создать условия для необходимости быстрой реакции учащихся на изменяющуюся ситуацию;

– через небольшие комментарии ответов на вопросы сформировать у учащихся понимание значимости знаний из различных сфер и возможности их применения в различных жизненных ситуациях;

– развить через группы поддержки в полуфинале и финале чувство коллективизма;

– выявить назревшие или назревающие конфликтные ситуации и создать психологические условия для их ликвидации.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Игра «Аукцион знаний» является адаптированной для средней школы и давно известной моделью обучающей игры. Наиболее оптимальным с учётом возрастных и психофизических особенностей является её проведение в классах 5-6 параллелей. Регламент игры предполагает проведение игры в несколько этапов (дней), что делает её наиболее приемлемой для недели гуманитарных наук.

I этап: доведение информации об игре и её правилах до всех учащихся класса (с имитационными примерами из игры)..

Локальные задачи I-го этапа:

  • заинтересовать (заинтриговать) учащихся возможностью разнообразить учебную деятельность;
  • закрепить понимание необходимости изучения правил игры.

Маленькие советы: в качестве бочонков для жеребьёвки можно использовать пластиковые контейнеры от Kinder-Surprise, которые легко собрать с помощью сами учащихся.

II этап: отборочные игры по классам параллели..

Локальные задачи 2-го этапа:

  • формирование способности ориентироваться и действовать в новых условиях;
  • активизация внимания учащихся и развитие способности управлять своим вниманием;
  • осознание ответственности за последствия осознанного и неосознанного риска;
  • снятие возможного напряжения от школьных нагрузок.

Посредством жеребьёвки учащиеся класса разбиваются на 6 отборочных групп по 4-5 человек. Каждый участник получает аукционную карточку с номером и начальный игровой капитал в 30 условных единиц (в нашем случае «гимназиек»).

Каждой отборочной группе задаётся по 7-10 вопросов из различных духовных сфер. Право ответа на вопрос разыгрывается по правилам аукциона (начальная цена вопроса – 10 гимназиек), для чего и служат аукционные карточки с номерами.

Победивший в торгах получает право на ответ: за правильный ответ вне зависимости от размеров ставки участник получает стоимость вопроса (10 гимназиек), за неправильный ответ теряет ту сумму, которую он поставил в ходе торгов. Из каждой отборочной группы в полуфинал выходит один игрок, заработавший больше всех гимназией. По итогам отборочных игр из каждого класса параллели в полуфинал выходит по 6 учащихся.

III этап: лотерея..

Локальные задачи 3-го этапа:

  • сохранить интерес и активность учащихся, не прошедших в полуфинал;
  • получить дополнительный материал для составления психологической характеристики классов и отдельных учащихся.

По завершении отборочных игр в присутствии всех победителей проводится жеребьёвка полуфинальных групп, в ходе которой формируется 6 полуфинальных групп, в каждую из которых входит по одному человеку от каждого класса параллели. Списки полуфинальных групп вывешиваются в классе.

Всем учащимся, не прошедшим в полуфинал, предлагается принять участие в лотерее «Аукциона знаний». На специальном бланке ученики должны попробовать предположить победителей каждой полуфинальной группы и финала. Одна половина бланка сдаётся учителю, другая остаётся у ученика.

Анализ результатов даст материал для определения уровня межклассных отношений, выделения признанных лидеров, выявления предпосылок конфликтных ситуаций и т.п.

IV этап: полуфинал и финал..

Локальные задачи 4-го этапа:

  • развить чувство коллективизма и уважения к сопернику;
  • научить позитивно воспринимать чужие успехи;
  • создать для игроков условия понимания ответственности за свой класс.

Полуфинальная и финальная игры проводятся в один заход.

Для того, чтобы на новой стадии привнести в игру элемент новизны, вводятся:

♦ во-первых, принцип «ва-банк». Во время аукционных торгов теперь приоритет имеет тот участник, который первым предложит «ва-банк» (игра на всю имеющуюся у него сумму, но при условии, что эта сумма не меньше последней ставки);

♦ во-вторых, добавление «риск-вопросов», за право ответа на которые учащиеся торгуются, не зная самого вопроса (т.е. вслепую).

Для сохранения активности из одноклассников создаются группы поддержки, которые придумывают речёвки и транспаранты. Интерес подогревается не только спортивным соперничеством между классами, но и прямой зависимостью между результатами игры и лотереей.

По итогам полуфинальных игр в финал выходят 6 человек (по одному победителю от каждой полуфинальной группы).

Финал проводится аналогично полуфиналам.

