(К портфолио)

Выступление по теме: «Инновационные технологии в рамках информационно-образовательной среды»
учитель истории и обществознания Хусаинов P.P. (МБОУ Щёлковская гимназия)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас у себя в гостях.
По моему мнению, наша эта встреча носит взаимовыгодный характер.
Для нас – это хорошая возможность посмотреть на себя со стороны и объективно оценить промежуточные результаты нашей деятельности в рамках начатого инновационного проекта по теме «Повышение качества образования и уровней компетентностей через адаптацию всех участников образовательных отношений в условиях единого информационно-образовательного пространства».
Для вас – это возможность познакомиться с нашим опытом и осознать, что многое из представленного нами есть в наличие и в ваших учебных заведениях.
Действительно, информационное общество эволюционно ведёт к формированию множества информационных сред: развлекательных, коммуникативных, торговых, образовательных и пр.

Это естественный процесс, не зависящий от нашего приятия или неприятия.
Информационные среды уже втягивают нас в своё пространство, мы уже живёт и работаем в них.
Это и социальные сети, электронная почта, скайп, интернет-магазины, web-справочные и прочие ресурсы.
Это профессиональные web-порталы и сайты, через которые мы получаем возможность повышать квалификацию, принимать участие в профессиональных конкурсах, делиться опытом.
Это коллекции ЦОРов, электронный мониторинг и электронная отчетность.
Переход к информационному обществу – это проявление прогресса.
Но, как мы знаем, результаты прогресса противоречивы.

С одной стороны, они дают инструментарий для развития личности, а с другой – толкают человека в развлекательное пространство.
Именно поэтому наш инновационный проект направлен не столько на создание ИОС, сколько на формирование культуры жизнедеятельности в рамках этой среды и использованию её созидающих возможностей всеми участниками образовательных отношений.
Для себя мы так сформулировали главную цель инновационного проекта: «Создание информационно-образовательной среды, способствующей самореализации личности обучающегося, достижению нового качества знаний».

Учитывая, что достижение этой цели невозможно усилиями лишь одного первичного агента социализации в лице учителя, своим проектом мы хотим задействовать и родительский ресурс.
Поэтому проект должен:
с одной стороны, интегрировать всех участников образовательных отношений: Учитель, Ученик, Родитель.
с другой стороны, для каждого из них создать различные пространства в рамках соответствующих социальных ролей.
Для Учащегося различные пространства должны создать условия для выбора той среды, в которой он сможет наиболее полно реализовать свои потребности и способности.
Для Учителя – условия для непрерывного образования и профессионального роста.
Для Родителя – возможность оценить учебное заведение, своевременно получать информацию, касающуюся посещаемости и успеваемости своего ребёнка, предотвращать появление возможных проблем, вступать в интерактивный контакт с учителями.
Реализация проекта зависела от того, насколько полно мы сможем интегрировать ИКТ во все сферы управленческой, воспитательной и образовательной деятельности.

Особое значение в УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ отводится внедрению комплексной сетевой системы NetSchool, которая помимо ресурсов «электронный журнал» и «электронный дневник», генерирует все данные и формирует различные отчёты, организуя электронный документооборот.

Благодаря ему в гимназии решается три задачи:
1) информирование родителей о результатах обучения их детей;
2) осуществление электронного мониторинга;
3) переход на электронный документооборот, что ведёт к оптимизации рабочего времени учителя и административного аппарата гимназии.


Инновации гимназии были поддержаны и родительским сообществом.
К примеру, учителя и родители 1 А и Б классов организовали свой интернет-форум, в рамках которого дистанционно и оперативно решают организационные вопросы, делятся информацией, организуют учебный процесс в школе и дома.

А теперь самая главная сфера – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Прежде всего отметим шаги, направленные на развитие учительского (педагогического) потенциала как главных участников образовательных отношений и основных субъектов модернизации образования.
Мы прекрасно сознаём, что модернизация образования должна не только отягощать учителя новыми обязанностями, но и признавать появление у него новых потребностей.
Это, прежде всего, потребность в востребованности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Это потребность в возможности самостоятельно формировать свою индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личного роста, что приведёт к повышению профессиональной мобильности и улучшению качества личной жизни.
Здесь мы акцентировали внимание на двух направлениях:
первое, скомпоновать в единой среде необходимые для учителя коммуникационные структуры для сетевого взаимодействия педагога в рамках системы непрерывного образования.
второе, создать среду психолого-педагогического сопровождения для учителей, нуждающихся в адаптации в новом информационном пространстве.
Для учителей был создан «Календарь конкурсов и сетевых проектов», который позволяет ознакомиться с предлагаемыми в интернет-пространстве образовательными продуктами и сформировать для себя траекторию развития.

