§ 2. Современные тенденции менеджмента. Менеджмент в России*
Как мы уже говорили, для крупных фирм характерны разные организационные структуры управления. Корпорации, объединяющие множество предприятий, могут иметь горизонтальную, вертикальную и конгломератную структуру.
Так, все крупные сталелитейные компании в США – United States Steel, Bethlehem Steel, Republic Steel и др. – представляют собой вертикальные объединения предприятий, т.е. в собственности каждой фирмы имеются предприятия на различных стадиях производственного процесса.
Крупные сети магазинов розничной торговли в России, например «Ашан», «Икея», «Седьмой континент»,– это горизонтальные объединения, в которых все предприятия находятся на одной стадии производства (торговой системе).
Конгломераты объединяют предприятия, действующие в различных отраслях и на разных рынках. Например, International Telephone and Telegraph (ITТ), помимо основной деятельности, которая отражена в названии фирмы, через свои дочерние предприятия осуществляет широкомасштабные операции в таких разнообразных областях, как гостиничное хозяйство, пекарное производство, выпуск учебных материалов, страхование. Аналогично организованы системы управления в автомобильных, авиационных, нефтяных, металлургических и других корпорациях.
Современные тенденции менеджмента. Автор научного управления фирмами Ф. Тэйлор ещё в начале 20-х гг. ХХ в. сформулировал основные задачи надёжной организации управления фирмой. По его мнению, главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого на предприятии работника. Максимальная прибыль в данном случае означает не только большие дивиденды для акционерной компании или единоличного собственника предприятия, но и развитие каждой отдельной сферы управленческой деятельности компании до наивысшей ступени совершенства, обеспечивающей постоянное получение прибыли.
Максимальное благосостояние для каждого занятого на предприятии работника также означает не только более высокое вознаграждение по сравнению с обычным для данной профессии. Но, что гораздо важнее, развитие способностей каждого работника до максимально возможной для него степени производительности труда, а также предоставление работнику такой работы, которая потребует от него максимального проявления своего профессионализма.
Ф. Тэйлором были разработаны и сформулированы основные обязанности менеджеров компаний, необходимые для реализации указанной задачи управления.
1. Менеджмент разрабатывает научные методы труда, заменяющие традиционные для каждого действия во всех отраслях предприятия. То есть речь идёт о подлинно научной организации всех трудовых операций. В своё время в СССР на каждом производстве имелись стенды НОТ с перечнем этих принципов.
2. На основе научно установленных требований менеджмент производит тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает их, в то время как в прошлом рабочие сами выбирали себе специальность и сами, как могли, пытались её осваивать.
3. Менеджмент осуществляет тесное сотрудничество с работниками в достижении соответствия всех отдельных сфер производства научным принципам, которые были выработаны.
4. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между менеджментом предприятия и всеми рабочими.
С середины 50-х гг. XX в. благодаря автоматизации управления начинается новый, качественный этап развития системы менеджмента на фирмах. В результате происходят значительные изменения в управленческой деятельности, его содержании, процессах принятия решений.
Известный американский специалист в области управления менеджмента, консультант крупнейших американских корпораций профессор П. Дракер писал в этой связи, что структуры современных корпораций становятся нестабильными, соответственно меняются теория и практика управления. В доказательство он осуществил анализ реорганизации таких известных корпораций, как «Америкен телефоун энд телеграф», «Дженерал моторс», «Дюпон де Немур», «Дженерал электрик», «Форд» и др.
Новые управленческие процессы отражали кризис корпоративных структур организации и управления фирмами в целом, а также теории и практики менеджмента. По мнению Дракера, кризис возник в результате попыток оперировать устаревшими принципами в современных условиях. Возникла потребность в новых технологиях управления, внедрении автоматизированных систем на базе комплекса ЭВМ, а также системном подходе.
Компьютерная революция, начавшаяся в 80-хгг. XXв., потребовала изменений в организационных структурах и системе управления ими. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы привело к концентрации вокруг материнских компаний многочисленных филиалов по всему миру, а их деятельность и внутренние связи стали рассматриваться в рамках единой большой системы – корпорации. Сильнейшим изменениям подверглись структуры не только крупных компаний, но и средних и даже мелких, которые были вынуждены подстраиваться под изменения, происходящие на рынке.
Таким образом, менеджмент фирмы в современных условиях необычайно подвижен, подвержен непрерывным изменениям и восприимчив к новаторству и инновациям.
В современной практике преобладают смешанные системы и типы менеджмента с новой функцией управления – планирование организационного развития компании, обеспечивающего адекватные изменения соотношений централизации и децентрализации корпораций на постоянной основе.
В последнее время появилась новая негативная тенденция – искусство управления стало трактоваться как способ выколачивания прибыли любыми средствами. Менеджеры-директора получают огромные бонусы, хотя их банки или предприятия при этом могут разоряться.
Менеджмент в России. В России мировой опыт в области менеджмента долгое время изучали лишь учёные-экономисты ряда академических институтов и ведущих университетов. Как известно, капитализм в Российской империи имел запоздалый характер и начал медленно развиваться после отмены крепостного права в начале 60-х гг. XIX столетия, сохраняя во многом традиционные черты «купеческого капитализма». Только в начале XXв. его развитие ускорилось, но было прервано сначала революцией 1905 г., Первой мировой войной 1914 г., а затем Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.
Советская власть отменила частную собственность, осуществила национализацию фабрик, заводов, земли и превратила всё это в единую государственную собственность. Директорам социалистических предприятий предоставлялись (по планам) все факторы производства директивно: рабочая сила, сырьё и материалы, инструменты и оборудование, необходимые финансовые ресурсы. Произведённая ими продукция отгружалась строго по установленным правилам и направлялась по конкретному адресу.
Предприятие не получало за произведённую продукцию никакой прибыли, не имело никакого отношения к ценам. Оно отвечало только за выполнение плана. Поэтому опыт организации управления фирмами в развитых странах мог быть применён на государственных предприятиях в СССР только с точки зрения использования элементов научной организации труда по методу Ф. Тэйлора (на микроуровне в усечённом масштабе).
После перехода российской экономики на рыночную (капиталистическую) систему (1991) был легализован принцип частной собственности, государственный сектор экономики подвергся денационализации, и на его базе появились капиталисты-предприниматели, которые, однако, не имели опыта управленческой деятельности на частных фирмах. Проблема становления отечественного капитализма состояла в том, что крупные капиталистические предприятия появились не в результате реализации специфических способностей предпринимателя, его таланта и упорного труда, не «снизу», как это происходило на Западе в течение столетия, а «сверху» – правительство «одарило» определённый круг людей факторами производства (заводами, фабриками, торговыми предприятиями) и «накачало» их огромными финансовыми ресурсами. В результате в стране мгновенно возникли крупные монополистические компании, на формирование которых в развитых капиталистических странах ушло несколько столетий. Высококвалифицированные менеджеры в нашей стране появятся вместе с формированием социальной и деловой среды в обществе, с накоплением опыта и знаний.