Маленькие советы: ответы на «риск-вопросы» можно сопроводить дополнительными призами (ручки, карандаши, точилки, блокнотики, значки и пр.). В случае правильного ответа учащийся получает право выбрать и лопнуть любой из находящихся в зале воздушных шаров, внутри которых находятся записки с названиями призов (можно придумать спортивный элемент ля лопания шаров). Для сохранения атмосферы праздника в ходе лотереи желательно награждать не только того, кто наиболее точно предсказал победителя и состав финалистов, но и обладателю номера бланка (или места), который выпадет по принципу Спортлото. Для повышения статуса игры на полуфинальные игры и финал желательно пригласить родителей учащихся.

V этап: награждение..

Любая игра должна иметь множественный результат (моральное и материальное вознаграждение). Моральное вознаграждение ученики получают в ходе игры через признание их реальных или потенциальных успехов. Материальное же вознаграждение должно стимулировать и побуждать к дальнейшему движению, показать значимость успехов, но не разжигать в ученике меркантильность. Поэтому в качестве призов для полуфиналистов и финалистов в рамках игры «Аукцион знаний» лучше использовать книги.



*   *   *

Вопросы для игры «Аукцион знаний» в 5 параллели

Древний Восток.

   Как звали древнеегипетского бога, которому ничего не надо говорить, потому что он все знает, и всегда найдет выход?

(Тот – бог знаний, письменности и покровитель писцов)

   Откуда, по мнению древних египтян, произошли люди?

(Из слез бога Солнца Амон-Ра)

   С каким чудовищем боролись боги, проплывавшие по подземному Нилу?

(Апоп)

   Что произошло в стране Та-Кемет, когда разгневалась богиня Тефнут, и почему?

(Засуха: Тефнут – богиня дождя и влаги)

   В каком облике чаще всего являлась богиня смерти Сохнет?

(Львица)

   Мы знаем, что человек просто не может прожить без домашних животных. Но так было не всегда. Когда-то человек жил один, а животные были либо врагами, либо добычей. Но потом человек стал их приручать. Какое животное он приручил первым?

(Собака)

   Заселяя Землю люди новым местам давали имена, чтобы отличать их друг от друга. В какой стране есть гора, которая в переводе на русский язык переводится как «жилище богов», и как она звучит на местном языке?

(Индия, гора Джамолунгма – Эверест)

   Все в нашем мире подчиняется законам природы: летом трава зеленеет, зимой – исчезает; текут в своем направлении реки; движется по небосклону солнце. Но человек начал спорить с природой. Он заставляет траву расти зимой, реки поворачивает вспять. Но уже в древнее время финикийцы заставили солнце двигаться в обратную сторону. Как они это сделали?

(Переплыли экватор)

   Алфавит, это хорошая штука, без него ни знаний передать, ни почитать, ни любовной записки написать. Но не все алфавиты настолько совершенны, чтобы их понимали. Например, египетские иероглифы или первобытную клинопись мы не поймем. А какой недостаток существовал у древне финикийского алфавита?

(отсутствие гласных)

   Почему Тутмосу III не удалось взять быстрым штурмом крепость Мегиддо?

(Воины, забыв о битве, бросились грабить мертвых)

   У каждого государства есть армия, а в каждой армии есть лучшие части. У нас это десант или спецназ. А какая часть была лучшей в древнеперсидском войске и занимала положение телохранителей?

(10 тыс. «бессмертных»)

   Что пугало человека, входящего во дворец ассирийских царей?

(Статуи быки с пятью ногами
⇒ ощущение, что быки делают шаг)

   Об очень богатом человеке сейчас многие говорят: «Богат как…». Как кто? С каким лидийским царем его сравнивают?

(Крез)

   Что является 3-ей загадкой пирамиды Хеопса?

(Куда исчезла крышка от гроба)

   Гробница какого фараона была обнаружена неразграбленной?

(Тутанхамон)

   Когда египтяне впервые увидели р.Ефрат, они удивились и очень странно ее назвали. Как и почему?

(«Перевернутая река» – она текла не с юга на север, как Нил, а наоборот)

   Кого называли сын бога?

(Фараон)



Древняя Греция.

   Кого раздел Фидий, чтобы доказать, что он не вор?

(Афину – снял все золото и взвесил)

   Как поступил грек Феаген, когда ему до ужаса понравилась одна из статуй города?

(Взвалил ее на плечо и унес домой)

   Что изображено на фронтонах Парфенона?

(1. Рождение Афины.
2. Спор Афины с Парфеноном.)

   Назовите 3 главных битвы греко-персидский войн.

(1. В Марафонской бухте.
2. В Фермопильском ущелье.
3. В Саламинской бухте)

   Что требовал от греков Дарий I?

