1. Общество представляет собой совокупность различных социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке, они образуют социальную стратификацию общества. Критерии социальной стратификации различны; основные из них, по оценкам социологов, – доходы, власть, образование, престиж. Глубина и формы социальной стратификации меняются с развитием общества.
2. Важную роль в жизни общества играют социальные институты – комплексные образования, охватывающие определенный набор норм, социальных ролей и статусов, символов, учреждений и организаций, необходимую инфраструктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образование, религию. Эти социальные институты существуют тысячелетия человеческой истории. При этом они проходят определенные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.
3. Такой элемент социальных институтов, как правила и нормы, лежит в основе социального контроля – особого механизма поддержания общественного порядка. Помимо норм, социальный контроль включает и санкции. Виды социальных норм многообразны. Основными регуляторами общественной жизни выступают моральные и правовые нормы. Поведение, не согласующееся с социальными нормами, называется отклоняющимся. Наиболее опасное проявление негативного отклоняющегося поведения – преступление.
4. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе социализации личности, т.е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играет семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.
5. К основным формам социального взаимодействия относят сотрудничество и соперничество. Последнее может принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд стадий в развитии конфликта, связанных с его возникновением, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль конфликтов в обществе и их последствия противоречивы.
6. В социологической науке сложились различные трактовки понятия «нация»: от акцентирования внимания на этнической составляющей до отождествления нации с государством. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция как к межнациональному сближению, интеграции, так и к размежеванию по национальному признаку. Межнациональные конфликты относят к наиболее острым в современном мире. Демократические государства стремятся проводить политику, направленную на справедливое разрешение межнациональных противоречий, на предотвращение любых попыток разжигания межнациональной розни.
7. Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. Овладение молодыми новыми социальными ролями в различных сферах – процесс непростой и довольно дли
тельный. Различные общественные институты, прежде всего государство, семья, учреждения образования, призваны содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь. Общность социальной позиции, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации.
8. В развитии современного российского общества сохраняется тенденция к росту социальной дифференциации. Наряду с социально-экономическим она обретает сегодня и территориально-региональное измерение. Возрастает социальная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее острые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действующей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.