Усиливающееся осознание образовательных возможностей информационного пространства подталкивает учителей к созданию персональных профессиональных сайтов, посредством которых они могут направлять познавательную активность учащихся в позитивное русло.
Из вполне состоявшихся web-ресурсов наших учителей можно выделить:
сайт «Хочу учиться» учителя математики Хачунц Гайи Григорьевны (http://gghelp.ru/);
сайт «Информатика и ИКТ» учителя информатики Прохорова Владимира Анатольевича (http://prohor-off.ru/);
персональный сайт учителя русского языка и литературы Трушиной Ангелины Александровны (http://www.at-lit.ru/);
сайт учителя начальных классов Стёпиной Людмилы Олеговны (http://stepina.jimdo.com/);
сайт «Страничка историка» учителя истории и обществознания Хусаинова Радика Рифхатовича (http://husain-off.ru/).





Целый ряд сайтов находится на стадии формирования.
Для учителей, не готовых ещё к созданию и администрированию персональных сайтов на официальном web-ресурсе гимназии выделены зоны (странички), которые они могут использовать как для образовательных целей, так и для диссеминации собственного педагогического опыта.
Здесь же, на официальном сайте гимназии, выделены зоны Web-ориентированных информационных порталов кафедр, в которые заносятся материалы как для органов управления образованием (планы, отчеты, программы и пр.), так и для родителей (информации о деятельности учителей кафедры, их уровне квалификации, методиках, используемых в образовательном и воспитательном процессах и т.п.)

Талантливые, творческие учителя уже начали формировать свои электронные портфолио с «методическими копилками», которые, в перспективе, планируется объединить в один ресурс – «Банк ЦОРов учителей гимназии».
В рамках создания среды психолого-педагогического сопровождения в гимназии создан Ресурсный Центр, который призван аккумулировать на своей базе все инновационные ресурсы гимназии.
Это и электронная библиотека, и электронная учительская, и творческая лаборатория для одарённых детей, и площадка для вебинаров и web-конференций.
Но, главное, это база для организации обучающий семинаров и Авторских творческих лабораторий, представляющих собой модульные занятия по обучению коллег, как в рамках школы так и района, тем технологиям или практическим реализациям знаний, которые учителя освоили.
Главной идеей авторских творческих лабораторий является тезис: «Освоил сам – обучи других».
На базе Ресурсного центра уже организованы занятия одарённых детей по программе «Формирование и развитие компетенций в программной среде iMac, необходимых для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности».
Здесь же происходит и организация дистанционного обучения детей с повышенными потребностями.

Для развития данного направления администрация гимназии организует закупку мобильного компьютерного класса, который позволит превращать в инновационную площадку любое помещение гимназии.
Ведётся работа по разработке методически обоснованной структуры портфолио учащегося в рамках модернизации системы контроля и оценки учебных достижений.
В гимназии уже много лет проводится традиционная научно-исследовательская конференция «Первые шаги в науку», но сейчас на повестку дня встал вопрос о разработке и внедрению новых предметных и межпредметных гимназических конкурсов, базирующихся на использовании ресурсов единого информационного пространства.
В гимназии успешно используются компьютерные телекоммуникации как условия для межличностного внеучебного сотрудничества.
С примерами подобного сетевого взаимодействия мы вас познакомим на наших мероприятиях в рамках этого семинара.
Что же даёт информационно-образовательная среда учебному заведению?
Учитывая, что она призвана совершено по новому организовать образовательный и воспитательный процесс, базируясь на качественно новых принципах, средствах, методах и технологиях, она должна дать каждому такой инструментарий, который в своей совокупности приведёт к достижению главной цели образовательного процесса – повышению качества знаний и уровня компетентностей.
Если наглядно отразить этот инструментарий, то получиться схема:

(Наверх)
|