(«Земли и воды»)

   Найдите ошибку в отрывке из рассказа о древней Греции.
«И вышли афиняне на поле битвы. И вел их сам царь. С острым копьем и бронзовым щитом шел он впереди фаланги».

(Знатные люди сражались на колесницах)

   Если бы в наших магазинах продавали рабов, то из чего пришлось бы сделать прилавок и как бы он назывался?

(Камень продажи)

   Что происходит в мире, когда Персефоне встречается со своим мужем?

(Наступает осень и зима)

   Назовите трех самых могущественных братьев Древней Греции.

(Зевс, Аид, Посейдон)

   Как, по мнению древних греков, появились дельфины?

(Разгневав бога Диониса пираты прыгнули за борт и превратились в дельфинов)

   Почему хромает Гефест?

(Пытался заступиться за мать, за что Зевс сбросил его с Олимпа, и он повредил ногу)

   Кого называют «отцом медицины»?

(Гиппократ)

   Кого называют «отцом истории» и за что?

(Геродот – написал о греко-персидских войнах)

   Где проходила презентация книги Геродота «История»?

(Олимпийские игры)

   Кого из греков 15 раз подряд избирали на пост первого стратега?

(Перикл)

   Как Аристократы издевательски называли Перикла?

(Луковицеголовый)

   Как звали духа, который, по мнению древних греков, вселился в столб на ипподроме в Олимпии?

(Лошадиный ужас)

   Спортсмен какой страны был первым победителем в беге на марафонской дистанции?

(Греческий воин, принесший в Афины весть о победе в Марафонской бухте)

   Что такое «лаконичная речь» и откуда произошло это понятие?

(Краткое и четкое выражение мысли.
Этим отличались жители Спарты, находящейся в области Лаконика)

   Кому досталось «яблоко раздора»?

(Афродита – богиня красоты)

   С какими словами матери-спартанки провожали своих сыновей в бой?

(«Со щитом или на щите»)

   Какая связь между рабом, сопровождавшим древнегреческого мальчика в школу и мной?

(Такого раба называли педагогом)



Македония.

   Назовите мне два отличия македонской фаланги от греческой?

(1. Количество рядов – 16.
2. У первых шести рядов копья разной длины.)

   Мы знаем, что македонская фаланга спереди похожа на ощетинившегося ежа. А сколько иголок мы могли бы насчитать?

(Первые 6 рядов по 1000 человек = 6000 наконечников)

   Кто распутал «гордиев узел»?

(Александр Македонский)

   Какой город Александр Македонский провозгласил столицей своей империи?

(Вавилон)

   Что напомнил грекам Александр Македонский, чтобы заставить их пойти вместе с ним в поход против персов?

(Сожжение Ксерксом Афин во 2-ой греко-персидской войне)



Древний Рим.

   Все мы знаем, кто такие домашние животные. Знаем и любим. Бывает, они кому-нибудь даже спасают жизнь. А какие животные спасли в древности Рим?

(Гуси)

   Что означает выражение «ахиллесова пята»?

(единственное уязвимое место)

   Что означает выражение «Троянский конь»?

(подарок, несущий несчастье)

   Что означает выражение «пиррова победа»?

(победа подобная поражению)

   Все вы знаете историю Маугли, которого вскормила и воспитала волчья семья. А кто вспомнит похожий случай, широко известный и изучаемый в истории.

(Ромул и Рем)

   В каком городе родились Ромул и Рэм?

(Альба-Лонга)

   Кто был отцом Ромула и Рэма?

(Бог войны – Марс)

   Кто была мать Ромула и Рэма, и почему она не должна была иметь детей?

(Весталкой – жрицей богини огня и домашнего очага Весты;
им запрещалось вступать в брак)

   Пираты – грозное воинство грабежа! Возникли они еще в древнее время и властвовали во всем Средиземноморье. Но скоро Римская Республика решила нанести пиратам сокрушительный удар. Кто из римских полководцев разбил пиратскую флотилию и освободил от них Средиземное море?

(Помпей)

   Как в Древнем Риме назывался праздник в честь победы полководца?

(Триумф)

   В 455 году волна варваров ворвалась в вечный город Рим и сокрушила его, уничтожая все на своем пути, круша и сжигая бесценные достижения человечества. И имя этих племен стало нарицательным, обозначающим бессмысленное уничтожение памятников культуры. Как назывались эти племена?

(вандалы)

   Как у римлян называли завоеванную страну?

(Провинция)

   Любой древнеримский сенатор на вопрос, как легче завоевать народ и править им, покажет на стену, где высечена эта фраза. Что высечено в здании Сената и как это переводится на русский язык?

(«Divide et impera» – разделяй и властвуй)

   Римский император Нерон считал себя великим поэтом и задумал описать падение Трои, но вдохновение не приходило. И тогда он решил воодушевить себя на написание очень жестоким и варварским способом. Что он сделал?

(приказал поджечь Рим)

   Какой фразой заканчивал каждую свою речь римский сенатор Катон, желая заставить римлян начать войну с Карфагеном?

(«Карфаген должен быть разрушен»)



Прочее.

   Назовите название п-ова, на котором располагалась Греция.

(Балканский п-ов)

   Назовите название п-ова, на котором располагался Рим.

(Аппенинский п-ов)

   Назовите название п-ова, на котором располагалась богатая золотом Лидия.

(П-ов Малая Азия)

   Назовите имя человека, в честь которого назвали целый п-ов?

(Пелопс – п-ов Пелопоннес)

   Все вы, наверное, любите пирожки с мясом, особенно горячие и в холодную погоду. А вот как называется мясная начинка для таких пирогов?

(Фарш)

   Как в России называли любой белый хлеб?

(Булка)

   С какой рыбой и в какой среде сравнивают людей в битком набитом автобусе?

(«Как кильки в томатном соусе»)

   Все мы любим встречать Новый год, главным хозяином которого является Дед Мороз. А где родина Деда Мороза?

(Лапландия, на севере Финляндии)

   Вам всем известны герои Николая Носова и его сказок о Незнайке. В одной из них Знайка совершенно случайно создал невесомость. Как это произошло?

(Положил лунный камень в шкаф с минералами)

   На какую планету летал Незнайка и Пончик?

(Луна)

   В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» Пончик за счет торговли стал миллионером. Чем торговал Пончик?

(Соль)

   Больше всех среди российских императоров прославился Петр I. Он ввел много полезных новшеств – построил флот, ввел новые обычаи и праздники, построил школы, ввез в Россию кофе и картошку. А какое нововведение Петра I оказалось вредным для здоровья людей?

(Табак)



*   *   *

Вопросы для игры «Аукцион знаний» в 6 параллели

   Кремль – сердце не только Москвы, но и всей России. В его церквях – душа русская. А какой кремлевский собор являлся самым важным на Руси и там венчались все русские цари?

(Успенский собор)

   Скоро нашей столице Москве исполняется 850 лет. Впервые о ней мы узнали из письма князю Святославу Черниговскому, в котором было сказано: «Приди ко мне брате, в Москов». А кто автор этого письма?

(Юрий Долгорукий)

   Русь всегда славилась своими храмами, по которым можно изучать ее историю. Скажите мне, кто и в честь какого события построил Собор Василия Блаженного?

(Иоанн Грозный – в честь взятия Казани)

   Княгиня Ольга славилась своей хитростью и умом, что позволяло ей выкручиваться из любых ситуаций. А как она избавилась от знатного византийского жениха?

(Крещение – крестный отец)

   Летописцы писали о нем: «Он ходил на неприятеля с быстротой барса,… если же шел на врага, то никогда не нападал на него врасплох, но всегда заранее предупреждал: ”иду на вы”».

(Святослав)

   Иоанн IV – Грозный;
      Иоання III – Великий;
      Иоанн II – Кроткий;
      Иоанн I – ?

(Калита)

   О каком русском князе летописец написал: «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати он был храбр»?

(Ярослав Мудрый)

   Он взял город и построил храм. Бежал из города, чтобы позволили проливать кровь. Мечтал о море и начал войну. Обожал сына и убил его. Кто он?

(Иоанн Грозный)

   Вопрос о Москве. Ей уже 850 лет и она принадлежит всем и не принадлежит никому. А кому принадлежала Москва 850 лет тому назад?

(бояре Кучки)

   Этот Великий князь эпохи феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия прославился более других своими победами, за что и был причислен к ликам Святых. А митрополит Всея Руси на его похоронах сказал: «Закатилось солнце земли Русской».

(Александр Невский)

   «Аз, буки, веди, глаголь…». Продолжите этот список хотя бы еще одним словом.

(«…добро, есть, жить..…»)

   На Руси, после смерти отца, дети его прежде всего думали о своей заднице. Что это такое?

(наследство)

   В одной из древних летописей записаны такие слова: «Я дойду до последнего моря, и тогда вся вселенная окажется под моей рукой». Кому принадлежат эти слова?

(Чингиз-Хан)

   Кто из русских монархов носил имя Великий?

(Иоанн III, Петр I, Екатерина II)

   Его рождение встречали с радостью, а голос его вызывал ликование. За провинности его могли лишить языка или сбросить на землю. С одним из них случилось большое несчастье и он до сих пор валяется на земле с отбитым боком. О чем идет речь?

(колокол)

   Назовите мне самое страшное и ненавистное для всех христиан трехзначное число.

(три шестёрки – знак Дьявола)

   В науке есть такое понятие, как «мировые религии», т.е. религии, распространенные у большей части населения Земли. Их всего три. Кто назовет эти три «мировые религии»?

(Буддизм, Христианство, Ислам)

   Надеюсь, вы знаете, что самый известной иконой Андрея Рублёва является «Троица», на которой изображено три ангела. А что олицетворяют эти три ангела?

(Бог-отец, Бог-сын, святой дух)

   В Новом Свете он продолжался 60 дней, а в Старом – 40 дней. Что это такое?

(Всемирный потоп)

   Легенда гласит, что когда он был маленьким, во время игры с ребятами с неба спустился архангел Гавриил. Все дети разбежались, а он остался, и архангел вспорол ему грудь и вынул оттуда что-то черное и выбросил, тем самым очистив душу мальчика для святого будущего. Кто этот мальчик?

(Мухаммад)

   Какой город монголы назвали «злой город»?

(Козельск)

   Вопрос немножко музыкальный. Всем известно, что символами любого гос-ва являются: герб, флаг и гимн. Мало кто знает современный гимн России, но практически все слышали царский гимн России. Я хочу, чтобы кто-нибудь из вас пропел мне хотя бы одну строчку из царского гимна.

(«Боже царя храни
Сильный, державный.
Царствуй на славу, на славу нам».
Слова Жуковского, музыка Львова)

   Кому принадлежит такое поучение: «Что знаете доброе, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь,… леность – мать всякого порока, с нею человек забудет и то, что умеет…».

(«Поучения» Владимира Мономаха)

   Представьте себе, что вы попали в суд Инквизиции в качестве обвиняемого, и судья зачитывает приговор: «В связи с милосердием, кою диктует нам наша вера, и любовью, кою мы исходя из заповедей милосердного Господа нашего питаем ко всем грешникам, повелеваем казнить без пролития крови». Что вас в таком случае ожидало бы?

(приговор Инквизиции, означающий смерть на костре)

   Его считали белым богом и изображали пернатым змеем. Его почитали как учителя, и ждали когда он вернётся. Кто он?

(Топельцин Кецалькоатль)

   Эта красивая площадь в Риме имеет не менее красивое и романтичное название. Но Инквизиция превратила ее в место для аутодафе, что никак не вязалось с названием площади. В 1600 году здесь сожгли Джордано Бруно. Как называлась та площадь?

(Площадь Цветов)

   Его таланты признали потомки, современники же признавали в нем лишь художника, в остальном же его считали фантазером. И он нафантазировал первый проект летательного аппарата, воздушный винт, парашют и т.д. Кто этот художник-фантазер?

(Леонардо да Винчи)

   Он принадлежал к роду правителей Валахии. Отец его, будучи в Германии вступил в «Орден Дракона». Когда же в 1431 г. у него родился сын, он назвал его «сыном Дракона», народ же прозвал его «сажателем на кол» и придумал о нем массу кровавых легенд. О ком идет речь?

(Влад III Дракула)

   Назовите мне известного в истории мореплавателя, который ни разу не ходил в морские экспедиции?

(Генрих Мореплаватель – принц Португалии)

   Жадный и отважный, жестокий и смелый герой Англии и гроза для Испании, его называли «корсаром Ее Величества». Кто он?

(Френсис Дрейк)

   Подумайте, кто мог сказать о себе такие слова: «Я родилась высоко, но жила низко; я должна была носить корону, но вынуждена была надеть ее на чужую голову; я была сожжена, а позже выдана замуж».

(Жанна д′Арк)

   Он был саксонцем, боровшимся против нормандцев. Ему по праву должен был принадлежать титул графа Хантингтона. Но лишенный его, он звался «королем разбойников». Он должен был щеголять в шелках и атласе, но гордился своими зелеными одеждами. Он должен был жить среди знати, но любил своих «лесных братьев», наводя ужас на аристократов своим луком и метким выстрелом. Кто он?

(Робин Гуд из Шервудского леса)

   Что общего между Вильгельмом I Нормандским, захватившим Англию, и Мехмедом II Фатихом, захватившим Византийскую империю?

(оба носили прозвище «Завоеватель»)

   Этот человек 24 года путешествовал по Азии и привез в Италию из Китая лапшу. А теперь итальянцы называют ее спагетти и считают своим национальным изобретением. Кто этот человек, укравший у китайцев их гордость и подаривший ее своей родной стране?

(Марко Поло)

   На месте закладки Константинополя, по приданию, произошло сражение 2 животных, олицетворяющие будущее II Рима. Скажите мне, что это за животные и что они олицетворяли?

(орёл – Христианство, змей – Ислам)

   В 455 году волна варваров ворвалась в вечный город Рим и сокрушила его, уничтожая все на своем пути, круша и сжигая бесценные достижения человечества. И имя этих племен стало нарицательным, обозначающим бессмысленное уничтожение памятников культуры. Как назывались эти племена?

(вандалы)

   Мексика – это родина древних развитых цивилизаций. Мехико – это столица современной Мексики. А как называли этот город ацтеки?

(Теночтетлан)

   Легенда гласит, что боги покарали народ инков и послали на них смерть. И напуганные инки просили жрецов узнать у богов, как им заслужить прощение. И боги потребовали… Что потребовали боги?

(отменить письмо)

   В зале заседания английского парламента на почетном месте стоит мешок, набитый тем, что сделало Англию процветающей страной. Что в этом мешке?

(овечья шерсть)

   «Король умер…». Продолжите эту фразу.

(«…да здравствует король!»)

   Все вы знаете историю Маугли, которого вскормила и воспитала волчья семья. А кто вспомнит похожий случай, широко известный и изучаемый в истории.

(Ромул и Рем)

   Закончите крылатую фразу: «Все дороги ведут…»

(«…в Рим»)

   Что означает слово «джихад»?

(священная война у мусульман)

   Какой воздух в средневековье делал человека свободным?

(«Городской воздух делает человека свободным»)

   И написал поэт в тот час: «И тьма окружила меня». И задал литератор историку вопрос: «А был ли поэт там один?». Что должен был ответить историк?

(тьма – 10 тысяч человек)

   До сих пор одним из самых моих любимых героев является Том Сойер. А скажите мне, в каком городе он жил?

(Санкт-Петербург)

   Однажды у Гека Фина и раба Джима зашел разговор о французах и французском языке. Гек решил продемонстрировать свои познания. «Представь себе, – сказал он Джиму, – подходит к тебе человек и говорит: ”Парле ву франсе”, – что ты на это ответишь?». Какой ответ дал Джим?

(«Ничего не скажу, а возьму и тресну по башке… разумеется, если он не белый. Ни за что не позволю я негру обзывать меня так»)

   В романе Ж.Верна «Таинственный остров» несколько отважных героев попадают на необитаемый остров. Как они, не имея спичек, при помощи двух наручных часов разожгли огонь?

(Из двух стекол, заполненных водой получилось увеличительное стекло)

   Надеюсь, все вы знаете отважного рыцаря Айвенго, воспетого английским писателем Вальтером Скотом. А кто знает, чьим оруженосцем был Айвенго?

(Ричард Львиное Сердце)

   Все вы знаете, что Шерлок Холмс обладал одной вредной привычкой, портящей здоровье – он любил курить табак. А какая еще более вредная привычка была у великого сыщика?

(наркотики)

   У каждого человека есть хобби – увлечение, которым он занимается в свободное время, для души. А какое хобби было у великого Шерлок Холмса?

(игра на скрипке, химические опыты)

   В какой стране к столу не подают ни вилок ни ложек?

(Китай, Япония)

   Когда-то давно я смотрел детский фильм, в котором ребята хотели вырастить топинамбур. И тогда я захотел узнать, что это такое. А знаете ли вы?

(земляная груша – овощ)

   На земле очень много морей и они имеют подчас не только оригинальное название, но и формы. А какое море не имеет берегов – оно покрыто водорослями, что привело к созданию легенд о гибели кораблей. Как называется это море?

(Саргассово море)

   Одинока ли наша Москва. Есть ли где-нибудь еще город с таким же названием. А если есть, то где?

(США, штат Аризона)

   Кухня – это мастерская изобретений. Правда, многих из изобретателей мы не знаем по именам, но страны, где изобретены те или иные блюда, нам известны. В какой стране придумали блины?

(Россия)

   Как называется каша из кукурузной муки?

(мамалыга)

   Все вы слышали имя Альфреда Брема, автора книги: «Жизнь животных». Послушайте отрывок из этой книги: «У них голова и грудь очень маленькие, задняя же часть тела – большая; задние ноги отличаются сильной мускулатурой, передние же развиты слабо и служат лишь для схватывания… Обыкновенная походка животного – неуклюжее ковыляние, животное опирается на ладони передних ног и подвигает вперед задние, опираясь на хвост. С умственной стороны – это крайне бестолковое животное, глупее овцы: каждый незнакомый предмет возбуждает его страх, оно бьется и колотится, тряся головой и испуская слюну, нанося себе раны. От страха многие даже умирают…». Что это за животное и где оно обитает?

(Кенгуру, Австралия)

   Альфред Брем «Жизнь животных». В Средней Африке водится одно очень странное животное, которое арабы называют «милая», а ученые «верблюдо-пантера». У него стройное туловище и продолговатая голова походят на лошадиные, широкие плечи и длинная шея словно взяты от верблюда, большие подвижные уши от быка, легкие ноги – от антилопы, и, наконец, желтоватая, с бурыми пятнами шкура чрезвычайно похожа на мех пантеры. Что это за животное?

(жираф)

   Снова вопрос по Брему. Это небольшое животное до 18 см. длины, из которых 9 занимает хвост. Окрас у него одноцветный, чаще всего серовато-черного и очень редко белого. Длинные уши, достигающие половины длины головы. Этот зверек нам встречается часто, но большинство из вас к нему относится плохо, хотя этот зверек легко приручается. По своим умственным способностям, по добродушию и живости своего характера он представляет много приятного для наблюдателей. Любопытно, что среди них встречаются певуньи, пение которых некоторые ставят наряду с пением канарейки и даже соловья.

(домашние мыши)

   Как называют птиц, умеющих подражать другим животным и даже произносить человеческие слова?

(Пересмешники)

   И опять Брем. Среди суеверных мусульман существует убеждение, что это не существо, созданное Аллахом, а исчадие ада, сотворенное Дьяволом на горе правоверных. И действительно, трудно представить себе более безобразное и неуклюжее животное. Громадная четырехугольная голова, похожая на вареную телячью голову гигантских размеров, массивное туловище, короткие столбообразные ноги и широкая клыкастая пасть. Греки назвали его «водяной лошадью», арабы – «речным буйволом». Фигура его на первый взгляд свидетельствует о крайней глупости, но на самом деле он не лишен ума. В нем сильно развита любовь к потомству, доходящая до самопожертвования. У него превосходная память и даже есть сообразительность. Сейчас это животное сохранилось в реках и озерах Центральной Африки, где ни одно африканское животное не рискнет на него напасть.

(бегемот или гиппопотам)

   У этого животного гибкий и цепкий хвост, как у обезьяны. Его глаза предпочитают двигаться сами по себе – один может смотреть вперёд, а другой назад. Окраска этого животного меняется в зависимости от настроения, самочувствия и внешней среды. Да и ко всему этому он ещё обладает великолепным языком-пушкой. Что это за животное?

(Хамелеон)

   Человек произошел от обезьяны – я на этом не настаиваю. Но так утверждал один всемирно известный ученый и большинство с ним соглашается. Кто этот ученый?

(Чарльз Дарвин)

   А теперь вопрос и простой и сложный. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы из холла нашей гимназии пройти в учительскую?

(шесть)

   Если бы мы с вами попали в пещеру, то увидели бы такие каменные сосульки, растущие с потолка вниз и от пола вверх. Как они называются?

(сталактит, сталагмит)

   Назовите мне три состояния воды?

(жидкость, пар, лед)

   Пираты – джентльмены удачи. Сколько их бороздило моря и океаны. Отличительной чертой их кораблей были черный флаг с черепом и перекрещенными костями. А кто знает, как пираты называли этот флаг?

(веселый Роджер)

   Мода – страшная вещь. Ради нее на все идут не только женщины, но и мужчины. Скажите мне в какой стране сильный пол и сейчас с гордо поднятой головой щеголяют в юбках?

(Шотландия)

   Что итальянцы называют словом «вендетта»?

(кровная месть)

   Я думаю, все девочки любят украшения и с завистью смотрят на драгоценности своих старших родственниц. А кто знает, какой камень является самым драгоценным?

(бриллиант – в необработанном виде алмаз)

   Для чванливого иностранца любой русский – Иван, немец – Ганс, американец – Сэм, а француз – ?

(Жак – простак ⇒ «Жакерия»)

   Чем рубаха отличается от рубашки?

(рубаха – это рубашка без рукавов)

   Всем вам известна кукла Барби. Это вечно юная и очаровательная леди – предмет желаний большинства девочек, и даже некоторых мальчиков. А сколько лет этой чаровнице?

(Родилась в 1959 г. – ……лет)

   Национальность человека часто можно определить по характерному окончанию его фамилии.
      Например: -ов – русский;
      -берг или -бург – немец;
      -дзе или -швили – грузин.
      А фамилии какого народа оканчиваются на -акос?

(греки)

   Скажите мне, как звали первую женщину, полетевшую в космос?

(Валентина Терешкова)

   В телеспектакле «Табачный капитан» Петр I расспрашивал холопа, побывавшего в Голландии.
      – Понравились ли тебе голландцы? – спросил царь.
      – Очень, Государь! – ответил холоп.
      – Почему? – интересуется царь.
      – Много знают! – ответил холоп.
      – А понравились ли тебе голландки?
      – Не очень, Государь.
      – Почему? – удивляется царь.
      Что ответил холоп?

(«Много знают»)

   Один отважен, другой опытен, третий силен, четвертый умен. Кто они и какой у них девиз?

(4 мушкетера: «Один за всех, все за одного»)

   А.Дюма «Три мушкетера». Сколько было подвесок, которые д′Артаньян должен был привести из Англии, и сколько из них срезала миледи?

(12 – 2)

   А.Дюма «Три мушкетера». Вы все знаете, что приключения мушкетеров происходили во Франции в эпоху великого кардинала Ришелье. А какой король тогда правил?

(Людовик XIV)

   Пропойте мне отрывок из песни д′Артаньяна, из которого было бы ясно, откуда он родом.

(«Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс.
И в ваших жилах тоже есть огонь,
Но умнице фортуне, ей Богу не до вас,
Пока на белом свете есть Гасконь»)

   Я очень удивлюсь, если вдруг кто-то из вас мне скажет, что ничего не знает о подводной лодке «Наутилус» и ее капитане Немо. Я не буду спрашивать, что означает это имя (никто), но из какой страны родом этот капитан?

(Индия)

   Все мы любим комедии. Пожалуй самые известные герои наших комедий – это Бывалый, Балбес и Трус. А кто назовет актеров, играющих эту веселую троицу?

(Моргунов, Никулин, Вицын)

   Все вы смотрели фильм «Гостья из будущего», в котором отважна Алиса Селезнёва и ребята из 6-го класса сражаются с 2 космическими пиратами. Как звали этих пиратов?

(Весельчак У и Крыс с планеты Кро-Крыс)

   Все вы смотрели американские вестерны – индейцы, ковбои, перестрелки. А как называется русский ковбой?

(пастух)

   Терминатор, воспитатель в детском саду, близнец не двойняшка, беременный – все это один человек. Кто?

(Арнольд Шварцнеггер)

   Данька, Валерка, Яшка и Ксюша. Как называлась эта команда?

(Неуловимые мстители)

   В популярной советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иоанн Грозный оказался замурованным, как он считал, в лифте. Он уж думал, что все кончено, но лифт открылся. Что по мнению Иоанна заставило открыться двери?

(«Вот что делает крест животворящий» – перекрестил дверь)

   Одним из самых популярных видов спорта в США является баскетбол, который и изобрел американец. Я не буду спрашивать его имени, но хочу чтобы вы попробовали догадаться, кем он был по профессии?

(1891 год – учитель физкультуры)

   Какой вид спорта называют «королевой спорта»?

(легкая атлетика)

   В какой стране футбол не как у всех?

(США)

   Дуэли, секунданты – все это вроде бы слова прошедших времен. Но не все. С секундантами мы можем встретиться и сейчас. Где?

(Бокс)

   У Олимпийских игр существует множество традиций. Например, огонь обязательно несут с родины игр – Греции. Но существует и другая традиция, о которой я и хочу спросить. На открытии Олимпийских игр команда какой страны всегда на стадион выходит первой, а какой – последней?

(первой – Греции; последней – хозяйка игр)

   Вы наверное знаете, что самые быстрые машины относятся к классу «Формула-1», и каждый год в этом классе проводятся чемпионаты мира. А кто мне назовет имя гонщика, ставшего самое большое количество раз чемпионом мира?

(Михаль Шумахер – «Феррари»)



*   *   *

Риск-вопросы

На листе бумаги напечатан пример и 4 варианта ответа, из которых игрок за 30 секунд должен выбрать правильный.

   671 : 11 (варианты – 62; 60; 61; 67)

   52 × 3 (варианты – 165; 166; 153; 156)

   18306 + 2215 (варианты – 20430; 21601; 20521; 21521)

   8168 - 1259 (варианты – 6909; 5329; 6908; 7402)

   18115 : 5 (варианты – 4211; 3514; 3719; 3623)

   На листе бумаги написано: LXIV.
      Скажите, какое число изображено здесь?

(64)

   Это число делится на 2 и 3, оно больше 1, но меньше 12. Какое это число?

(6)

   Покажите мне, где находится север.

(Проверить по компасу)

(Наверх)


 
   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика